СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский язык. Приставки про- и пра-, по- и па-, их правописание.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Русский язык

БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В ПРИСТАВКАХ

Тема: Приставки про- и пра-, по- и па-, их правописание.

Цель:

 – развитие умений различать приставки про- и пра-, по- и па-, научиться правильно выбирать букву гласного с опорой на значение приставок.

Просмотр содержимого документа
«Русский язык. Приставки про- и пра-, по- и па-, их правописание.»

Русский язык

БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В ПРИСТАВКАХ

Тема: Приставки про- и пра-, по- и па-, их правописание.

Цель:

– развитие умений различать приставки про- и пра-, по- и па-, научиться правильно выбирать букву гласного с опорой на значение приставок.

Символы:

П – повышенный уровень

М – максимальный уровень

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)


Ι. Актуализация знаний.










– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

3 5

1. Языковая разминка.

1. Словарная работа с опорой на «Школьный орфографический словарь».

– Прочитайте предложения, записанные на доске: о или а?

На к_фтане к_рман, а в к_рмане – б_нан.

и или е?

Сидел под с_ренью с_ньор Пом_дор

И заодно охранял кор_дор.

(Л. Парамонова)

– Найдите в словаре слова с пропущенными буквами.

– Каким словарём вы воспользуетесь? (Орфографическим.)

Запомните написание этих слов.

– Спишите предложения. (Проверка сигнальными карточками.)

– В каких словах надо запомнить написание двух букв гласных?

2. П. Выборочная проверка задания № 9 (рабочая тетрадь).

– Прочитайте отрывок из сказки Л. Петрушевской. В чём его особенность?

– Поняли ли вы что-то из этого отрывка?

– Что вам помогало? (Сходство с существующими словами, вопросы, предлоги и приставки.)

– Какие буквы вы вставили на месте пропусков? Почему? (Есть такие приставки и предлоги: по, на, от, за, про.)

– Как вы отличали предлоги от приставок, ведь смысл слов непонятен?

– Какая есть подсказка перед текстом? (Предлоги никогда не встречаются перед словами-названиями действий.)

– Прочитайте слова с предлогами. С какими словами (названиями) они употребляются? (С названиями предметов/существительными.)

– В каких словах есть приставки? Что называют эти слова? (Действия.)

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.


Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


II. Формулирование проблемы, планирование деятельности.

Открытие новых знаний.




3 4 1 3 3

В правиле среди приставок с буквами о и а есть приставки про- и пра-.

– Какая приставка встречается чаще? (про-)

– Приведите примеры слов с приставкой про-. (Прочитал, промолчал, проезд и т.д.)

– А теперь послушайте слова: прабабушка, прадедушка, правнучка.

– Какую букву гласного нужно написать в приставке – о или а?

– Что необходимо сделать, чтобы ответить на этот вопрос? Ваши версии. (Подобрать проверочное слово / посмотреть в словарь / вывести новое правило.)

– На этот вопрос будем искать ответ на уроке.

– Запишите проблемный вопрос: Как различать приставку про- и пра-?


Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность.)


Поиск решения.

1. Наблюдение над словами с приставками пра- и про-; по- и па-.

а) Упр. 154. Выполняется под руководством учителя.

– Найдите слова пробежка и прабабушка.

– В каких группах слов они встречаются? (Пробежка во 2-й группе с приставками про-, прабабушка в 3-й группе с приставками пра-.)

– Почему слова с приставкой про- находятся в двух столбиках? (Под ударением и без ударения.)

– Какое общее значение есть во всех словах в 3-й группе, с приставкой пра-? (Названия родственных отношений со значением «старый, древний».)

– Можно ли среди этих слов найти проверочные для каждого вида приставок – про- и пра-? Какие это слова? (С ударным гласным в приставке.) Назовите их.

Сделайте вывод: как отличить приставку пра- от приставки про-?

Вывод: приставка пра- пишется в словах, указывающих на степень родства, имеет значение «старый, древний». В остальных случаях – приставка про-.

б) Упр. 155 – организуется наблюдение над словами с приставками по- и па-.

– Прочитайте задание. На какой вопрос мы должны ответить? (Как различать приставки па- и по-?)


Ученики с комментированием записывают слова и выделяют приставки.

– В каких словах встречается приставка па-?

– Какое она имеет значение? (См. в сносках – неродной.)

– В чём ещё особенность этой приставки (сравни с приставкой пра-)?

Подсказка: в каком положении находится гласный в приставке? (Гласный под ударением.)

– Какая приставка чаще встречается в словах? Проверьте себя: есть ли приставка па- в списке правила?

Сделайте вывод: как отличить приставку па- от приставки по-?

Вывод: приставка па- редко встречается в словах, она всегда ударная.

Слова пасынок, паводок разбирают по составу.

– Что означает слово паводок?



Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.







ΙII. Развитие умений – применение знания.

1 3 5 1 3

Работа в учебнике.

1. Упр. 157. Выполняется в следующей последовательности:

а) Чтение текста и беседа по вопросу в конце текста (проситель – устаревшее слово, означает «человек, который обращается с просьбой, прошением куда-либо или к кому-либо»; попрошайка – употребляется в современной разговорной речи, означает «тот, кто назойливо выпрашивает, надоедает просьбами»).

б) Запись однокоренных слов, наблюдение за чередованием согласных в корне.

Запись: просьба, прошение, проситель, попрошайка. В старину, устарели.

в) В тексте только одно слово с приставкой про- (прошло; сравним: ушло, пришло, перешло и т.д.).

2. Самодиктант. Упр. 156. Взаимопроверка.


Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)


Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.




ΙV. Итог урока.


– Что нового вы узнали на уроке?

– Что помогает отличить приставку пра- и па- от сходных с ними про- и по-? (Значение, ударение.)

– Выполните задание № 4, тема 4 в рабочей тетради.

– Сравните свой ответ с ключом в приложении (4). Что вам помогло в выборе правильного варианта? (Значение приставки пра-.)

– Какую букву вы напишете в слове 3-го варианта? Почему оно не подходит для ответа? (Здесь нет приставки.) 4 4


– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?







V. Домашнее задание.



1. Упр. 4, с. 131.

2. Задание № 7, тема 4 из рабочей тетради.