СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский родной язык.рабочая программа

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа по предмеу Русский родной язык 1 класс .УМК "Школа России" 

Просмотр содержимого документа
«Русский родной язык.рабочая программа»

Пояснительная записка

Родной (русский язык) в 1-ом классе

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы стандартов второго поколения на основании  следующих нормативно-правовых документов:

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании» (ст.7 Стандарт вводится в систему нормативно-правового обеспечения развития образования).

  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года  № 142 «О Правилах разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов».

  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 г. N 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373»

  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2011 г. N 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373».

  6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 декабря 2012 г. N 1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373».

  7. Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.11.98 г. № 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе».

  8. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 03.06.2003г. №13-51-120/13 “О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждения».

  9. Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта  начального общего образования» (зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009, рег. № 17785).

  10. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  11. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Минобрнауки России №373 от 06.10.2009);

  12. концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А.Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009;

  13. Локальный акт общеобразовательной организации «О структуре рабочей программы по начальным классам»;

  14. Учебный план общеобразовательной организации.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Родной (русский) язык» изучается в 1 классе в объёме 0,5 часов в неделю. Объём учебного времени составляет 17 часов в год.

Изучение родного (русского) языка направлено на развитие языковой компетентности, коммуникативных умений, диалогической и монологической речи. В ходе изучения родного языка формируются речевые способности обучающегося, культура речи, интерес к родному языку.

Цель: Развивать фонематический слух, зрительное восприятие и пространственную ориентировку, навыки аудирования, говорения и связной речи, моторику руки ребёнка, подготовить к чтению и письму. Цель выделяет следующие задачи.

Задачи:

  • Обогащение словарного запаса, развитие связной речи.

  • Членение речи на основные единицы (предложение, слова, слоги, звуки).

  • Формирование фонемной ориентировки в слове; определение количества, последовательности и качества звуков в слове.

  • Рисование, штриховка, обводка, печатание букв, письмо элементов букв.

  • Формирование навыков учебной деятельности (внимания, памяти, мышления).

Ведущим методом обучения является – слогофонемный. Обучение грамоте начинается с развития фонематического слуха детей, формирование Фонемной ориентировки в звуковой структуре слова, правильного обозначения звуков буквами и овладения процессом слогового чтения и постепенным переходом на чтение целыми словами.

Программа ориентирована на использование учебников: Азбука. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. В 2 ч. В. Г. Горецкий, В.А.Кирюшкин, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина.-5-е издание.-М.:Просвещение, 2014; Литературное чтение. 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина.-5-е издание.-М.:Просвещение,2017.Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. В.П. Канакина, В. Г. Горецкий.-5-е издание.-М.:Просвещение, 2017 (УМК «Школа России»)..(УМК «Школа России»).

