№76 Русский язык Курта А.В. _______________________
Тема: Род имен существительных
Цели: познакомить учащихся с темой «Род имён существительных», с приёмами распознавания имён существительных.
Личностные:
признавать важность учёбы и познания нового, понимать, зачем выполнять те или иные учебные действия;
проявлять интерес к поиску и усвоению общих способов решения учебных задач.
Регулятивные:
сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;
вырабатывать критерии оценки своих действий в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно.
Познавательные:
познакомить с понятием «род имени существительного»;
учить определять род существительных по окончанию, путем подстановки местоимения;
совершенствовать орфографические и каллиграфические навыки;
Коммуникативные:
участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения;
слушать, сотрудничать с одноклассниками при работе в паре.
Тип урока: освоение новых знаний
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, таблица «Род имён существительных».
Ход урока
1.Организационный момент
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Предлагаю улыбнуться
И в работу окунуться.
2.Проверка домашнего задания
3.Актуализация знаний
Орфографическая работа
На доске записаны слова.
Прочитайте слова.
(свеча, волчок, пчела, сердце, малыш, солнце )
Найдите орфограммы.
Что вы можете сказать об этих словах? (имена сущ.)
Предлагаю вам поиграть в игру, которая поможет узнать, насколько глубоки ваши знания по теме «Имя существительное»
Игра «Да – нет»
Я буду задавать вопрос, ваша задача поднять руку (Правая рука – Да, Левая рука – Нет)
Имя существительное – это часть речи? (Да!)
Имена существительные отвечают на вопросы: какой, какая, какое, какие? (Нет!)
Имена существительные отвечают на вопросы Кто? Что? (Да!)
Имена существительные обозначают действие предмета? (Нет!)
Имена существительные обозначают предмет? (Да!)
Перед тем как начать писать, давайте разомнем наши пальчики и проведем пальчиковую гимнастику:
Один, два, три, четыре, пять -
(разжимаем поочередно пальчики из кулачка)
Вышли пальчики гулять.
Один, два,три, четыре, пять -
(зажимаем пальчики в кулачок)
В домик спрятались опять!
Откройте тетради. Запишите число, классная работа
На доске записаны словосочетания. Спишите в тетрадь
Река Салгир, город Симферополь, озеро Байкал, улица Терешковой, писатель Алексей Толстой, село Раздолье, Черное море.
Разделите слова на две группы. Объясните, что нужно сделать? По какому признаку можно разделить слова на две группы? (нарицательные и собственные).
Назовите нарицательные имена существительные (река, город, озеро, улица, писатель, село, море.)
Какие имена существительных собственные? (Ответ учащихся).
Молодцы.
4.Целеполагание
Вы разделили их на 2 группы, а теперь попробуйте разделить эти слова на 3 группы по другому признаку.
Вы можете выполнить это задание?
Почему не получается выполнить это задание?
Значит существует ещё какой - то признак, по которому можно делить имена существительные на группы.
Тема нашего сегодняшнего урока «Род имён существительных».
Давайте попробуем определить род имён существительных.
Сложно ли это сделать?
Какой частью речи можно заменить каждое из этих слов?
(например: девочка – она, так обращаются к женщине или к мужчине? Значит это существительное - женского рода. К слову она можно добавить ещё одно слово – подсказку моя).
Имена сущ., которые можно заменить словом – он. Это – мужской род.
Имена сущ., которые можно заменить словом – она. Это – женский род.
Имена сущ., которые можно заменить словом – оно. Это – средний род.
На письме род пишется сокращённо: м.р., ж.р, ср.р.
Назовите имена существительные женского рода, мужского рода, среднего рода.
На какие 3 группы вы разделили имена существительные? (м.р., ж.р, ср,р.)
По какому признаку их разделили?
Сегодня вы узнаете, на какие ещё группы и по какому признаку делятся имена существительные.
Ребята, как вы считаете род имён существительных— это признак постоянный или непостоянный?
Чтобы лучше запомнить правило, предлагаю дома выучить стихотворение.
Женский род запомню я
И скажу: она, моя
И запомню род мужской
И опять скажу: он, мой
Средний род – оно моё
Это правило твоё!
Давайте закрепим эти знания и определим род у следующих имён существительных: вазы, ключи, яблоки, веточки.
Вазы – н. ф. ваза – она моя – ж. р.
Ключи – н. ф. ключ – он мой – м. р.
Яблоки – н. ф. яблоко – оно моё – ср. р.
Веточки – н. ф. веточка – она моя – ж. р.
5.Физкультминутка
Я называю вам имена существительные, если женский род- вы хлопаете в ладоши, если мужской род – топаете, средний род – приседаете. (Ручка, паровоз, окно, дверь, облако, ягода, яблоко, карандаш, птичка)
6.Работа по теме урока
В учебнике найдите упражнение 39. Посмотрите на упражнение, там даны слова, вы должны определить, к какой части речи относится каждый из них.
(отвечают дети)
Правильно, это имена существительные. Сейчас вы их распределите по родам. На доске вы видите три домика. Жителями первого домика являются имена существительные мужского рода, второго домика – женского рода, третьего – среднего рода. Сейчас ученики первого ряда найдут жителей первого домика, среднего ряда – второго домика, третьего ряда – жителей третьего домика. А чтобы вам было легче, обратите внимание, что каждый домик уже имеет слова – помощники (он мой, она моя, оно мое).
(ученики выполняют задание по рядам: каждый ученик ряда подходит к доске и поселяет слово в свой «домик»)
Молодцы, справились быстро. Давайте проверим, нет ли ошибок (взаимопроверка по рядам).
Итак, каким словом можно заменить слова мужского рода?
Каким словом можно заменить слова женского рода?
Каким словом можно заменить слова среднего рода?
Прочитайте правило еще раз. Кто попробует рассказать его?
Следующее задание- выделить окончания в словах.
Назовите окончания имен существительных мужского, женского, среднего рода.
Как вы думаете, можно ли по окончанию определить род имен существительного?
Следующее задание – определить род имен существительных из упражнения 41. Это мы делаем по цепочке. Итак, начинаем. Если вы вдруг заметите ошибки, поднимайте руку и исправляйте. У доски разбор по составу слов – Оленька и полюшко.
7.Итог. Рефлексия
Какого рода бывают имена существительные?
Каким словом можно заменить слова мужского рода?
Каким словом можно заменить слова женского рода?
Каким словом можно заменить слова среднего рода?
Итак, ребята, над какой темой мы работали сегодня на уроке? (отвечают дети)
Как вы считаете, выполнили ли цели урока? (отвечают дети)
Как определить род имени существительного?
Выставление отметок.
8.Домашнее задание
Выучить правило стр.25-26, выполнить упр. 44, 45.
Спасибо за урок.