РУССКОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В 1910-Х ГОДАХ
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РУССКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В 1910-Х ГОДАХ
АВАНГАРДИЗМ
Можешь посидеть на геометрии и цвете!
Малевичатам вход воспрещён!
КУБИЗМ
АБСТРАКЦИОНИЗМ
СУПРЕМАТИЗМ
КОНСТРУКТИВИЗМ
???
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Абстракциони́зм или нефигуративное искусство — направление искусства, отказавшееся от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре. Одна из целей абстракционизма — достижение «гармонизации», с помощью изображения определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, вызывая у созерцателя чувство полноты и завершенности композиции.
Василий Васильевич Кандинский
(4 (16) декабря 1866, Москва — 13 декабря 1944, Нёйи-сюр-Сен, Франция) — русский живописец, график и теоретик изобразительного искусства, один из основоположников абстракционизма.
Без названия (Первая абстрактная акварель)
1910
Москва. Красная площадь
1916
Синий гребень
1917
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Являясь разновидностью абстракционизма, супрематизм выражался в комбинациях разноцветных плоскостей простейших геометрических очертаний (в геометрических формах прямой линии, квадрата, круга и прямоугольника). Сочетание разноцветных и разновеликих геометрических фигур образует пронизанные внутренним движением уравновешенные асимметричные супрематические композиции.
Казимир Северинович Малевич (польск. Kazimierz Malewicz ; 11 (23) февраля 1879, Киев — 15 мая 1935, Ленинград) — российский и советский художник-авангардист польского происхождения, педагог, теоретик искусства, философ. Основоположник супрематизма — одного из наиболее ранних проявлений абстрактного искусства новейшего времени.
Чёрный супрематический квадрат
1915
«Победа над Солнцем» — футуристическая опера Михаила Матюшина и Алексея Кручёных, целиком построенная на литературной, музыкальной и живописной алогичности.
Стала примером совместной работы поэтов и художников, синтеза искусств — слова, музыки и формы. Опера повествует о том, как группа «будетлян» отправилась завоевывать Солнце. Обычно это понимается как победа передовой техники будущего над старой природой, но также присутствует и тайный мотив победы над «солнцем русской поэзии», то есть Пушкиным, которого в то время футуристы активно сбрасывали с парохода современности. Либретто широко пользовалось заумью (оставаясь довольно понятным), музыка была хроматической и диссонансной, а оформление — карикатурным, преувеличивавшим характеристики того или иного персонажа.
Трус
Некий злонамеренный
Внимательный рабочий
Постановка 2013 года в костюмах по эскизам Малевича
Красный квадрат (женщина в двух измерениях)
1915
Супрематизм (1915)
Супрематизм
1915
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Владимир Евграфович Татлин (28 декабря 1885, Москва — 31 мая 1953, там же) — русский и советский живописец, график, дизайнер и художник театра. Один из крупнейших представителей русского авангарда, родоначальник конструктивизма.
Матрос. Автопортрет
1911
Контррельефы Татлина
Памятник III Интернационалу. «Башня Татлина»
1919
Эль Лисицкий
Клином красным бей белых, 1919-1920
Александр Родченко
Белый круг, 1918
Ольга Розанова
Зелёная полоса, 1917
Наталья Гончарова
Павлин под ярким солнцем, 1911
Марк Шагал
Окно в деревне, 1915
Марк Шагал
Явление, 1918
Марк Шагал
Над городом, 1914-1918
Натан Альтман
Автопортрет, 1912
Натан Альтман
Портрет А. А. Ахматовой, 1914
Борис Григорьев
Девушка с бидоном молока, 1917
Борис Григорьев
Портрет Всеволода Мейерхольда, 1916
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (24 октября (5 ноября) 1878, Хвалынск, Саратовская губерния, Российская империя — 15 февраля 1939, Ленинград, СССР) — русский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР.
