СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский язык 7 класс 1 четверть

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Готовые разработки !!! русский язык 7 класс 1 четверть

Просмотр содержимого документа
«Русский язык 7 класс 1 четверть»


ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 7 КЛАССА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ



Дата:


ТЕМА: Русский язык как развивающееся явление.


ЦЕЛИ УРОКА:

• познакомить учащихся с оформлением учебника русского языка

класса;

• показать развитие языка, его совершенствование;

• определить лексическое значение слова мировоззрение;

• р/р. уметь находить ключевые слова в тексте упражнения.

Тип урока: Первичное восприятие

Метод: Частично-поисковый, мозговой штурм

Оборудование: учебник, доска


ХОД УРОКА

1. Организационный момент


2. Знакомство с учебником (оформление, объяснение условных обозначений).

— Обратите внимание на обложку учебника, как вы думаете, что нам предстоит изучить в этом учебном году? (Продолжить изучение морфологии, орфографии и культуры речи.)


3. Запись темы урока. Работа с параграфом

Задание 1.

— Как вы думаете, почему именно через родной язык человек ощущает особую связь с Родиной?

— Что даёт человеку изучение родного языка?


Запись на доске


— Выпишите слово мировоззрение в словари, в тетрадях выполните разбор этого слова по составу, определите его лексическое значение.

Мировоззрение— система взглядов на жизнь, природу, общество.


Задание 2. Чтение про себя текста упр..

— В какую группу языков входит русский язык?


Задание 3. Чтение вслух текста упр. (устно объяснить орфограммы, перечислить собственные наименования, обозначить звуки на месте пропущенных букв).

— Опираясь на текст, выпишите из упражнения ключевые слова.


выразителен

РУССКИЙ ЯЗЫК свободен

гармоничен

преобладают славянские слова


— Согласны ли вы с тем, что русский язык продолжает развиваться?

— Как вы понимаете слово развитие?

— Каким образом развивается наш язык?


Задание 4. Найдите «лишнее» слово.

Видеоигра, амбар, ратник.

Приватизация, золотник, указы.

Цирюльник, кольчуга, дискета.

— Как называются слова, которые вы выделили?

— Почему появляются новые слова, согласны ли вы с тем, что 90% новых слов составляют термины?


Задание 5. Являются ли данные слова исконно русскими?

Фойе, вестибюль, дизайн, каникулы, балет, театр, партер, сувенир, экспонат.

— Объясните значение этих слов.

— Почему они называются заимствованными?


Задание 6.Чайнворд*. (Здесь и далее уроки и задания, отмеченные (*) — повышенной трудности.)

— сверхметкий стрелок (англ.)

— помещение на верхней палубе (голл.)

— помилование (греч.)

— ежегодный торг для закупки товаров (нем.)

— колпак над лампой (фран.)

— заплечная сумка (нем.)

— большой резервуар для хранения и перевозки жидкостей (лат.)

— деньги, выдаваемые вперёд (франц.)

— музыкальная партия для одного голоса (итал.)

— коллектив музыкантов (греч.)

— искусственный человек — символ механического труда (чешск.)

— стадо лошадей (тюрк.)

— поучение (лат.).



4. Выводы по уроку

— Что нового узнали на сегодняшнем уроке?

Русский язык живёт и развивается. Свидетельством того являются устаревшие слова, неологизмы, заимствованные слова, слова в переносном значении. Вывод записывается в тетрадь.





5. Домашнее задание: упр.






Составила:


ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 7 КЛАССА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ


Дата:


ТЕМА: Фонетика и орфоэпия. Фонетический разбор слова.

ЦЕЛИ УРОКА:

• повторить основные фонетические понятия;

• отработать навык фонетического разбора;

• продолжить работу по овладению орфографическими навыками;

• р/р. Уметь составлять план текста.

Тип урока: Повторение

Метод: Частично- поисковый


ХОД УРОКА

1. Организационный момент


2. Проверка домашнего задания (чтение и обсуждение нескольких работ)


3. Изучение параграфа

— Что изучает фонетика?


— Приведите примеры слов, в которых встречаются только мягкие согласные. Приведите примеры с твердыми согласными.


— Какие буквы и при каких условиях дают два звука?

— Сколько гласных букв в русском языке?


— Сколько гласных звуков?


— Охарактеризуйте звук [й].


4. Повторение темы

Задание 1. На доске записаны слова. Спишите их, расположив в алфавитном порядке.


Астрономия, русский язык, география, английский язык, трудовое обучение, геометрия, физика, музыка, алгебра, литература, физкультура, изобразительное искусство, французский язык, история, зоология, немецкий язык, экономика.


Задание 2. Спишите с доски слова, сгруппировав их по одинаковым удвоенным согласным.

Какие слова подчёркнуты? (Словарные слова за 6 класс.)

Как обозначаются при фонетическом разборе удвоенные согласные?


