СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Русский огонек» Николай Рубцов

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

После этой неожиданной встречи поэт признается, что его друзья отдалились, а смыслом жизни стали те идеалы, которые были всегда в почете у наших предков, умеющих любить людей искренне и не требующих ничего взамен

Просмотр содержимого документа
««Русский огонек» Николай Рубцов»

«Русский огонек» Николай Рубцов

1

Погружены в томительный мороз,
Вокруг меня снега оцепенели!
Оцепенели маленькие ели,
И было небо тёмное, без звезд.
Какая глушь! Я был один живой
Один живой в бескрайнем мёртвом поле!
Вдруг тихий свет — пригрезившийся, что ли? —
Мелькнул в пустыне, как сторожевой…

Я был совсем как снежный человек,
Входя в избу, — последняя надежда! —
И услыхал, отряхивая снег:
— Вот печь для вас… И тёплая одежда… —
Потом хозяйка слушала меня,
Но в тусклом взгляде жизни было мало,
И, неподвижно сидя у огня,
Она совсем, казалось, задремала…

2

Как много жёлтых снимков на Руси
В такой простой и бережной оправе!
И вдруг открылся мне и поразил
Сиротский смысл семейных фотографий!
Огнём, враждой земля полным-полна,
И близких всех душа не позабудет…
— Скажи, родимый, будет ли война?
И я сказал:
— Наверное, не будет.
— Дай бог, дай бог… ведь всем не угодишь,
А от раздора пользы не прибудет… —
И вдруг опять: — Не будет, говоришь?
— Нет, — говорю, — наверное, не будет!
— Дай бог, дай бог…
И долго на меня
Она смотрела, как глухонемая,
И, головы седой не поднимая,
Опять сидела тихо у огня.
Что снилось ей? Весь этот белый свет,
Быть может, встал пред нею в то мгновенье?
Но я глухим бренчанием монет
Прервал её старинные виденья.
— Господь с тобой! Мы денег не берём.
— Что ж, — говорю, — желаю вам здоровья!
За всё добро расплатимся добром,
За всю любовь расплатимся любовью…

3

Спасибо, скромный русский огонёк,
За то, что ты в предчувствии тревожном
Горишь для тех, кто в поле бездорожном
От всех друзей отчаянно далёк,
За то, что, с доброй верою дружа,
Среди тревог великих и разбоя
Горишь, горишь, как добрая душа,
Горишь во мгле, и нет тебе покоя…

Анализ стихотворения Рубцова «Русский огонек»

Не секрет, что «хрущевская оттепель», длившаяся всего несколько лет, подарила многим жителям СССР надежду на более радостное будущее. Культ личности Сталина был развенчан, однако до демократии в стране было еще довольно далеко. Но именно на этой волне появилась целая плеяда замечательных молодых поэтов, которые ставили свою искренность в противовес конъюнктуре и пытались докопаться до истины любыми путями. К таким новаторам причислял себя и Николай Рубцов, который мечтал стать поэтом и жестоко расплачивался за каждый опубликованы самиздатовский сборник. Его травили в институте и вынуждали отказаться от литературных экспериментов. Но упрямство характера, закаленного в детском доме, позволило Рубцову добиться того, к чему он так стремился.

Поэт не пытался подстраиваться под существующую действительность, поэтому некоторое его произведения сегодня выглядят достаточно наивно и псевдопатриотично. Так, в 1964 году автор опубликовал балладу под названием «Русский огонек», в которой затронул тему взаимоотношений между людьми. В то время, как многие диссиденты кричали об отсутствии свободы и прославляли Запад, Рубцов сделал зарисовку из собственной жизни, показав, что ни один государственный строй не в состоянии регулировать такие понятия, как доброта, отзывчивость, открытость и отсутствие тщеславия. Автор умалчивает о том, как и почему он среди ночи оказался на окраине обычной русской деревни. Однако в надежде на ночлег поэт постучался в крайнюю хату, где был принят с чисто славянским радушием и гостеприимством.

