ЗАДАНИЯ
школьного этапа Оренбургской областной олимпиады
школьников 5-8 классов по русскому языку 2024-2025 уч. год
5 класс
(за каждый верный ответ по 5 баллов, общее количество набранных баллов при верном решении составляет 100)
1.В каком слове все согласные твердые?
1. скромные
2. шепотом
3. щипцы
4.баюкать
2. Найдите среди глаголов лишний и обоснуйте свой ответ:
1) пилит
2) слышит
3) краснеет
4) прячет
В каком из словосочетаний имя прилагательное употреблено в прямом значении:
золотые руки
железный характер
холодный взгляд
стальная деталь
4. Найдите слов, которое не имеет окончания:
1) весела
2) взгляд
3) вприпрыжку
4) вишенка
5. Найдите слово, которое по своему составу соответствует слову «отблеск»:
1) оттого
2) портфель
3) слегка
4) премудрый
6. От какого слово образовано слово «завидно»:
1) видно
2) завидный
3) завидовать
4) видный
7. Прочти записанные слова. Укажи общее количество несклоняемых имён существительных.
Шоссе, варенье, самолет, пальто, бри, метро, проезд, возврат.
3
4
5
2
8. Расположи предложения так, чтобы получился текст.
1.В этот ящик без крышки посадили поросенка и поехали в степь, где волков великое множество. 2. Лунной ночью сели в сани четыре охотника и захватили с собой ящик с поросенком. 3. Ящик был большой, сшитый из полутеса. 4. Партизан рассказал случай из очень опасной охоты на волков с поросенком.
1, 2, 3, 4
4, 2, 3, 1
2, 4, 3, 1
3, 1, 2, 4
9. Мама купила сыну (…) сулугуни. Подберите подходящую форму имени прилагательного:
1) вкусные
2) вкусная
3) вкусный
4) вкусное
10. Укажите строку, в которой все имена существительные изменяются по числам:
1) финансы, деньги, обмен
2) сливки, бутерброд, сметана
3) вода, Оренбург, тишина
4) исследование, студент, стипендия
11. В русском языке каждый из падежей имеет свой спектр значений. Ниже даны значения Творительного падежа и фразы, в которых есть слова в Творительном падеже. Соотнесите пример и значение падежа.
Примеры | Значение Т.п. |
Пишу пером | А. Орудие |
Писатель жил исключительно своим пером | Б. Сравнение |
Жил пером, туда-сюда, куда ветер дует | В. Время |
Сидит барином | Г. Место |
Шел лесом | |
Этим летом я жил в деревне | |
Не видел одним глазом | |
Пропадал на работе сутками | |
Переулками добирались до цели | |
Прыгнула кошкой | |
12. Что обозначают перечисленные глаголы?
Косить, обрезать, выращивать, полоть.
13. Прочитайте текст и напишите, о каком предмете домашней утвари идет речь.
Смололи муку, надо замесить тесто. Нужна вода. Следующий предмет, без которого долгое время не обходилась ни одна семья — это…... Если женщина могла удержать баланс в семье, так же как удерживала ведра на своих плечах с помощью ….., значит, семья была крепкой.
14.Какое выразительное средство речи выделено в предложении?
Одни дома длиной до звезд, другие – длиной до луны (Маяк.)
Синекдоха
эпитет
сравнение
гипербола
15.Отметьте слова, не соответствующие заданному написанию.
а
к_чевать
раст_ргать
сопров_ждать
ув_жать
взгром_здиться
раздр_жаться
погл_щать
об_няние
уг_сать
16-20. Работа с текстом: