СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский язык ОГЭ Задание №3.ЕГЭ Задание № 24.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практикум (Источник: Ряш 2014 № 2)

Порядок работы

Занятие можно проводить так: рассказать про наиболее часто встречающиеся средства выразительности – это по 20–25 минут работы на двух следующих друг за другом занятиях. На заучивании определений настаивать не стоит, а вот разобрать примеры, запомнить по одному на каждое средство выразительности и научиться хорошо ориентироваться в своих записях ученикам стоит. Затем вместе (фронтально, группами, индивидуально) поразбирать фрагменты из текстов, посмотреть, что вносят в них использованные средства выразительности.

Просмотр содержимого документа
«Русский язык ОГЭ Задание №3.ЕГЭ Задание № 24.»

Русский язык ОГЭ Задание №3.ЕГЭ Задание № 24.

Практикум (Источник: Ряш 2014 № 2)

Порядок работы

Занятие можно проводить так: рассказать про наиболее часто встречающиеся средства выразительности – это по 20–25 минут работы на двух следующих друг за другом занятиях. На заучивании определений настаивать не стоит, а вот разобрать примеры, запомнить по одному на каждое средство выразительности и научиться хорошо ориентироваться в своих записях ученикам стоит. Затем вместе (фронтально, группами, индивидуально) поразбирать фрагменты из текстов, посмотреть, что вносят в них использованные средства выразительности.

Предлагаемый тест необходим для того, чтобы научить ребят видеть и узнавать средства выразительности. Он включает пять вариантов, что позволяет сделать работу индивидуальной. Каждому ученику дается список из 25 наиболее часто встречающихся средств выразительности и 10 примеров из художественной литературы, нужно назвать выделенное средство выразительности, использованное во фрагменте.

Ученикам предлагается следующий порядок работы: прочитать задание, определить, какой троп или стилистическая фигура использованы автором (разрешается пользоваться собственными записями), и только затем из представленного списка выбрать соответствующую цифру и записать ее в таблицу (иная последовательность действий часто приводит к ошибкам).

Цель занятия – научить детей ориентироваться в довольно объемном материале и не бояться экзаменационного задания ОГЭ №4; и ЕГЭ № 24.



Вариант 1

В качестве ответа выпишите номер подходящего термина из списка.

Задание 1. Назовите выделенное средство выразительности.

Горят аулы, нет у них защиты.

Врагом сыны отечества разбиты,

И зарево, как вечный метеор,

Играя в облаках, пугает взор.

(М.Ю. Лермонтов)

Номер термина: ___________________________________________



Задание 2. Назовите выделенное средство выразительности.

И шествуя важно, в спокойствии чинном

Лошадку ведет под уздцы мужичок

В больших сапогах, в полушубке овчинном,

В больших рукавицах... а сам с ноготок!

(Н.А. Некрасов)

Номер термина: ___________________________________________



Задание 3. Назовите выделенное средство выразительности.

Из ненавидящей любви,

Из преступлений, исступлений –

Возникнет праведная Русь.

(М.А. Волошин)

Номер термина: ___________________________________________



Задание 4. Назовите выделенное средство выразительности.

И слово вещее мы ценим, и слово русское мы чтим,

И силе слова не изменим.

(С.Н. Сергеев-Ценский)

Номер термина: ___________________________________________



Задание 5. Назовите выделенное средство выразительности.

Сжатая рожь, бурьян, молочай, дикая конопля все, побуревшее от зноя, рыжее и полумертвое, теперь отмытое росою и обласканное солнцем, оживало, чтобы вновь зацвести. (А.П. Чехов)

Номер термина: ___________________________________________



Задание 6. Назовите выделенное средство выразительности.

За Пушкиным путь наш, за ярким факелом его жизни, за мученическим и путеводным словом его, за титанами, подобными ему, украсившими и обогатившими человеческую жизнь. (В.П. Астафьев)

Номер термина: ___________________________________________



Задание 7. Назовите стилистический прием, использованный автором.

