Этапы урока. Цель. | Виды работы | Содержание взаимодействия с учащимися | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I.Организационный момент Цель: содействовать установлению нормального рабочего настроя у школьников, готовности к сотрудничеству | 1.Приветствие 2.Эмоциональный настрой 3.Проврка готовности | -Здравствуйте ребята. Сегодня урок русского языка проведу у вас я, меня зовут Дарья Евгеньевна. Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь всё понять, Чтобы задачи без труда решать, Преобразовывать, считать, Чертить, смекать и рассуждать. -Проверим все ли необходимое лежит у вас на столах. У вас на партах должны лежать: учебник, тетрадь, пенал, дневник. -Не забывайте о правилах посадки. Сидите прямо, не сгибаясь и не в пол оборота. | Эмоционально настраивает обучающихся на работу. Проверяет готовность обучающихся к уроку. Вызывает интерес к учебной деятельности | Воспринимают информацию. Приветствуют учителя, усаживаются за свои рабочие места, проверяют готовность к уроку |
II.Минутка чистописания Цель: формирование графически правильного, четкого и достаточного скорого письма, их соединений в словах, четкое безотрывное письмо. III.Словарная работа | 1.Пальчиковая гимнастика | -Ребята, я буду показывать вам упражнения, а вы повторяйте за мной. Похлопайте в ладоши. Постучите в кулачки. Помассируйте каждый пальчик. Покатайте карандаш между ладонями. | Осуществляет подготовку к письму; показывает образец выполнения пальчиковой гимнастики | Внимательно слушают учителя, выполняют пальчиковую гимнастику вместе с учителем. |
2.Письмо буквосочетаний со строчной буквой а 3.Письмо слов. 4.Письмо предложения с комментированием | -Ребята, откройте тетради и запишите число 31 октября. Классная работа. -На доске написаны сочетания букв ав, ад, ап, ка. -Назовите виды соединений между буквами в буквосочетаниях (ав - верхнее соединение, ад - верхнее соединение, ап – верхнее, ка – нижнее соединение) -Запишите эти сочетания букв с красной строки. -Запишите эти буквосочетания на следующей рабочей строке(аптека, автобус, аллея, космонавт). -назовите лексическое значение каждого слова, разделите на слоги и поставьте ударение - -Прочитаем предложение, написанное на доске. Подчеркните орфограммы(ребенок выходит и работает у доски) -Запишите его в тетрадь. (Приятно гулять в жару по тенистой аллее). | Предлагает открыть тетради, записать число, классная работа, прочитать сочетания букв и назвать все виды соединения между ними. | Внимательно слушают, выполняют указания учителя. |
1. Запись раннее изученных слов с комментированием | -Запишем с красной строки «Словарь». -Ниже, с красной строки запишите слова, которые я сейчас продиктую: картофель, понедельник, черный, праздник, орех, погода. Ребята, объясните, почему мы пишем слова именно так? Алгоритм объяснения: 1)В слове картофель ударение падает на второй слог на гласную букву о. В первом слоге подчеркиваем безударную гласную а, непроверяемую ударением, в третьем слоге запомним безударную гласную е, непроверяемую ударением, ее нужно запомнить. 2)В слове понедельник ударение падает на третий слог на гласную букву е. В первом слоге подчеркнем безударную гласную о, непроверяемую ударением и запомним написание этого слова. 3) В слове черный ударение падает на первый слог на гласную букву е. 4) В слове праздник ударение падает на первый слог на гласную букву а. Подчеркиваем непроизносимую согласную д и запомним написание этого слова. 5) В слове орех ударение падает на второй слог на гласную букву е. Подчеркиваем в первом слоге ударную гласную букву о, и запомним написание этого слова. 6) В слове погода ударение падает на второй слог на гласную букву о. В первом слоге подчеркнем безударную гласную о, непроверяемую ударением, в третьем слоге запомним безударную гласную а, непроверяемую ударением, нужно запомнить написание этого слова. -А сейчас проверим, как вы справились с этой работой. -(Имя ребенка),прочитай слова по слогам, чтобы всем было хорошо слышно, чтобы каждый смог проверить, верно ли он написал слова.(ПОСТАВИТЬ ОЦЕНКУ РЕБЕНКУ) | Повторяем раннее изученные словарные слова, отражает алгоритм объяснения; дает целевую установку : записать слова | Записывают словарные слова, комментируют их написание. |
