________ Антоненко О.В.
Приказ №__ от«__» ___2019 г.
2019 г.
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования рабочей программы В. П. Канакина, В. Г. Горецкий «Русский язык» для 1—4 классов: пособие для учителей общеобразовательных организаций предметная линия учебников системы «Школа России». — М.: Просвещение, 2019., учебника Русский язык 3 класс, В.П. Канакина, В. Г. Горецкий «Просвещение»2018 г., с учетом идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности.
Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот , мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды — отечественного языка» (К. Д. У шинский).
Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
На основании учебного плана на изучение русского языка в 3 классе начальной школы отводится 170 учебных часов, из расчета 5 часов в неделю.
В соответствии с календарным учебным графиком и расписанием на 2019-2020 учебный год на изучение русского языка в 3 классе начальной школы отводится 167 часов, из расчета 5 часов в неделю. Авторская программа рассчитана на 170 часов.
Данная программа будет выполнена за 167 часов. Содержание, а так же последовательности изучения разделов и тем курса в рабочей программе находятся в полном соответствии с авторской программой «Русский язык» для 1—4 классов: пособие для учителей общеобразовательных организаций предметная линия учебников системы «Школа России». — М.: Просвещение, 2019, за исключением уплотнения тем.
Сокращение произведено в разделе «Глагол» на 3 часа. В авторской программе 21 час, а в данной программе 18 часов.
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.
Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:
— чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;
— восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;
— доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
— уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;
– принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;
– ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
– формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;
– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
– формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
– формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
– формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.
Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.
Наша речь и наш язык.
Текст (повторение и углубление представлений). Предложение (повторение и углубление представлений о предложении и диалоге). Виды предложений по цели высказывания и интонации. Предложения с обращением (общее представление). Состав предложения. Простое и сложное предложения. Словосочетания.
Лексическое значение слова. Омонимы. Слово и словосочетание. Фразеологизмы. Части речи. Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе, местоимении, предлоге) и их признаках. Имя числительное (общее представление). Однокоренные слова. Слово и слог. Звуки и буквы (обобщение и углубление представлений).
Корень слова. Формы слова. Окончание. Приставка. Суффикс. Основа слова. Обобщение знаний о составе слова.
Правописание слов с безударными гласными в корне. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне. Правописание слов с удвоенными согласными. Правописание суффиксов и приставок. Правописание приставок и предлогов. Правописание слов с разделительным твердым знаком (ъ).
Повторение и углубление представлений. Число имен существительных. Падеж имен существительных.
Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. Текст-описание. Формы имен прилагательных. Род имен прилагательных. Число имен прилагательных. Падеж имен прилагательных.
Лицо, число, род личных местоимений.
Повторение и углубление представлений о глаголе. Формы глагола. Число глаголов. Времена глагола. Род глаголов в прошедшем времени. Правописание частицы НЕ с глаголами.
Повторение всего пройденного материала.
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определённых личностных, метапредметных и предметных результатов.
1. Формирование чувства гордости за свою Родину , российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувства других людей и сопереживания им.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и пись-менной форме.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей,
построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществление взаимного контроля в совместной деятельности, адекватное оценивание собственного поведения и поведения окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи.
