СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рыбы и их признаки

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок по программе"Гармония" Много интересного материала.Есть презентация

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по теме»

Урок окружающего мира по теме «Рыбы, их существенные признаки, строение тела».

УМК Гармония 1-й класс

Страницы учебника и рабочей тетради : Учебник (часть 2) – с. 52, 54; рабочая тетрадь (часть 2) – с. 24, задания № 21, 22

Решаемые на уроке проблемы

Формируемые

Деятельность учащихся

понятия

УУД

Где обитают рыбы, чем они отличаются от других животных.

Какое строение тела имеют рыбы, как оно связано со средой обитания.

Какие функции выполняют разные части тела рыбы.

рыба, её основной признак; части тела рыбы, способы дыхания, питания, маскировки; пресноводные и морские рыбы

умение находить необходимую информацию из разных источников; умение работать с рисунками-схемами; умение работать в группе

Выделяют основной признак рыб, находят части тела рыб по рисунку-схеме, сравнивают строение их тела с другими животными; работают с разрезными карточками.

Цель урока: продолжить знакомство учащихся с многообразием животного мира, существенными признаками рыб, проблемой экологии водоёмов. Развитие воображения, речи, мышления; умение излагать свои мысли; творческие способности и эстетическое восприятие. Развивать мелкую моторику, терпение и аккуратность. Читать схемы и дополнять фигурку рыбы недостающими элементами. Воспитывать в детях умение терпеливо и качественно выполнять свою работу, получать эмоциональное удовлетворение от творчества. Видеть красоту природы и стремление её беречь.

Познавательная задача: узнать, чем рыбы отличаются от других животных.

Учебная задача: продолжить развивать умение классифицировать животных, работать с рисунком-схемой.

Оборудование: компьютер, карточки с заданиями- ребусами, задания, силуэтами рыб ,сигнальные карточки.

План урока:

1.Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята! У нас сегодня много гостей. Поприветствуем их.


А сейчас проверь дружок, 
Ты готов начать урок? 
Все ль на месте? 
Все ль в порядке? 
Все ли правильно сидят? 
Все ль внимательно глядят?

2.Актуализация знаний.

. Какие классы животных мы уже знаем?

(Ответ учащихся.)

Над каким классом закончили работать?( Насекомые)

( слайд 1) «Четвёртый лишний»

Проверим ,как вы усвоили свойства этого класса.

Графический диктант( учащиеся в столбик проставляют»+» или»-«)

  1. Тело насекомого состоит из головы, груди и брюшка? (да)
    2. Муха – это насекомое? (да)
    3. У насекомого 8 ног? (нет)
    4. Божья коровка спасает смородину от тли? (да)
    5. Гнездо осы похоже на большой шар? (да)
    6. У бабочки 6 крыльев? (нет)

Взаимопроверка
Проверяют с доски.Правильность сигнализируют карточками.( На доске ответы)





Самое удивительное и замечательное явление природы - жизнь. Она превратила Землю в цветущий сад .

Побывала и на суше и в пустынях,и в воде

- А кто живёт в воде?

Крылья есть, да не летает,

Глаза есть, да не мигает,

Ног нет, да не догонишь,

У родителей и деток

Вся одежда из монеток.



( загадка)

3.Тема урока

Какая будет тема урока?

Ваши предположения: о чём узнаете?( ответы детей)

  • Рыбы обитают в озёрах, прудах, в реках, в морях и океанах, и даже в аквариумах.

  • И сегодня я предлагаю нам всем отправиться в подводную экспедицию,

  • Согласны?

  • Кто знает, что значит экспедиция? ( слайд2)

- Экспедиция - это путешествие с определённым заданием.

)(читаем хором)

  • Как вы думаете, на чём можно путешествовать в подводное царство?

  • А отправимся мы в экспедицию на подводном спускательном аппарате - батискафе. (слайд 3)

  • Для чего предназначен этот аппарат?

- Он предназначен для наблюдения за рыбами и изучения морского дна. Батискаф - маленькая подводная лодка, находясь на которой, вы должны соблюдать определённые правила:

  1. Не шуметь.

  2. Быть внимательными.

  3. Отвечать на поставленные вопросы.

- От чёткого выполнения этих правил зависит успех всей нашей экспедиции.

- Подводное путешествие будет проходить по плану, который записан в бортовом журнале

- Дата отправления: «10__» _апреля____ 2015_ года.

План экспедиции: (вывешивается на доске)Учебные задачи.

  1. Строение рыбы.

  2. Где живут рыбы.

  3. Познакомиться с многообразием рыб.

  4. Посоветовать людям, как сохранить окружающую среду.


- Наша экспедиция будет проходить под девизом: «Наблюдай и восхищайся, изучай и береги!»

(слайд), читаем хором

  • Все готовы?

  • Начинаем погружение на морское дно

(Видео морского дна, музыка - шум волн слайд )

  • Посмотрите в иллюминатор!

  • Как здесь красиво!

  • Как много животных и растений!

  • Как называют жителей подводного мира?( Рыбы)

.

  • 4. Активная минутка

Как приятно в речке плавать (Плавательные движения)

Берег слева, берег справа. (Повороты влево и вправо)

Речка лентой впереди. (Потягивания - руки вперёд)

Сверху мостик - погляди. (Потягивания - руки вверх)

Чтобы плыть ещё скорей.

Надо нам грести быстрей.

Мы работаем руками.

Кто угонится за нами? (Плавательные движения)

А теперь пора нам братцы,

На песочке поваляться.

