РУССКИЙ ЯЗЫК
Урок № 97 2
Тема: Развитие речи (12)Восстановление деформированных предложений и текста.
Цель: Формировать умение восстанавливать деформированный текст, выявлять главную мысль и признаки связного текста.
Планируемые результаты (предметные) | Ориентируются в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирают адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов |
Личностные результаты | Имеют мотивацию к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Познавательные: общеучебные – используют текст и рисунки для решения учебных задач; логические – владеют основами смыслового чтения художественных текстов, выделяют существенную информацию из текста, анализируют рисунки. Коммуникативные: умеют в коммуникации строить понятные для окружающих высказывания |
Оборудование урока: презентация.
Ход урока:
1. Выяснение понимания прочитанного.
На экране открыт текст.
Лиса
Шла лиса по лесу. Вдруг она почуяла запах мяса. Побежала лиса на запах. А капкан цап лису за лапу!
- Прочитайте текст целыми словами.
- Подумайте, подходит ли заглавие к содержанию текста. Докажите.
- О ком говорится в тексте?
- Что было с лисой сначала? Из какого предложения об этом узнали? (Прочитать.)
- Что случилось потом? (Прочитать следующие 2 предложения.)
- Чем всё кончилось? (Прочитать последнее предложение.)
- Соответствует ли заглавие содержанию текста? Подходит ли оно к каждому предложению?
- Какой же случай произошёл с лисой?
- Можно ли рассказ озаглавить “Случай в лесу” или “Неудача”? Докажите.
2. Дополнение и редактирование текста.
- Как вы думаете, почему лиса побежала на запах?
На экране предложения: Лес был густой. Лиса была голодна.
- Прочитайте предложения и выберите то, которое подходит по смыслу к содержанию рассказа. (Лиса была голодна.)
- Поможет ли это предложение лучше понять смысл рассказа?
- Где его нужно вставить?
- Почему другое предложение не подходит?
- Прочитайте дополненный текст. (На экране дополненный текст.)
- Приятно ли его слушать? Почему? (В каждом предложении повторяется слово лиса.)
-Что нужно сделать, чтобы текст звучал красиво? (Заменить слово лиса синонимами или местоимением.)
- Какими словами нужно заменить слово лиса , чтобы оно не повторялось несколько раз? (Она, рыжая, плутовка, бедняга.)
Текст редактируется:
Лиса
Шла лиса по лесу. Она была голодна. Вдруг рыжая почуяла запах мяса. Побежала плутовка на запах. А капкан цап беднягу за лапу!
3. Упражнение в понимании целостности связного текста.
- Что будет, если текст прочитать без первых двух предложений? (Рассказ без начала, непонятно с чего всё начинается.)
- А что будет, если убрать третье предложение? (Нарушится смысловая связь, текст станет неполным и непонятным.)
- А если убрать последнее? (У рассказа не будет концовки.)
- Какой же можно сделать вывод? (В рассказе все предложения важны, они связаны друг с другом.)
4. Восстановление деформированного текста.
На листочках у детей написаны предложения:
А капкан цап беднягу за лапу!
Шла лиса по лесу.
Побежала плутовка на запах.
Полакомилась!
Вдруг рыжая почуяла запах мяса.
Она была голодна.
Задание и вопросы:
- Прочитайте предложения.
- Можно ли эти предложения назвать текстом? Почему? (Нарушилась связь. Текст рассыпался.)
- Найдите заглавие. Оно новое. Прочитайте. Докажите, что оно подходит к содержанию.
- Как восстановить порядок предложений? (Вспомнить текст и сказать, что было сначала, что потом, чем закончилась история.)
4. Самостоятельное восстановление текста.
- Восстановите текст, запишите его, начав с заглавия. Для этого вспомните правила написания предложений в тексте.
5. Самопроверка написанного текста.
6. Итог урока.
- Вспомните все свои действия на уроке и скажите, что необходимо делать, чтобы понять и восстановить текст.
Учитель собирает письменные работы, на следующем уроке оглашаются результаты, выполняется работа над ошибками.
Домашнее задание с.64 упр.112
А капкан цап беднягу за лапу!
Шла лиса по лесу.
Побежала плутовка на запах.
Полакомилась!
Вдруг рыжая почуяла запах мяса.
Она была голодна.
А капкан цап беднягу за лапу!
Шла лиса по лесу.
Побежала плутовка на запах.
Полакомилась!
Вдруг рыжая почуяла запах мяса.
Она была голодна.
А капкан цап беднягу за лапу!
Шла лиса по лесу.
Побежала плутовка на запах.
Полакомилась!
Вдруг рыжая почуяла запах мяса.
Она была голодна.
А капкан цап беднягу за лапу!
Шла лиса по лесу.
Побежала плутовка на запах.
Полакомилась!
Вдруг рыжая почуяла запах мяса.
Она была голодна.
А капкан цап беднягу за лапу!
Шла лиса по лесу.
Побежала плутовка на запах.
Полакомилась!
Вдруг рыжая почуяла запах мяса.
Она была голодна.
А капкан цап беднягу за лапу!
Шла лиса по лесу.
Побежала плутовка на запах.
Полакомилась!
Вдруг рыжая почуяла запах мяса.
Она была голодна.
А капкан цап беднягу за лапу!
Шла лиса по лесу.
Побежала плутовка на запах.
Полакомилась!
Вдруг рыжая почуяла запах мяса.
Она была голодна.
А капкан цап беднягу за лапу!
Шла лиса по лесу.
Побежала плутовка на запах.
Полакомилась!
Вдруг рыжая почуяла запах мяса.
Она была голодна.
А капкан цап беднягу за лапу!
Шла лиса по лесу.
Побежала плутовка на запах.
Полакомилась!
Вдруг рыжая почуяла запах мяса.
Она была голодна.
А капкан цап беднягу за лапу!
Шла лиса по лесу.
Побежала плутовка на запах.
Полакомилась!
Вдруг рыжая почуяла запах мяса.
Она была голодна.
А капкан цап беднягу за лапу!
Шла лиса по лесу.
Побежала плутовка на запах.
Полакомилась!
Вдруг рыжая почуяла запах мяса.
Она была голодна.
А капкан цап беднягу за лапу!
Шла лиса по лесу.
Побежала плутовка на запах.
Полакомилась!
Вдруг рыжая почуяла запах мяса.
Она была голодна.
А капкан цап беднягу за лапу!
Шла лиса по лесу.
Побежала плутовка на запах.
Полакомилась!
Вдруг рыжая почуяла запах мяса.
Она была голодна.
А капкан цап беднягу за лапу!
Шла лиса по лесу.
Побежала плутовка на запах.
Полакомилась!
Вдруг рыжая почуяла запах мяса.
Она была голодна.