Троллейбус, фотоаппарат, терраса, дрессировщик, бассейн, коллекция, иллюстрация, искусство, теннис, пассажир, миллиард, суббота, мировоззрение, грамматика, миллион, профессия, шоссе, иссиня-чёрный, телеграмма.


Задание 3. Упр.

*3адание 4. Упр.


Задание 5.Расставьте ударения в следующих словах (слова записаны на доске).


Газопровод, блесна, партер, звонит, ревень, цедра, алфавит, выстаивать, красивее, положил, шофёр, километр, случай, документ, средства.



Задание 6. Охарактеризуйте выделенные согласные и гласные звуки в следующих словах.


Километр, местность, ромашка, низвергаться, хрусталь, восстание, лужайка, ещё, является.


*Задание 7. Тестирование.


1. В каком слове количество звуков и букв совпадает:

1) яма;2) солнце;3) сеешь;4) кольцо.


2. В каком слове есть только твёрдые согласные:

1) леска;2) позвонишь;3) крушит;4) смена.


3. В каком слове ударение падает на первый слог:

1) дремота;2) партер;3) звонит;4) силос.


4. Это слово начинается с шипящего звука:

1) звук;2) щётка;3) сшить;4) здесь.


5. Это слово состоит из четырёх звуков:

1) рай;2) тля;3) её4) края.


6. Это слово состоит только из мягких согласных:

1) тень;2) чудо;3) мусор;4) факт.


7. В этом слове три звука:

1) льёт;2)ель;3) я;4) иль.


8. В этом слове есть твёрдый сонорный звук:

1) горка;2) почки;3) слить;4) липовый.










5. Выводы по уроку

— Что называется фонетикой?

— Что на сегодняшнем уроке показалось вам сложным?

6. Домашнее задание

Повторить слова с удвоенными согласными, упр.






Составила:



ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 7 КЛАССА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Дата:



ТЕМА: Лексика и фразеология.

ЦЕЛИ УРОКА:

• повторить основные лексические понятия;

• закрепить навыки работы со словарём;

• повторить синтаксический разбор и разбор по составу;

• р/р. Провести работу по обогащению словарного запаса учащихся.

Тип урока: Повторение изученного

Метод: Репродуктивный

Оборудование: учебник, материал учителя



ХОД УРОКА

Опрос

— Что изучает фразеология?

— Что называется фразеологизмом?

— Могут ли фразеологизмы отражать характер человека, культуру,историю?

— Приведите примеры таких сочетаний слов.

— Как подчёркиваются фразеологизмы в предложении?


Закрепление


Задание 1. На доске записаны устойчивые сочетания слов. Ребята по очереди выходят к доске, вставляют пропущенные буквы, устно объясняя смысл каждого фразеологизма.

Держат..ся в тени, ут..реть нос, соб..рат..ся с мыслями, щ..котливый вопрос, прот..нуть руку помощи, д..ржать в ч..рном теле, г..нять лодыря, пр..б..рать к рукам, вт..рать очки, пр..тв..рить в ж..знь, калач..м не заман..шь, в..сеть на телефоне, т..ж..лая артиллерия.


— Орфограммы на какие правила встретились в данном упражнении?


Задание 2. Подберите фразеологизмы к следующим словосочетаниям:


Быстро бежать — ... (сломя голову); очень любить —... (души не чаять); осуждать недостатки кого-либо — ...(разбирать по косточкам); крепко спать — ...(без задних ног); медленно идти — ... (черепашьим шагом); очень мало — (с гулькин нос).


Задание 3. Упр.


Карточка № 1

Укажите значение фразеологических оборотов. С некоторыми фразеологизмами составьте 2—3 предложения.


Хлопать глазами, с глазу на глаз, хоть глаз выколи, глазом не моргнуть, открыть кому-нибудь глаза, смотреть во все глаза, мозолить глаза.


Карточка № 2

Замените фразеологизмы синонимичными оборотами речи. С некоторыми фразеологизмами составьте 2—3 предложения.


Покраснеть до ушей, навострить уши, развесить уши, прожужжать все уши, пропустить мимо ушей, слышать краем уха.


Задание 4. Работа с фразеологическим словарём (задание для группы). Определите значение фразеологизмов.


Не солоно хлебавши, играть в бирюльки, филькина грамота, кисейная барышня, аки тать в нощи, турусы на колёсах, притча во языцех, попасть в цейтнот, казанская сирота, лезть на рожон.


*3адание 5. На доске записаны устойчивые сочетания. К данным фразеологизмам подберите противоположные фразеологические единицы.


Душа в душу; яблоку негде упасть; высоко летать, гладить по шерсти; во все лопатки; заварить кашу; жить своим умом.

Ответы: как кошка с собакой; кот наплакал; низко падать; против шерсти; черепашьим шагом; расхлёбывать кашу; жить чужим умом.