III. Актуализация знаний. Цель: подготовить учащихся к восприятию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксации индивидуального затруднения. | 1.Беседа. | -Ребята, из чего состоит дом, какие материалы мы используем при строении дома?(кирпичи) -Верно, как дом состоит из значимых частей для того, чтобы стоять, так и слова состоит из значимых частей слова, чтобы существовать. -Какие части слова вы знаете?(корень, приставку, окончание) -Что такое корень?(Значимая часть слова, которая выражает основное значение слова) -Скажите, корень – это главная часть слова?(Да) -Может ли слово быть без корня?(Нет) -Окончание – это изменяемая часть слова?(Да) -Окончание служит для образования новых слов?(Нет) -Бывает ли у слов нулевое окончание?(Да) -А вы знаете, где находится приставка в слове?(В начале слова) -Верно, молодцы, ребята. | Задает наводящие вопросы. | Отвечают на вопросы учителя. |
IV. Целеполагание Цель: обеспечение мотивации и принятие учащимися цели | 1.Подведение к теме урока. | Сл -Ребята, посмотрите на слова, которые изображены на слайде. (Полёт, перелёт, вылет, отлёт) -Объясните лексическое значение каждого слова(1.Полет – шмеля; 2.Перелет – перелет птиц; 3.Вылет – вылет из точки отправления; 4.Отлет – гусей) -Найдите в словах корень, давайте выделим его.(СПРАШИВАЮ ДЕТЕЙ ПО ОДНОМУ). -Что можно сказать об этих словах?(это однокоренные слова) - Выделите окончание в словах (нулевые). -Какую часть слова мы не выделили? -Кто знает, как называется эта часть? -А как вы думаете, для чего служит эта часть слова?(для образования новых слов) -Где находится приставка в слове? -Кто догадался, о какой значимой части слова мы будем говорить сегодня на уроке?(о приставке) | Задает вопросы, подводит к теме и целям урока. | Внимательно слушают, определяют тему урока. |
V.Изучение нового материала Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала Создать содержательные и организационные условия учащимися методики воспроизведения изучаемого материала. | 1.Работа с языковым материалом. | -Ребята, откройте учебники на странице 85, прочитаем задание упражнения 154. -Как пишутся приставки? (Всегда одинаково) -Назовите приставки, которые пишутся с буквами о, а, е. Проговорите их. -Проговорите приставки так, как они написаны -Прочитайте слова ниже. (Лить, лететь, бежать,клеить) -Слова какой части речи вы видите?(глагол) -Образуйте при помощи данных приставок новые глаголы.Назовите эти глаголы.. Сл.-Выделите корень в этих словах(ученик работает у доски) | Формулирует задачу данного задания, задает вопросы, контролирует выполнение задания. | Отвечают на вопросы, записывают задание в тетради. |
2.Работа с правилом. | Обратите внимание на правило на стр. 86-ой -Прочитайте правило про себя. -Прочитайте правило вслух(ученик читает) -Что нужно сделать, чтобы найти в слове приставку?(надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой. Часть слова, которая стоит перед корнем и есть –приставка) -Кто расскажет правило? | Организует работу правилом, объясняет правило нахождения приставки в слове. | Слушают учителя, читают правило. |
Физкультминутка Цель: способствовать профилактике переутомления учащихся. | 1.Выполнение учащимися упражнений по образцу учителя. | -Ребята, настало время отдохнуть. Выходим все из-за своих парт, повторяем упражнения за мной. С при – приставкою присесть, С по – приставкою подняться, С под – подпрыгнуть, подмигнуть, С по –приставкой посмеяться, С вы – вытягиваем руки, С о – опустим их опять. Вот и всё настало время С за – зарядку завершать. | Организует проведение физкультминутки. | Выполняют упражнения согласно инструкции учителя. |
