26
Министерство образования Российской Федерации
Вельский коммерческо-экономический техникум
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
на тему “Рыцарство как образ жизни в средние
века и его отражение в литературе”
Выполнила Карелина
Елена
Григорьевна
Вельск 2001
План
1. Пояснительная записка 3
2. О возникновении рыцарства с точки зрения историков 4
3. Рыцарство. Общая характеристика. 5
4. Рыцарство как образ жизни в средние века 8
5. Куртуазная литература. 12
6. “Дон-Кихот” Сервантеса как пародия на рыцарский роман. 20
7. Заключение 23
Викторина 25
Литература 26
1. Пояснительная записка
20 и 21 века – время научно-технического прогресса, бурного развития и проникновения во все сферы жизни и человеческих отношений информационных технологий. Современный человек – прагматик. Сентиментальность, романтическая мечтательность не в моде. А жаль. В ежедневной работе со студентами мы, педагоги, замечаем, что наши воспитанники часто бывают грубы, жёстки по отношению к товарищам в группе, циничны, допускают наглость, откровенное хамство. Это не может не беспокоить. Я считаю, что нужно использовать любые доступные нам формы и средства, чтобы бороться с этими негативными проявлениями.
Помочь в этом может и литература. Вот поэтому-то я и выбрала темой для беседы со студентами “Рыцарство как образ жизни в средние века и его отражение в литературе”.
Эта беседа уместна и на классном часе, и на факультативном занятии по литературе, эстетике.
В работе над этой беседой я прежде всего преследовала следующие цели:
Изучить литературу по теме.
Ярко, красочно, эмоционально, используя примеры из литературных произведений, раскрыть тему.
Обратить внимание молодёжи на воспитание в себе таких качеств, как верность, преданность, готовность прийти на помощь ближнему, галантность, рыцарские отношения к девушке, женщине.
По итогам беседы можно провести беседу или тест, продумать вопрос о поощрении тех, кто будет внимательно слушать материал, внесёт дополнения, выскажет свои суждения.
2. О возникновении рыцарства с точки зрения историков
Если быть абсолютно точным, то с точки зрения историков, в частности Пьера Кардини, расцвет рыцарства приходится на VIII век н.э., а именно – 732 г., когда во время битвы при Пуатье франки разгромили арабов. Закат рыцарства приходится на начало XIV века, а именно на 1302 год, когда произошла знаменитая битва при Куртрэ (во Фландрии), вошедшая в историю как “Битва Золотых шпор”.Затем битвы при Тресси – 1346 г., при Пуатье – 1357 г. (столетняя война между Англией и Францией). Практически все эти войны носили религиозный характер.
В монографии Ле Гоффа “Цивилизация средневекового Запада” читаем: “Около тысячного года западная литература начала описывать христианское общество по новой схеме, сразу получившей признание. “Троякий люд составляло общество: священники, воины, крестьяне”. Далее французский учёный цитирует в подтверждение своих слов фрагмент поэмы, написанной в 1080 году епископом Адальбероном Ланским и посвящённый королю Роберту Благочестивому: “Община верных образует единое тело, но три тела включает в себя государство… Один класс – воины, покровители церквей и защитники народа, всех без исключения, как сильных, так и слабых. Другой…”. Далее автор характеризует два других класса общества. Для нас же важна здесь характеристика трёх классов общества, вскоре ставшая классической: молящиеся, воюющие, работающие. Между VIII и XI веками аристократия становится военным классом, классом воинов и рыцарей. И задача рыцарей была защищать молящихся и работающих.
3. Рыцарство. Общая характеристика.
Рыцарство – социальная категория в странах Западной и Центральной Европы в средние века, включающая всех светских феодалов (рыцарство в широком смысле) или их часть – мелких феодалов (рыцарство в узком смысле). Первые упоминания о рыцарстве относятся к концу X века. В это время под рыцарством (в латинской терминологии milites) подразумевали категорию военных слуг (преимущественно конных), являющихся вассалами знати. По мере роста феодальной раздробленности, благоприятствовавшей расширению прав мелких рыцарей, грань между рыцарством и знатью постепенно стиралась. Уже в 11-12 веках под рыцарством всё чаще начинают понимать всех светских феодалов – воинов, а с образованием в 12 веке духовно-рыцарских орденов рыцарство стало охватывать и часть духовных феодалов (однако со складыванием понятия рыцарства в широком смысле не прекращается употребление термина рыцарство в его узком смысле, подразумевавшем только низшие слои светских феодалов). Принадлежность человека к рыцарству обычно совпадала с наличием у него земельного феода, позволявшего освободится от непосредственного участия в производстве и обеспечивавшего приобретение боевого коня и рыцарского вооружения (меч, щит, латы и др.), становившегося со временем всё более дорогим.