Задание 6.Подберите синонимичные фразеологические единицы.

Тютелька в тютельку; гонять лодыря; от аза до ижицы; хоть пруд пруди; разогнуть спину; в мгновение ока; попасть в переделку; витать в облаках.

Ответы: комар носа не подточит; плевать в потолок; от альфы до омеги; тьма-тьмущая; сбросить ярмо; сломя голову; попасть в переплёт; искать жар-птицу.


*3адание 7. Какие фразеологические единицы вошли в нашу речь из сказок?

Ответы: у разбитого корыта; за тридевять земель; при царе Горохе; по щучьему веленью...


Задание 8. Ответьте фразеологизмом. Как говорят о человеке, который...

Чистосердечный, без предубеждений; влиятельный человек; пришёл не вовремя; очень болтлив; очень робок; держится неестественно прямо; часто меняет свои решения; бесследно исчез; понял вдруг настоящую правду, бывалый, всегда выполняет свои обещания; *смел и великодушен.


Ответы: с открытой душой; птица высокого полёта; нелёгкая принесла; язык без костей; тише воды; как аршин проглотил; семь пятниц на неделе; канул в лету; глаза открылись; тёртый калач; человек дела; *рыцарь без страха и упрёка.


Задание 9. Какое из словосочетаний нельзя заменить антонимом?

Поднять тревогу, поднять занавес; глубокое уважение, глубокое озеро; отдать книгу, отдать честь; короткое замыкание, короткое пальто.


Задание 10. Игра. Запишите фразеологизмы с указанными словами. Выигрывает тот, кто раньше всех запишет большее число фразеологизмов. (Работа выполняется по рядам.)

Душа, голова, руки.




5. Выводы по уроку

— Что называется фразеологизмом?

— Какие орфограммы встретились вам на сегодняшнем уроке?




Составила:

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 7 КЛАССА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ


Дата:


ТЕМА: Словообразование и орфография.

ЦЕЛИ УРОКА:

• повторить однокоренные слова;

• продолжить работу по овладению орфографическими умениями и навыками;

• отработать навык морфемного и словообразовательного разбора; вспомнить порядок синтаксического разбора;

• научить различать формы одного и того же слова и однокоренные слова;

• р/р. Отработка навыков по составлению словосочетаний и предложений.


ХОД УРОКА


1. Организационный момент


2. Проверка домашнего задания

Ребята заполняют карточки друг друга, подписывают их и сдают на проверку учителю.


3. Предложение для синтаксического разбора

Спишите, вставьте пропущенные буквы, выполните разбор по составу всех слов в предложении.


Ран(нн)им утром тр..пинкиперег..р..живаютсеребр..н(нн)ые струнки паутинок. (Ф. Нестеров)


4. Вопросы к классу

— Что изучается в словообразовании?

— Что называется морфемой?

— Как называется изменяемая часть слова?

— Какие значимые части могут входить в состав основы?

— Что общего между приставкой и суффиксом?

— В чём различие между приставкой и суффиксом?

— Какие способы образования вы знаете?

— Чем отличается словообразовательный разбор от разбора по составу?


5. Закрепление

Задание 1. Одинаковы ли основы у следующих слов? Слова запишите, основы выделите.


Круглый, круг; назначить, назначаю; мужественный, мужественная; сказочно, сказочный; братский, братство; учёный, учёного; строитель, строительство; чистый, чище; дежурный, дежурство; общественный, общественного.


Задание 2. Упр.


Задание 3. Вспомните и расскажите о правописании гласных в корне.


Безударные гласные в корне бывают: проверяемые; непроверяемые; чередующиеся.

Написание чередующихся гласных зависит от:

—ударения (-гор-/-гар-...);


— согласной корня (-раст-/-рощ-/-рос-; -лаг-/-лож-);


— суффикса а (-мер-/-мир-; -пер-/-пир-...)


— Данные словосочетания распределите по трём колонкам, найдите и подчеркните устойчивое сочетание, объясните его значение.



ЧЕРЕДУЮЩИЕСЯ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ


зависит от ударения

зависит от согласной корня

зависит от суффикса

а-





Заросли черёмухи; запереть дверь; выращено в огороде; загореть на пляже; положить чемодан; гореть на работе; блестящая вода; дети росли; блистающий простор; постелить постель; приложить ладонь; загорелые плечи; замирать от восхищения; догорающий огонь; перетереть посуду; собираться в дорогу.


Задание 4 (устно). Соедините слова правого и левого столбиков так, чтобы получились новые.


свето-

водо-

яр-

интер-

зал-

гор-

дого-


вор-

елки-

ер-

воз-

марка-

ежи –

тень -


Задание 5. Выпишите из данных ниже слов только однокоренные. Составьте с любыми из слов словосочетания.

Загорелый, гористый, загореть, пригорюниться, горчить, загораю, городской, загораешь, горбиться, пригореть, горчица, горемыка, горе, горький, пригорок.