| 3.Работа над упр. 185 с. 85. | -Ребята, найдите упр. 155 на с.85-ой -Прочитаем загадку. (Читает один ученик). Бывает он в холод, Бывает он в зной, Бывает он добрый, Бывает он злой. В открытые окна Нежданно влетит, То, что-то прошепчет, То вдруг загудит. Притихнет, умчится, Примчится опять, То вздумает по морю Волны гонять… -Отгадайте её. (Ветер) -Как найти приставку в слове? (Подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой). -Запишите в тетрадях упр.185. -Ребята, давайте найдем в загадке глаголы. -Выписывают глаголы себе в тетради. (Выписывают глаголы с приставками, выделяют их)(Влетит, прошепчет, загудит, притихнет, вздумает, примчится). -Ребята, прочтите сведения о языке на стр. 86. (Читает один ученик) -Итак ребята, так как же найти приставку в слове? (Отвечают) (надо подобрать однокоренное слово без приставки) | Читает загадку, предлагает учащимся ответь на неё, записать слова и выделить в них приставку; предлагает прочитает сведения о языке на стр. 86. | Внимательно слушают, отгадывают загадку, выделяют в них приставку, читают сведения о языке на стр. 86. |
4.Работа над 1.Игра с приставками загадками. | -Ребята, сейчас я прочту вам загадки, а вы должны отгадать их и в тетрадях с красной строки написать ответы через запятую, выделяя в них приставки. -Ребята, слушайте внимательно. Не спорю – не белый, Я, братцы, попроще. Расту я обычно В берёзовой роще. (Подберёзовик). -Какая приставка в слове подберезовик?Выделяем. -Запишите ответ с красной строки. Тонкий стебель у дорожки. На конце его – серёжки. На земле лежат листочки. Нам он – как хороший друг, Лечит ранки ног и рук. (Подорожник). Я в красной шапочке расту Среди корней осиновых. Меня увидь за версту, Зовусь я - ….. (Подосиновик) -Ребята, образуем слова при помощи приставок, которые я сейчас назову и корня «ход» вот !дом! Представьте, что вы стоите перед домом. Я вам говорю приставку в-!. Что вы делаете? (Входим в дом). -Верно ребята. А если я скажу: у- (уходим от дома), об- (обходим дом), от- (отходим от дома)? -Ребята, какой же вывод можно сделать из игры? (У каждой приставки свое значение). | Читает загадки, предлагает детям на них ответить, записать ответы и выделить в словах приставку Подводит детей к обобщению.. | Внимательно слушают, отгадывают загадки, записывают ответы в тетрадь, выделяя в них Отвечают на вопросы, делают выводы и обобщения. приставку. |
VI. Итог урока Цель: дать качественную оценку класса и отдельных учащихся | 1.Обобщающая беседа с учащимися | -Что же такое приставка? (Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов). -Как найти приставку в слове? (Чтобы найти приставку в слове, нужно подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой. Часть слова, которая стоит перед корнем, и будет приставкой). -Для чего служат приставки? (Для образования новых слов) -Верно, молодцы ребята. | Подводит детей к обобщению. | Отвечают на вопросы, делают выводы и обобщения. |
VII. Рефлексия Цель: рефлексия и самооценка учащимися собственной учебной деятельности. | 1.Самооценка учащихся своей деятельности на уроке. | -Ребята, у вас на партах лежат письма – телеграммы другу. В левом нижнем углу напишите, кому бы вы хотели отправить телеграмму и от кого, а с правой стороны на линиях, напишите какое впечатление осталось у вас от сегодняшнего урока. | Мобилизует учащихся на рефлексию своего поведения обеспечить усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества. | Соотносят цель учебной деятельности и ее результаты, намечают дальнейшие цели деятельности. |
VIII. Домашнее задание Цель: обеспечение понимания цели. | 1.Объяснение задания. | -Вашим домашним заданием будет упр. 156 на стр. 86-ой. Давайте вместе разберем первую пару слов. Прочитайте задание самостоятельно. Спросить ребенка, как выполнять задание. -Спасибо за урок, ребята. До свидания. | Дает домашнее задание. | Записывают домашнее задание. |