Главенствующее место в социальной деятельности рыцарства занимали войны, обеспечивающие захват новых владений и военной добычи (внутренние усобицы, крестовые походы, войны между государствами, складывавшимися в самой Европе, военные акции по подавлению народных восстаний). Специфика этих социальных функций рыцарства обуславливала его растущее социально-экономическое и правовое обособление. Будучи верховным собственником главного богатства – земли – и правящей социальной группой, рыцарство обладало широкими привилегиями: оно было свободно от большинства фискальных тягот, подсудно только судам равных по социальному статусу, пользовалось преимущественными правами на занятие государственных и военных должностей; доступ в ряды рыцарства для лиц нерыцарского происхождения в большинстве стран был ограничен. Складывается и особая рыцарская мораль, нашедшая отражение в творчестве трубадуров, труверов, миннезингеров. Для рыцаря считались обязательными отвага и смелость в бою, верность своему сеньору, защита христианской церкви и её слушателей, “сирых и немощных” отпрысков рыцарских родов. Особое значение придавалось рыцарской щедрости: наибольшим престижем пользовался тот из рыцарей, кто был щедрее в раздачах. В среде рыцарства сложился так называемый культ дамы – поклонение рыцаря избранной им знатной женщины, нередко замужней и занимавшей более высокое, чем рыцарь, социальное положение. Распространению “культа дамы” способствовали, с одной стороны, обеднение части рыцарства, стремление поправить свои дела выгодными браками, а с другой – появление неудовлетворённости аскетизмом христианской морали.
В 14-15 веках по мере складывания постоянных армий и распространения огнестрельного оружия военная роль рыцарства сходит на нет. Однако как социальная категория рыцарство не исчезает, но преобразуется в сословие дворянства.
К европейским рыцарям в известном смысле близки сипахи в Османской империи, самураи в Японии.
- Рыцарство как образ
жизни в средние века
Особая система рыцарского воспитания обеспечивала необходимую рыцарскую закалку будущих рыцарей и способствовала распространению в среде рыцарской молодёжи норм рыцарской морали. Начиная с 7 лет сыновья рыцарей выходили из-под попечения женщины и под руководством старших мужчин (часто – будущего сеньора) овладевали умением ездить верхом, фехтовать, стрелять из лука, охотится и т.п.; духовные лица знакомили их с основами грамоты и христианского вероучения. Находясь при дворах крупных феодалов, рыцарские сыновья нередко привлекались к исполнению обязанностей пажей, а после 14 лет – и оруженосцев. После 21 года им предоставлялась возможность посвящения в рыцари, которое, символизируя принятие в состав привилегированного социального слоя, оформлялось особой торжественной процедурой (в сложившемся виде она включала: опоясывание мечом, надевание шпор, производимый сеньором символический удар по плечу посвящаемого рукой или плоской стороной меча, демонстрация воинской выучки и клятву перед лицом священника соблюдать требования рыцарской чести). Однако реально воспользоваться этой возможностью могли лишь те из рыцарской молодёжи, которые обладали материальным благосостоянием, достаточным для приобретения коня и вооружения. Важную форму распространения в среде рыцарской молодёжи социально-этических идеалов рыцарства представляли турниры, во время которых устраивались соревнования в воинском мастерстве. Победитель турнира добивался славы, получал денежную награду.
В ряде стран рыцарство имело свои корпоративные организации; к их числу, помимо духовно-рыцарских орденов, относились светские ордена (старейшие из них – Орден Святой Марии в королевстве Наварра и Орден Льва во Франции – известны с 11 века).
С течением времени постепенно начинается складываться определённый рыцарский уклад жизни, а в XII – XIV веках рыцарство начинает занимать важное место в европейской культуре.
Рыцари – это по сути дела воины, но в различных районах мира сложились свои представления об идеале воина. Христианский рыцарь – это прежде всего боец за веру Христову, но рыцарь также – защитник слабых и обиженных, он же – верный слуга своей Прекрасной Дамы. Вот примеры из рыцарского устава:
“Рыцарям вменяется в обязанность иметь страх божий, чтить Его, служить Ему и любить Его всеми силами своими, всей крепостью своей сражаться за веру и в защиту религии; умирать, но не отрекаться от христианства.”
“Рыцари обязаны служить своему законному государю и защищать своё Отечество, не жалея на него и самой жизни.”
“Щит рыцарей должен быть прибежищем слабого и угнетённого; мужество рыцарей должно поддерживать всегда и во всём правое дело того, кто к ним обратится.”
“Да не обидят рыцари никогда и никого и да убоятся более всего злословием оскорблять дружу, непорочность отсутствующих, скорбящих и бедных.”
“Жажда прибыли или благодарности, любовь к почестям, гордость и мщение да не руководят их поступками, да будут они всегда и во всём вдохновляемы честью и правдою.”
“Да повинуются они начальникам и полководцам, над ними поставленным; да живут они братски с себе равными, и гордость и сила их да не возобладают над ними в ущерб правам ближнего.”
“Они не должны вступать в неравный бой, следовательно, не должны идти несколько против одного, и должны избегать всякого обмана и лжи.”
“Да не уподобят они никогда в дело острие меча в турнирах и других увеселительных боях.”
“Честные блюстители данного слова, да не посрамят они никогда своего чистого доверия малейшей ложью; да сохранят они непоколебимо это доверие к своим сотоварищам, оберегая их честь и имущество в их отсутствие.”
“Да не положат они оружия, пока не окончат предпринятого по обету дела, каково бы оно ни было, да преследуют они его денно и нощно в течение года и одного дня…”
Да не принимают они титулов и наград от чужеземных государей, ибо это оскорбление отечеству.”
“Да сохраняют они под своим знаменем порядок и дисциплину между войсками, вверенными их начальству; да не допускают они разорения жать и виноградников; да наказуется ими строго воин, который убьёт курицу вдовы или собаку пастуха или нанесёт малейший вред на земле союзника.”
“Да блюдут они честно своё дело и обещание, данное победителю, взятые в плен в честном бою, да выплачивают они верно условленный выкуп или да возвращаются они по обещанию в означенный день и час в тюрьму, в противном случае они будут объявлены бесчестными и вероломными.”
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что в рыцарстве ценились прежде всего такие качества, как преданность своему господину, смелость, храбрость, выносливость; забота о ближнем, слабом, нуждающемся в помощи; верность церкви; поклонение Даме. Все эти качества и определили образ жизни рыцаря, который, в свою очередь, стал основой целого пласта литературы средневековья, получившей название куртуазной литературы.
5. Куртуазная литература.
Куртуазная литература (от французского слова coutrios – “учтивый”, “вежливый”) – придворно-рыцарское направление в европейской литературе 12-14 веков (в Провансе, Северной Франции,
Германии, позднее – в Англии, Испании, Италии). Пафос куртуазной литературы – идеалы сословной чести и доблести, причём не во имя рода или страны, как в героическом эпосе, а личной славы и нравственного совершенства. Куртуазная лирика трубадуров, труверов, миннезингеров обогатила литературу новыми темами, жанровыми формами, стихотворными размерами, рифмой. Рыцарский роман и новелла разрабатывали античные и византийские сюжеты, артуровские легенды, историю любви Тристана и Изольды. В лирике и романе, в отличие от коллективного и анонимного эпоса, выделяется фигура творца, с чем связано прославление индивидуальных качеств, углубление психологических характеристик, более тонкое восприятие природы, установка на занимательность, “авантюрность”.
Рыцарская литература стала особым явлением куртуазной литературы. Она воспевала дух войны, вассального служения, поклонения прекрасной даме. Трубадуры говорили о приключениях, любви, победах. Эти произведения использовали разговорный живой язык. Одно из первых произведений этого плана – немецкая героическая поэма “Песнь о Нибелунгах”. Она отражает исторические предания об уничтожении гуннами государства бургундов, придворный и рыцарский быт эпохи феодализма. Народная в своих истоках, “Песнь о Нибелунгах” обнаруживает значительное влияние феодальной рыцарской идеологии и культуры.