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
№ п/п | Дата | Тема | Основные виды деятельности обучающихся (на уровне учебных действий) | Формы контроля |
План | Коррекция |
Язык и речь (2 часа) |
1 | 02.09 | | Наша речь. Виды речи. | Научаться различать язык и речь; анализировать высказывания о русском языке. | Комбинированная |
2 | 03.09 | | Наш язык. | Формирование умения распознать язык и речь; развитие устной речи. | Комбинированная |
Текст. Предложение. Словосочетание (14 часов) |
3 | 04.09 | | Текст. | Научаться различать текст и предложения; различать предложения от группы слов; выделять части текста; различать типы текстов. | Фронтальная |
4 | 05.09 | | Текст. Типы текстов. | Научаться различать текст и предложения; различать предложения от группы слов; выделять части текста; различать типы текстов. | Фронтальная |
5 | 06.09 | | Предложение. | Повторить изученное ранее о предложении; формировать умение распознать предложения и группы слов. | Фронтальная |
6 | 09.09 | | Виды предложений по цели высказывания. | Знакомятся с видами предложений по цели высказывания. | Комбинированная |
7 | 10.09 | | Виды предложений по интонации. | Повторить материал по видам предложений по интонации; развивать умение интонационно правильно произносить предложения. | Фронтальная |
8 | 11.09 | | Предложения с обобщением. | Познакомиться с предложениями с обращением; формировать умение выделять обращение в предложении. | Комбинированная |
9 | 12.09 | | Предложения с обращением. | Повторить материал по предложениям с обращением,развивать умение выделять обращение в предложениях. | |
10 | 13.09 | | Главные и второстепенные члены предложения. | Развивать умение распознавать в предложении главные и второстепенные члены предложения; учатся устанавливать связь слов в предложении , распространять нераспространенное предложение второстепенными членами. | Комбинированная |
11 | 16.09 | | Главные и второстепенные члены предложения. | Развивать умение устанавливать связь слов в предложении, учатся распознать в предложении главные и второстепенные члены предложения | Групповая |
12 | 17.09 | | Простое и сложное предложение. | Познакомится с понятием сложное предложение; развивать умение устанавливать связь слов в предложении. | Комбинированная |
13 | 18.09 | | Простое и сложное предложение. | Развивать умение устанавливать связь слов в предложении. | Фронтальная |
14 | 19.09 | | Словосочетание. | Учатся выделять словосочетание в предложениях; развивать умение устанавливать связь слов в предложении. | Фронтальная |
15 | 20.09 | | Обучающее изложение «Путешественница». | Учатся передавать содержание текста по коллективно составленному плану. | Индивидуальная |
16 | 23.09 | | Контрольный диктант по теме «Предложение» «Наш сад». | Умение оформлять предложения, писать слова без пропусков букв. | Индивидуальная |
Слово в языке и речи (19 часов) |
17 | 24.09 | | Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. | Формировать умение распознать многозначные и однозначные слова, слова в прямом и переносном значении, работать с толковым словарем. | Фронтальная |
18 | 25.09 | | Синонимы и антонимы. | Умение распознать слова синонимы и антонимы; работать со словарями синонимов и антонимов. | Комбинированная |
19 | 26.09 | | Омонимы. | Формирование умения распознавать слова омонимы; работа со словарем омонимов. | Комбинированная |
20 | 27.09 | | Слово и словосочетание. | Формирование умения различать слово и словосочетание ; развивать устную речь. | Фронтальная |
21 | 30.09 | | Фразеологизмы. | Находить в предложении фразеологизмы, отличать фразеологизмы от неустойчивых словосочетаний. | Фронтальная |
22 | 01.10 | | Фразеологизмы. | Находить в предложении фразеологизмы, отличать фразеологизмы от неустойчивых словосочетаний. | Индивидуальная |
23 | 02.10 | | Части речи. | Учатся распознавать части речи; развивать устную речь. | Комбинированная |
24 | 03.10 | | Имя существительное. | Учатся распознавать одушевленные и неодушевленные, нарицательные и собственные имена существительные. | Комбинированная |
25 | 04.10 | | Имя прилагательное. | Учатся распознавать имена прилагательные, употреблять в речи синонимы и антонимы. | Фронтальная |