Планируемые результаты

Данная программа обеспечивает достижение учениками первого класса следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:
 осмыслить позицию школьника на уровне положительного отношения к школе;
 осмыслить значение общения для передачи и получения информации;
 формировать уважительное отношение к русскому языку как родному языку русского
народа и как к государственному языку;
 формировать интерес к языковой и речевой деятельности, осваивать правила общения;
 получать представление о многообразии окружающего мира и духовных традициях
русского народа;
 получать представление об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия,
сопереживания, миролюбия, терпения и т.д.);
 получать первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
 формировать потребность к творческой деятельности.
Метапредметные результаты:
 принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения
(определённому этапу урока) с помощью учителя;
 высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи;
 проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу
осваиваемой деятельности (опираясь на предложенный алгоритм (узелки на память);
 оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий,
вносить соответствующие коррективы;
 целенаправленно слушать учителя и одноклассников, участвовать в обсуждении и
решении познавательных задач;
 ориентироваться в учебнике и использовать условные обозначения при освоении
материала урока;
 осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации;
 понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях (в
том числе в электронном приложении к учебнику);
 работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица,
схема) под руководством учителя;
 понимать текст, опираясь на содержащую в нём информацию, находить в нём
необходимые факты, сведения и другую информацию;
 преобразовывать информацию, полученную из рисунка ( таблицы, модели) в словесную
форму под руководством учителя;
 понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
 составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме, обсуждать ее,
участвуя в диалоге, соблюдая правила бесконфликтного общения;
 осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по
заданному признаку (под руководством учителя);
 делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
 использовать собственный опыт в решении познавательных задач.
 слушать собеседника и понимать речь других;
 оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или
небольшого текста)
 принимать участие в диалоге;
 задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
 принимать участие в работе парами и группами;
 договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
 признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение;
 оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении
правила вежливости.
Предметные результаты:
 различать звуки речи; понимать различие между звуками и буквами;
 устанавливать последовательность звуков в слове и их число;
 различать гласные и согласные звуки, определять их в слове и правильно произносить;
 определять качественную характеристику гласного звука в слове: ударный или
безударный;
 различать гласный звук [и] и согласный звук [й];
 различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, глухие и звонкие, определять их в слове и
правильно произносить;
 различать непарные твёрдые согласные [ж] [ш], [ц] непарные мягкие согласные [ч’], [щ’],
находить их в слове, правильно произносить
 различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги,
 обозначать ударение в слове;
 правильно называть буквы в алфавитном порядке;
 различать звуки речи и буквы, которыми обозначаются звуки на письме;
 переносить слова по слогам на письме;
 раздельно писать слова в предложении,
 верно писать буквосочетания

Формирование универсальных учебных действий

Личностные УУД:
·внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе,
ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца
«хорошего ученика»;
·широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные,
учебно-познавательные и внешние мотивы;
·учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения
новой задачи;
·ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям
конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей
и других людей;
·способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
·основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме
осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства
сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности
человека за общее благополучие;

Регулятивные УУД:

·принимать и сохранять учебную задачу;
·учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем;
·планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ
реализации, в том числе во внутреннем плане;
·учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
·осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в
интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);
·оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной
оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
·адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и
других людей;

Познавательные УУД:
·осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников
·ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
·основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять
существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
·обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда
или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
·осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения
существенных признаков и их синтеза;
·устанавливать аналогии;

Коммуникативные УУД:
·адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для
решения различных коммуникативных задач;

·допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе
не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнѐра в общении и
взаимодействии;
·учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
·договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов;
·задавать вопросы;
·контролировать действия партнѐра;
·использовать речь для регуляции своего действия;




Содержание учебного курса «родного языка (русского)»


Развитие устной речи
Звуковая культура речи. Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи
(своей и чужой), слуховой памяти и речевого аппарата. Совершенствование общих
речевых навыков: обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому
дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию.
Совершенствование произношения слов, особенно сложных по слого-звуковой структуре,
в соответствии с нормами- орфоэпии, с соблюдением ударения. Правильное произнесение
всех звуков родного языка, особенно различение на слух, верное употребление сходных
звуков, наиболее часто смешиваемых детьми: л - р, с - з, щ - ж, п- б, с - ш и т. д.
(изолированное произнесение в словах, фразах и скороговорках).
Исправление недостатков произнесения некоторых звуков, обусловленных отклонениями
в речевом развитии детей.
Работа над словом. Уточнение, обогащение и активизация словаря детей. Правильное
употребление слов - названий предметов, признаков, действий и объяснение их значения.
Объединение и различие по существенным признакам предметов, правильное
употребление видовых и родовых слов-названий. Умение быстро находить нужное слово,
наиболее точно выражающее мысль, приводя его в грамматически верное сочетание с
другими словами. Воспитание чуткости к смысловым оттенкам слов, различие и
понимание простейших случаев многозначности слов, омонимии, подбор синонимов и
антонимов (без использования терминов). Обучение пониманию образных выражений в
художественном тексте.
Выработка умений пользоваться словом в правильной грамматической форме, борьба с
засорением речи нелитературными словами (диалектизмами, просторечиями).
Работа над предложением и связной устной речью. Совершенствование речевых умений,
полученных детьми до школы. Обдумывание предстоящего ответа на вопросы учителя,
точное его формулирование, использование в ответе предложений различного типа.
Пересказ знакомой сказки или небольшого рассказа без пропусков, повторений и
перестановок частей текста (по вопросам учителя).
Составление по картинке или серии картинок определенного количества предложений,
объединенных общей темой, или небольшого рассказа с соблюдением логики развития
сюжета.
Ответы на вопросы по прочитанным предложениям и текстам.
Рисование с помощью учителя словесной картинки с использованием нескольких
прочитанных слов, объединенных ситуативно. Дополнение сюжета, самостоятельное придумывание событий, предшествующих изображенным или последующих.
Составление рассказов о простых случаях из собственной жизни по аналогии с
прочитанным, по сюжету, предложенному учителем.
Развернутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок,
считалок и воспроизведение их с соблюдением интонации, диктуемой содержанием.
Развитие грамматически правильной речи детей, ее точности, полноты, эмоциональности, последовательности и содержательности при изложении собственных рассказов и при пересказе текста.

