РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛАХ С КЫРГЫЗСКИМ ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ
В последние годы в нашей стране происходят значительные изменения, в том числе и в сфере образования. Наиболее важным этапом реформирования системы образования в Кыргызской Республике является принятие Стратегии развития образования до 2020 года.
Как известно, 2019 год был объявлен в Кыргызской Республике Годом развития регионов и цифровизации, в этом году августовские совещания учителей проходят по теме: «Развитие образовательного пространства Кыргызстана в контексте потребностей регионов и задач цифровизации».Русский язык в Кыргызстане играет социально-значимую роль, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка которые определены Государственным стандартом.
В 2019-2020 учебном году преподавание русского языка и литературы в школах с кыргызским языком обучения будет осуществляться в соответствии со следующими нормативными документами: Государственным образовательным стандартом среднего общего образования, предметными стандартами и с Базисным учебным планом на 2019-2020 учебный год.
В связи с внедрением госстандарта, государственная политика направлена на обновление содержания образования и использование новых методов и технологий обучения. Изучение русского языка и литературы должно обеспечить: формирования духовно развитой личности, развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, постижение учащимися классических произведений русской и мировой литературы.
Особенность системы литературного образования учащихся в школе с кыргызским языком обучения заключается в параллельном изучении двух предметов-«Кыргызская литература» и «Русская и мировая литература».
Русская и мировая литература для учащихся-кыргызов-это во многом принципиально новая, иноязычная и инонациональная. Диалог культур предполагает поиск конкретных способов сопряжения родной и иноязычной литературы. Концепции этих предметов направлены на повышение качества школьного образования, воспитание гражданственности и патриотизма, формирование предметных компетентностей по русскому языку и литературе. В предметном стандарте по русскому языку были выделены следующие компетентности, которые являются ориентиром для учителей – русского языка в школах с кыргызским языком обучения.
Языковедческая – владение языковой системой, т.е. устройством языка, языковыми нормами, в том числе орфографическими и пунктуационными.
Речевая – осуществление коммуникации в соответствии с речевой ситуацией и языковыми нормами, совершенствование своих речевых возможностей и обогащение словарного запаса.
Социокультурная – умение вести диалог с учетом национально-культурной специфики языка.
Ограничения, связанные с владением вторым языком, вызывают необходимость некоторого сокращения количества предлагаемых для изучения литературных произведений, а также изучение их во фрагментах. В связи с этим, при изучении литературного произведения выделяем специфические для классов с кыргызским языком обучения этапы:
1. Предварительная словарная работа;
2. Ориентация в тексте и первичное его восприятие;
3. Перечитывание и вдумчивое чтение с элементами анализа;
4. Побуждение учащихся к оценочным высказываниям.
Основные стратегии оценивания достижений учащихся. Оценивания проводятся с целью определения соответсвия учебных результатов учащегося содержанию предметных стандартов.
Учителю необходимо использовать следующие виды оценивания: диагностиское, формативное, суммативное оценивание для своевременной корректировки обучения, внесения изменений в планировании, а для учащегося — улучшения качества выполняемой им работы. Учителю необходимо знать о том, что оценивается конкретная работа выполненная учащимися, а не уровень его способностей. Все виды работ оцениваются на основе четко разработанных критериев оценивания, являются обязательным и планируется учителем.
Диагностическое оценивание — это определение начального уровня сформированности компетенций учащегося. Оно проводится в начале изучения темы или в начале учебного года.
Формативное оценивание — это целенаправленный непрерывный процесс наблюдения за учением ученика. Оно является “неформальным” (чаще всего безотметочным) оцениванием и основывается на критериях, предполагает обратную связь.
Суммативное оценивание предназначено для определения уровня сформированности знаний, умений и навыков при завершении изучения темы, раздела к определенному периоду времени. Это оценивание проводится по результатам выполнение различных видов проверочных работ по русскому языку и литературе (теста, контрольной, исследовательской работы, сочинения, эссе, проекта, устной презентации и т.д). Отметки, выставленые за проверочные работы, являются основой для определения итоговых отметок.
Преимущества видов оценивания:
• обеспечение обратной связи и коррекция учебного процесса;
• получение информации о процессе учения с меньшими затратами времени;
• помогает установить хороший контакт с детьми и повышает эффективность преподавания и обучения;
• ученик наблюдает процесс собственного учения.
Учителям необходимо в учебном процессе умело применить виды оценивания.
В новом учебном году в соответствии с новыми стандартами, вводятся УМК нового поколения для 5-6 классов. На русский язык в 5-6 классах выделено по 2 часа в неделю, и обучение будет проводиться по новым программам и учебниками, авторами которых являются Н.П. Задорожная и Г.К. Таирова. Для учителей разработаны методические пособия. Предметными стандартами определены содержательные линии по классам, а также предметные компетентности и ожидаемые результаты. Ожидаемые результаты предметных стандартах измеряемы и направлены на формирование ключевых и предметных компетентностей учащихся.
К примеру, учащийся 5 класса:
• Понимает основное содержание небольшого по объему текста;
• Понимают смысловые функции интонации;
• Составляет простой план сочинения;
• Объясняет лексическое значение слов;
• Использует синонимы, антонимы в речи;
• Различает изученные части речи по их морфологическим признакам;
• Правильно пишет изученные слова с непроверяемыми орфографиями и др.