СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РУССКИЙ ЯЗЫК Формирование грамматического строя речи, грамматика

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«РУССКИЙ ЯЗЫК Формирование грамматического строя речи, грамматика»

РУССКИЙ ЯЗЫК

(Формирование грамматического строя речи, грамматика)


Пояснительная записка


Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» составлена в соответствии с
Федеральным компонентом основного общего образования, базисным учебным планом
специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида, «Программой
специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида (Москва, «Просвещение» 2006г.), авторы: К.Г. Коровин, А.Г. Зикеев, Л.И. Тигранова и др.
Программа обеспечивает следующие, личностные, метапредметные и предметные результаты.


Личностные результаты

Совершенствование речевых навыков (обогащение словарного запаса, развитие навыков связной речи).

Принятие и освоение социальной роли обучающихся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе и в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

Практическое овладение языковыми закономерностями, их использование в связной речи.


Метапредметные результаты

практическое овладение языковыми закономерностями, их использование в связной речи;

развитие связной устной и письменной речи слабослышащих учащихся;

адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;

способность извлекать информацию из различных источников, пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;

овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;

способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;

умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресатами ситуации общения;

способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

владение различными видами монолога и диалога;

соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;

способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находил» грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;

применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках литературного чтения, ознакомления с окружающим миром, изобразительного искусства и др.);

коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.


Предметные результаты.

Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

Владение умением проверять написанное.

Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Формировать умения устно составлять предложения, объединенных общей темой соблюдая в речи грамматические закономерности.

Устанавливать по вопросам связь между словами в предложении.

Выделять по вопросам слова из предложения.

Различать слова по вопросам.

Формировать умения и навыки с помощью вопросов учителя делать сообщения о погоде, календарных данных, распорядке учебного дня и др.

Процедуры итоговой и промежуточной оценки результатов усвоения программы «Русский язык» требуют учёта особых образовательных потребностей слабослышащих и позднооглохших обучающихся: адаптацию предлагаемого ребенку тестового (контрольно-оценочного) материала как по форме предъявления (использование и устных и письменных инструкций), так и по сути (упрощение длинных сложных формулировок инструкций, разбивка на части, подбор доступных пониманию ребенка аналогов и др.); специальную психолого-педагогическую помощь обучающемуся (на этапах принятия, выполнения учебного задания и контроля результативности), дозируемую исходя из индивидуальных особенностей здоровья ребенка.

При оценке результатов освоения программы «Русский язык» обеспечивается необходимость ребенку с нарушением слуха права проходить итоговую аттестацию не только в общих, но и в иных формах – индивидуально, в привычной обстановке, в присутствии знакомого взрослого и с использованием средств, облегчающих организацию его ответа, без заявленных для ребенка ограничениях во времени.

При оценке результатов обучения используется традиционная система отметок по 5‑балльной шкале. Такой подход не исключает возможности использования и других подходов к оцениванию результатов обучения учащихся. В любом случае, при оценке итоговых пред­мет­ных результатов следует из всего спектра оценок выбирать такие, которые сти­мулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося, ока­зывали бы положительное влияние на формирование (социальных) жизненных ком­пе­тен­ций. Итоговая и промежуточная аттестация обучающихся 2 класса II отделения включает: проверочные работы; контрольные работы; списывание с печатного текста; работа с деформированным текстом.

Контрольно-измерительные материалы

Контрольная работа №1

«Повторение в начале года»

Спиши текст

Парк.

Наш парк очень красивый. Пришли мы в парк, а там так интересно! В парке растут деревья. Тут и липы, и клёны, и берёзки. На клумбах красные маки, жёлтые тюльпаны. В кустах поют птицы.

Мы любим гулять в парке!

Распредели слова по группам: один, одна, одно.


один

одна

одно

...

...

...

...

...

...


стул, река, пенал, кресло, тарелка, окно

Дополни предложения, поставь вопросы, выдели окончание.

Кошка сидит около (кресло).

Птица летит над (река).

Мяч лежит под (стул).

Дополни предложения, поставь вопросы, выдели окончание.