Его встретила обычная сельская женщина, которая, не боясь незнакомца, просто и приветливо ответила: «Вот печь для вас и теплая одежда». Но не только это поразило Рубцова в поведении селянки. После того, как ее ночной гость отогрелся, женщина поинтересовалась у него, будет ли война. Спустя 20 лет после ее завершения эта тема все еще болью отдавалась в душе хозяйки дома, и очень скоро поэт понял, почему. На стенах сельской хаты он увидел фотографии многочисленных мужчин из когда-то большой и дружной семьи. Все они погибли на войне, которой теперь так боялась эта неискушенная сельская женщина. Ведь она еще помнила ту боль утрат и понимала, что очередные военные действия принесут новые жертвы. Казалось бы, какое ей дело до страданий других? Но загадочная русская душа тем и славится, что умеет сочувствовать другим, отличается щедростью и удивительной добротой.

Хозяйка отказалась брать с поэта деньги за постой. Самой лучше наградой для нее стали слова Рубцова с пожеланием здоровья. Действительно, на Руси испокон веков за добро принято платить добром.

Сегодня уже трудно поверить в то, что когда-то посторонний человек мог спокойно войти в любой сельский дом и попроситься на ночлег. Но еще полвека назад это считалось нормой и даже приветствовалось. Ведь взамен хозяева получали гораздо больше, чем деньги, культ которых сегодня возведен в абсолют. Тайну таких взаимоотношений приоткрывает Николай Рубцов, отмечая: «За всю любовь расплатимся любовью…». Казалось бы. В этой фразе нет ничего удивительного и неординарного. Тем не менее, именно она является тем стержнем, на которой всегда строились отношения между простыми людьми. Хлебосольность, желание придти на помощь тому, кто в этом нуждается, мудрость в общении и удивительная доброжелательность – все эти качества поразили поэта настолько сильно, что он осознал всю бессмысленность и мелочность прежних взаимоотношений с людьми. После этой неожиданной встречи поэт признается, что его друзья отдалились, а смыслом жизни стали те идеалы, которые буллы всегда в почете у наших предков, умеющих любить людей искренне и не требующих ничего взамен.

1

Источник: http://pishi-stihi.ru/


Творчество Н.М. Рубцова в критике и литературоведении

В.В. Кожинов: «Самый неоспоримый признак истинной поэзии — её способность вызывать ощущение самородности, нерукотворности, безначальности стиха. Мнится, что стихи эти никто не создавал, что поэт лишь извлёк их из вечной жизни родного слова, где они всегда — хотя и скрытно, тайно — пребывали. Лучшие стихи Николая Рубцова обладают этим редким свойством. Когда читаешь его стихи о журавлях:

Вот летят, вот летят... Отворите скорее ворота!
Выходите скорей, чтоб взглянуть на высоких своих!
Вот замолкли — и вновь сиротеют душа и природа
Оттого, что — молчи! — так никто уж не выразит их...

Как-то трудно представить себе, что ещё лет десять назад эти строки не существовали, что на их месте в русской поэзии была пустота.

Мне не раз приходилось слышать от самого Николая Рубцова недовольные и даже резкие возражения тем, кто называл его деревенским поэтом. Суть дела вкратце можно выразить так: деревня стала необходимой поэту не сама по себе как поэтическая тема, но как своего рода “точка отсчёта”. Это рельефно выразилось в ряде стихотворных концовок, словно обнажающих внутренний смысл обращения поэта к сельскому бытию.

Вокруг любви моей
Непобедимой
К моим лугам,
Где травы я косил,
Вся жизнь моя
Вращается незримо,
Как ты, Земля,
Вокруг своей оси...

Да, родная деревня и любовь к ней были для зрелого творчества Рубцова именно своего рода “осью”. Но он никогда не терял из виду весь круг жизни своего народа и всю Землю, хотя из самой отдалённой её точки снова и снова возвращался к “оси”.

