Тема урока: Предложение. Знаки препинания в конце предложения.
Цель урока:
1. Формирование умения владеть языковыми знаниями по русскому языку во всех видах речевой деятельности; повторение знаний учащихся о предложениях различных по цели высказывания и интонации, способствовать развитию речи, обогащению словарного запаса детей.
2. Воспитание стремления к продуктивному обучению, творческой совместной деятельности с учителем; формирование гражданских, духовно-нравственных качеств личности учащегося.
3. Формирование основ самоанализа, самостоятельной и творческой работы по русскому языку.
Тип урока урок усвоения навыков и умений;
Этапы и структура урока.
1. | Организационный момент. Эмоциональный настрой. (Сообщение темы урока) |
| — Как вы понимаете смысл пословицы: «Как люди говорят, так люди и слушают»? Чтобы вас приятно и интересно было слушать, старайтесь думать, что вы хотите сказать и для чего, не обидят ли ваши слова других людей. Ведь не зря в народе говорят: «В умной беседе ума прикопить, а в глупой и свой растерять». |
2. | Проверка домашнего задания. |
| |
3. | Чистописание |
| Лл лш пл ли па — Из каких элементов состоит буква л? Выполним разминку для рук. Повторите по образцу запись букв и буквосочетаний. — С каким способом соединения пишутся буквосочетания пл? (Нижнее соединение.) — Па? (Верхнее соединение.) Повторите образцы. Прочтите предложение, назовите орфограммы. Запишите предложение по памяти. Подберите однокоренные слова, чтобы они являлись разными частями речи. — Как определить какой частью речи является слово? — Как пишутся корни родственных слов? Закончите письмо по образцу. |
| Словарная работа: |
| Послушайте загадки. Запишите отгадки. Маленький мальчик | Утка в море, | Всем под ноги смотрит. | Хвост на заборе. | (Порог) | (Ковш) | Одноногий Ивашка — | На первую ступеньку | Расписная рубашка! | Встал парень молодой, | Петь, плясать — мастак, | К двенадцатой ступеньке | А стоять — никак. | Пришел старик седой. | (Волчок) | (Год) | Бел, как снег, | Это кто такой садовник? | Надут, как мех, | Полил вишню и крыжовник. | На лопатах ходит, | Полил сливу и цветы, | Рогом ест. | Вымыл травы и листы. | (Гусь) | А как сумерки настали. | Не мотылек, не птичка - | Нам по радио сказали, | Держит две косички. | Что и завтра он придет | (Бант) | И польет наш огород. | Мнут и катают, | (Дождь) | В печи закаляют, | | А потом за столом | | Нарезают ножом. | | (Хлеб) | | — Какие слова вы записали? — На какую орфограмму эти слова? Как проверить эту орфограмму? Составьте с записанными словами несколько нераспространенных предложений. — Какие предложения мы называем нераспространенными? |
| |
4. | Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи. |
| Прочитайте считалку: Среди белых голубей где-то скачет воробей. Воробушек-пташка, серая рубашка. Откликайся, не робей, вылетай-ка, воробей! — Сколько записано предложений? Почему вы так считаете? (3 предложения. Высказано три законченные мысли. Стоят три знака препинания в конце предложений.) — Определите цель высказывания в предложении с восклицательной интонацией. (Оно побудительное.) |
| Предположите тему урока. (После высказывания предположений учитель открывает тему, записанную на доске, и уточняет цель урока). |
| |
5. | Наблюдение над предложениями |
| — От чего зависит постановка знаков препинания в конце предложения? (От цели высказывания и интонации.) |
| |
| Подробно объясните написание орфограмм в словах. У птиц и зверьков в лесу есть свои этажи. Мыши живут в корнях деревьев. Соловей вьет гнездо на земле. Дрозд строит дом в кустарниках. На макушках деревьев можно заметить ястребов. Есть ли дом у зайца? |
| |
6. | Физкультминутка |
| Выполняя упражнения, посчитайте, сколько в считалочке слов. Улыбнулись, потянулись, Дружно вместе все присели и назад за парты сели. (11 слов) — Как выделяют слова в устной речи? (Делают паузу между словами.) — Как выделяют слова на письме? (Слова пишут раздельно.) |
7. | Зрительный диктант. |
| Мнут и катают, | В печи закаляют, | А потом за столом | Нарезают ножом. | (Хлеб) | |
8. | Самостоятельная работа творческого характера. |
| Составить 3 предложения: повествовательное, побудительное, вопросительное на тему «Осень» |
9. | Итог урока. |
| Обобщение. — Прочитайте предложения так, как указывают знаки, определите какие они по цели высказывания и интонации: К нам пришли гости. К нам пришли гости? К нам пришли гости! Сходите в гости! |
| |
10. | Домашнее задание. |
| Выписать из словаря слова, обозначающие направление действий и составить с ними 3 предложения |
11. | Рефлексия |
| — Какое настроение в конце урока? (Ученики могут ответить на вопрос, показывая условные обозначения: весёлую или грустную рожицу, солнышко или тучку и тому подобное.) |
Карточка № 1 (3-1-4) Ф.И. ____________________________________________
Прочитай предложения.
1. Корабли вышли в море. В саду поспели яблоки. Собаки хорошо плавают.
2. Собаки — хорошие пловцы. Они умело спасают тонущих людей. Собаки — наши друзья!
Какие предложения составляют текст? Озаглавь текст. Спиши. Проверь.
Текст — это связанные по смыслу предложения. Текст можно озаглавить.
____________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Карточка № 2 (3-1-4) Ф.И. __________________________________________
Составь из данных слов три предложения.
берегут, лес, люди
каждый, вырастить, человек, должен, дерево
около, школы, плодовые, сажают, ребята, деревья
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Карточка № 1 (3-1-4) Ф.И. ____________________________________________
Прочитай предложения.
1. Корабли вышли в море. В саду поспели яблоки. Собаки хорошо плавают.
2. Собаки — хорошие пловцы. Они умело спасают тонущих людей. Собаки — наши друзья!
Какие предложения составляют текст? Озаглавь текст. Спиши. Проверь.
Текст — это связанные по смыслу предложения. Текст можно озаглавить.
____________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Карточка № 2 (3-1-4) Ф.И. __________________________________________
Составь из данных слов три предложения.
берегут, лес, люди
каждый, вырастить, человек, должен, дерево
около, школы, плодовые, сажают, ребята, деревья
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________