26 | 07.10 | | Глагол. Число глаголов. | Учатся распознавать глаголы, определять число глаголов. | Фронтальная |
27 | 08.10 | | Что такое имя числительное? | Знакомятся с начальной формой имени числительного; учатся распознавать имена числительные, употреблять их в речи. | Групповая |
28 | 09.10 | | Однокоренные слова. | Совершенствуют умения находить однокоренные слова ,выделять в словах корень; развивают мышление. | Комбинированная |
29 | 10.10 | | Звуки и буквы. Гласные буквы. | Формирование представлений о различиях между буквой и звуком; учатся распознать ударный и безударный гласный звук. | Комбинированная |
30 | 11.10 | | Звуки и буквы. Согласные буквы. | Учатся распознавать парные и непарные по твердости – мягкости и глухости-звонкости согласные звуки, шипящие звуки, правильно обозначать на письме сочетание шипящих звуков с гласными, писать буквосочетания чк,чн без мягкого знака. | Фронтальная |
31 | 14.10 | | Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак. | Учатся распознавать парные звонкие глухие звуки,правильно писать слова с парными согласными, с ращделительным мягким знаком. | Фронтальная |
32 | 15.10 | | Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак. | Распознают парные звонкие и глухие согласные звуки, правильно пишут слова с парными согласными, с разделительным мягким знаком. | Комбинированная |
33 | 16.10 | | Обучающее изложение «Осенняя елочка». | Учатся передавать содержание текста по коллективно составленному плану, писать слова с изученными орфограммами. | Индивидуальная |
34 | 17.10 | | Обобщение по теме «Слово в языке и речи». | Обобщают знания по изученной теме. | Фронтальная |
35 | 18.10 | | Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи» «Утро» с грамматическим заданием. | Учатся находить в предложениях главные члены, определять части речи ,находить однокоренные слова и выделять корень в словах. | Индивидуальная |
Состав слова (16 часов) |
36 | 21.10 | | Что такое корень слова? | Учатся распознавать однокоренные слова и группировать их; различать однокоренные слова и синонимы; работа со словарем однокоренных слов. | Фронтальная |
37 | 22.10 | | Как найти в слове корень? | Уточняют представления о том, что корень в однокоренных словах пишется одинаково; учатся находить корень в словах. | Фронтальная |
38 | 23.10 | | Сложные слова. | Знакомятся со сложными словами; формируют умение находить корень в сложных словах. | Фронтальная |
39 | 24.10 | | Что такое окончание?Как найти в слове окончание? | Знакомятся с окончанием как с изменяемой частью слова и его ролью в предложении; формируют умение находить окончание в словах. | Комбинированная |
40 | 25.10 | | Окончание слова. | Углубляют представление об особенностях окончания как части слова; развивают умение находить окончание в словах. | Комбинированная |
41 | 05.11 | | Что такое приставка? Как найти в слове приставку? | Знакомятся с приставкой как значимой частью слова; формируют умение выделять приставки в словах ,образовывать с помощью приставок новые слова. | Комбинированная |
42 | 06.11 | | Значение приставок. | Учатся находить приставки в словах, разбирать слова по составу. | Фронтальная |
43 | 07.11 | | Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс? | Знакомятся с суффиксом как значимой частью слова; формируют умение выделять суффиксы в словах. | Комбинированная |
44 | 08.11 | | Значения суффиксов. | Совершенствуют знания об однокоренных словах и значимых частях слова; учатся разбирать слова по составу, объясняют значения суффиксов. | Комбинированная |
45 | 11.11 | | Сочинение по картине А.А. Рылова «В голубом просторе». | Знакомятся с жизнью и творчеством А.А. Рылова; развивают умения составлять текст на заданную тему, соблюдать структуру текста, излагать текст последовательно, устанавливая связь между его частями и отдельными предложениями. | Индивидуальная |
46 | 12.11 | | Что такое основа слова? | Формируют умения выделять основу в словах, разбирают слова по составу. | Фронтальная |
47 | 13.11 | | Повторение по теме состав слова. | Развивают умение выделять значимые части слова, разбирают слова по составу. | Фронтальная |