Мальчик кладёт ручку в ...

Мама ставит цветок на ...

Бабушка кладёт салфетку под ...

(окно, тарелка, пенал)


Контрольная работа №2

за 1 четверть

Тема: «Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими орудие и средство действия, признаки предметов»

  1. Распредели слова по группам

(молоко, карандаш, удочка, тряпка, нож, зерно)

один

одна

одно







  1. Измени слова, выдели окончания, поставь вопросы.


Зина вытирает доску ________(тряпка).

Валя рисует дом __________(карандаш).

Девочки набирают воду _________(вёдра).

Бабушка поит внучку __________(молоко).

3. Составь и напиши словосочетания

что делает? + чем?

ловит …......

режет …….

едят ……..

кормит ………

(зерно, удочка, нож, ложки)

4. Вставь окончания, напиши вопросы.

Деревянн… дом, деревянн… колесо, деревянн… лопата, деревянн… бочки.

5. Допиши окончания, поставь вопросы.

Снег (…..?) бел…, а уголь (….?) чёрн…. .

Селёдка (….?) солён…, а яблоко (…?) сладк…. .

Деревья (….?) высок…, а кусты (…?) низк…. .

Контрольная работа №3


Тема: «Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими пространственные отношения, принадлежность, переходность действия

на действующее лицо»


  1. Вставь слова, измени окончания, поставь вопросы.


Бабушка вешает занавеску на …

Папа снимает пальто с …

Мама ставит кастрюлю на …

Валя убирает посуду со …

(плита, стол, окно, вешалка)


  1. Выпиши словосочетания


что делает? + куда?

………… …….

…………. …….

что делает? + откуда?

………… …….

…………. …….

  1. Измени окончания, поставь вопросы.


(….?) (Мама) платок висит на стуле.

(…?) (Коля) карандаши лежат в пенале.

(….?) (Зоя) кофта висит в шкафу.

(….?) (Папа) письмо лежит на столе.


  1. Составь и напиши два предложения, поставь вопросы.


ставит, с, бабушка, книгу, на, девочка, окно, берёт, цветок, полки



Контрольная работа №4

за 2 четверть


  1. Вставь слова, измени окончания, поставь вопросы.


Бабушка вешает полотенце на …

Дедушка убирает цветы с …

Маша ставит тарелки на …

Валя убирает скатерть со …

(плита, стол, окно, вешалка)


  1. Распредели слова по алфавиту.


Вася, Оля, Рома, Андрей, Алла, Полина, Марина, Света, Никита.


  1. Измени окончания, поставь вопросы.


(….?) (Бабушка) платок висит на стуле.

(…?) (Вася) карандаши лежат в пенале.

(….?) (Оля) кофта висит в шкафу.

(….?) (Папа) письмо лежит на столе.

Контрольная работа №5

Тема: «Словосочетания, обозначающие пространственные отношения».


  1. Спиши предложения, поставь вопросы, выдели окончания:

Мама и Коля гуляют в (парк). Ребята идут в (школа). Папа выходит

с покупками из (магазин). Бабушка сидит на (кресло) и вяжет носки.


  1. Выпиши словосочетания по схемам:

что делают? + куда?

………….. … …..

что делают? + где?

…………. … …..

что делает? + где?

………… … …..

что делает? + откуда?

……….. … …….

  1. Дополни предложения, поставь вопросы, выдели окончания:

Птица вылетела из …

Кошка сидит на ….

Кукла лежит в …

Папа идёт на …

Бабушка убирает посуду со …

(коробка, гнездо, работа, стол, забор)


  1. Составь предложения, поставь вопросы:

лежат, корзинке, грибы, в.

машина, гаража, выехала, из.

книги, на, ученица, полку, кладёт.



Контрольная работа № 6

за 3 четверть

Тема: «Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими направленность действия на предмет; переходность действия на предмет»


  1. Спиши предложения, поставь вопросы к выделенным словам, допиши окончания:

Бабушка поит внучку тёпл… молоком. Врач даёт лекарство больн… мальчику. Папа несёт тяжёл… вёдра с водой. Брат читает книгу младш… сестре. Девочки дают траву маленьк… кроликам.


