СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский национальный характер в рассказе М.А.Шолохова "Судьба человека"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке литературы по рассказу М.А.Шолохова "Судьба человека" продолжается разговор о русском национальном характере, начатый ещё при  изучении произведений М.Ю.Лермонтова "Бородино" и Л.Н.Толстого "Кавказский пленник". На данном уроке осуществляется интеграция с другими видами искусства: живописью, музыкой, кинематографом. Это способствует более глубокому восприятию и осмыслению художественного текста, а также развитию образного мышления учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Русский национальный характер в рассказе М.А.Шолохова "Судьба человека"»

Урок литературы в 9 классе

Тема: Русский национальный характер в рассказе М.А.Шолохова "Судьба человека".

Цели урока:

  • выявить суть души русского человека в понимании М.А.Шолохова, показать роль образа Андрея Соколова в раскрытии идеи произведения;

  • учить анализировать художественное произведение, работать с текстом, читать выразительно, строить монологическое высказывание;

  • развивать аналитическое мышление, творческое воображение, устную речь учащихся;

  • способствовать воспитанию у подростков чувства гордости за русского человека, патриотизма, высокой гражданской позиции.

Оборудование:

  1. текст произведения М.А.Шолохова;

  2. фотографии писателя;

  3. компьютер и проектор;

  4. фрагменты фильма С.Ф.Бондарчука "Судьба человека";

  5. иллюстрации к рассказу художников С.А.Трофимова, О.Г.Верейского;

  6. текст стихотворения Парции Нельсон "Я иду по улице...";

  7. текст стихотворения М.В.Исаковского "Враги сожгли родную хату...";

  8. текст стихотворения Ф.И.Тютчева "Умом Россию не понять..."

Предварительная подготовка:

  • прочитать рассказ М.А.Шолохова "Судьба человека";

  • повторить определение термина "лейтмотив".

Эпиграфы к уроку:

  • "Силён тот, который валит, но сильнее - который подымает" (русская пословица).

  • "Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время" (Д.И.Фонвизин).

  • "Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!" (Н.В.Гоголь).

  • "Оставаться человеком в нечеловеческих условиях - это трудное дело" (И.С.Грачёва).

Ход урока.

  1. Оргмомент

  2. Вступительная беседа.

- Вопрос-завязка: Легко или трудно быть человеком?

- Прочтите стихотворение Парции Нельсон "Я иду по улице...":


1. Я иду по улице.

На дороге глубокая яма.

Я падаю.

Я пропал…

Я беспомощен.

Я не виноват.
Я никогда не выберусь отсюда.


2. Я иду по той же улице.

На дороге глубокая яма.

Я делаю вид, что не замечаю её.

И снова падаю.

Не верится, что я снова здесь.

Но я не виноват.

Всё же долго выбираться отсюда.

3. Я иду по той же улице.

На дороге глубокая яма.

Я вижу её.

Но падаю…
По привычке… но

Мои глаза открыты.

Я знаю, где нахожусь.

Я сам виноват и выбираюсь вмиг.


4. Я иду по той же улице.

На дороге глубокая яма.

Я обхожу её.


5. Я иду по другой улице.


- О чём оно? О каком человеке здесь идёт речь? Чему научился этот человек? (преодолевать трудности)

- Какой из наших эпиграфов подходит к этому стихотворению? (русская пословица) раскройте его смысл.

- А можем ли мы данный эпиграф отнести к рассказу М.А.Шолохова "Судьба человека"? Почему?

- Итак, на сегодняшнем уроке мы будем говорить о произведении М.А.Шолохова, в котором он рассказывает нам о жизни, о человеке, о его судьбе, о войне, о тех трудностях, которые ему пришлось преодолеть. Преодоление - лейтмотив этого произведения. Дайте определение этому термину.

  1. Информация о писателе и об истории создания рассказа.

- Да и самому писателю тоже пришлось преодолевать в жизни немало трудностей. Послушаем сообщение о жизни М.А.Шолохова. (учащийся выступает с сообщением; возможно использование презентации)

- Рассказ "Судьба человека" впервые был опубликован в газете "Правда" 31 декабря 1956 и 1 января 1957 года. Творческая история началась еще задолго до выхода в печать, в 1946 году при встрече М.А.Шолохова с прототипом главного героя. Присев отдохнуть у разлившейся степной речушки Еланки, писатель заметил мужчину, который вел за руку мальчика по направлению к речной переправе. Усталые путники подошли к нему и, приняв его за шофера, запросто сели отдохнуть. Тут и поведал мужчина "своему брату-шоферу" о своей судьбе. Возвратился тогда писатель необычайно взволнованный и все еще находился под впечатлением от встречи с неизвестным шофером и мальчиком. Между случаем, послужившим отправной точкой для формирования авторского замысла, и самой работой над рассказом протянулась дорога в десять лет. Когда художественная концепция приобрела в сознании М.А.Шолохова достаточную определенность, он приступил к написанию "Судьбы человека".