Мы из речки вылезаем (Ходьба на месте)

И на травке отдыхаем. (Дети садятся за парты)

5.Объяснение нового материала.

  1. Давайте вспомним, из каких частей состоит рыба? (голова, туловище, хвост, плавники)

  2. Что вы знаете о глазах рыбы? (хорошее зрение, нет век, вода увлажняет и очищает глаза).

3. Для чего рыбе нужны жабры? (Через жабры с водой поступает кислород)

  1. Какое туловище? Чем оно покрыто? (туловище обтекаемое, покрыто чешуей)

  2. Зачем плавники? Хвост? (С их помощью рыба может плавать выше, ниже, а с помощью хвоста рыба может поворачивать)

6. А что ещё есть у рыб, чего нет у людей, животных живущих на суше? (плавательный пузырь)

Это мешок, наполненный воздухом, который позволяет рыбам легче всплывать на поверхность и опускаться в глубину.

Вывод: - Каковы же отличительные признаки рыб?

(Жабры, чешуя, плавники, плавательный пузырь).



6.Исследовательская работа в парах



  • На нашем батискафе есть научная лаборатория. Здесь в контейнерах лежат рыбки, исследуйте их.

  • Что заметили? (нет чешуи)

  • Зачем она? (Это защитный слой)

  • Чешуя - это дополнительная защита, а основной защитой является слизь, которая покрывает кожу рыб.

  • Чешуйки расположены правильными рядами, плотно прилегая друг к другу, в шахматном порядке.

- Чтобы это запомнить, предлагаю вам изобразить нашим рыбкам чешуйки. (Показ на доске, как дорисовать чешуйки). (Работать индивидуально)

  • Какие красивые рыбки!

  • Вывод:

  • Чем покрыто тело рыб?

  • Для чего рыбе нужна чешуя?

  • Положите своих красивых рыбок в контейнеры.

7.Физминутка для глаз

8. Постановка проблемного вопроса.Работа с учебником.

  • Наша экспедиция продолжается.

  • На какой вопрос мы должны ответить?Где могут жить рыбы?

  • Парная работа

  • .Попробуйте назвать рыбу и место её обитания .Затем разместить возле таблиц – речные и морские рыбы.

  • -3 вопрос – многообразие рыб и окрас рыб.

  • Работа фронтальная в тет.стр.24,№21.

  • 4 вопрос.

  • Продолжаем путешествие. Смотрите. Какие – то рыбки что – то хотят нам рассказать.Давайте послушаем.


    1


    И заговорили рыбы человеческим голосом. (рассказывают дети)

    I Теплоход по морю плыл

    Вдаль туристов увозил.

    На борту они гуляли

    И отходы вниз кидали.

    II Баржа мимо проплывала

    Нефть по корпусу стекала.

    Но люди там не понимали,

    Что природу засоряли.

    III Много жителей морских

    Так погибло из-за них.

    - А как вы думаете, кто виноват в бедах морских жителей?

    • Какие советы (последний пункт плана) вы можете дать людям?

    Не загрязнять окружающую среду.

    Любить и охранять окружающую природу.

    Учебник , стр.55.

    Вывод по учебнику. Стр.55.

    9.Итог.

    1 ) Экспедиция подходит к концу и нам пора возвращаться.

    а) Какие открытия для себя вы сделали?

    б) Можно ли считать наше исследование законченным?

    в) Что посоветовали людям?

    д) За что вы могли бы похвалить себя и других?

    е) Скажите, а где можно найти интересующую вас информацию по какому либо вопросу?

    - По данной теме мы организовали выставку книг. Кто желает, к следующему уроку можете приготовить сообщение о наиболее понравившемся подводном жителе, используя данную литературу.

    10.Рефлексия

    • Наш батискаф всплывает на поверхность.

    • Я рада, что вы на уроке испытали радость познания нового.

    • Вы хорошо потрудились. Давайте выпустим рыбок по цвету( молодец – зелёного цвета, синего – хорошо, красного- надо постараться).

    • Всем хочу сказать большое спасибо за урок.

    - Молодцы!

    Урок окончен.

































































Мы целый урок говорили о рыбах. Как вы думаете, какова их роль в природе? (Ответы детей.)

- Рыбы полезны в природе, они очищают воду, поедают вредные растения. Для человека это полезная еда, в которой содержится фосфор, кальций, рыбий жир.

- А вмешивается ли человек в жизнь рыб? Поразмышлять нам поможет рисунок в учебнике на с . 55 (Загрязнение водоёмов человеком)

(Высказывают свое мнение.)

- Как вы думаете, ребята, все ли о рыбах вы сегодня узнали?

- Чтобы узнать всё о мире рыб, нужно всю жизнь заниматься их изучением.

- Наука о рыбах называется “ихтиология”. - Учёных, изучающих рыб, называют ихтиологами. Может быть, кто-то из вас станет учёным-ихтиологом.

- А пока вы можете пополнить багаж своих знаний о рыбах из энциклопедии (реклама энциклопедий).

– Молодцы, ребята! Вы прекрасно поработали сегодня на уроке.

Игра “Кто живет в реке?”

Подведение итогов. Рефлексия

Оцените результаты своей деятельности на уроке.

Оценивание работы учителем.

Дети заполняют таблицу.

- Кто для себя сделал открытие?

- Кто про себя может сказать, я активно работал на уроке?

- Кому на уроке было интересно?

- Кому урок подарил хорошее настроение?

(Подсчитывают количество + и -)