  1. Дополни предложения, поставь вопросы, выдели окончания:

Мама накрывает мальчика … ….

Малыши раскрашивают картинки …. ….

Дима чистит зубы …. …..

Бабушка режет хлеб …. …..

(острый нож, тёплое одеяло, зубная паста, цветные карандаши)


  1. Составь три предложения со словами, поставь вопросы:

(третья, второй, шестое)

Измени и напиши слова


что делал (а,и)?

что делает (ют)?

что будет (ут) делать?

гуляла




решают




будет прыгать

Контрольная работа №7

Тема: «Повторение в конце года».

  1. Распредели слова по вопросам

как?

что?

где?

что делает?

кто?

куда?

какой (ая, ое)?















(кошка, парта, сидит, бегом, наверху, красное, читает, мальчик, налево, белая, направо, быстро, парк)


  1. Измени слова по вопросам

что делает?

что сделал (а)?

что будет делать?










(играть, читать, летать)


  1. Дополни предложения, измени окончания, поставь вопросы

… очки лежат на тумбочке. Книги лежат на …. Бабушка одевает … …. Мальчик идёт из …. … пальто висит на …. Девочка уступила место … …. Дежурный вытирает доску … ….

(мокрая тряпка, полка, маленький внук, мама, дедушка, школа, старая женщина, вешалка)


  1. Составь предложения, поставь вопросы

в, летом, идёт, на, девочка, тепло, улице, парк


  1. Раздели слова на слоги

парта, летит, тумбочка


Критерии оценок

I. Списывание текста. 
«5» - ставится за безошибочное аккуратное выполнение работы; 
«4» – ставится, если в работе 1 – 2 орфографические ошибки, 1 ошибка и 1 исправление; 
«3» – ставится, если в работе допущены 3-4 орфографические ошибки , 3 ошибки и 1 исправление; 
«2» – ставится, если в работе допущены 5 орфографических ошибок.
II. Грамматическое задание. 
«5» – ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы; 
«4» - ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее 3/4 заданий; 
«3» – ставится, если ученик обнаруживает усвоение определённой части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее 1/2 заданий; 
«2» – ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий. 
III. Работа с текстом

«5» - ставится за работу, в которой фактический материал изложен логично, последовательно. Предложения построены в соответствии с синтаксической нормой, точно и правильно подобраны слова. Возможно 1-2 исправления.
«4» - ставится за работу, в которой допущено не более 4 - х ошибок (содержательных или речевых).
«3» - ставится за работу при нарушении логики и последовательности содержания текста. Допускается наличие 5 - 6 ошибок (содержательных, речевых).

«2» - ставится за работу, в которой допущено более 6 ошибок.

Исправление ошибок.
Учитель исправляет ошибки в работах учащихся следующим образом:
• неправильно написанную букву или пунктуационный знак, часть слова или предложения зачеркивает;
• речевые и содержательные ошибки подчеркиваются волнистой линией.
Ошибки отмечаются учителем на полях условными знаками:
I – орфографическая;
V – пунктуационная;
С – ошибка в содержании;
Р – речевая ошибка.
Ошибки на неизученные правила исправляются, но не отмечаются на полях.

Классификация ошибок в содержании.
Композиционные ошибки:
• несоответствие изложения плану;
• неоправданное нарушение последовательности в изложении событий, фактов, наблюдений.
Логические ошибки:
• пропуск необходимых слов, существенных фактов или признаков описываемого предмета;
• нарушение логической последовательности и обоснованности;
• употребление в одном ряду понятий разных уровней;
• нелепые суждения.

