1. Организационный момент | - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Айтадж Мурсаловна . Сегодня урок русского языка у вас проведу я. Садитесь. - Давайте проверим вашу готовность к уроку. У вас на парте должны лежать учебник и письменные принадлежности. Все готовы? Приступаем к уроку. | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку | Регулятивные Коммуникативные |
2. Минутка чистописания | Откройте тетради, запишите число, классная работа. Учитель: - Прежде, чем начнём писать, давайте помассируем пальчики: (Пальчиковая гимнастика. «Рыбки». Найдите одинаковый звук в словах: ДВЕРЬ, ДРОЗД, ПОДУШКА, ПОМИДОР Что вы можете сказать об этом звуке? - Какая буква обозначает этот звук на письме? - Спишите с доски, продолжив закономерность да Д дб Д дв Д - Прочитайте пословицу. Объясните смысл. Спишите. Подчеркни букву Д. Сделал дело – гуляй смело. Прочитайте еще раз пословицу. Она будет девизом нашего урока. | Слушают учителя | |
4.Словарная работа | Словарный диктант – Вспомним правила написания словарного диктанта. – Где созревает урожай? – Будем собирать урожай. Куда складываем? - Теперь я тебе прочитаю слова, а ты запиши их в тетрадь. Подчеркни безударную гласную в слове. Огород, корзина, картофель, морковь, огурец, овощи, петрушка, горох. Обменяйтесь тетрадями проверьте, написание по словарю. (работа в парах) 3) Составление предложения Составить предложение со словами огород, овощи. Пропиши в тетради, один ученик у доски. Запишите в тетради. На огороде выросли спелые овощи. Дайте характеристику предложению | -На огороде - В корзину | |
5. Мотивация к учебной деятельности и целеполагание | Слова собрала я здесь не зря: Деревья, листья и скамья, Колосья, братья и семья – Чем слова похожи эти отвечайте быстро дети. -Как вы думаете, какая тема нашего урока? – Сегодня мы будем работать над правописанием слов с разделительным ь. - Какие цели мы поставим? – усвоить как можно больше слов, научиться писать эти слова правильно, не пропуская ь. | Слушают учителя Отвечают на вопросы (Слова с разделительным мягким знаком) | Регулятивные Коммуникативные |
6. Изучение нового материала | 1) на основе прочитанных и записанных слов сформулируем правило о написании разделительного ь . – Какие буквы пишутся перед разделительным мягким знаком? – Какие буквы пишутся после разделительного мягкого знака? – Назови эти гласные буквы. – Именно только эти гласные стали дружить с разделительным Ь – А теперь попробуй сформулировать правило Вывод: Разделительный мягкий знак ПИШЕТСЯ после согласных и перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я. Разделительный мягкий знак – орфограмма. Давайте проверим, правы ли мы с помощью учебника стр. 68. Прочитайте правило. Найдите на с. 68, упр. 125. Прочитайте стихотворение А. Усачева. – Определите главную мысль стихотворения. – Назовите слова, в которых есть буква, которая звука не обозначает. Какую роль она выполняет в каждом из слов? – Выполните письменное задание. – Что означает цифра 1 справа от слова «друзья»? Выполните разбор. При необходимости можете обращаться к памятке на с. 143. После выполнения задания проводится само- проверка. Дру-зья́ [друз’й’а] – 2 сл. д [д] – согл., звон. парн., тв. парн.; р [р] – согл., звон. непарн., тв. парн.; у [у] – гласн., безуд.; з [з’] – согл., звон. парн., мягк. парн.; ь [–] я | [й’] – согл., звон. непарн., мягк. непарн.; [а] – гласн., ударн. | _________________________________________ 6 б., 6 зв. | Слушают учителя отвечают на вопросы -согласные -гласные -Е,Ё,Ю,Я,И Вывод: Разделительный мягкий знак ПИШЕТСЯ после согласных и перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я. Разделительный мягкий знак – орфограмма. -фонетический разбор | |
8. Закрепление нового материала | – Работа по учебнику стр. 69 упр.126. Прочитайте задание. Найдите в учебнике на с. 69 упр. 126. Прочитайте текст. -Озаглавьте. (мышка) – Что обозначает каждое выделенное слово? (Мышка – животное. Мышка – одно из устройств с помощью которого управляют компьютером. У мышки-устройства хвостиком является провод) – В каких словах употреблен разделительный мягкий знак, а в каких – мягкий знак как показатель мягкости согласного звука? (– Компьютер, с помощью (разделительный мягкий знак). Маленькая (мягкий знак как показатель мягкости согласного звука). -После выполнения данного упражнения какой мы можем сделать вывод? Вывод: разделительный мягкий знак выполняет роль не только смягчение предыдущей согласной буквы, но и выполняет роль разделения согласной буквы от гласной - Давайте вспомним, что же такое орфограмма. Прочитайте на стр. 69. Один ученик называет орфограмму, другой объясняет правописание, затем все вместе записываем, выделяем орфограмму. ЛИСТВА, СЕНТЯБРЬ, ДОЖДЬ, ОКТЯБРЬ, СНЕГ, ХОЛОДА, ВЕТЕРОК, ТРАВА, ЖЕЛТЫЙ, ЦВЕТЫ, ВЬЮГА. Я читаю предложение, а вы заменяете его одним словом. 1) Дождливая, пасмурная погода. (ненастье) 2) Чувство огромной радости. (счастье) 3) Вид спортивного снаряда с острым наконечником. (Копьё) 4) Одежда, для девочки. (платье) 5) Мебель в виде доски на ножках. (скамья) – На какую орфограмму встретились слова? (разделительный мягкий знак) | | |
10.Рефлексия | - Оцените, пожалуйста, свою работу на уроке: Если у вас не возникло трудностей, то поднимите зеленый карандаш. Если вы что-то не совсем поняли, то жёлтый карандаш. Если у вас возникли трудности, то поднимите красный карандаш. | Оценивают свою работу на уроке | Коммуникативные |