В I части поэмы говорится о подвигах и смерти богатыря-рыцаря Зигфрида. Он ценой своей жизни побеждает тёмные силы, ценой великих жертв свет торжествует над мраком.
Во II части поэмы рассказывается о мести его жены Кримхильды и трагическом финале кровавой распри.
Во французской поэме 12 века “Песнь о Роланде” прославляются подвиги рыцаря, благородного и отважного, отдавшего жизнь за христианскую веру и своего короля. Историческую основу её составляют легенды о походах Карла Великого. Эта поэма относится к циклу поэм “Королевской жесты”. В основе – разгром басками в Ронсевильском ущелье в Пиренеях арьергарда отступавших из Испании войск Карла Великого во главе с Роландом – воплощением рыцарства. Граф Роланд, племянник Карла Великого, был предан отчимом Ганелоном и убит маврами.
Каким же изображён в поэме Роланд? Неукротимый нрав и гордое сердце формируют вспыльчивый, несдержанный характер Роланда. Он отважен до безрассудства, удаль его неумеренна, советы благоразумия он не приемлет – и в этом причина гибели тысячи франков. Характер Роланда далёк от иконописного идеала. Однако самое сильное чувство Роланда – патриотизм; Франция – его душевное моление, символ его веры. Её благо, её честь – превыше всего. Служба Франции для Роланда тождественна службе императору. Отсюда долг вассала по отношению к Карлу – высшая обязанность честного рыцаря, именно этой верностью и проверяется подлинное достоинство человека.
Святость обязанностей по отношению к сюзерену, когда он император, провозглашает герой, готовясь к сражению к сарацинами:
Для императора вассал примерный
И жар и холод должен претерпеть,
Ни волоса, ни кожи не жалеть.
“Ни у кого ещё из королей
Вовек героев не было отменней”,–
Утверждает с гордостью автор поэмы.
Автор восхищается Роландом, его благородным великодушием, честностью, скромностью, верностью и преданностью долгу.
Прекрасен граф Роланд, могуч он телом,
Улыбка у него на лике светлом,–
И это перед грозной сечей, из которой ему наверняка не выйти живым.
Идея религиозной борьбы с маврами обуславливает введение в “Песнь о Роланде” молитв, знамений, прямых призывов выступить против неверных. Душу храбрейшего из рыцарей принимают ангелы; перед тем же архангел Гавриил, посредник между богом и людьми, берёт у Роланда перчатку как залог его верности своему новому сюзерену – богу.
“Песнь о Роланде” трансформировала мечту об окончательном устранении угрозы со стороны арабского нашествия: месть маврам перерастает в великую битву со всемирным войском неверных, возглавляемым Балигантом, в военное столкновение двух религий, из которого христиане выходят полными победителями.
Также значительное место в рыцарской литературе Средневековья занимают такие произведения, как “Парсифаль” Вольфрама, “Тристан и Изольда” Готфрида Страссбургского, “Роман о Розе”.
Легенды о короле Артуре и его рыцарях возникли в Англии в 5 веке, они послужили основой как для образа идеального рыцаря, так и для многочисленной “рыцарской литературы”.
Ниже приводится отрывок из первой легенды артуровского цикла, взятые из книги Р.Л. Грина “Приключения короля Артура и рыцарей Круглого стола”. Артур – сын короля Утера и его жены, но сразу после его рождения ребёнка забрал волшебник Мерлин, спрятавший Артура. После смерти короля Утера началась смута и борьба за власть, так как не осталось законного наследника престола.
“Мерлин прибыл в Лондон и говорил с архиепископом; и на рождество создано было большое собрание рыцарей – такое большое, что всем не хватило места в церкви аббатства, и некоторым пришлось остаться во дворе.
В середине службы ропот удивления внезапно поднялся во дворе: там увидели (хотя никто и не понял, как она появилась) большую мраморную плиту, на ней железную наковальню и обращённый острием вниз, глубоко уходящий под наковальню стальной меч.