Классификация речевых ошибок.
Лексико-стилистические (словарные) ошибки:
• необоснованное повторение одних и тех же слов;
• употребление слова в неточном и несвойственном ему значении в результате непонимания значения слова или его оттенков;
• нарушение общепринятой сочетаемости слов;
• употребление слов без учета их эмоционально – экспрессивной или оценочной окраски;
• употребление диалектных слов и просторечий.
Морфолого-стилистические ошибки:
• ошибки в словообразовании (детское словотворчество);
• употребление диалектных или просторечных форм;
• пропуск морфем (суффиксов, постфиксов);
• образование формы множественного числа тех существительных, которые употребляются только в единственном числе.
Синтаксико-стилистические ошибки (ошибки в словосочетаниях и предложениях):
• нарушение управления;
• нарушение согласования;
• неудачный порядок слов в предложении, приводящий к искажению смысла;
• нарушение смысловой связи между местоимениями и теми словами, на которые они указывают или заменяют;
• двойное выражение подлежащего в одном предложении ( именем существительным и местоимением);
• употребление глаголов в не соотнесенных временных и видовых формах в случаях, когда необходимо употребление одного и того же времени и вида;
• неумение находить границы предложений.


Основные требования к обучающимся к концу 2 класса II отделения

Обучающиеся узнают:

названия букв алфавита, правила переноса слов.

Обучающиеся научатся:

составлять предложения, соблюдая в речи грамматические закономерности, указанные в программе;

устанавливать по вопросам связь между словами в предложении;

выделять по вопросам слова из предложения;

различать слова по вопросам кто?, что?, что делает?, какой?, как?, где?.

определять род существительных по окончаниям начальной формы в сочетании с числительными один, одна, одна;

различать единственное и множественное число по окончаниям в сочетаниях «существительное + глагол», «прилагательное + существительное»;

различать временные формы глаголов по вопросам что делает?, что делал?, что будет делать?;

различать гласные и согласные звуки и буквы, писать слова с удвоенными согласными, слова с разделительными знаками (ъ, ь);

каллиграфически правильно писать слова, предложения без пропусков, вставок, искажений букв;

писать раздельно предлоги со словами;

употреблять большую букву в начале предложения, ставить точку, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения;

писать большую букву в именах, названиях городов, деревень, кличках животных.


Содержание учебного курса

Во 2 классе – 136 часов (4 часа в неделю, 34 учебные недели).


I Практическое овладение основными грамматическими закономерностями языка

Составление предложений. Установление по вопросам связи между словами в предложении.

Практические грамматические обобщения. Выделение в предложении слов, обозначающих, о ком или о чем говорится, что говорится. Различение слов, обозначающих предметы и действия, признаки предметов и действий; их группировка по вопросам кто?, что?, что делает?, какой (-ая, -ое, -ие)?, как? где?

Определение рода существительных по окончаниям начальной формы.

Различение единственного и множественного числа по окончаниям в сочетаниях «существительное + глагол», «прилагательное + существительное»

Различие временных форм глагола по вопросам: что делает? Что делал? Что будет делать?

Согласование прилагательного с существительным в начальной и косвенной формах.

Первая четверть

1. Составление предложений с сочетаниями, обозначающими:

временные отношения («существительное + глагол наст. вр., прошедшего времени» мальчик читает, девочка читала);

временные отношения («наречие + глагол наст. вр., прошедшего времени» сейчас рисует, вчера рисовала);

временные отношения («местоимения 1-го, 2-ого лица ед.ч. и мн.ч. + глагол наст. вр., прошедшего времени» я пишу, вы читали);

2. Составление предложений с сочетаниями, обозначающими:

- орудие или средство действия («глагол + существительное»: рисует карандашом)

- признаки предметов по цвету, величине, форме, материалу, вкусу («прилагательное + существительное в им. пад. ед. ч. и мн. ч.»: синяя кружка)

- пространственные отношения («глагол + из + существительное»: достал из сумки)

Вторая четверть

Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими:

принадлежность («прилагательное + существительное»: бабушкин платок)

пространственные отношения («глагол + с(со) + существительное»: снял со стены)

переходность действия на действующее лицо («существительное + глагол неперех., переход.»: бабушка одевается, бабушка надевает)

количественные отношения («числительное + существительное»: пять тетрадей)

Третья четверть

Составление предложений со словосочетаниями «прилагательное + существительное», обозначающими:

переходность действия на предмет (читает интересную книгу)

направленность действия на предмет (помогает старой женщине)

орудийность действия (раскрашивает зеленым карандашом)

Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими:

временные отношения («существительное + глагол наст. вр., прош. вр., буд. вр.»)

