СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский язык 10 класс. Урок 5.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как правильно проводить словообразовательный разбор.

Просмотр содержимого документа
«Русский язык 10 класс. Урок 5.»

Как правильно проводить словообразовательный разбор

Словообразовательный разбор – это лингвистический метод, с помощью которого происходит определение способа образования того или иного слова.

Порядок проведения словообразовательного разбора:

1. Первично следует определить тип основы анализируемого слова, которая бывает производной и непроизводной. В случае если основа слова оказывается непроизводной, дальнейший словообразовательный разбор невозможен. 

Например: луг, лес

2. Следует подобрать к анализируемому слову производящее слово, от которого оно образовалось. Такое слово должно быть родственно анализируемому слову, близким по лексическому значению и своей структуре. Следует помнить, что подбор производящего слова является ключевым звеном во всем словообразовательном разборе. При ошибке, допущенной на этой стадии, последующий разбор будет неверным.

Пример: спортсменка – производящее слово: спорт

3. На этой стадии следует установить, на чем основывается производящая база слова – суффиксы или префиксы, предварительно выделив их. 

4. Выделяются те части слов, которые образовывают новое слово. К примеру: поднебесный – под небом.

5. Заключительный этап – определение способа образования слова. Способ словообразование представляет собой сам процесс формирования производной основы от производящей. В словообразования допустимы комбинации разных способов. Не следует отождествлять понятия способа и средства словообразования. 

Если средством словообразования выступает суффикс, то способ является суффиксальным. При комбинации суффикса и префикса – суффиксально – префиксальным. Средством словообразования также является метод сложения основ, как это происходит в слове нефтепровод ( здесь есть две основы: нефть и провод).

Для русского языка характерны следующие способы словообразования:

1. приставочный: пригород – город, поехать – ехать
2. суффиксальный: толпище – толпа, выдумщик – выдумать
3. приставочно – суффиксальный: втихаря – тихо, подоконник – окно
4. бессуффиксальный: высь – высокий, синь – синий
5. сложение и суффиксация: вагоноремонтный, головоломка.
6. сложение основ: лесостепь
7. Сокращение основы: зав (заведующий), ком (коммунистический), зам (заместитель).
8. Аббревиация – сложносокращенные слова: военком, КПСС, РФ, 
9. изменение той или иной части речи: столовая, больной.

Словообразовательный разбор следует разграничивать от формообразовательного разбора. Различие между формой слова и новым словом заключается в том, что последнее должно иметь новое лексическое значение. Например: от прилагательного дерзкий с помощью суффикса образовываем слово дерзость, которое имеет иное значение, более того, относиться к другой части речи.

В отдельных случаях в словообразовательном разборе следует вводить два этапа

К примеру:
Увядший
1. увядший – увядать (формообразование). Причастие увядший образовалось от неопределенной формы глагола увядать.
2. увядать – вянуть (приставочный). Глагол увядать образовался от глагола вянуть приставочным способом.