48 | 14.11 | | Обобщение по теме состав слова. | Проверка навыков написания слов с изученными орфограммами, умение разбирать слова по составу. | Комбинированная |
49 | 15.11 | | Контрольный диктант по теме «Состав слова» «Барсуки». | Развивают орфографическую зоркость, выполняют работу над ошибками. | Индивидуальная |
50 | 18.11 | | В каких значимых частях слова есть орфограммы? | Учатся находить в словах орфограммы; подбирают проверочные слова; объясняют написание слов с орфограммами; оценивают результаты выполненного задания | Фронтальная |
51 | 19.11 | | В каких значимых частях слова есть орфограммы? | Учатся находить в словах орфограммы; подбирают проверочные слова; объясняют написание слов с орфограммами; оценивают результаты выполненного задания | Фронтальная |
Правописание частей слова (29 часов) |
52 | 20.11 | | Правописание слов с безударными гласными в корне | Формируют умение подбирать проверочные слова для слов с безударными гласными в корне; развивают творческое мышление. | Фронтальная |
53 | 21.11 | | Правописание слов с безударными гласными в корне. | Формируют умение подбирать проверочные слова для слов с безударными гласными в корне; развивают творческое мышление. | Фронтальная |
54 | 22.11 | | Правописание слов с двумя безударными гласными в корне. | Отрабатывают умение подбирать проверочные слова для слов с одним и двумя безударными гласными в корне. | Фронтальная |
55 | 25.11 | | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. | Отрабатывают умения проверять и правильно писать слова с безударными гласными в корне. | Фронтальная |
56 | 26.11 | | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. | Формируют умения различать парные звонкие и глухие согласные , правильно писать слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками. | Комбинированная |
57 | 27.11 | | Проверка слов с парными согласными в корне. | Развивают умение проверять слова с парными по глухости - звонкости парными согласными в корне. | Фронтальная |
58 | 28.11 | | Проверка слов с парными согласными в корне. | Отрабатывают умение подбирать проверочные слова дл слов с парными согласными в корне; развивают устную речь. | Фронтальная |
59 | 29.11 | | Упражнение в написании слов с глухими и звонкими согласными в корне. | Развивают умение подбирать проверочные слова, сравнивать искомую букву в проверочном и проверяемом словах. | Комбинированная |
60 | 02.12 | | Обучающее изложение «Ёжик». | Развивают умение передавать содержание текста по коллективно составленному плану, писать слова с изученными орфограммами. | Индивидуальная |
61 | 03.12 | | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | Формируют умение правильно писать слова с непроизносимыми согласными в корне. | Комбинированная |
62 | 04.12 | | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | Развивают умение подбирать проверочные слова для слов с непроизносимыми согласными в корне, сравнивают произношение и написание этих слов, отрабатывают умение составлять предложение из слов. | Комбинированная |
63 | 05.12 | | Сочинение по картине В.М.Васнецова «Снегурочка». | Знакомятся с жизнью и творчеством В.М.Васнецова, учатся читать картину, развивают умение составлять текст на заданную тему. | Индивидуальная |
64 | 06.12 | | Обобщение по теме «Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне». | Совершенствуют умения проверять и правильно писать слова с непроизносимыми согласными в корне. | Фронтальная |
65 | 09.12 | | Правописание слов с удвоенными согласными. | Формируют умение правильно писать слова с удвоенными согласными. | Комбинированная |
66 | 10.12 | | Правописание слов с удвоенными согласными. | Формируют умение правильно писать слова с удвоенными согласными. | Комбинированная |
67 | 11.12 | | Контрольный диктант по теме «Правописание корней в слове». «Настоящий друг». С грамматическим заданием. | Проверка усвоения правил написания слов с изученными орфограммами. | Индивидуальная |