Купание красного коня
1912
Богоматерь Умиление злых сердец
1915
1918 год в Петрограде («Петроградская мадонна»)
1920
Илья Репин
Портрет А. Ф. Керенского, 1917-1918
Борис Кустодиев
Купчиха за чаем, 1918
Большевик
1920
РУССКИЙ БАЛЕТ ДЯГИЛЕВА
— балетная антреприза, основанная российским деятелем театра и искусства Сергеем Павловичем Дягилевым. Выросшая из «Русских сезонов» 1908 года, функционировала на протяжении 20-ти сезонов вплоть до его смерти в 1929 году. Пользуясь большим успехом за рубежом, особенно во Франции и Великобритании, оказала значительное влияние не только на хореографию, но и на развитие мирового искусства в целом.
- Вацлав Нижинский
- Леонид Мясин
- Михаил Фокин
- Леон Бакст
- Александр Бенуа
- Наталья Гончарова
- Михаил Ларионов
- Сергей Прокофьев
- Игорь Стравинский
Леон Бакст
Портрет Сергея Павловича Дягилева с няней, 1905
Леон Бакст
Эскиз костюма к балету «Послеполуденный отдых фавна», 1912
Леон Бакст
Эскиз костюма к балету «Нарцисс», 1911
Александр Бенуа
Эскиз к балету «Петрушка», 1911
Наталья Гончарова
Эскиз к балету «Золотой петушок», 1914
Михаил Ларионов
Эскиз к балету «Полуночное солнце», 1915
МУЗЫКА
Игорь Фёдорович Стравинский (5 июня 1882, Ораниенбаум, Российская империя — 6 апреля 1971, Нью-Йорк; похоронен в Венеции) — русский композитор, один из крупнейших представителей мировой музыкальной культуры XX века.
На премьере сюиты для голоса с оркестром «Фавн и пастушка», написанной под руководством Римского-Корсакова, присутствовал Сергей Дягилев, высоко оценивший талант молодого композитора. Через некоторое время Дягилев предложил ему написать балет для постановки в «Русских сезонах» в Париже. В течение трёх лет сотрудничества с труппой Дягилева Стравинский написал три балета, принёсших ему мировую известность — «Жар-птица» (1910), «Петрушка» (1911) и «Весна священная» (1913). В эти годы (главным образом, в связи с постановками Дягилева) Стравинский неоднократно ездил в Париж.
МУЗЫКА
«Весна священная» (фр. Le Sacre du printemps ) — балет русского композитора Игоря Стравинского, премьера которого состоялась 29 мая 1913 года в театре Елисейских Полей в Париже. Автор декораций, костюмов, либретто — Николай Рерих, хореограф — Вацлав Нижинский, импресарио — Сергей Дягилев.
Весна священная , 1913
МУЗЫКА
Сергей Сергеевич Прокофьев (11 апреля 1891, Сонцовка — 5 марта 1953, Москва) —
русский советский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный писатель.
Прокофьев писал во всех современных ему жанрах. Ему принадлежат 11 опер, 7 балетов, 7 симфоний, 8 концертов для сольного инструмента с оркестром, 9 фортепианных сонат, оратории и кантаты, камерные вокальные и инструментальные сочинения, музыка для кино и театра.
Увертюра на еврейские темы , 1919
КИНО
«Барышня и хулиган» — художественный фильм 1918 года режиссёра Евгения Славинского по сценарию Владимира Маяковского. Маяковский сделал акцент на противоречиях в характере героя: сочетании анархо-индивидуалистического бунтарства с трогательной самоотверженной любовью к учительнице. Вступившись за честь любимой, герой гибнет от удара ножа.
Барышня и хулиган , 1918
Источники:
arzamas.academy
ru.wikipedia.org (извините)
Онлайн-курс НИУ ВШЭ «Введение в историю искусства»
Курс лекций Артёма Дежурко «История дизайна», музей современного искусства «Гараж», 2011 год
Ксения Букша: Малевич (серия ЖЗЛ)
wassilykandinsky.ru
avangardism.ru
20century-art.ru
kazimirmalevich.ru
marc-chagall.ru
… и другие хорошие источники, которые я забыла тут указать