Русский язык 11 класс.
Тема урока: Обобщающее повторение синтаксиса.
Цели: обобщить знания учащихся по основным вопросам синтаксиса; совершенствовать умение выполнять лингвистический анализ текста.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Методы: самостоятельная работа, эвристическая беседа, выработка и совершенствование усвоенных навыков.
Ход урока: 1) Организационный этап.
Знакомство с планом и целями урока.
Заполнение «Листов обратной связи».
2) Этап актуализации субъектного опыта учащихся.
1. Орфоэпическая пятиминутка в рамках подготовки к ЕГЭ (задание А1).
Методика проведения.
Орфоэпическая пятиминутка является формой контроля освоения норм произношения. Подготовленный ученик предлагает составленные карточки со словами (15-20 слов) из «Орфоэпического минимума, подлежащего проверке в ходе ЕГЭ). Задача остальных учеников класса - проставить ударение. Проверяется правильность заполнения карточек самим составителем. Систематическое проведение орфоэпических пятиминуток позволяет экономить время, концентрировать внимание учащихся, обогащать и активизировать словарь школьников.
2. Задание «Дай толкование слова» подразумевает работу с паронимами в рамках подготовки к ЕГЭ (задание А2) и может проводиться как самим учителем, и подготовленным учеником.
3. Этап организации совместной деятельности по освоению материала урока.
Работа в мини-группах по подготовке устных ответов на вопросы (учебник с. 108-109).
4. Этап первичной проверки понимания изученного.
Эвристическая беседа по обобщающим вопросам в учебнике.
5. Этап закрепления и применения изученного.
Задания для учащихся «Проверь себя»:
-самостоятельная работа по упр.208, позволяющему закрепить следующие умения учащихся:
А) выделять грамматическую основу предложения;
Б) находить элементы, осложняющие простое предложение (однородные члены, обращение, вводные слова, обособленные обороты);
В) различать типы сложных предложений, их структуру.
Попутно закрепляются навыки постановки знаков препинания.
-Взаимопроверка.
Комментарий для учителя. По всем вопросам, указанным в теме данного и последующего уроков, разнообразные практические упражнения содержатся в учебном пособии «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи». Задача учителя - выбрать те из них, которые в наибольшей мере отвечают особенностям класса. При этом учитывается характер как основных, так и дополнительных заданий, формирующих знания и умения учащихся не только по лексике, фразеологии, но и грамматике, орфографии, пунктуации, стилистике, языку художественной литературы.
6. Этап коррекции.
Комментарий для учителя. Тесты для обучающихся учитель может почерпнуть из сборников заданий серии «Готовимся к государственному централизованному тестированию» (например, Балашова Л. В., Ягуба М. А. Русский язык: Подготовка к государственному централизованному тестированию. Саратов: Лицей, 2003) или других источников по выбору учителя, в том числе электронные версии КИМов по русскому языку.
7. Этап информации о домашнем задании.
Разноуровневые домашние задания, предложенные учителем.
8. Этап подведения итогов занятия. Этап рефлексии.
Заполнение листов обратной связи.