68 | 12.12 | | Правописание суффиксов. | Формируют умения находить орфограммы в суффиксах и приставках, правильно обозначать буквой безударный гласный или парный по глухости-звонкости согласный звук в приставке или суффиксе, пишут слова с суффиксом –ек,-ик. | Комбинированная |
69 | 13.12 | | Правописание приставок. | Формируют умения находить орфограммы в суффиксах и приставках, правильно обозначать буквой безударный гласный или парный по глухости-звонкости согласный звук в приставке или суффиксом, пишут слова с суффиксом –ок, - еньк, - оньк. | Комбинированная |
70 | 16.12 | | Правописание суффиксов. | Отрабатывают умения находить орфограммы в суффиксах и приставках, правильно обозначать буквой безударный гласный или парный по глухости-звонкости согласный звук в приставке или суффиксе на письме. | Фронтальная |
71 | 17.12 | | Правописание приставок. | Отрабатывают навыки правописания приставок и суффиксов; развивают орфографическую зоркость. | Комбинированная |
72 | 18.12 | | Правописание предлогов и приставок. | Формируют умение различать предлоги и приставки, правильно пишут их и употребляют в речи. | Фронтальная |
73 | 19.12 | | Правописание предлогов и приставок. | Формируют умение различать предлоги и приставки, правильно пишут их и употребляют в речи. | Фронтальная |
74 | 20.12 | | Правописание слов с разделительным твердым знаком. | Формируют знания написания слов с разделительным твердым знаком. | Комбинированная |
75 | 23.12 | | Правописание слов с разделительным твердым знаком. | Проверить навыки написания слов с изученными орфограммами. | Индивидуальная |
76 | 24.12 | | Обобщение по теме правописание слов с разделительным твердым знаком. | Формируют умение различать слова с разделительным твердым знаком. | Фронтальная |
77 | 25.12 | | Правописание слов с разделительными твердым и мягким знаками. | Развивают умения различать в словах разделительные твердые и мягкие знаки, переносить слова с разделительным твердым знаком, распознают в словах изученные орфограммы. | Фронтальная |
78 | 26.12 | | Правописание слов с разделительными твердым и мягким знаками. | Развивают умение передавать содержание текста по коллективно составленному плану, пишут слова с изученными орфограммами. | Индивидуальная |
79 | 27.12 | | Составляем орфографический словарь. | Развивают умения различать в словах разделительные твердые и мягкие знаки, переносить слова с разделительным твердым знаком, распознают в словах изученные орфограммы. | Фронтальная |
80 | 09.01 | | Составляем орфографический словарь. | Формируют умения подбирать текстовую информацию, выделять из большего количества главное и представлять свой проект. | Индивидуальная |
Имя существительное (32 часа) |
81 | 10.01 | | Части речи. | Формируют умения распознавать части речи. | Фронтальная |
82 | 13.01 | | Имя существительное и его роль в речи. | Знакомятся с обобщенным лексическим значением имен существительных(названа людей, вещей, событий) | Комбинированная |
83 | 14.01 | | Значение и употребление имен существительных в речи. | Развивают умения распознавать имена существительные определять их значение, правильно употреблять в речи. | Фронтальная |
84 | 15.01 | | Одушевленные и неодушевленные имена существительные. | Формируют умение распознавать одушевленные и неодушевленные имена существительные, развивают творческое мышление. | Комбинированная |
85 | 16.01 | | Одушевленные и неодушевленные имена существительные. | Формируют умение распознавать одушевленные и неодушевленные имена существительные. | Фронтальная |
86 | 17.01 | | Обучающее изложение «Лягушонок». | Развивают умение передавать содержание текста по коллективно составленному плану, пишут слова с изученными орфограммами. | Индивидуальная |
87 | 20.01 | | Собственные и нарицательные имена существительные. | Формируют умения распознавать собственные и нарицательные имена существительные, пишут заглавную букву в именах собственных. | Комбинированная |
88 | 21.01 | | Проект «Тайна имени». | Формируют умения подбирать текстовую информацию, выделять из большего количества главное и представлять свой проект. | Индивидуальная |
89 | 22.01 | | Число имен существительных. | Формируют умения определять число имен существительных, изменять их по числам. | Фронтальная |
