СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский язык: подготовка к ЕГЭ: ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Русский язык: подготовка к ЕГЭ: ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ

Просмотр содержимого документа
«ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ»

Александров В.Н., Александрова О.И.

Русский язык: подготовка к ЕГЭ: пособие для учащихся / В.Н. Алек­сандров, О.И. Александрова. — М.: ООО «ТИД «Русское слово — РС», 2010.-320 с.


ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ


Однозначное

слово


Многозначное

слово


Омонимы



Синонимы


Антонимы


Паронимы


Фразеологизмы

1 слово — 1 лексическое значение



1 слово — несколько по­хожих значений


2 слова, одинаковые по зву­чанию, но разные по зна­чению


близкие по смыслу слова


противоположные по смыс­лу слова


близкие по звучанию слова


устойчивые сочетания слов

гипотенуза



игла (ежа, сосны, швей­ная)



ключ (гаечный) — ключ (родник)



силамощь


сильныйслабый


эффектныйэффектив­ный


в поте лица


КЛАССИФИКАЦИЯ ЛЕКСИКИ

По происхож­дению

Исконно русская

Заимствованная

мать, любовь, дом школа, пари, кофе

По сфере употребления:

1) не ограниченная


2) ограниченная


Общеупотребительная


Диалектная (в определён­ной местности)

Специальная (термины и профессионализмы)



Жаргонная (в определён­ных социальных группах)


земля, река


жалейка (дудочка)

алиби (у юристов), баранка (у шофёров)


шпора, хвост (у студентов)

По степени современности

Новая

неологизмы


окказионализмы (индиви­дуально-авторские образова­ния) — слова, образованные применительно к данному случаю, контексту


Устаревшая

историзмы: нет синонимов в современном языке;


архаизмы: есть синонимы в современном языке


маркетинг


утреет, листолёт, радугоглазый



тачанка, камзол...

очи (глаза), уста (губы)

По принадлежнос­ти к функциональ­ному стилю

Книжная (научная, дело­

вая, публицистическая)

Нейтральная (межстиле-

вая)

Разговорная

ходатайствовать


просить


хлопотать

По эмоционально­ стилистической окраске

Высокая

Нейтральная

Сниженная

дева

девушка

девка


  1. Найдите соответствия.


  1. синонимы

  2. антонимы

  3. омонимы

  4. паронимы

  5. архаизмы

  6. диалектизмы

  7. термины

  8. жаргонизмы

  9. профессионализмы

  10. неологизмы

а) троллейбус — толстый мужчина в очках; водолей - лектор, докладчик

б) реагент, ассимиляция

в) уста, отрок

г) карбюратор, форсунка

д) веселиться - печалиться; фронт - тыл

е) кочет, вихотка

ж) брак по расчёту - допустить брак в работе

з) красный — багряный; помогать - способ­ствовать

и) имиджмейкер, гламурный

к) житейский - жизненный; эффектный - эффективный


2. Ответьте на вопросы.

  1. Чем отличаются омонимы от многозначного слова?

  2. Что такое синонимы и антонимы? Приведите примеры.

  3. На какие группы делятся слова по сфере употребления? Приведите примеры.

  4. Как классифицируется лексика по эмоциональной и стилистической окрашенности?

  5. Что такое фразеологизмы? Приведите примеры.


3. Сгруппируйте парами синонимы.

1) Судьба; 2) заря; 3) застой; 4) клятва; 5) отрывочный; 6) подробный; 7) покорный; 8) рай; 9) создавать; 10) пунктуальный; 11) молчать; 12) па­ломник; 13) полумера; 14) предсказание; 15) сказать; 16) безвременье; 17) неполный; 18) рок; 19) пророчество; 20) творить; 21) обстоятельный; 22) безмолвствовать; 23) паллиатив; 24) пилигрим; 25) эдем; 26) точный; 27) ляпнуть; 28) рассвет; 29) послушный; 30) обет.

Укажите эмоционально-окрашенные слова.

4. Заполните пропуск. Подберите слово, обозначающее то же, что и слова, стоящие слева и справа.

Образец: битва, брань, ругань.

  1. Скамья, _____________________ , магазин.

  2. Карточная игра, _____________________, стержень с резьбой.

  3. Химический элемент, _____________________, лес.

  4. Супружество, _____________________, изъян.

  5. Металл, _____________________, кожа.

  6. Родник, _____________________, отмычка.

  7. Залив, _____________________, часть лица.

  8. Молодая ветка, _____________________, самовольный уход.

  9. Рыба, _____________________, наклонная поверхность.

  10. Собака, _____________________, прейскурант.

  11. Должность, _____________________, воздержание от пищи.

а) Ключ; б) такса; в) пост; г) винт; д) скат; е) губа; ж) брак; з) бор; и) лавка; к) побег, л) хром.

Как называются такие слова?


5. Сгруппируйте парами антонимы.

