Русский сентиментализм. Судьба и творчество Александра Николаевича Радищева. «Путешествие из Петербурга в Москву».
Цель: познакомить с характерными чертами сентиментализма как творческого метода, с личностью и творчеством Радищева, его книгой, ее тематикой и композицией.
Ход урока
Я взглянул окрест меня – душа
моя страданиями человечества
уязвлена стала.
А. Н. Радищев
Лекция учителя с элементами беседы.
Сентиментализм возникает во второй половине 18 века как результат кризиса эпохи Просвещения, деятели которого разочаровываются в силе человеческого разума и опыта, не верят в возможность «переделки» современного мира на рациональных началах. Разум – лишь возможность, а возможностью можно не воспользоваться, поэтому заговорили о необходимости воспитания не только разума, но и чувств, сердца.
«Переделка современного мира возможна лишь через самовоспитание, самосовершенствование личности. У писателей возникает интерес к чувствам человека.
Идейная основа сентиментализма – протест против испорченности аристократического общества.
Основное свойство сентиментализма – стремление представить человеческую личность в движениях души, мыслях, чувствах.
Черты сентиментализма:
культ чувства,
культ природы,
уход от прямолинейности в обрисовке и оценке характеров,
культ врожденной нравственной чистоты и неиспорченности,
утверждение богатого духовного мира представителей низших сословий и нравственного равенства людей,
описание повседневной жизни простых людей,
жанры: дневники, путевые заметки, письма, мемуары, повести, элегии.
В русской прозе сентиментализм ярко проявился в творчестве Н.М. Карамзина, в стихах молодого В.А. Жуковского. Влияние сентиментализма заметно и в художественной манере
А.Н. Радищева.
2. Биография А.Н.Радищева.
А.Н.Радищев родился в семье саратовского помещика. Детские годы провел в Москве, где с 1759 года учился в Пажеском корпусе, готовившем будущих придворных и государственных служащих. А.Н.Радищева отличали любознательность, незаурядная энергия, глубокий ум, поэтому он успешно учился, часто нес службу при дворе, наблюдал дворцовые нравы.
В 60-е годы в России назрела необходимость обновления свода законов, и А.Н.Радищев в 1766 году отправляется в Лейпциг, где жадно учился, знакомился с произведениями передовых европейских писателей и философов (Дидро, Вольтер…)
По возвращении служил в Сенате. Перед ним открылось истинное положение дел в стране: злоупотребления, взяточничество. Бессилие бедных. Человек исключительной одаренности и блестящей образованности, А.Н.Радищев не искал богатства и чинов. Перед ним открывалась блестящая карьера, но он менее всего заботился о своей личной судьбе. На любом своем месте он старался помочь «безвинно пострадавшим». Свое литературно-публицистическое творчество он посвятил решению наболевших социальных проблем.
Говоря о политических взглядах А.Н.Радищева, нужно вспомнить его «Беседу о том, что есть истинный сын отечества» (анонимно в 1789 году). В этом публицистическом произведении писатель утверждал, что «не все рожденные в отечестве достойны величественного наименования сына отечества (патриота)». Патриотами не могут считаться униженные рабы, потерявшие разум и человеческий облик. Не могут и угнетатели, лишающие своих сограждан пропитания и убежища.
Лишь тот может быть назван «сыном отечества», кто «не страшится трудностей», «преодолевает все препятствия, помогает несчастным, избавляет от опасностей заблуждения и пороков», «не страшится пожертвовать жизнию» за отечество.
Вся дальнейшая деятельность А.Н.Радищева показала, что он сам является именно таким сыном отечества, подлинным патриотом.
Ярким доказательством служит его книга «Путешествие…», написанная в 1789 году.
3. «Путешествие из Петербурга в Москву».
Печаталась книга в типографии, которую А.Н.Радищев устроил у себя дома. «Путешествие из Петербурга в Москву» вышло без имени автора в кол-ве 650 экземпляров.
Прочитав книгу, Екатерина II приказала найти автора, а когда тот был обнаружен, отдала распоряжение об аресте А.Н.Радищева, проницательно усмотрев в нем его антикрепостническую направленность. Императрица тогда назвала А.Н.Радищева «бунтовщиком хуже Пугачева».
Сразу же после ареста (30.06. 1790 года) по приговору уголовной палаты начали отбирать проданные экземпляры книги. В течение 19 века около 2-х десятков печатных экземпляров «Путешествия из Петербурга в Москву» передавались из рук в руки (появились и рукописные списки). Екатерининский запрет на сочинение А.Н.Радищева был снят в 1905 году.
Сам А.Н.Радищев два месяца просидел в Петропавловской крепости. Подобно Пугачеву он был закован в цепи, как исключительно важный и опасный преступник. Палата уголовного суда вынесла А.Н.Радищеву смертный приговор. Но по ходатайству Воронцова Екатерина II подписала указ о замене смертной казни ссылкой на 10 лет в Сибирь.
Какие же надо было написать строки, чтобы заслужить столь жестокое наказание?
Метод воспроизведения действительности в «Путешествии...» в целом реалистичен; но в воссоздании внутреннего мира самого путешественника есть элементы сентиментализма.
«Путешествие из Петербурга в Москву» написано в форме путевых заметок. Этот жанр ведет свое происхождение от древних «хождений» («Хождение за три моря А.Никитина») и более поздних путевых заметок (излюбленный жанр сентименталистов).
Тяжеловесный язык тоже имеет заметно выраженный налет сентиментализма (наставления добропорядочного отца сыновьям своим, сон автора, разговоры его с поселянами, частые слезы).
А.Н.Радищев затронул большой круг вопросов:
обозрение исторического развития европейских народов,
размышления о государственном устройстве (о новгородском народоправстве и современном устройстве),
крепостничество,
судебная система,
воспитание,
нравственность,
литература.
Автор описывает свои встречи и разговоры с представителями разных слоев общества: здесь дворянин и крестьянин, купец и чиновник, деревенская девушка и городской житель. Подобный прием дает А.Н.Радищеву возможность показать положение людей разного чина и звания. Это своего рода социальный срез русского общества. В то же время перед нами философский трактат, наполненный глубокими и скорбными размышлениями о смысле жизни, о несовершенстве устройства российского общества, а также о возможных путях развития страны.
Главное в книге – протест против «страданий человечества», призыв к устранению всякого насилия, т.к. все люди в «природной свободе равны».
Эпиграфом к книге А.Н.Радищев взял слегка измененный стих поэмы Тредиаковского «Телемахида»: «Чудище обло (т.е. тучно), озорно (т.е. нагло, пакостливо), огромно, стозевно и лаяй (лающее)».
Приводя слова, которыми поэт описывал одного из царей, злоупотреблявших властью, А.Н.Радищев бросает вызов деспотичному русскому самодержавию.
Посвящая свой труд другу юности Алексею Кутузову, А.Н.Радищев писал: (см. эпиграф к уроку). В таком тоне написана вся книга.
4.Работа со статьей учебника стр. 53 – 55.
II. домашнее задание: чит. Радищева «Любани», «Медное», «Спасская полесть», «София»

Александр Николаевич Радищев