Горячие, тяжелые капли пробираются, скользят по моим щекам... скользят мне на губы... Что это? Слезы... или кровь? (И.С. Тургенев)

Номер термина: ___________________________________________



Задание 8. Назовите выделенное средство выразительности.

Неумелый, неопытный, начинающий автор спешит облегчить себе задачу: он торопится поставить точку, закончить вещи, расписаться. (Л.Озеров)

Номер термина: ___________________________________________



Задание 9. Назовите выделенное средство выразительности.

В толпе друг друга мы узнали,

Сошлись – и разойдемся вновь,

Была без радости любовь,

Разлука будет без печали.

(М.Ю. Лермонтов)

Номер термина: ___________________________________________



Задание 10. Назовите выделенное средство выразительности.

Доколе, счастье, ты венцами

Злодеев будешь украшать?

(М.Ю. Лермонтов)

Номер термина: ___________________________________________



Вариант 2

В качестве ответа выпишите номер подходящего термина из списка.

Задание 1. Назовите выделенное средство выразительности.

Что же значит это улыбающееся, благословляющее небо, эта счастливая, отдыхающая земля? (И.С. Тургенев)

Номер термина: ___________________________________________



Задание 2. Назовите выделенное средство выразительности.

Соловьем залетным

Юность пролетела,

Волной в непогоду

Радость отшумела.

(А.В. Кольцов)

Номер термина: ___________________________________________



Задание 3. Назовите выделенное средство выразительности.

Унылая пора! очей очарованье,

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса.

(А.С. Пушкин)

Номер термина: ___________________________________________



Задание 4. Назовите выделенное средство выразительности.

...Если б не Пушкин, не Лермонтов, не деяния десятков других творцов слова с их врачующей и вразумляющей музой, если б не музыка Бетховена, Шуберта, Моцарта, Чайковского, Баха, Верди или Вагнера, не бессмертные полотна Тициана, Рафаэля, Гойи, Нестерова или Рембрандта, человечество давно бы одичало, опустилось на четвереньки и уползло обратно в пещеры, тем более что его все время неодолимо тянет туда...

(В.П. Астафьев)

Номер термина: ___________________________________________



Задание 5. Назовите выделенное средство выразительности.

Вся в пыли торчит щетина

Придорожного хвоща.

(Саша Чёрный)

Номер термина: ___________________________________________



Задание 6. Назовите выделенное средство выразительности.

С вечера все спится,

На дворе темно,

Лист сухой валится,

Ночью ветер злится

Да стучит в окно.

(А.А. Фет)

Номер термина: ___________________________________________



Задание 7. Назовите выделенное средство выразительности.

Неумелый, неопытный, начинающий автор спешит облегчить себе задачу: он торопится поставить точку, закончить вещи, расписаться. (Л.Озеров)

Номер термина: ___________________________________________



Задание 8. Назовите использованное автором средство выразительности.

И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,

И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь кипит в крови.

(М.Ю. Лермонтов)

Номер термина: ___________________________________________



Задание 9. Назовите использованное автором синтаксическое средство выразительности.

Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,

Зачем поверил он словам и ласкам ложным,

Он, с юных лет постигнувший людей?..

(М.Ю. Лермонтов)

Номер термина: ___________________________________________



Задание 10. Назовите выделенное средство выразительности.

Лес стоит молча, неподвижно, словно всматривается куда-то своими верхушками или ждет чего-то. (А.П. Чехов)

Номер термина: ___________________________________________



Вариант 3

В качестве ответа выпишите номер подходящего термина из списка.

Задание 1. Назовите выделенное средство выразительности.

Как хищный зверь, в смиренную обитель

Врывается штыками победитель...

(М.Ю. Лермонтов)

Номер термина: ___________________________________________



Задание 2. Назовите выделенное средство выразительности.

Стояло лето, шел долгий день, ветер успокаивался на вечер среди сонных, блаженных сосен. (А.П. Платонов)

Номер термина: ___________________________________________



Задание 3. Назовите выделенное средство выразительности.