Задание 6. Составьте слова по схемам.


Задание 7. Вспомните правило о слитном и дефисном написании слов.

Орфографическая диктовка

Русско-немецкий, ярко-зелёный, двухгодичный, светло-синий, пятнадцатилетний, серо-белый, пятиметровый, иссиня-чёрный, центробежный, механико-технологический, жилищно-строительный, отчётно-выборный, трёхгодичный, жаропонижающий, западно-восточный правосторонний, дикорастущий.


*Задание 8. Каков состав слов тремястами, пятьсот, тридцать?


*3адание 9. Определите части речи по суффиксам.

-Нибудь; -ельн; -ек; -ива; -либо; -оньк; -юшк; -чик; -то.



6. Выводы

— Какие слова называются однокоренными?

— Какие орфограммы мы с вами сегодня повторили?


7. Домашнее задание. Упр.


Составила:



ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 7 КЛАССА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Дата:

ТЕМА УРОКА № 8 : Глагол как часть речи.

1.Обучающая цель: Повторить сведения о глаголе. Закрепить умение находить глагол и определять его грамматические признаки.


2. Развивающая цель: развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать.


3. Воспитывающая цель: вызвать интерес к урокам русского языка.


Эпиграф: невежество – ночь ума, ночь безлунная и беззвездная. (Цицерон.)


ОБОРУДОВАНИЕ: Русский язык Учебник русского языка для класса общеобразовательной школы с русским языком обучения.

Русский язык в таблицах. Дидактический материал.

Методические приемы: Аналитическое чтение текста в учебнике. Вопросно-ответный диалог. Конструирование предложений.

Тип урока: Повторение.


ХОД УРОКА

1.Орг. Момент :

- установление рабочей атмосферы

- приветствие учителя-

- проверка домашнего задания:

ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ


1.Слово учителя

Глаголом называется часть речи, которая обозначает действие или состояние(???) предмета.

В ночь погода зашумела, взволновалася река, уж лучина догорела в дымной хате мужика. Дети спят, хозяйка дремлет, на полатях муж лежит, буря воет; вдруг он внемлет: кто-то там в окно стучит. (П.)

Слова: стучит, воет, зашумела, взволновалась, догорела, внемлет – обозначают д е й с т в и я предмета (тире тут ни к чему).

Слова: спит, дремлет, лежитобозначают состояние предмета (тире тут ни к чему).

Глагол отвечает на вопросы: что делает предмет? что с ним делается?

Ученик (что делает?) читает рассказ. Рассказ (что с ним делается? Что делает рассказ? Читается.) читается учениками.

Изменение глагола. Времена глагола.


Глагол, обозначая действие, может указывать и время, когда совершается действие. Глагол имеет три времени: н а с т о я щ е е, п р о ш е д ш е е и б у д у щ е е.

Стучу (настоящее время), стучал (прошедшее время), постучу, буду стучать (будущее время).


Н а с т о я щ е е в р е м я глагола означает, что действие происходит одновременно с моментом речи, т. е. тогда, когда о нём говорят.

1. Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет. Он бежит себе в волнах, на раздутых парусах. (П.)

2. И плывут под флагом алым из полуденных морей по бетонному каналу караваны кораблей.

Настоящее время употребляется и для обозначения такого действия, которое совершается постоянно, всегда. 1. Растение тянется к источнику света. 2. Человек дышит лёгкими.


П р о ш е д ш е е в р е м я означает, что действие происходило до момента речи.

Разгромили атаманов, разогнали воевод и на Тихом океане свой закончили поход.

Б у д у щ е е в р е м я означает, что действие будет происходить после момента речи.

1. И если враг нашу радость живую отнять захочет в упорном бою, тогда мы песню споём боевую и встанем грудью за Родину свою.


В глаголе различаются три лица (1-е, 2-е, 3-е)

и два числа: е д и н с т в е н н о е и м н о ж е с т в е н н о е


Лицо Единственное число Множественное число

1-е стучу стучат

2-е стучишь стучите

3-е стучит стучим

В прошедшем времени глагол не имеет особых личных окончаний, а лицо выражается только личным местоимением.

Например: я стучал, ты стучал, он стучал. В прошедшем времени глагол изменяется по родам и числам: брат стучал (мужской род), сестра стучала (женский род), что-то стучало (средний род), мы стучали (множ. число).

Изменение глагола по лицам, временам и числам называется спряжением.

Глаголы могут иметь на конце частицу -ся или -сь.

Глаголы, оканчивающиеся на -ся (-сь), называются в о з в р а т н ы м и.

После согласных и й употребляется -ся, а после гласных – -сь: моет – моется, мыл – мылся, мыть – мыться, мой – мойся, мою – моюсь, мыли – мылись.