- Итак, рассказ о судьбе простого, самого обыкновенного русского человека. Но каков он, русский человек? Каковы те свойства его личности, особенности характера, которые помогают ему не просто выжить, но и, несмотря на потерю всех родных, продолжать жить, работать, думать о будущем? Исследованием загадочной русской души и занимался М.А.Шолохов, создавая свой рассказ. И мы сегодня вслед за писателем займёмся этим же исследованием. (сообщение темы и цели урока)

- О русском национальном характере писали многие писатели в разные времена. Давайте вспомним такие произведения и их авторов. (А.Н.Толстой "Русский характер", М.Ю.Лермонтов "Бородино", Б.Н.Полевой "Повесть о настоящем человеке", Л.Н.Толстой "Кавказский пленник")

Примечание: учитель может выстроить для учащихся ассоциативный ряд из этих и других подобных произведений, предложив их вниманию фрагменты этих произведений с целью вспомнить произведения и их авторов и попросив самим сформулировать тему урока.

  1. Работа с текстом.

  1. - Какова композиция рассказа? (рассказ в рассказе) Почему автор вводит образ рассказчика? (повествование становится более достоверным, точным, эмоционально насыщенным)

- На какие части условно можно разделить весь текст? Обратимся к началу рассказа (иллюстрации С.А.Трофимова и О.Г.Верейского). Что мы видим? Какую часть текста проиллюстрировали художники? Что они передали? Различны или сходны изображения? Чем это объясняется? (каждый художник, не искажая текста, по-своему передаёт своё восприятие прочитанного)

- Что, на ваш взгляд, является главным в этом эпизоде? (Портрет мужчины и мальчика). Какой деталью уже в начале рассказа писатель передает всю глубину горя героя? (Глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной тоской, что в них трудно смотреть).

- Народная мудрость гласит: лаза – зеркало души". Почему так говорят? О чём говорят глаза мужчины?  (Глаза серые,  цвета  пепла, а пепел там, где все сожжено, разрушено. В душе героя – пепелище, разочарование, пустота). Значит, многое пережил, преодолел. Так какие же преодоления пришлось осуществить Андрею Соколову?

  1. - Расскажите о довоенной жизни нашего героя. (краткий рассказ учащихся; подчёркивается физическая сила Андрея Соколова)

- Что преодолевает Андрей? (пагубную привычку к выпивке) Благодаря кому это ему удаётся? (его жене, семье) Почему ему это удаётся? (взаимная любовь; совестливый)

  1. - Как воевал Андрей Соколов? Что нам раскрывает в герое его рассказ о том, как он писал письма своей семье? (заботится о своих родных, не хочет их расстраивать и перекладывать на их плечи тяжесть переживания за него). Процитируйте.

- Как он попадает в плен? (рассказ учащихся). Что он при этом чувствует? (тяжёлое внутреннее состояние по поводу пленения) Как ведёт себя дальше? (рассказ учащихся о предателе, о чувствах и поведении Соколова в данной ситуации, о его личностных качествах). Что преодолевал? (тяжелейший выбор: убить или не убить? убить своего же, но он предатель, от его предательства погибнут многие; поступает по совести)

- О чём думал Андрей, попав в лагерь? (о побеге; убегал, его ловили, а он снова убегал) Как это его характеризует? (сила духа, несломленность, любовь к Родине, чувство долга) Что преодолевал? (тяготы плена, голод, холод, побои)

- Вновь обратимся к иллюстрациям С.А.Трофимова и О.Г.Верейского и рассмотрим эпизод допроса Соколова Мюллером. Как показали художники этот эпизод? Сравните. Какая из этих иллюстраций вам больше по душе? Почему?

- Как об этом пишет М.А.Шолохов? (рассказ учащихся с цитированием) Что преодолевал Андрей? Какие качества при этом проявил? (страх смерти, желание съесть всё сразу - думал о товарищах; чувство собственного достоинства) Что его больше беспокоит, когда он уходит от коменданта? (что не донесёт еду до своих товарищей)

- Каким из наших эпиграфов можно проиллюстрировать образ главного героя в данной ситуации? (слова И.С.Грачёвой) Объясните их смысл.

- Что происходит с Андреем дальше? (удачный побег, отпуск домой)

  1. - Что ждало его по приезде домой? (смотрим видеоролик - фрагмент к/ф "Судьба человека" режиссёра С.Бондарчука о том, как Соколов приезжает домой, в котором звучит песня М.И.Блантера "Враги сожгли родную хату" на слова М.В.Исаковского)

- Как в фильме показано большое горе, свалившееся на Андрея?

- Для М.А.Шолохова стихотворение М.Исаковского было любимым, именно поэтому в этом видеоролике и звучит данная песня. Как текст этой песни совпадает с текстом рассказа? Как в нём передаётся состояние лирического героя?

- Что помогло Андрею пережить страшное горе? (мысли об Анатолии) Какое страшное испытание ещё уготовила ему судьба? (известие о гибели старшего сына; цитирование текста: состояние души героя)

- Рассмотрим иллюстрацию С.А.Трофимова. Что передаёт художник?