признаки предметов по счету («числительное + существительное»: третий дом)

Четвёртая четверть

Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими:

временные отношения («местоимения 1, 2, 3-го лица ед. ч. и мн. ч. + глагол наст. вр., буд. вр.») пространственные отношения («глагол + к, от + существительное»: летит к лесу, отплыл от берега)

принадлежность («местоимение притяж. + существительное»: мой (твой, наш, ваш) карандаш)

признаки действия («глагол + наречие места (времени, образа действия)»: бежит направо)


II Сведения по грамматике и правописанию

Навыки правописания. Большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей, в кличках животных, в названиях городов, деревень, рек.

Алфавит. Знание алфавита. Умение найти слово в школьном орфографическом словаре по первой букве. Умение расположить слова в алфавитном порядке (например, фамилии, имена).

Вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения (знакомство).

Разделительные знаки (буквы ъ, ь), двойные согласные в простейших словах.

Раздельное написание со словами предлогов с(со), из, к, от.

Чистописание. Закрепление гигиенических навыков письма, правильной посадки, положения тетради, ручки и др.

Письмо наиболее простой по форме группы букв с часто повторяющимися элементами движений типа и, щ, л, м, г, п, т, И, Щ, А, М и т. п.

Письмо строчных и заглавных букв по группам в порядке усложнения их начертания: 1) ц, щ, р, у, ч; 2) и, ы, ъ, с, е, ё, в; 3) о, а, ф, б, д, я; 4) э, х, ж, з, к; 5) ц, щ, а, ч, у, н, к; 6) О, С, Ю, Е, Я; 7) Э, Ж, Х, В; 8) Г, Ц, Т, Р, Б, Д.

Упражнения в безотрывных соединениях букв типа иш, ту, ил, ем, ря, щи, ум, ди и т. п.


Формы организации учебной деятельности: фронтальная; групповая; парная; индивидуальная


Тип и форма урока:

1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков (путешествие, инсценировка, проблемный урок, экскурсия, беседа, мультимедиа-урок, игра, уроки смешанного типа)

2. Урок рефлексии (сочинение, практикум, диалог, ролевая игра, комбинированный урок)

3. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности) (конкурс, экскурсия, урок-игра, обсуждение, беседа)

4. Урок развивающего контроля (письменные работы, устные опросы, викторина, смотр знаний, творческий отчет, тестирование, конкурсы.)


Методическая литература:


Русский язык, учебник для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида, Зикеев А.Г., в 2 частях, Издательство «Владос», 2014г.


Формирование грамматического строя речи, грамматика (136 ч.)

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

Повторение в начале года 10 ч

Виды речи

Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей.

Повторение в начале года

- Выделение грамматических признаков рода существительных в словосочетаниях.

- Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими пространственные отношения

- Составление предложений, обозначающих переходность действия

- Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими пространственные отношения

- Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими направленность действия

Обобщение и проверочная работа


Принимать учебную задачу урока и осуществлять её решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий.

Различать устную, письменную речь.

Соблюдать написание большой буквы в начале предложения.

Грамотно на письме оформлять предложения.

Составлять самостоятельно предложения по вопросам и словам.

Совершенствование навыков письма.

Совершенствовать умение списывать предложения и небольшие тексты с доски и учебника.

Использовать правила оценивания своей работы.


Практические грамматические обобщения 23 ч

Составление предложений с сочетаниями, обозначающими:

временные отношения («существительное + глагол наст. вр., прош. вр.»: мальчик читает, девочка чистила)

- временные отношения («наречие + глагол наст. вр., прош. вр.»: сейчас рисует, вчера вязала)

- временные отношения (мест. 1 или 2 лица

ед. ч. и мн. ч. + глаг. наст.вр., прош. вр.)


Принимать учебную задачу урока и осуществлять её решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий.