Эта частица, думаю, произошла от себя, которое в местных говорах произносится ся, как меня – мя, тебя – тя. Возможно моюся, т. е. мою себя, мылися – мыли себя.


Роль глагола в предложении.

В предложении глагол, обычно, бывает сказуемым.

Сказуемое-глагол обозначает действие или состояние предмета, являющегося подлежащим в данном предложении, и согласуется с подлежащим в числе и лице, а в прошедшем времени – в числе и роде.

Мы смело бросаемся на врага; вслед за нами красная конница ринулась в бой; враг поспешно отступает.

Мы бросаемся. Сказуемое бросаемся согласуется с подлежащим мы в лице и числе.

Конница ринулась. Сказуемое ринулась согласуется с подлежащим конница в роде и числе.


Неопределённая форма, или инфинитив. Спрашивается: зачем "инфинитив"?


Глагол имеет особую форму, которая только называет действие, но, сама по себе, не указывает ни времени, ни числа, ни лица и, поэтому, называется н е о п р е д е л ё н н о й ф о р м о й, или

и н ф и н и т и в о м: читать, беречь, нести, прийти.

Неопределённая форма глагола отвечает на вопрос: что делать? что сделать?

Неопределённая форма глагола оканчивается на -ть, -ти: строить, нести.


Есть особая группа глаголов с неопределённой формой на -чь. У глаголов на -чь основа в настоящем времени оканчивается на г или к: могу – мочь, пеку – печь, берегу – беречь. Здесь мы находим чередование г и к со звуком ч.

Буква ь в неопределённой форме сохраняется и перед частицей -ся: строить – строиться, беречь – беречься.


ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1.Работа о учебнику.


2.Выборочный диктант.

Быстро у нас наступает жара,

Богата плодами эта пора.

А на бахче так покойно, пустынно

Под солнцем горячим нежатся дыни.

Бескрайнее поле всё золотится,

Комбайны уже убирают пшеницу.

Тихо пока на соседних полях.

Кое-где выглянул хлопок в кустах.

Солнце даже завидовать будет:

Как хорошо потрудились люди.

(Адхам Рахмат)


3.Комментированное письмо.

Над глаголами поставить число и лицо.

От любопытных тайну береги, не возвратишь, коль слово с уст слетело. Правдивым будь: сто, тысяча вопросов лишь в истине одной ответ найдут. (А.Навои) . Мы в краю своём родном крепнем, учимся, растём (Г.Гулям).


4.Орфографическая работа.

«Пишите правильно» (Предупреждение ошибок)


Внимание! Перед суффиксом – Л всегда сохраняется та гласная, которая стоит в неопределённой форме перед – ТЬ:

Сеять – сеял, видеть – видел, клеить – клеил, слышать – слышал

Учащиеся приводят несколько своих примеров.


5.Образуйте следующие формы глаголов:


1) 1-го и 2-го л.ед.ч. настоящего времени от глаголов МЕРИТЬ, ПЛЕСКАТЬСЯ.

2) 3-го л.мн.ч. настоящего времени от глаголов РЕЯТЬ, ЧУЯТЬ, ВЕЯТЬ.



Резервный материал

1.Какими частями речи могут быть эти слова? Составьте с ними словосочетания.

Простой, гнет, устав, пила

2.Могут ли некоторые имена прилагательные быть и притяжательными и относительными?


3.Какой смысл приобретут слова, если их написать с большой буквы?

блок, горн, роза, курган, десна


Подведение итогов урока

- обобщение пройденного материала

- выставление оценок за работу учащимися в течении урока

- дом .зад.упр.

Составила:






ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 7 КЛАССА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ


Дата:


ТЕМА № 8 : Морфология. Глагол.


ЦЕЛИ УРОКА:

• повторить грамматические признаки частей речи;

• отработать навыки морфологического разбора;

• продолжить работу по овладению орфографическими умениями и навыками;

• р/р. Уметь конструировать предложения.


ХОД УРОКА

1. Организационный момент


2. Проверка домашнего задания


3. Вопросы к классу

Задание 4. Чем отличаются эти слова (слова записаны на доске), запишите их в тетрадь, выделите окончания, составьте два предложения с любой парой слов.


Вылетите, вылетите; пишете, пишите; посадите, посадите; высохнете, высохните.


Задание 5. Упр. 33 (устно); упр. 34, 37 (письменно). В это время трое работают по карточкам.

Карточка № 2

Спишите слова, выделите основу, определите спряжение, образуйте от данных глаголов формы 2-го лица множественного числа настоящего времени и формы множественного числа повелительного наклонения.


Образец. Стелить I спр.: вы стелете— вы стелите.

Шептать, повязать, писать, видеть, вытрясти, найти, запереть, посмотреть, ненавидеть, выйти, слышать, выбрать, резать, присесть, шагнуть, крикнуть.


