СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский язык, 3 класс, "Приставка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Русский язык, 3 класс, "Приставка"»

Урок русского языка в 3«В» классе (УМК «Школа России»)

Учитель: Широкая М.М.

Студентка: Купина Дарья, У3Б.

Методист: Рыкуш Т.Н.

Дата проведения: 31.10.2016 г.

Тема урока

«Как найти в слове приставку?»

Педагогическая цель

Создать условия для ознакомления с приставкой как значимой частью слова; формировать умения выделять приставки в словах, образовывать с приставками новые слова; организовать совместную деятельность учащихся с целью знакомства с приставкой.

Тип урока

Изучение нового материала.

Планируемые результаты (предметные)

Получать представления о приставке как значимой части слова; указать место приставки в слове; научиться находить приставку среди других частей слова; образовывать новые лова с помощью приставок; получать представления о роли приставки; познакомиться с обозначение приставки на письме.

Личностные результаты

Проявлять интерес к познанию русского языка, языковой деятельности, способность к самооценке

на основе успешности учебной деятельности.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: учить принимать и сохранять учебную задачу; преобразовывать практическую задачу в познавательную; составлять простейший план действий; осуществлять итоговый контроль по результату;

Познавательные: учить добывать информацию; осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии; строить логическое рассуждение, включающие причинно - следственные связи;

Коммуникативные: учить выслушивать разные точки зрения; учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; учить аргументировать свою позицию; осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в сотрудничестве.

Основные понятия и термины

Значение части слова, корень, однокоренные слова, окончание, лексическое значение слова, приставка, образование приставки.

Методы и формы работы

Фронтальная, индивидуальная; словесный, практический, наглядный.

Образовательные ресурсы

Учебник, м.м. презентация, ИКТ технологии, раздаточный материал, наглядный материал.













Технологическая карта урока.

Этапы урока. Цель.

Виды работы

Содержание взаимодействия с учащимися

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный момент

Цель: содействовать установлению нормального рабочего настроя у школьников, готовности к сотрудничеству


1.Приветствие


2.Эмоциональный настрой








3.Проврка готовности

-Здравствуйте ребята. Сегодня урок русского языка проведу у вас я, меня зовут Дарья Евгеньевна.

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Чтобы задачи без труда решать,

Преобразовывать, считать,

Чертить, смекать и рассуждать.


-Проверим все ли необходимое лежит у вас на столах. У вас на партах должны лежать: учебник, тетрадь, пенал, дневник.

-Не забывайте о правилах посадки. Сидите прямо, не сгибаясь и не в пол оборота.

Эмоционально настраивает обучающихся на работу. Проверяет готовность обучающихся к уроку. Вызывает интерес к учебной деятельности

Воспринимают информацию. Приветствуют учителя, усаживаются за свои рабочие места, проверяют готовность к уроку

II.Минутка чистописания

Цель: формирование графически правильного, четкого и достаточного скорого письма, их соединений в словах, четкое безотрывное письмо.




















III.Словарная работа

1.Пальчиковая гимнастика




-Ребята, я буду показывать вам упражнения, а вы повторяйте за мной.

Похлопайте в ладоши.

Постучите в кулачки.

Помассируйте каждый пальчик.

Покатайте карандаш между ладонями.

Осуществляет подготовку к письму; показывает образец выполнения пальчиковой гимнастики

Внимательно слушают учителя, выполняют пальчиковую гимнастику вместе с учителем.

2.Письмо буквосочетаний со строчной буквой а








3.Письмо слов.





4.Письмо предложения с комментированием




-Ребята, откройте тетради и запишите число 31 октября. Классная работа.

-На доске написаны сочетания букв ав, ад, ап, ка.

-Назовите виды соединений между буквами в буквосочетаниях (ав - верхнее соединение, ад - верхнее соединение, ап – верхнее, ка – нижнее соединение)

-Запишите эти сочетания букв с красной строки.

-Запишите эти буквосочетания на следующей рабочей строке(аптека, автобус, аллея, космонавт).

-назовите лексическое значение каждого слова, разделите на слоги и поставьте ударение -



-Прочитаем предложение, написанное на доске.

Подчеркните орфограммы(ребенок выходит и работает у доски)

-Запишите его в тетрадь. (Приятно гулять в жару по тенистой аллее).

Предлагает открыть тетради, записать число, классная работа, прочитать сочетания букв и назвать все виды соединения между ними.

Внимательно слушают, выполняют указания учителя.

1. Запись раннее изученных слов с комментированием

-Запишем с красной строки «Словарь».

-Ниже, с красной строки запишите слова, которые я сейчас продиктую: картофель, понедельник, черный, праздник, орех, погода.

Ребята, объясните, почему мы пишем слова именно так?