90 | 23.01 | | Число имен существительных. | Формируют умения определять число имен существительных, изменять их по числам. | Фронтальная |
91 | 24.01 | | Род имен существительных. | Учатся определять род имен существительных. | Фронтальная |
92 | 27.01 | | Род имен существительных. | Развивают умения определять род имен существительных. | Фронтальная |
93 | 28.01 | | Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих. | Знакомятся с новой ролью мягкого знака как показателя женского рода имен существительных. | Комбинированная |
94 | 29.01 | | Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих. | Формируют умения писать имена существительные с шипящим звуком на конце мужского и женского рода. | Комбинированная |
95 | 30.01 | | Склонение имен существительных. | Знакомятся с изменением окончаний имен существительных в зависимости от вопроса. | Комбинированная |
96 | 31.01 | | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» «На рыбной ловле». С грамматическим заданием. | Проверить знания и умения по теме «Имя существительное». | Индивидуальная |
97 | 03.02 | | Обучающее изложение «Зверек». | Развивают умение передавать содержание текста по коллективно составленному плану, пишут слова с изученными орфограммами. | Индивидуальная |
98 | 04.02 | | Падеж имен существительных. | Формируют умения определять падеж имен существительных. | Комбинированная |
99 | 05.02 | | Упражнения в определении падежей. | Развивают умения определять падеж существительных по вопросу и предлогу; знакомятся с особенностями именительного падежа. | Комбинированная |
100 | 06.02 | | Упражнения в определении падежей. | Развивают умения определять падеж существительных по вопросу и предлогу. | Комбинированная |
101 | 07.02 | | Сочинение по картине И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка –квакушка». | Знакомятся с жизнью и творчеством Билибина, развивают умения составлять текст на заданную тему, соблюдать структуру текста. | Индивидуальная |
102 | 10.02 | | Именительный падеж. | Знакомятся с особенностями именительного падежа. | Комбинированная |
103 | 11.02 | | Родительный падеж. | Знакомятся с особенностями родительного падежа. | Комбинированная |
104 | 12.02 | | Дательный падеж. | Знакомятся с особенностями дательного падежа. | Фронтальная |
105 | 13.02 | | Винительный падеж. | Знакомятся с особенностями винительного падежа. | Фронтальная |
106 | 14.02 | | Творительный падеж. | Знакомятся с особенностями творительного падежа, развитие умения определять падеж по вопросу и предлогу | Фронтальная |
107 | 17.02 | | Предложный падеж. | Знакомятся с особенностями предложного падежа, развитие умения определять падеж по вопросу и предлогу | Фронтальная |
108 | 18.02 | | Падеж имен существительных. | Формируют умения определять падеж имен существительных. | Комбинированная |
109 | 19.02 | | Обобщение по теме «Имя существительное». | Развивают умение определять падеж имен существительных по вопросу и предлогу, разбирают предложения по членам | Комбинированная |
110 | 20.02 | | Имя существительное | Развивают умение определять падеж имен существительных по вопросу и предлогу, разбирают предложения по членам. | Индивидуальная |
111 | 21.02 | | Контрольный диктант по теме «Правописание окончаний имен существительных» «Живой мячик». С грамматическим заданием. | Выявить уровень орфографических умений и навыков ,проверить знания по теме «Имя существительное». | Индивидуальная |
112 | 25.02 | | Проект «Зимняя страничка». | Формировать умение подбирать текстовую информацию, выделяют из большого количества информации и представляют свой проект. | Индивидуальная |
Имя прилагательное (18 часов) |
113 | 26.02 | | Значение и употребление имен прилагательных в речи. | Знакомятся с именем прилагательным и его ролью в речи. | Комбинированная |
114 | 27.02 | | Значение и употребление имен прилагательных в речи. | Развивают умение устанавливать связь слов в предложении, знакомятся со сложными именами прилагательными. | Комбинированная |
115 | 28.02 | | Роль прилагательных в тексте. | Дают определение о тексте-описании, развивают умения употреблять имена прилагательные в речи. | Комбинированная |