Карточка № 3

Приведите к данным глаголам (если это возможно) видовую пару. Составьте словосочетания со всеми образовавшимися видовыми парами, обозначьте главное слова в каждом словосочетании.


Исследовать, недоумевать, сделать, ссыпать, поспорить, жалеть, обучить, петь, слагать, предчувствовать, покрыть, сжать, сказать, свернуть, проглотить, лечить, миновать, очнуться, хлынуть.


Задание 6. Найдите лишнее слово.


1. Ругается, смотрится, смеркается (смеркается — безличный глагол).

2. (Не)читал, (не)здоровится, (не)здоровался (нездоровится — слитно).

3. Ут..реть, приб..рать, зам..рать (утереть — буква -е в корне).

4. Наде..ться, скле..ть, завис..ть (надеяться — буква -я перед -ть).

5. Ход..те, бор..мся, стро..шь (боремся — 1 спр.)

6. Сердить, заехать, спеть (сердить — несов. вид).

7. Рассчит..вал, запис..вал, приветств..вал (приветствовал — суффикс -ова-).

8. Сходили бы, будьте, была бы (будьте — повелит.накл.).

9. Висеть, встречать, видеть (висеть — неперех. глагол).


5. Выводы по уроку

6. Домашнее задание. Упр.


ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 7 КЛАССА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ


Дата:

ТЕМА № 9 : Причастие как часть речи.


ЦЕЛИ УРОКА:

• дать понятие о причастии

• формировать умение отличать причастие от глагола и прилагательного;

• продолжить работу по овладению орфографическими умениями и навыками;

• р/р. Уметь строить предложения, подбирать прилагательные и причастия к заданным словам.


ХОД УРОКА

1. Организационный момент


2. Сбор тетрадей с домашним заданием


3. Чтение текста, записанного на доске


Школьная примета

Прошло уже четыре дня, а мне всё вспоминается почтовый ящик, в котором я обнаружил вместо газет два берёзовых листка, которые пожелтели.

Дерево росло рядом, а ящик оказался открытым. Любопытные листики и решили заглянуть туда, путешествуя по воздуху.

Что ж?! Они попали по адресу. Ведь скоро в школу. А это значит, что наступила осень.

(Ф. Нестеров)

— Какое настроение навевает текст?

— Какова тема текста?

— Найдите олицетворение?

— Объясните орфограммы в тексте.


4. Новая тема

— Выделите фразу два берёзовых листка, которые пожелтели, что в ней не так?

— Как следовало бы изменить фразу, чтобы текст получился красивым?

— На самом деле эта фраза в тексте звучит так: два пожелтевших берёзовых листка. Какой вариант вам кажется наиболее удачным? Запишите более удачный вариант.

— Какой частью речи является слово пожелтели?

— Перечислите все морфологические признаки этого глагола.

— Что обозначает глагол?

— Сравните слова берёзовые и пожелтевшие? Какою частью речи является слово берёзовые?

— Каково её значение?

— Как вы думаете, можно ли отнести слова берёзовые и пожелтевшие к одной части речи, а пожелтевшие и пожелтели?

— От какого слова образовано пожелтевшие?

— На какой вопрос оно отвечает?

— Попробуйте сами определить, что оно обозначает?

Запись в тетрадях

— Какое из слов обозначает постоянный признак, а какое — временный?

— Выделите основы в данных словах (основа одна и та же: пожелте, -вш- и -л- формообразующие суффиксы).

— Какой Общий характерный признак есть у слов: пожелтели и пожелтевшие? (прошедшее время)

— Что же называется причастием? Сделаем вывод.


ПОЖЕЛТЕВШИЕ от ПОЖЕЛТЕЛИ, ПОЖЕЛТЕТЬ



причастие глагол


Чтение параграфа на стр.

— Считаете ли вы причастие самостоятельной частью речи? Обоснуйте своё мнение.


5. Закрепление Задание 1. Найдите среди данных слов причастие. Ученики записывают под диктовку группы слов, подчёркивают в них нужное слово, доказывают, пользуясь правилом, почему они выбрали именно его.

Стройка, строящий, строили, построй; передать, передавая, передаваемый, передали; двигает, движимый, двигательный, движок; пилящий, пилить, пилка, выпиливать.


Задание 2. Игра.

Учитель называет любое существительное (например, снег), ребята должны подобрать и записать к нему как можно больше определений. Слова нужно записывать в два столбика: в первый — прилагательные, характеризующие предмет; во второй — причастия.

Например: снег.


чистый

свежий

глубокий

старый

мокрый

рыхлый


белеющий

сверкающий

липнущий

кружащийся

искрящийся

сыплющий

Задание 3. Запишите предложения под диктовку учителя, выберите предложения с причастиями.


