Актуализация знаний | Правила безопасности проговорить! Какую большую тему мы изучаем на уроках русского языка? Назовите части слова, с которыми мы уже познакомились. Без какой части слово не может существовать? Что такое корень? Как найти корень? Что нужно сделать? Прочитайте предложения на доске. Выпишите однокоренные слова, выделите в них корень. Скоро начнётся футбольный матч. На игру приедут юные футболисты. Футбол – это игра сильных. -Ребята, давайте вспомним, какие части слова мы уже знаем. - Давайте для начала мы с вами вспомним, что такое окончание? (Отвечаем по поднятой руке) -Молодец! Что нужно сделать, чтобы найти в слове окончание? -Правильно!Что такое корень? - Что нужно сделать, чтобы найти в слове корень? -Ребята, давайте посмотрим на слайд и прочитаем слова. (читаем слова ехали, приехали, переехали, поехали). - Назовите окончание. - Что можно сказать про эти слова? - Почему? - Какой корень? - В чем различие? - Какая часть слова придает им разное значение? - Кто знает, как называется эта часть? - Молодцы!Как вы думаете какая тема сегодняшнего урока? -Умнички. Тема сегодняшнего урока «Приставка». -Какую цель мы можем поставить? -Молодцы! | Состав слова. Корень слова и окончание. Без корня. Это общая часть родственных слов. Надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть. Выписывают слова: футбольный, футболисты, футбол. Выделяют общий корень. -Окончание – это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в предложении -Изменить форму слова. - Корень — основная значимая часть слова, в которой заключено общее значение родственных (однокоренных) слов. - Подобрать однокоренные слова. -Учащиеся читают слова. -Окончание «и». -Они однокоренные. -Во всех словах одинаковый корень. -Корень «ех». -В значение. -Часть слова, которая стоит перед корнем. -Приставка. -Тема «Приставка». -Узнать, что такое приставка. Узнать, для чего нужна приставка и где она находится в слове. |
Наблюдение над языковым материалом | - Давайте откроем учебник на странице 84. Посмотрите на упражнение 153. Что делает собачка? Кто хочет прочитать слова? Прочитайте задания. Что нужно сделать?. Сравните их. Чем похожи эти слова? Сравните лексическое значение. Объясните , в чем различие этих слов. Выполните письменное задание. Что нужно сделать? - Что можно сказать про эти слова? - Почему? - Какой корень? - В чем различие этих слов? -Одинаковое ли у них значение? - Какая часть слова придает им разное значение? - Кто знает, как называется эта часть? - Верно.Ребята, часть слова, которая стоит перед корнем называется приставка. Посмотри, как обозначается приставка(вывожу на слайд) -Давайте спишем слова и выделим в них приставки. Приставки выделяем карандашом. Проговариваем слова, не молчим.(Вызываю к доске). | Рассмотреть рисунки. Прочитать слова. У них общий корень. Лексическое значение слов разное. Объясняют. -Они однокоренные. - Во всех словах одинаковый корень. -Ход. -В значении. -Нет. - Часть слова, которая стоит перед корнем. -Приставка. |
Предварительная формулировка правила | Вы сказали, что у слов с разными приставками разные значения. Тогда попробуйте продолжить предложение «Приставка служит для … ()» -Молодцы! Приставка – это часть слова, которая стоит … () и нужна нам для …() | -Образования новых слов. -Перед корнем и образования новых слов |
Работа над правилом | -Как проверить правильно ли мы сформулировали правило? - Давайте с вами прочитаем определение приставки в учебнике на странице 84 и сравним, с тем, что у нас получилось. Читаем про себя. -Кто хочет прочитать правило? Пожалуйста, .. -Кто мне может ответить на вопрос: «Где стоит приставка?» -«Для чего служит?» -Молодцы, ребята! Работа в паре. -Ребята, я предлагаю вам пересказать друг другу правило и задать вопросы. Но перед этим давайте вспомним правило работы в парах. | -Обратиться к учебнику и прочитать правило. -Читает правило. -Отвечают на вопрос. |
Первичное закрепление | -Откройте учебник на стр. 85. Найдите упр. 154 и прочитайте таблицу шепотом. Ребята запомните, что в русском языке все приставки пишутся одинаково. -А теперь, кто хочет прочитать приставки? - Сейчас я буду читать вам слово, а вы мне образовывать новое слово с помощью приставки. Например, лить-налить. (попробовали образовывать новые слова) - Молодцы! А сейчас подпишите упр. 154. По цепочке выходим к доске и образовываем новые слова от слов рисовать, писать, везти, клеить. Давайте прочитаем приставки в рамке из учебника и запомним их написание, они всегда пишутся одинаково. У.: - Назовите приставки с буквами «а» и «е» О.: - На «а»: на-; над. На «е»: пред-; -пере. У.: - Прочитайте слова ниже и скажите, какой части речи они относятся? О.: - Глагол. У.: - Правильно. С помощью каких приставок можно образовать новые глаголы? О.: - (Перечисляют приставки из таблицы) У.: - Правильно, а теперь запишите эти глаголы с приставкой у себя в тетради и выделите приставку. По одному человеку выходят к доске и записывают слова с приставкой. Остальные в тетради. - Выполнили – рука на локотке. - Проверим, что у вас получилось. | |