116 | 02.03 | | Текст-описание. | Развивают умения составлять текст-описание, точно употреблять имена прилагательные в речи. | Фронтальная |
117 | 03.03 | | Род имен прилагательных. | Знакомство с именами прилагательными по родам, развивают умения определять род имен прилагательных. | Индивидуальная |
118 | 04.03 | | Сочинение по картине М.А. Врубеля «Царевна –Лебедь». | Знакомятся с творчеством М.А. Врубеля ;учатся писать отзыв по картине; развивают умение составлять текст на заданную тему. | Комбинированная |
119 | 05.03 | | Изменение имен прилагательных по родам. | Развивают умения изменять прилагательные по родам. | Фронтальная |
120 | 06.03 | | Изменение имен прилагательных по родам. | Развивают умения точно употреблять имена прилагательные в речи, правильно писать их родовые окончания. | Комбинированная |
121 | 10.03 | | Число имен прилагательных. | Развивают умения определять число имен прилагательных; отрабатывают умения составлять словосочетания. | Комбинированная |
122 | 11.03 | | Число имен прилагательных. | Прилагательные изменяются по родам только в единственном числе развивают умения правильно писать окончания прилагательных во множественном числе. | Фронтальная |
123 | 12.03 | | Изменение имен прилагательных по падежам. | Формируют умения определять падеж имен прилагательных, правильно писать падежные окончания прилагательных. | Комбинированная |
124 | 13.03 | | Изменение имен прилагательных по падежам . | Формируют умения определять падеж имен прилагательных, правильно писать падежные окончания прилагательных. | Комбинированная |
125 | 16.03 | | Имя прилагательное. | Проверка умения определять род, число, падеж имен прилагательных. | Комбинированная |
126 | 17.03 | | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» «Солнечный дождик». | Проверка знания, умения и навыков по теме «Имя прилагательное | Индивидуальная |
127 | 18.03 | | Сочинение по картине В.А.Серова «Девочка с персиками». | Знакомятся с творчеством В.А.Серова; учатся писать отзыв по картине; развивают умение составлять текст на заданную тему. | Индивидуальная |
128 | 19.03 | | Имя прилагательное. | Проверка умения определять род, число, падеж имен прилагательных. | Комбинированная |
129 | 20.03 | | Обобщение по теме «Имя прилагательное». | Проверка умения определять род, число, падеж имен прилагательных. | Фронтальная |
130 | 30.03 | | Проект «Имена прилагательные в загадках». | Формировать умение подбирать текстовую информацию, выделяют из большого количества информации и представляют свой проект. | Индивидуальная |
Местоимение (5 часов) |
131 | 31.03 | | Личные местоимения. | Представление о местоимении как части речи. Формируют умения распознавать местоимения. | Фронтальная |
132 | 01.04 | | Изменение личных местоимений по родам. | Формируют умения определять лицо ,число и род местоимений. | Комбинированная |
133 | 02.04 | | Местоимение. | Развивают умения определять лицо , число и род местоимений, употребляют местоимения в речи. | Комбинированная |
134 | 03.04 | | Обучающее изложение «Мышонок Пик». | Развивают представления о связи между предложениями. | Индивидуальная |
Глагол ( 18 часов) |
135 | 06.04 | | Формы глагола. | Знакомимся с формами глаголов. | Комбинированная |
136 | 07.04 | | Значение и употребление глагола в речи. | Формируют умения распознавать глаголы среди других частей речи, употреблять глаголы. | Комбинированная |
137 | 08.04 | | Значение и употребление глагола в речи. | Формируют умение распознавать глаголы в неопределенной форме. | Фронтальная |
138 | 09.04 | | Неопределенная форма глагола. | Знакомятся с неопределенной формой глагола, формируют умение распознавать глаголы в неопределенной форме. | Фронтальная |
139 | 10.04 | | Неопределенная форма глагола. | Формируют умение распознавать глаголы в неопределенной форме. | Фронтальная |
140 | 13.04 | | Число глаголов. | Формируют умения определять число глаголов, изменять глаголы по числам. | Комбинированная |
141 | 14.04 | | Число глаголов. | Формируют умения определять число глаголов, изменять глаголы по числам. | Комбинированная |