1. По небу катится тонким колесом позолочённый месяц. 2. Солнце позолотило крыши домов. 3. Ваня сильно испугался, увидев такого огромного человека. 4. Испуганные внезапным шумом птицы поднялись в высь. 5. Иду я разросшимся садом, лицо закрывает сирень. 6. В этом году сад особенно разросся. 7. Глядел я на кудрявый лес, дышащий прохладой. 8. Уж небо осенью дышало.

— Определите время причастий.

— Выпишите причастия вместе с существительными, к которым они относятся.

— Определите главные слова в словосочетаниях, просклоняйте устно одно словосочетание, что вы заметили?


*3адание 4. Составьте из слов, записанных на доске, предложения, образовав от одного из глаголов причастия и согласовав его с существительным в нужном падеже.


Чернеть, вдали, к лесу, вела, прямая, дорога, просёлочная. Дорогам, заросли, скрипели, травой, чёрным, колёса, по. Сорвать, нами, мы, раскладывать, и, травы, и, сушить, цветы. За, был, бурьяном, домом, колодец, зарасти. Лес, осветить, солнце, лучами, в, вошли, мы, осеннего.


— Объясните орфограммы, подчеркните в предложениях грамматические основы, выделите основы образованных причастий, разберите по составу выделенные слова.


Задание 5. Упр.


6. Выводы по уроку

— Что называется причастием?

— Какие вопросы задаются к прилагательному, глаголу, причастию?

— Что обозначают глагол, причастие, прилагательное?

Запись в тетради


ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ ГЛАГОЛ

признак предмета действие предмета

ПРИЧАСТИЕ

признак действия



7. Домашнее задание. Упр.



ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 7 КЛАССА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ


Дата:

ТЕМА № 10 : Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий.


ЦЕЛИ УРОКА:

• ознакомить учащихся с особенностями склонения причастий;

• научить определять гласные в окончаниях причастий;

• повторить признаки прилагательных у причастий;

• продолжить работу по развитию орфографических умений и навыков;

• р/ф. Составить предложения с причастиями.


ХОД УРОКА

1. Организационный момент


2. Проверка домашнего задания


3. Работа со словарными словами

Гирлянда, отразить, калитка, искриться, колонна.

— Придумайте с этими словами предложения. Преобразуйте глаголы: отражать и искриться в причастия, согласуйте их с существительными; подберите причастия к существительным: калитка, колонна, гирлянда. Запишите составленные словосочетания в тетрадь. Определите у причастий признаки прилагательных. Просклоняйте два словосочетания. Что вы заметили?


4. Новая тема

— Знакомство с материалом на стр_______.учебника.

— Как склоняются причастия?

— Просклоняйте данные слова во множественном числе, как они склоняются?

— Чтение правила на стр. _______________

— Какой вывод мы можем сделать?

Запись в тетради с объяснением учителя.


5. Закрепление

Задание 1. Упр. __________


Задание 2. Запишите словосочетания в форме родительного, дательного, творительного и предложного падежей. Обозначьте изучаемые орфограммы.

Предполагавшийся поход, строящееся здание, трепещущая рыба, дремлющий старик, лающая собака.


Задание 3. Упр.._______





Карточка № 1


Перепишите, согласуя причастия с нужными по смыслу словами. Составьте два предложения с любыми двумя словосочетаниями. Выполните синтаксический разбор одного из них.

От (нависший) деревьев; вид (увядающий) сада; на (ревущий) море;

вдоль (оживлённая) реки; рассказывать о (разыгравшийся) метели; (строящийся) здания; наблюдать за (скачущий) всадником; в (застывающий) воздухе; смотреть на (нарисованная) картину; сварить (протёртый) овощи; любоваться (журчащий) ручьём; отдёрнуть (занесённый) руку.



Карточка № 2

Перепишите. Расставьте пропущенные буквы в окончаниях причастий.

Просклоняйте любые два словосочетания.

Улыбающ..ся ребёнка; о наступивш.. лете; цветущ.. яблоня; в зеленеющ.. лесу; мчащ..ся река; у потухш.. костра; в застывющ.. воздухе; к расстроенн.. человеку;

за ближайш.. огородами; за летящ.. стрелой; заросш.. дорожка; на посветлевш.. небе;

о клокочущ.. лаве; с проваленн.. крыши; не законченн.. работа.


6. Повторение материала предыдущих уроков


Задание 4. Подберите прилагательные и причастия к данным существительным: рыба, собака, яблоко. Определите их общие признаки.


Задание 5.Образуйте от данных глаголов причастия, определите общие признаки причастий и глаголов: увлекается, владеет, колешь, спешишь, расстилается.



7. Выводы

— Расскажите о правописании гласных в падежных окончаниях причастий.



8. Домашнее задание.






















ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 7 КЛАССА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ


Дата:

ТЕМА № 11 : Р/р. Описание внешности человека. Подготовка к сочинению по картине

ЦЕЛИ УРОКА:

• подготовить ребят к написанию сочинения;

• активизировать словарный запас учащихся;

• повторить типы текстов, виды описаний, средства художественной выразительности;

• провести работу по вычленению причастных оборотов в тексте.