Да, поэзии Рубцова не свойственна та прямая, очевидная сложность, которая бросается в глаза каждому. Нет в ней ни изощрённых метафор, ни причудливых образных ассоциаций...

Это, однако, ни в коей мере не означало, что он упростил свою творческую задачу. Наоборот, сложность эта велика потому, что залегает в самой глубине и воплощает в себе не изощрённость поэтического зрения, но внутреннюю сложность самого бытия (события) человека и мира. Михаил Лобанов заметил, что в поэзии Рубцова “миросозерцание неизмеримо углубляется причастностью к тому, что, в сущности, невыразимо”».

Д.Н. Фатеев: «Творческая манера Рубцова формировалась под воздействием таких поэтов, как Ф. Тютчев, А. Фет, А. Майков, С. Есенин, в характерной для них связи с фольклорными источниками, но их непосредственного влияния чаще всего стихи поэта не обнаруживают.

Большинство зрелых стихотворений поэта связано с темой деревни, описаниями родного края (“Тихая моя родина”, “В лесу”, “Журавли”, “В горнице”, “Жар-птица”). Основные образы его стихов (изба и подворье, мир животных и растений, пространство земли и воды, природные явления) совпадают с народной поэзией, восходят к мифологическим архетипам. В его стихах оживают сказочные герои, имеющие чудесных помощников и магические предметы. Рубцов вводит в ткань произведений “нечистую, неведомую, крестную силу”, богов высшего и низшего пантеона, украшает жизненные реалии символическими образами. Так, например, река, как граница, отделяющая мир живых от мира мёртвых в стихотворении “Элегия”, напоминает сказочную речку Смородинку, а переправа в стихотворении “Ночь на перевозе” — волшебный Калинов мост.

В образной системе Н. Рубцова важную роль играет поэтическая символика. Например, одним из самых содержательных символов стала “звезда полей”, давшая название стихотворению и книге поэта. Особняком стоит и такой образ, как — “зелёные цветы”. Его символическое содержание соотносится с темой недоступного движения времени, с тоской по безвозвратно утерянной молодости и любви.

Картины природы представляют удивительное соответствие душевному состоянию лирического героя. Для поэта очень характерны пейзажные зарисовки. Об этом говорят сами названия стихотворений: “В лесу”, “Сосен шум”, “Листья осенние”... Лирический герой этих стихотворений связывает свою печаль с шумом тёмного леса, в лесу ему слышатся “осин тоскливых стоны и молитвы”, поэту хочется запеть “про тонкую рябину”; ему видится, “как закачалась над омутом ель”. Проводя долгие часы наедине с природой, Рубцов становился как бы частью её, растворялся в таинственных шорохах её жизни, раскрывая её секреты. Основное достоинство стихотворений Рубцова заключается в простоте интонаций, воссоздании привычного пейзажа, в утренних, дневных и вечерних картинах родной природы, полных трепета хлопотливой жизни.

У Рубцова очень мало любовной лирики... Почти вся она сконцентрирована в раннем творчестве (“Разлад”, “Букет”, “Соловьи”, “Повесть о первой любви”, “Ты просил написать о том...”, “Вредная, неверная, наверно...”). И тем не менее движущая сила его поэзии — это любовь. Нежная, трепетная, любовь ко всему живому, к самой жизни, к простому человеку, к Родине.

Существенное место в поэзии Рубцова занимает тема собственной смерти... Трагическое мироощущение — неотступная черта стихов Рубцова. Оно облекается в “сквозной” для его лирики мотив внутреннего одиночества героя.

Поэтический мир стихотворений Рубцова двойственен — с одной стороны, это царство красоты и гармонии, с другой — первозданный хаос. Поэт часто описывает бурю, вздувшуюся от наводнения реку, страшную зимнюю ночь, пронизывающий холодный ветер. Способность соединять противоположности проявилась в цветовых решениях поэта: в соединении белого и чёрного цветов (“Ночь на родине”, “Далёкое”)».