142 | 15.04 | | Времена глаголов. | Дают представление о времени глаголов. | Комбинированная |
143 | 16.04 | | Времена глаголов.2-е лицо глаголов. | Знакомятся с написанием глаголов в форме 2 лица единственного числа, формируют умение распознавать глаголы в прошедшем времени по суффиксу –л-. | Комбинированная |
144 | 17.04 | | Изменение глаголов по временам. | Формируют умение изменять глаголы по временам. | Фронталтная |
145 | 20.04 | | Изменение глаголов по временам. | Формируют умение изменять глаголы по временам. | Фронтальная |
146 | 21.04 | | Обучающее изложение «Пчелки на разведке». | Развивают умение передавать содержание текста по коллективно составленному плану, пишут слова с изученными орфограммами. | Индивидуальная |
147 | 22.04 | | Род глаголов в прошедшем времени. | Знакомятся с изменением глаголов в прошедшем времени по лицам | Фронтальная |
148 | 23.04 | | Род глаголов в прошедшем времени. | Развивают умение определять род глаголов в прошедшем времени. | Комбинированная |
149 | 24.04 | | Правописание частицы не с глаголами. | Знакомятся с ролью частицы не, учатся писать частицу не с глаголами раздельно | Комбинированная |
150 | 27.04 | | Правописание частицы не с глаголами. | Развивают умения употреблять и правильно писать глаголы с частицей не. | Фронтальная |
151 | 28.04 | | Обобщение по теме «Глагол». | Развивают умение определять время, число, лицо глаголов, разбирать предложения по членам. | Комбинированная |
152 | 29.04 | | Контрольный диктант по теме «Глагол» «Весенние новости». С грамматическим заданием. | Проверить знания, умения и навыки по теме «Глагол» | Индивидуальная |
Повторение (15 часов) |
153 | 30.04 | | Части речи. | Морфологический разбор слова, синтаксический разбор предложений; развивают воображение, творческие способности. | Фронтальная |
154 | 06.05 | | Обобщение по теме «Части речи». | Морфологический разбор слова, синтаксический разбор предложений; развивают воображение, творческие способности. | Комбинированная |
155 | 07.05 | | Обучающее изложение «Поступок». | Развивают умения передавать содержание текста по коллективно оставленному плану, точно употреблять глаголы. | Индивидуальная |
156 | 08.05 | | Обобщение по теме «Слово,предложение». | Роль слова и предложения в речи, виды предложений по цели высказывания и интонации, развивают умение правильно употреблять предложения в речи. | Комбинированная |
157 | 12.05 | | Правописание окончаний имен прилагательных. | Правописание родовых окончаний имен прилагательных. | Фронтальная |
158 | 13.05 | | Правописание приставок и предлогов. | Правописание приставок и предлогов, развивают умения распознавать орфограммы в слове, работать с деформированным текстом. | Комбинированная |
159 | 14.05 | | Правописание безударных гласных. | Развивают умения распознавать орфограммы в словах, проверять безударные гласные в корне. | Комбинированная |
160 | 15.05 | | Правописание значимых частей слов. | Обобщают знания о правописании слов с орфограммами; развивают умение пользоваться правилом перед написанием слова, выяснить, в какой части слова находится орфограмма | Комбинированная |
161 | 18.05 | | Итоговый контрольный диктант «Птицы говорят спасибо». С грамматическим заданием. | Проверить знания и умения по программе 3 класса | Индивидуальная |
162 | 19.05 | | Правописание значимых частей слов. | Правовисание значемых частей слов. | Комбинированная |
163 | 20.05 | | Обучающее изложение «Перелетнык птицы». | Прорабатывают ошибки допущенные в контрольном диктанте; обобщают знания о частях речи, однокоренных словах | Индивидуальная |
164 | 21.05 | | Сочинение на тему «Почему я жду летних каникул». | Развивают умение передавать содержание текста по коллективно составленному плану, пишут слова с изученными орфограммами. | Индивидуальная |
165 | 22.05 | | Текст. | Обобщить знания о тексте развивают устную речь. | Фронтальная |
166 | 25.05 | | Однокоренные слова. | Формировать умение составлять текст на заданную тему; развивать устную и письменную речь. | Комбинированная |
167 | 26.05 | | «Знатоки русского языка» | Прививать интерес к предмету; развивать логическое мышление. | Комбинированная |