СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский язык и культура речи. Лекция № 2.4. Фонетические средства речевой выразительности.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Русский язык и культура речи. Лекция № 2.4. Фонетические средства речевой выразительности.»

ТЕМА. Фонетические средства речевой выразительности.

«Язык имеет свои краски, т.е. звуки. Он ими воображению нашему может весьма часто рисовать или живописать предметы. Вы говорите иностран­цу, не знающему русского языка; милый, скорый, горький, - наверное, в воображении его нарисуются от первых слов предметы приятные, а от вторых совершенно им противоположные. Этой живописью или обрисовкою язык наш богат. Но он не только удачно может придавать краски предметам, совер­шенно лишенным чувственности, он не только жи­вописен, но даже и звучен». Эти слова принадле­жат писателю, декабристу Александру Александ­ровичу Бестужеву – Марлинскому (1797-1837). Он называет звуки красками языка нескольку они способны живописать, отдавать чувственный образ предмета, как, например, музыкальные пьесы – миниатюры из цикла «Времена года» П.И, Чайков­ского рисуют нашему воображению картины весны, лета, осени, зимы.

Непревзойденным мастером живописать словом был А.С. Пушкин. Под его пером звуки слов стано­вились нотными значками. Они передавали глубо­кий смысл и создавали звуковой, зримый образ. Вспомним строчки из стихотворения «Обвал». Вслу­шайтесь в его музыку, в звучание каждого гласно­го и согласного, вдумайтесь в звуковой состав слов:

Дробясь о мрачные скалы,

Шумят и пенятся валы,

И надо мной кричат орлы,

И ропщет бор,

И блещут средь волнистой мглы

Вершины гор.

Оттоль сорвался раз обвал,

И с тяжким грохотом упал.

И путь по нем широкий шел:

И конь скакал, и влекся вол,

И своего верблюда вел

Степной купец...

Однако этим не исчерпывается значение звуков языка. Краски передают цвет. Естественно, возникает вопрос: наша речь представлена в «черно-белом» варианте юга она, как и многое в природе, цветная? Обладают ли цветом звуки?

Первым задумались над этим вопросом поэты – романтики, символисты.

В последнее время о способности звуков окрашивать речь в цвета стали писать лингвисты. Интерес­ное исследование провел современный ученый-линг­вист А.П. Журавлев. Он предложил 125 информан­там определить, какой, по их мнению, цвет имеют гласные русского языка. Следовало каждому звуку приписать только один из цветов (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый). Использовать один цвет дважды запрещалось.

Задание. В таблице обозначьте знаком + цвет, который, по вашему мнению, имеют гласные звуки:



Признаки


Звуки

[э]

[о]

[ы]

[у]

[и]

[а]

красным







желтый







зеленый







синий







черный







белый








Сравните ваши цветовое характеристики звуков с ответами информантов.

Приведем те цвета, которые увязало большинство опрошенных:

[э] — зеленый (43), желтый (36),
[о] - белый (62) желтый (44),
[ы] - черный (85),
[у] — синий (35)» зеленый (34),

[и] – синий (62), зеленый (22),

[а] – красный (88).

Естественно, возникает вопрос о связи между звуковым Составом слова и понятием, которое оно обозначает. Случайна она или закономерно? В настоящее время, когда к решению этого вопроса подключились представители таких наук, как физиоло­гия, психология, социология, многое для нас становится объяснимым, понятным. Так, научно доказано, что у большинства воспринимающий речь высо­кие звуки ассоциируются с чем-то светлым, радости ним и вызывают приятное впечатление, а звуки низ­кие рождают образ мрачный, окрашенный в темные тона, поэтому создают неприятное впечатление.

Задание. Проверьте свою реакцию на звуковое состав, распределив слова с учетом тех ощущений, которые у вас возникают при восприятии их звучания.

Весна, жизнь, омут, боль, шум, грохот, день, мрак, снег, солнце, кровь, глушь, крах, оковы, сирень, ландыш, сова, синева.

Слова, создающие ощущение светлого

Слова, создающие ощущение

темного




Как средство звуковой выразительности исполь­зуется повтор одних и тех же звуков особенно глас­ных. Этот прием называется аллитерацией.

Аллитерация характерна для народной поэзии, художественной литературы всех народов мира. Ею богаты стихи Гомера, Горация, произведения Данте, Шекспира.

Аллитерация встречается в стихотворениях А. Су­марокова, Г. Державина, К. Батюшкова, А. Пушкина. Пушкину принадлежат такие строчки:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса...

Русский язык считается одним из самых музыкальных, певучих языков. Однако в письменной и устной речи эта музыкальность может нарушаться. Немало таких примеров находил в рукописях и публикациях писателей, поэтов А.М. Горький, который говорил:

«Не умея владеть топором и дерева не сру­бишь, а ведь язык — тоже инструмент, музыкальный инструмент, и надобно учиться легко и красиво владеть им».












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!