СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский язык 10 класс. Урок 9.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научный стиль речи: назначение, признаки и разновидности (подстили).

Просмотр содержимого документа
«Русский язык 10 класс. Урок 9.»

Анализ научного стиля речи

Научный стиль принято разделять на три подстиля в соответствии с уровнем их академичности, а также в зависимости от читательской аудитории.

Разновидности и назначение научного стиля речи

Во-первых, выделяют собственно научный стиль, основными жанрами которого являются монография, научная статья, диссертация либо тезисы. Во-вторых, научно-учебный подстиль, которым написаны тексты учебников либо академических лекций. В-третьих, научно-публицистический подстиль, используемый при написании научно-популярной или научно-художественной литературы.

Также существует разделение научного стиля в соответствии с областями знаний: язык точных наук, язык гуманитарных дисциплин, а такжк подъязыки отдельных дисциплин.

Научный стиль направлен на стандартизацию речи и возрастание веса специфически-целевых слов по сравнению с общеупотребительными.

Основные требования научного стиля

  • - точность речи (однозначность выбора слов, использование терминов),

  • - логичность речи,

  • - доказательность речи,

  • - объективность информации,

  • - отказ от использования личных местоимений,

  • - полнота изложения материала,

  • - обобщенность и абстрактность речи.

Признаки научного стиля речи: лингвистические, лексические и синтаксические

Лингвистические признаки научного стиля: однозначность, объективность, безОбразность и безмоциональность.

Лексические признаки: употребление специальной терминологии и фразеологии. Часто общеупотребительные слова встречаются в специальном значении (например «тело» – физический термин, а «кислота» – химический). Используются обобщающие единицы речи (обычно, обыкновенно, регулярно...). Разговорная и экспрессивная лексика не употребляется. Часто используются фразы-клише. 

  • Активно используются символы и чертежи.

  • Присутствуют ссылки на используемые в тексте источники. 

  • Преобладает в тексте использование третьего лица. 

  • Речь в научном стиле однообразна, синонимы не употребляются.

  • Речь часто полна интернациональных слов.

Синтаксические признаки научного текста:

  • - особое использование местоимения «мы»,

  • - распространена безличная форма подачи информации,

  • - преобладают сложные предложения средней длины,

  • - активно используются вставные и пояснительные конструкции,

  • - употребляются пассивные конструкции,

  • - употребляются составные именные сказуемые,

  • - порядок слов должен быть стандартным.

Научные жанры предполагают определенную композиционную форму текста. Как правило, научный текст должен состоять из введения, основной части работы и заключения. Все части работы должны быть озаглавлены. 

Допустима некая доля экспрессии для того, чтобы обозначить позицию автора.