  1. - Не сломили героя рассказа обстоятельства. Он продолжал жить. Скупо пишет М.А.Шолохов об этом периоде жизни своего героя. Работал, начал выпивать, пока не встретил мальчика. (смотрим видеоролик - фрагмент к/ф "Судьба человека" режиссёра С.Бондарчука о том, как Андрей сообщает Ване, что он его отец)

- Что удалось передать актёрам? Созвучно ли это тому, что почувствовали вы, читая текст?

- Кто кого нашёл? Какие чувства испытывает герой, увидев беспризорного одинокого мальчика-сироту? Как это характеризует Андрея Соколова? К каждому ли человеку вот так, просто так может доверчиво прильнуть маленький ребёнок? (возрождение души героя, обретение смысла жизни, любовь к сироте) Что преодолевает Андрей Соколов? (смертельную тоску по погибшим родным, находит в себе силы не просто жить дальше, а ещё и взять на себя заботу о ребёнке; чувство ответственности)

- Охарактеризуйте средства выразительности и их роль в этом отрывке. (глаза Ванюши, состояние обоих, забота Соколова о мальчике)

- Обратимся к концовке рассказа. О чём беспокоится Соколов? (о мальчике, который снова может оказаться сиротой; не о себе думает)

- Вновь обратимся к началу рассказа. Каков пейзаж? Какие цвета присутствуют в описании? Каков смысл их противопоставления? (жизнь побеждает смерть, она продолжается)

  1. Реализация целей урока.

- Итак, в рассказе М.А.Шолохова рассказывается о судьбе одного человека. Объясните смысл названия рассказа. (представлен собирательный образ русского человека, с присущими ему чертами русского национального характера) Что дало ему силы преодолеть все выпавшие на его долю испытания? Почему не сломился, не пал духом, не предал, не спился, не сдался? (его поддерживали любовь, надежда и желание жить)

- Об этом и говорит в произведении "Тарас Бульба" Н.В.Гоголь (анализируем эпиграф к уроку)

- Назовите эти черты. Составим кластер (трудолюбие; совестливость; любовь к Родине, семье, людям; стойкость; доброта; милосердие; чувство собственного достоинства; сила духа; мужество; храбрость; чувство справедливости; патриотизм)

- Какие мысли автора звучат в конце рассказа? В чём он уверен? Почему?

- Какова идея этого произведения? (можно вновь обратиться к словам Н.В.Гоголя)

  1. Итог урока. Слово учителя.

- Сквозь физические и моральные испытания, преодолев невероятные трудности, невзгоды, лишения, Соколов пронес чистую, широкую, открытую всему доброму душу, русскую душу. Человек становится настоящим человеком, когда он оказывается в состоянии победить собственную слабость, обрести мужество, переступить через страх перед торжествующим в данный момент злом, перед неотвратимостью жизненной судьбы. И в конце наших рассуждений мне хотелось бы поставить многоточие, потому что нельзя до конца осознать, в чем же заключается сила и величие души русского человека. Русский характер, как и русская душа, всегда были и остаются загадкой для мировой культуры. И воистину справедливы слова Ф.И.Тютчева:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить.

У ней особенная стать

В Россию можно только верить.

  1. Домашнее задание.

- Напишите творческую работу на тему "Что значит быть русским человеком?" (по впечатлениям от рассказа М.А.Шолохова).


Приложения к уроку.


Иллюстрации О.Г.Верейского




Иллюстрации С.А.Трофимова.


Стихотворение М.В.Исаковского


Враги сожгли родную хату,

Сгубили всю его семью.

Куда ж теперь идти солдату,

Кому нести печаль свою?


Пошел солдат в глубоком горе

На перекресток двух дорог,

Нашел солдат в широком поле

Травой заросший бугорок.


Стоит солдат — и словно комья

Застряли в горле у него.

Сказал солдат: "Встречай, Прасковья,

Героя — мужа своего.


Готовь для гостя угощенье,

Накрой в избе широкий стол,—

Свой день, свой праздник возвращенья

К тебе я праздновать пришел..."


Никто солдату не ответил,

Никто его не повстречал,

И только теплый летний ветер

Траву могильную качал.


Вздохнул солдат, ремень поправил.

Раскрыл мешок походный свой,

Бутылку горькую поставил

На серый камень гробовой:


"Не осуждай меня, Прасковья,

Что я пришел к тебе такой:

Хотел я выпить за здоровье,

А должен пить за упокой.


Сойдутся вновь друзья, подружки,

Но не сойтись вовеки нам..."

И пил солдат из медной кружки

Вино с печалью пополам.


Он пил,— солдат, слуга народа,—

И с болью в сердце говорил:

"Я шел к тебе четыре года,

Я три державы покорил..."


Хмелел солдат, слеза катилась,

Слеза несбывшихся надежд,

И на груди его светилась

Медаль за город Будапешт.