Алгоритм объяснения: 1)В слове картофель ударение падает на второй слог на гласную букву о. В первом слоге подчеркиваем безударную гласную а, непроверяемую ударением, в третьем слоге запомним безударную гласную е, непроверяемую ударением, ее нужно запомнить.

2)В слове понедельник ударение падает на третий слог на гласную букву е. В первом слоге подчеркнем безударную гласную о, непроверяемую ударением и запомним написание этого слова.

3) В слове черный ударение падает на первый слог на гласную букву е.

4) В слове праздник ударение падает на первый слог на гласную букву а. Подчеркиваем непроизносимую согласную д и запомним написание этого слова.

5) В слове орех ударение падает на второй слог на гласную букву е. Подчеркиваем в первом слоге ударную гласную букву о, и запомним написание этого слова.

6) В слове погода ударение падает на второй слог на гласную букву о. В первом слоге подчеркнем безударную гласную о, непроверяемую ударением, в третьем слоге запомним безударную гласную а, непроверяемую ударением, нужно запомнить написание этого слова.
-А сейчас проверим, как вы справились с этой работой.

-(Имя ребенка),прочитай слова по слогам, чтобы всем было хорошо слышно, чтобы каждый смог проверить, верно ли он написал слова.(ПОСТАВИТЬ ОЦЕНКУ РЕБЕНКУ)

Повторяем раннее изученные словарные слова, отражает алгоритм объяснения; дает целевую установку : записать слова

Записывают словарные слова, комментируют их написание.

III. Актуализация знаний.

Цель: подготовить учащихся к восприятию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксации индивидуального затруднения.

1.Беседа.

-Ребята, из чего состоит дом, какие материалы мы используем при строении дома?(кирпичи)

-Верно, как дом состоит из значимых частей для того, чтобы стоять, так и слова состоит из значимых частей слова, чтобы существовать.

-Какие части слова вы знаете?(корень, приставку, окончание)

-Что такое корень?(Значимая часть слова, которая выражает основное значение слова)

-Скажите, корень – это главная часть слова?(Да)

-Может ли слово быть без корня?(Нет)

-Окончание – это изменяемая часть слова?(Да)

-Окончание служит для образования новых слов?(Нет)

-Бывает ли у слов нулевое окончание?(Да)

-А вы знаете, где находится приставка в слове?(В начале слова)

-Верно, молодцы, ребята.


Задает наводящие вопросы.

Отвечают на вопросы учителя.

IV. Целеполагание

Цель: обеспечение мотивации и принятие учащимися цели

1.Подведение к теме урока.

Сл -Ребята, посмотрите на слова, которые изображены на слайде. (Полёт, перелёт, вылет, отлёт)

-Объясните лексическое значение каждого слова(1.Полет – шмеля;

2.Перелет – перелет птиц;

3.Вылет – вылет из точки отправления;

4.Отлет – гусей)

-Найдите в словах корень, давайте выделим его.(СПРАШИВАЮ ДЕТЕЙ ПО ОДНОМУ).

-Что можно сказать об этих словах?(это однокоренные слова)

- Выделите окончание в словах (нулевые).

-Какую часть слова мы не выделили?

-Кто знает, как называется эта часть?

-А как вы думаете, для чего служит эта часть слова?(для образования новых слов)

-Где находится приставка в слове?

-Кто догадался, о какой значимой части слова мы будем говорить сегодня на уроке?(о приставке)

Задает вопросы, подводит к теме и целям урока.

Внимательно слушают, определяют тему урока.

V.Изучение нового материала

Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала

Создать содержательные и организационные условия учащимися методики воспроизведения изучаемого материала.












1.Работа с языковым материалом.

-Ребята, откройте учебники на странице 85, прочитаем задание упражнения 154.

-Как пишутся приставки? (Всегда одинаково)

-Назовите приставки, которые пишутся с буквами о, а, е. Проговорите их.

-Проговорите приставки так, как они написаны

-Прочитайте слова ниже. (Лить, лететь, бежать,клеить)

-Слова какой части речи вы видите?(глагол)

-Образуйте при помощи данных приставок новые глаголы.Назовите эти глаголы..

Сл.-Выделите корень в этих словах(ученик работает у доски)


Формулирует задачу данного задания, задает вопросы, контролирует выполнение задания.

Отвечают на вопросы, записывают задание в тетради.


2.Работа с правилом.

Обратите внимание на правило на стр. 86-ой

-Прочитайте правило про себя.

-Прочитайте правило вслух(ученик читает)

-Что нужно сделать, чтобы найти в слове приставку?(надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой. Часть слова, которая стоит перед корнем и есть –приставка)

-Кто расскажет правило?

Организует работу правилом, объясняет правило нахождения приставки в слове.

Слушают учителя, читают правило.

Физкультминутка

Цель: способствовать профилактике переутомления учащихся.