Наша речь
Язык и речь. Виды речи. Русский язык – родной язык русского народа.
Текст, предложение, диалог
Текст (общее представление). Смысловая связь предложений в тексте. Заголовок текста.
Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль. Выделение предложения
из речи. Установление связи слов в предложении. Диалог. Знаки препинания в конце
предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки).
Слова, слова, слова…
Слово. Роль слов в речи. Слова-названия предметов и явлений, слова-названия признаков
предметов, слова-названия действий предметов. Тематические группы слов. Вежливые
слова. Слова однозначные и многозначные (общее представление). Слова, близкие и
противоположные по значению. Словари учебника: толковый, близких и
противоположных по значению слов.
Слово и слог. Ударение.

Слово и слог. Перенос слов. Ударение (общее представление).
Звуки и буквы.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


раздела

Наименование разделов

Кол-во часов

1

Наша речь

1

2

Текст, предложение, диалог

1

3

Слова, слова, слова…

1

4

Слово и слог. Ударение

1

5

Звуки и буквы

13

ИТОГО

17



урока

Дата план

Дата

факт

Тема

Примечание


Раздел 1. «Наша речь» (1 час)

1



Русский язык – родной язык русского народа.


Раздел 2. «Текст, предложение, диалог» (1 ч)

2



Предложение.

Составление предложений по картинке.

Текст. Заголовок текста.

Составление диалога. Вежливые слова.

Пересказ сказок.


Раздел 3. «Слова, слова, слова …» (1ч)

3



Значение слова.

Роль слов в речи. Игра «Назови слово».

Тематические группы слов.

Слова однозначные и многозначные.Игра в слова.


Раздел 4. «Слово и слог. Ударение» ( 1ч)

4



Слово и слог. Ударение.

Слово и слог. Ударение.

Деление слов на слоги.

Образование слога.


Раздел 5. «Звуки и буквы» ( 8ч)

5



Гласные и согласные звуки.






Слияние согласного с гласным


6



Гласные звуки (а, о, у, и, ы) Буквы обозначающие гласные звуки.



7



Гласные звуки (а, о, у, и, ы) Буквы обозначающие гласные звуки.



8



Буквы я, ю, е, ё., обозначающие гласные звуки.



9



Буквы я, ю, е, ё., обозначающие гласные звуки.



10



Игра «Собери слова».



11



Парные (твердый- мягкий) согласные звуки, и буквы обозначающие их.



12



Звуковая схема слова.



13



Парные (глухой - звонкий) согласные звуки, и буквы обозначающие их.



14



Игра «Найди букву в тексте


15



Ь и Ъ знаки в русском языке


16



Буквы русского алфавита


17



Проект «Я расскажу о букве »






Как хорошо уметь читать



Литература

1. Козлова М.А Я иду на урок в начальную школу/ М.А.Козлова - М., Первое сентября, 2000/

2. Бетенкова М.С , Фонин Д.С. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка / Бетенкова М.С. М., Астрель, 2006/

3. Т.Н. Соколова «Школа развития речи». – Москва: РОСТ книга, 2011 г.