В красном закате плыли величавые лебеди – розовато-золотые в солнце. Отзывался пустынный их крик в парке. (И.С. Шмелев)

Номер термина: ___________________________________________



Задание 4. Назовите выделенное средство выразительности.

Но я люблю – за что, не знаю сам –

Ее степей холодное молчанье,

Ее лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек ее, подобные морям...

(М.Ю. Лермонтов)

Номер термина: ___________________________________________



Задание 5. Назовите выделенное средство выразительности.

Отсталых туч над нами пролетает

Последняя толпа.

Прозрачный их отрезок мягко тает

У лунного серпа.

(А.А. Фет)

Номер термина: ___________________________________________



Задание 6. Назовите выделенное средство выразительности.

Город шумел, трещали флаги, мокрые розы сыпались из мисок цветочниц... (Ю.К. Олеша)

Номер термина: ___________________________________________



Задание 7. Назовите выделенное средство выразительности.

Таит молодое чело

По воле – и радость и горе,

В глазах как на небе светло,

В душе ее темно, как в море.

(М.Ю. Лермонтов)

Номер термина: ___________________________________________



Задание 8. Назовите выделенное средство выразительности.

Есть тоска веселая в алостях зари. (С.А. Есенин)

Номер термина: ___________________________________________



Задание 9. Назовите выделенное средство выразительности.

Утром, ярким, как лубок. Страшным. Долгим. Ратным. Был разбит стрелковый полк. Наш. В бою неравном. (Р.Рождественский)

Номер термина: ___________________________________________



Задание 10. Назовите выделенное средство выразительности.

А идти становилось все труднее. Ветер ревел, бил людей холодными мокрыми ладонями, пытался свалить с ног. Вверху нечто безобразно огромное, сорвавшееся с цепей, бесновалось, рыдало, ревело. (В.М. Шукшин)

Номер термина: ________________

Вариант 4

В качестве ответа выпишите номер подходящего термина из списка.

Задание 1. Назовите выделенное средство выразительности.

Защурив глаза, я вижу, как в комнату льется солнце. Широкая золотая полоса, похожая на новенькую доску, косо влезает в комнату, и в ней суетятся золотинки. (И.С. Шмелев)

Номер термина: ___________________________________________





Задание 2. Назовите выделенное средство выразительности.

С вечера все спится,

На дворе темно,

Лист сухой валится,

Ночью ветер злится

Да стучит в окно.

(А.А. Фет)

Номер термина: ___________________________________________





Задание 3. Назовите выделенное средство выразительности.

Пошел снег. Все пространство от земли до неба наполнилось тихим шорохом. Ветер сперва кружил: то в спину толкал, то с боков. Потом наладился встречный – в лоб. В ушах засвистело, в лицо полетели тысячи маленьких холодных пуль. (В.М. Шукшин)

Номер термина: ___________________________________________





Задание 4. Назовите выделенное средство выразительности.

Больше б мог, да было к спеху,

Тем, однако, дорожи,

Что, случалось, врал для смеху,

Никогда не лгал для лжи.

(А.Т. Твардовский)

Номер термина: ___________________________________________





Задание 5. Назовите выделенное средство выразительности.

С того часу начались для Ильи сладостные мученья, светло опаляющие душу (И.С. Шмелев)

Номер термина: ___________________________________________





Задание 6. Назовите выделенное средство выразительности.

Увы! пред властию чужой

Склонилась гордая страна.

(М.Ю. Лермонтов)

Номер термина: ___________________________________________





Задание 7. Назовите использованное автором синтаксическое средство выразительности.

Гляжу на будущность с боязнью,

Гляжу на прошлое с тоской...

(М.Ю. Лермонтов)

Номер термина: ___________________________________________





Задание 8. Назовите выделенное средство выразительности.

Москва... как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

(А.С. Пушкин)

Номер термина: ___________________________________________





Задание 9. Назовите выделенное средство выразительности.