ХОД УРОКА

1. Организационный момент


2. Тетради с домашней работой собрать


3. Повторение пройденного (вопросы к классу)

— Что такое причастие?

— Какие свойства глагола и прилагательного имеет причастие?


4. Новая тема

Задание 1. Упр._______

— Что называется словесным портретом?

— Запишите основные виды словесного описания внешности человека.


Задание 2. Определите, кому принадлежат следующие словесные портреты:

1. Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца. Несмотря на свои четыре года, она ходила ещё плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка; руки её были тонки и прозрачны, головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика; глаза смотрели порой так не по-детски грустно и улыбка так напоминала мне мою мать.

(В. Г. Короленко «Дети подземелья».Портрет Маруси)


2. Как орёт в поле оратай, посвистывает,

А бороздочки он да подмётывает,

А пенья-коренья вывёртывает,

А большие-то каменья в борозду валит.

У оратая кобыла соловая,

Гужики у неё да шелковые,

Сошка у оратая кленовая,

Омешки на сошке булатные,

Присошничек у сошки серебряный,

А рогатчик-то у сошки красна золота.

А у оратая кудри качаются,

Что не скачен ли жемчуг рассыпаются.

У оратая глаза да ясна сокола,

А брови у него да чёрна соболя.

У оратая сапожки зелён сафьян:

Вот шилом пяты, носы востры,

Вот под пяту-пяту воробей пролетит,

Около носа хоть яйцо прокати.

У оратая шляпа пуховая,

А кафтанчику него черна бархата.

(Былина о «Вольге и Микуле».

Портрет Микулы)


3. Ему было всего только десять лет с хвостиком. Он был коротенький но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный.

«Мужичок в мешочке», как и Настя. Был в золотых веснушках, а носик его, чистенький тоже, как и у сестры, глядел вверх.

(М. Пришвин «Кладовал солнца».Портрет Митраши)


— Какие средства используют авторы, чтобы сделать свои текстыболее образными?

(В первом тексте автор стремится подчеркнуть, что девочка слаба, не по годам серьёзна. Сравнивает её с цветком, выросшим без солнца. Писатель обращает внимание на бледность и хрупкость героини.

Во втором тексте снаряжение, одежда, и даже лошадь подчёркивают незаурядность и необычность героя. Главные художественные средства здесь гипербола и эпитеты.

В третьем отрывке автор использует множество определений, характеризующих своего героя. Митрашу писатель называет «мужичком в мешочке», показывая этим его жизненный ум и сметливость, развитые не по годам, и в то же время — очень юный возраст.)


Запись в тетради

  1. В текстах-описаниях передаются одновременные признаки.


2. В текстах-описаниях используются следующие выразительные средства: сравнения; говорящие детали; эпитеты и гиперболы.


Задание 3. Упр. Прочитайте текст. Что примечательного показалось вам во внешности юноши? Выпишите предложения с причастиями и обозначьте причастия как члены предложения. Какой способ связи использует автор для связи 1-го, 2-го и 3-го предложений? Объясните слово дёгтем.


*Задание 6. Подберите эпитеты словам: глаза, волосы, губы, взгляд, друг, головушка. Какие из них можно использовать в текстах-описаниях?

Ответы: ясные, шёлковые, алые, острый, верный, буйная.


*Задание 7. Подберите сравнения, закончив словосочетания.


Красивый как ...; лохматый как ...; худой как ...; толстый как ...; могучий как ...; чистый как ...; весёлый как ...; длинный как ...; ясный как ...; блестящий как ...; рыхлый как ...; стройный как… .


— Для чего в текстах-описаниях используются сравнения?




5. Выводы по уроку


— Какие средства художественной выразительности используют авторы в своих произведениях, чтобы найти более точное описание внешности своего героя?

— Можем ли мы строить тексты разного типового значения (описание, повествование и рассуждение), когда даём описание внешности человека?



6. Задание на дом. Описать внешность близкого человека













ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 7 КЛАССА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ


Дата:



Тема: Контрольная работа № 1. СОЧИНЕНИЕ ПО КАРТИНЕ И.ГЛАЗУНОВА «ВЕРА»

Цель: Умение по предварительно рассмотренной картине составлять рассказ- описание внешности человека, передав основную канву художественного полотна.

Критерий оценки:

1.Смысл названия картины – 3 балла

2..Общее впечатление от нее – 2 балла

3.Определения, подобранные для описания картины – 5 баллов

4.Сочетание плана и текста сочинения – 5 баллов

5.Единство стиля – 3 балла

6.Богатчстыво словарного запаса – 2 балла

7.Орфографичечская и пунктуационная грамотность – 5 баллов

Сумма полученных баллов за работу делится на 5, полученный результат выставляется в классный журнал.