Совершенствование навыков письма.

Совершенствовать умение списывать предложения и небольшие тексты с доски и учебника.

Грамотно на письме оформлять предложения.

Устанавливать по вопросам связи между словами в предложении.

Распределять слова по группам: один, одна, одно.

Составление предложений с изучаемыми словосочетаниями с помощью вопросов, слов, картинок и демонстрации действий, соблюдая в речи грамматические закономерности.

Выделять по вопросам слова из предложений.

Различать слова по вопросам.

Определять род существительных по окончаниям начальной формы в словосочетаниях с числительными один, одна, одно. Совершенствовать умение списывать предложения и небольшие тексты с доски и учебника.

Использовать правила оценивания своей работы.

Сведения по грамматике и правописанию 3 ч

Большая буква в названиях городов, сёл, деревень, рек.


Принимать учебную задачу урока и осуществлять её решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий.

Совершенствование навыков письма.

Соблюдать написание большой буквы в названиях городов, сёл, деревень, рек.

Грамотно на письме оформлять предложения.

Составление предложений по теме с помощью вопросов, слов, картинок и демонстрации действий.

Использовать правила оценивания своей работы.

Практические грамматические обобщения 25 ч

Составление предложений со словосочетаниями:

- обозначающими орудие или средство действия

- обозначающими признаки предметов по цвету, величине, форме, материалу, вкусу.

Закрепление и контрольная работа (3 ч)

Составление предложений со словосочетаниями:

- обозначающими пространственные отношения

- обозначающими принадлежность

Проверочная работа (1 ч)

Принимать учебную задачу урока и осуществлять её решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий.

Совершенствование навыков письма.

Устанавливать по вопросам связи между словами в предложении.

Грамотно на письме оформлять предложения.

Составление предложений с изучаемыми словосочетаниями с помощью вопросов, слов, картинок и демонстрации действий.

Совершенствовать умение списывать предложения и небольшие тексты с доски и учебника.

Использовать правила оценивания своей работы.

Сведения по грамматике и правописанию 3 ч

Большая буква в именах, отчествах, фамилиях.

Большая буква в названиях площадей, улиц, переулков

Большая буква в кличках животных.

Принимать учебную задачу урока и осуществлять её решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий.

Учится распознавать имена собственные и нарицательные, правильно записывать имена собственные.

Закреплять умение учащихся писать заглавную букву в кличках животных.

Развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы, активизировать мыслительную деятельность.

Учиться применять полученные знания грамотного письма при самостоятельной работе.

Грамотно на письме оформлять предложения.

Практические грамматические обобщения 8 ч

Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими:

- пространственные отношения

- переходность действия на действующее лицо

Закрепление по теме, контрольная работа

(4 ч)


Принимать учебную задачу урока и осуществлять её решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий.

Различать слово и слог.

Выделять слоги в словах.

Составлять слова из слогов.

Совершенствование навыков письма.

Грамотно на письме оформлять предложения.

Совершенствовать умение списывать предложения и небольшие тексты с доски и учебника.

Использовать правила оценивания своей работы.

Сведения по грамматике и правописанию 1 ч

Алфавит.

Принимать и сохранять учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.
Объяснять, где могут пригодиться знания об алфавите.
Называть буквы правильно и располагать их в алфавитном порядке.
Классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они обозначают.
Определять положение заданной буквы в алфавите: ближе к концу, к середине, к началу, называть соседние буквы по отношению к заданной.
Работа с памяткой Алфавит.

Оценивать результаты своей деятельности
Использование алфавита при работе со словарями

Практические грамматические обобщения 12 ч

Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими:

- количественные отношения

Обобщающий урок по теме, контрольная работа (3 ч)

- пространственные отношения

Обобщение, повторение по теме (3 ч)

- направленность действия на предмет

- орудийность действия

- переходность действия на предмет

Уметь работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя)

Устанавливать по вопросам связи между словами в предложении.

Составлять предложение, находить словосочетания обозначающие орудия или средства действия.