Русь! Русь! Вижу тебя из моего чудного, прекрасного далека, тебя вижу: бедно, разбросанно и неуютно в тебе... (Н.В. Гоголь)

Номер термина: ___________________________________________





Задание 10. Назовите выделенное средство выразительности.

Почему я все пишу о животных, о цветах, о лесах, о природе? ...А пишу я о природе потому, что хочу о хорошем писать, о душах живых, а не мертвых. (М.М. Пришвин)

Номер термина: _______________

Вариант 5

В качестве ответа выпишите номер подходящего термина из списка.

Задание 1. Назовите выделенное средство выразительности.

Россия – это океан земель, размахнувшийся на целую шестую часть света и держащий в касаниях своих раскрытых крыльев Запад и Восток. (Н.К. Рерих)

Номер термина: ___________________________________________



Задание 2. Назовите выделенное средство выразительности.

Свернув душистые листы,

Вкушают сон без сновидений

Полузавядшие цветы.

(М.Ю. Лермонтов)

Номер термина: ___________________________________________



Задание 3. Назовите выделенное средство выразительности.

Но кто все-таки знает, что ждет ее [артистку] вечером? Триумф или погибель? (И.А. Бунин)

Номер термина: ___________________________________________



Задание 4. Назовите выделенное средство выразительности.

Кому сказать, с кем поделиться

Той грустной радостью, что я остался жив.

(С.А. Есенин)

Номер термина: ___________________________________________



Задание 5. Назовите выделенное средство выразительности.

И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,

И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь кипит в крови.

(М.Ю. Лермонтов)

Номер термина: ___________________________________________



Задание 6. Назовите выделенное средство выразительности.

«Молоды вы еще, очень молоды!» – вздохнул Иван Игнатьевич. (В.Ф. Тендряков)

Номер термина: ___________________________________________



Задание 7. Назовите выделенное синтаксическое средство выразительности.

Россия не только государство... Она – сверхгосударство, океан, стихия, которая еще не оформилась, не влегла в свои, предназначенные ей берега. Не засверкала еще в отточенных и ограненных понятиях в своем своеобразии, как начинает в бриллианте сверкать сырой алмаз.

(Н.К. Рерих)

Номер термина: ___________________________________________



Задание 8. Назовите выделенное средство выразительности.

С горы на гору добрый конь поскакивает,

С холма на холм добрый конь попрыгивает,

Он ведь реки-то, озера меж ног пропускал,

Он синие моря кругом обскакивал.

(Былина «Три поездки Ильи Муромца»)

Номер термина: ___________________________________________



Задание 9. Назовите использованное автором синтаксическое средство выразительности.

Как можно судить о творчестве Льва Николаевича Толстого, посмотрев фильм, но не прочитав «Войны и мира»?

Номер термина: ___________________________________________



Задание 10. Назовите выделенное средство выразительности.

Море шумело глухо, сердито. (М.Горький)

Номер термина: ___________________________________________





Список терминов:

1) эпитет;

2) метафора;

3) метонимия;

4) оксюморон;

5) синекдоха;

6) сравнение;

7) олицетворение;

8) гипербола;

9) литота;

10) ирония;

11) антитеза;

12) контекстуальные антонимы;

13) экспрессивный лексический повтор;

14) фразеологизм;

15) риторическое восклицание;

16) риторический вопрос;

17) риторическое обращение;

18) вопросно-ответная форма;

19) градация;

20) ряды однородных членов;

21) умолчание;

22) парцелляция;

23) синтаксический параллелизм;

24) инверсия;

25) вводная конструкция.

Ответы

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Вариант 4

Вариант 5

1

6

1

6

6

2

2

9

6

7

7

7

3

4

4

1

2

12

4

1

8

8

12

4

5

7

2

2

4

11

6

2

5

3

15

13

7

21

19

11

23

22

8

19

11

4

5

8

9

11

16

22

19

16

10

17

7

19

18

1