1.Выполнение учащимися упражнений по образцу учителя.

-Ребята, настало время отдохнуть. Выходим все из-за своих парт, повторяем упражнения за мной.

С при – приставкою присесть,

С по – приставкою подняться,

С под – подпрыгнуть, подмигнуть,

С по –приставкой посмеяться,

С вы – вытягиваем руки,

С о – опустим их опять.

Вот и всё настало время

С за – зарядку завершать.

Организует проведение физкультминутки.

Выполняют упражнения согласно инструкции

учителя.


3.Работа над упр. 185 с. 85.

-Ребята, найдите упр. 155 на с.85-ой

-Прочитаем загадку. (Читает один ученик).

Бывает он в холод,

Бывает он в зной,

Бывает он добрый,

Бывает он злой.

В открытые окна

Нежданно влетит,

То, что-то прошепчет,

То вдруг загудит.

Притихнет, умчится,

Примчится опять,

То вздумает по морю

Волны гонять…

-Отгадайте её. (Ветер)

-Как найти приставку в слове? (Подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой).

-Запишите в тетрадях упр.185.

-Ребята, давайте найдем в загадке глаголы.

-Выписывают глаголы себе в тетради. (Выписывают глаголы с приставками, выделяют их)(Влетит, прошепчет, загудит, притихнет, вздумает, примчится).

-Ребята, прочтите сведения о языке на стр. 86. (Читает один ученик)

-Итак ребята, так как же найти приставку в слове? (Отвечают)

(надо подобрать однокоренное слово без приставки)

Читает загадку, предлагает учащимся ответь на неё, записать слова и выделить в них приставку; предлагает прочитает сведения о языке на стр. 86.

Внимательно слушают, отгадывают загадку, выделяют в них приставку, читают сведения о языке на стр. 86.

4.Работа над



























1.Игра с приставками загадками.

-Ребята, сейчас я прочту вам загадки, а вы должны отгадать их и в тетрадях с красной строки написать ответы через запятую, выделяя в них приставки.

-Ребята, слушайте внимательно.

Не спорю – не белый,

Я, братцы, попроще.

Расту я обычно

В берёзовой роще. (Подберёзовик).

-Какая приставка в слове подберезовик?Выделяем.

-Запишите ответ с красной строки.


Тонкий стебель у дорожки.

На конце его – серёжки.

На земле лежат листочки.

Нам он – как хороший друг,

Лечит ранки ног и рук. (Подорожник).


Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых.

Меня увидь за версту,

Зовусь я - ….. (Подосиновик)


-Ребята, образуем слова при помощи приставок, которые я сейчас назову и корня «ход» вот !дом!

Представьте, что вы стоите перед домом. Я вам говорю приставку в-!. Что вы делаете? (Входим в дом).

-Верно ребята. А если я скажу: у- (уходим от дома), об- (обходим дом), от- (отходим от дома)?

-Ребята, какой же вывод можно сделать из игры? (У каждой приставки свое значение).

Читает загадки, предлагает детям на них ответить, записать ответы и выделить в словах приставку Подводит детей к обобщению..

Внимательно слушают, отгадывают загадки, записывают ответы в тетрадь, выделяя в них Отвечают на вопросы, делают выводы и обобщения. приставку.

VI. Итог урока

Цель: дать качественную оценку класса и отдельных учащихся

1.Обобщающая беседа с учащимися

-Что же такое приставка? (Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов).

-Как найти приставку в слове? (Чтобы найти приставку в слове, нужно подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой. Часть слова, которая стоит перед корнем, и будет приставкой).

-Для чего служат приставки? (Для образования новых слов)

-Верно, молодцы ребята.

Подводит детей к обобщению.

Отвечают на вопросы, делают выводы и обобщения.

VII. Рефлексия

Цель: рефлексия и самооценка учащимися собственной учебной деятельности.

1.Самооценка учащихся своей деятельности на уроке.

-Ребята, у вас на партах лежат письма – телеграммы другу.

В левом нижнем углу напишите, кому бы вы хотели отправить телеграмму и от кого, а с правой стороны на линиях, напишите какое впечатление осталось у вас от сегодняшнего урока.


Мобилизует учащихся на рефлексию своего поведения обеспечить усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.

Соотносят цель учебной деятельности и ее результаты, намечают дальнейшие цели деятельности.

VIII. Домашнее задание

Цель: обеспечение понимания цели.

1.Объяснение задания.

-Вашим домашним заданием будет упр. 156 на стр. 86-ой.

Давайте вместе разберем первую пару слов. Прочитайте задание самостоятельно.

Спросить ребенка, как выполнять задание.

-Спасибо за урок, ребята. До свидания.

Дает домашнее задание.

Записывают домашнее задание.



Учитель:______________ Методист:_____________