Эссе на тему: «Мое призвание – сельский учитель»
«Если б вы знали, как необходим русской деревне хороший, умный, образованный учитель! У нас в России его необходимо поставить в какие-то особенные условия, и это нужно сделать скорее, если мы понимаем, что без широкого образования народа государство развалится, как дом, сложенный из плохо обожжённого кирпича!» (А. Чехов). Слова великого писателя были написаны в конце 19 века, но живы до сих пор. Да, я хочу рассказать об учителе, который волею судьбы оказался в селе, в деревне.
Сельская школа…Это особый мир, особые отношения. Это дружная семья - дети, родители, учителя. Все друг друга знают в лицо, стараются поддерживать друг друга, вместе проводят традиционные праздники; вместе грустят, любят, строят планы на будущее. Думаю, что велика роль учителя в этой семье, недаром, учителей называют «вторыми мамами и папами». Все мы понимаем, что роль сельского учителя – особая. В селе, где все хорошо знают друг друга, он несёт ответственность за судьбу ребёнка перед конкретной семьёй. Через его руки и сердце проходит не одно поколение детей, и так важно увидеть в каждом индивидуальность, помочь сделать жизненный выбор, сохранив деревенское добродушие, естественность в проявлении чувств, любовь к традициям села, к природе, к людям. И, несмотря на все трудности, я знаю, моё призвание – сельский учитель.
Жизнь в деревне тяжела. Тем не менее деревенским жителям не чужды такие понятия, как дружба, ответственность, взаимовыручка. И именно поэтому им так дорога школа — не просто место, где они, их дети и внуки получали знания, но и место, где от учителя узнавали простые истины, учились жизни. Именно в деревнях вырастают люди крепкие, сильные, настоящие...
Профессия учителя привлекает меня прежде всего своей гуманностью и благородством. Я думаю, чтобы быть современным учителем, надо много работать над собой, самосовершенствоваться; уметь признавать свои ошибки. Быть учителем для меня — значит быть человеком творческим, индивидуальным, постоянно стремящимся к подлинно человеческому контакту с учениками, с богатым внутренним миром и неистощимой жизненной энергией. Н. К. Крупская писала: «Для ребят идея неотделима от личности. То, что говорит любимый учитель, воспринимается совершенно по-другому, чем то, что говорит презираемый ими, чуждый им человек».
Мое детство прошло в русской деревне на берегу красавицы Свияги. Я всегда с теплым чувством вспоминаю сельскую школу и мою первую учительницу Елену Николаевну. Почему-то деревня моего детства вспоминается мне всегда залитой ярко-синим светом, малиновым закатом, с ослепительно белым снегом, запахом коровы, свежескошенной травы, черной смородины. Елена Николаевна привила мне любовь к русскому языку и литературе. Учительница никогда не повышала голос, не срывалась. Даже слова, которые она диктовала нам, казались какими-то значительными, хотя слова-то были обычными. Самое интересное, мы не боялись писать контрольные диктанты, сочинения. Текст обязательно был связан с родными местами, так удивительно описанными. Мы ждали эти диктанты, потому что было интересно послушать, что нового мы узнаем из истории нашей школы, истории села, истории барского сада, церкви. Это и есть - настоящий сельский учитель.
Еще одна особенность сельского учителя в том, что он добрый, трогательный, открытый. Он находит время навещать своих учеников дома, интересоваться, какая у них обстановка в семье. Когда я пришла к одному ученику в первый раз, то реакция у родителей была однозначной — что-то сын натворил. Но мы говорили только о хорошем. Дедушка очень удивился и сказал: “Стоит вам время дорогое тратить, если он ничего не натворил”. Дедушка, конечно, сказал это с добрым чувством, вообще народ в деревне – добрый, необидчивый.
Конечно, никто не будет спорить с тем, что внутренний мир человека закладывается в школе, и я уверена, что детям, которые начинали учиться в сельских школах, повезло больше. Там красота природы и красота слова сливаются воедино. Сколько уроков литературы мы провели во дворе школы, в цветущем саду. Какие у нас ароматы черёмухи, сирени и вишни! Читая произведения Астафьева, Чехова, Есенина, ощущаем биение детских сердечек, видим восторг детских глаз…Дети раскрываются, начинают говорить (даже самые молчуны), а что еще нужно учителю?
Таким мудрым, искренним, открытым представляю современного учителя. А портрет современного педагога рисую словами Л.Н.Толстого : «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель».
Спасибо, что прочли мои размышления