1) Удача; 2) храбрость; 3) варварство; 4) лень; 5) счастье; 6) преходящий; 7) родина; 8) зацветать; 9) похвала; 10) поздний; 11) постоянный; 12) огром­ный; 13) трудолюбие; 14) цивилизация; 15) трусость; 16) горе; 17) чужбина; 18) неудача; 19) порицание; 20) ранний; 21) маленький; 22) увядать.


6. Выберите из скобок нужное слово. Как называются такие слова?

  1. Но все сложные и ответственные решения царь принимал только после консультации со своим (советником, советчиком) Биргером.

  2. После окончания техникума Александр два года работал на {стеклянном, стекольном) заводе.

  3. Прокофьев взялся уладить конфликт между помещиком и его кресть­янами и в этом сложном и непростом деле показал себя настоящим (дипломантом, дипломатом).

  4. На него нельзя ни в чём положиться, он с лёгкостью давал обещания, тут же их забывал, и эта (безответственность, безответность) стала его сущностью.

  5. Выкупив поместье, Виноградов умело повёл дело: запрудил реку, по­сеял рожь, вырученные с продажи леса деньги тратил очень (экономно, экономически).

  6. Земля в степи была скудная, на (каменной, каменистой) почве рос только ковыль, злаковые чахли от палящего зноя.

  7. Беглых мужиков запорожцы приютили, обогрели, {одели, надели).

  8. Сергей Горохов был в числе тех, кто водрузил Знамя Победы над рейх­стагом, и этот человек был предметом общей {гордыни, гордости) всех жителей нашего городка.

  9. Но затем, когда они получше узнали друг друга, между ними сложились (доверчивые, доверительные) отношения.

  10. Он обладал изящными манерами, красивой (артистичной, артисти­ческой) внешностью, необыкновенной изысканностью.

  11. Не получив поддержки, Николай Семёнович, не говоря ни слова, ни с кем не простившись, (демонстрационно, демонстративно) вышел из комнаты.

  12. Право на образование — это право, (гарантийное, гарантированное) Конституцией.

7. Найдите соответствия.

1) Камень

а) не написано

2) Выйти

б) в трёх соснах

3) Заблудиться

в) преткновения

4) Иудин

г) за соломинку

5) Как в воду

д) канул

6) Лебединая

е) а за совесть

7) На лбу

ж) поцелуй

8) Не за страх,

з) под корень

9) Подрубить

и) сухим из воды

10) Хвататься

к) песня


Укажите фразеологизм, который имеет следующее значение:

а) _____________________ - последнее проявление таланта;

б) _____________________ - по внешнему виду сразу не разберёшь, кто это;

в) _____________________ - помеха, затруднение;

г) _____________________ - ища спасения, прибегнуть к такому средству, которое явно не может помочь.


  1. Лексическая сочетаемость.

Выберите из скобок нужное слово.

1) Мы (выпустили, поставили) спектакль. 2) В университете изучали (античную, классическую) мифологию. 3) У него был (прирождённый, врождённый) порок сердца. 4) Нам был оказан самый (радушный, хлебо­сольный) приём. 5) Курение относится к числу (пагубных, губителъских) привычек. 6) Учёные после долгих экспериментов выдвинули смелую (догадку, гипотезу). 7) Идеи юного изобретателя многим показались очень (дерзкими, храбрыми). 8) Люди, наблюдая за явлениями природы, посте­пенно стали (обнаруживать, открывать) определённые закономерности. 9) Техническое перевооружение позволило нам (увеличить, повысить) уровень производства. 10) Чёрные тучи и порывистый ветер (предвещали, предсказывали) близкую грозу.


Проверочная работа

  1. В каком ряду все слова являются синонимами?

а) восхищаться, веселиться, восторгаться

б) объективный, беспристрастный, правильный

в) соратник, очевидец, сподвижник

г) быстро, проворно, одним махом

  1. Какая лексическая единица неверно проиллюстрирована примером?

а) омоним: ствол дереваствол пушки

б) архаизм: очи, отрок

в) профессионализм: патрубок, кронштейн

г) антоним: мгновениевечность

  1. Значение какого фразеологизма определено неверно?

а) пожинать лавры — пользоваться плодами успехов

б) как сыр в масле кататься — чувствовать себя свободно, естественно

в) как в аптеке — совершенно точно

г) держать порох сухим — быть в постоянной готовности

  1. В каком ряду все слова относятся к высокому стилю?

а) великолепный, шедевр

б) мужественный, исследовать

в) несокрушимый, отчизна

г) воззвать, идеально

  1. Какое слово, стоящее в скобках, следовало бы употребить в предложении?

а) Все (жители, жильцы) посёлка вышли на улицу

б) Физически одарённый от природы, он превосходно (владел, обладал) своим телом и поражал своим мастерством даже признанных мастеров.

в) Экспедиции после долгих поисков удалось (вскрыть, открыть) крупное месторождение меди.

г) Когда мы узнали, что он стал (дипломантом, дипломником) междуна­родного конкурса, то началось всеобщее ликование.



5