Составлять предложения с изучаемыми словосочетаниями с помощью вопросов, слов, картинок и демонстрации действий, соблюдая в речи грамматические закономерности.

Выделять по вопросам слова из предложений.

Различать слова по вопросам.

Грамотно на письме оформлять предложения.

Сведения по грамматике и правописанию 4 ч

Разделительный мягкий знак

Перенос слов с разделительным мягким знаком. Разделительный мягкий знак

Разделительный твёрдый знак.


Принимать и сохранять учебную задачу урока.

Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.
Осознавать значение мягкого знака как знака обозначения мягкости согласного на письме.
Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как огонь, кольцо.
Объяснять причины расхождения количества звуков и букв в этих словах.
Подбирать примеры слов с мягким знаком (ь), с твердым знаком (ъ)
Оценивать результаты своей деятельности.

Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным.

Правописание твердого знака после приставки

Практические грамматические обобщения 10 ч

Составление предложений, со словосочетаниями, обозначающими:

- временные отношения

Проверочная работа по теме


Принимать учебную задачу урока и осуществлять её решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий

Совершенствование навыков письма.

Грамотно на письме оформлять предложения.

Устанавливать по вопросам связи между словами в предложении.

Составление предложений с изучаемыми Совершенствовать умение списывать предложения и небольшие тексты с доски и учебника.

словосочетаниями.

Использовать правила оценивания своей работы.

Сведения по грамматике и правописанию 4 ч

Вопросительный знак в конце предложения.

Восклицательный знак в конце предложения

Правописание наиболее употребительных слов с непроизносимыми согласными.

Принимать и сохранять учебную задачу урока.

Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.
Осознавать значение вопросительного, восклицательного знаков в конце предложения.
Подбирать примеры предложений с вопросительным и восклицательными знакоми на конце.

Оценивать результаты своей деятельности.

Употреблять заглавную букву в начале предложения и необходимый знак препинания в конце предложения.

Работать с орфографическим словарём учебника: находить слова с изучаемой орфограммой и проверять написание слова по орфографическому словарю.

Практические грамматические обобщения 15 ч

Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими:

- признаки предметов по счёту.

Обобщение, закрепление, проверка знаний учащихся по теме.

Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими:

- временные отношения.

- пространственные отношения

- принадлежность

Обобщение, закрепление, проверка знаний учащихся по теме.

Уметь работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя)

Устанавливать по вопросам связи между словами в предложении.

Составлять предложение, находить словосочетания обозначающие орудия или средства действия.

Составление предложений с изучаемыми словосочетаниями с помощью вопросов, слов, картинок и демонстрации действий, соблюдая в речи грамматические закономерности.

Выделять по вопросам слова из предложений.

Различать слова по вопросам.

Грамотно на письме оформлять предложения.

Сведения по грамматике и правописанию 8 ч

Слова с двойными согласными

Правописание безударных гласных, проверяемых ударением.

Раздельное написание слов с предлогами с (со), из, от, к.

Правописание звонких и глухих согласных на конце и в середине слова.

Принимать и сохранять учебную задачу урока.

Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Развивать умения различать парные звонкие и глухие согласные. Развитие умения обосновывать написание проверяемого слова.
Наблюдать над произношением и правописанием слов со звонкими и глухими согласными на конце и в середине слова.

Формировать умение раздельного написания слов с предлогами.

Формировать умение видеть и проверять безударные гласные в корне.
Оценивать результаты своей деятельности.

Практические грамматические обобщения 10 ч

Составление предложений со словосочетаниями:

-обозначающими признаки действия.

Обобщение, закрепление и проверка знаний.

Чему мы научились за год. (Обобщение пройденного материала).

Уметь работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя)

Устанавливать по вопросам связи между словами в предложении.

Составлять предложение, находить словосочетания обозначающие орудия или средства действия.

Составление предложений с изучаемыми словосочетаниями с помощью вопросов, слов, картинок и демонстрации действий, соблюдая в речи грамматические закономерности.

Выделять по вопросам слова из предложений.

Различать слова по вопросам.

Грамотно на письме оформлять предложения.




16