Не касайтесь ничего, пока не закончится служба, – повелел архиепископ, узнав об этом чуде. – И ещё больше молю господа бога, чтоб найти нам лекарство, которое исцелит раны нашей земли.
Когда окончилась служба, архиепископ, и лорды, и рыцари, бывшие в аббатстве, вышли посмотреть на чудо-меч. Вокруг наковальни увидели они золотые письмена, выбитые в большом камне, и письмена эти гласили: «Кто вытащит сей меч из-под наковальни, тот и есть по рождению истинный король всей Британии».
Увидев это, многие и многие пытались вытащить меч, но никто не смог сдвинуть его ни на волос.
Его нет среди нас, – сказал архиепископ. – Но отриньте сомнения: бог пошлёт нам нашего короля. Пусть во все края направят гонцов рассказать, что написано на камне. И в день Нового года устроим большой турнир и посмотрим, не явится ли наш король среди тех, кто прибудет сразиться. А до тех пор вот мой совет: назначим десять рыцарей охранять камень и возведём над ним богатый шатёр.
Всё это было исполнено, и в день Нового года съехалось множество рыцарей. Но никто из них не мог вытащить чудо-меч…
Случилось, что среди прибывших оказался добрый рыцарь сэр Эктор и сын его сэр Кей, посвящённый в рыцари незадолго до этого; и с ними прибыл Артур, младший брат сэра Кея, юноша едва ли шестнадцати лет. В дороге сэр Кей вдруг обнаружил, что оставил дома свой меч, и попросил Артура вернуться и привезти его… [Когда Артур приехал домой, обнаружилось, что дом заперт. Тогда он вспомнил:] Я видел какой-то меч под наковальней в церковном дворе. Возьму его! Там от него никакой пользы!»
И Артур пришпорил своего коня и прискакал во двор церкви. Привязав коня у ограды, он подбежал к шатру, воздвигнутому над камнем, и увидел, что все десять рыцарей, назначенных стражами, тоже ушли на турнир. Не задерживаясь, чтобы прочитать надпись на камне, Артур легко вытащил меч из каменной плиты, вернулся к своему коню и скоро догнал сэра Кея и передал ему меч.
Артур ничего не слыхал об этом мече, но сэр Кей уже пытался вытащить его из-под наковальни и с первого взгляда узнал его. Тотчас поскакал он к отцу, сэру Эктору, и сказал:
Но сэр Эктор был не настолько глуп, чтобы сразу поверить сэру Кею. Он поскакал с ним обратно к церкви и там заставил его, поклявшись на Библии, рассказать честно, как у него оказался меч.
Мой брат Артур принёс его мне, – сказал сэр Кей со вздохом.
А вы откуда взяли его? – спросил сэр Эктор Артура.
– Сэр, я расскажу вам, – сказал Артур, опасаясь, что он сделал что-то не так. – Кей послал меня за своим мечом, но я не смог добраться до него. Тогда я вспомнил, что видел этот меч торчащим понапрасну из-под наковальни в церковном дворе. Я подумал, что в руке моего брата он мог бы принести больше пользы, и взял его.
И вы не обнаружили рыцарей, охранявших его? – спросил сэр Эктор.
Ни единого, – ответил Артур.
Что ж, положите меч обратно под наковальню и посмотрим, как вы вытащите его, распорядился сэр Эктор.
О, это нетрудно, – сказал Артур, озадаченный всем этим, и легко воткнул меч под наковальню.
И сэр Кей схватил его за рукоятку и что есть силы потянул, но, как ни старался, не смог даже сдвинуть меча. Сэр Эктор тоже попытался, но тщетно.
И Артур, которого происходящее удивляло всё больше и больше, положил руку на рукоять и вытащил меч, словно из хорошо смазанных ножен.
А теперь, – сказал сэр Эктор, становясь на колени перед Артуром и почтительно склоняя голову, – я понимаю, что вы, и никто иной, являетесь истинным королём этой страны.
Я? Но отчего я? И почему вы стали на колени передо мной, отец мой? – вскричал Артур.
Такова воля бога: тот, кто может вытащить этот меч из под наковальни на камне, есть законный король Англии, – сказал сэр Эктор. – Более того, хотя я вас глубоко люблю, я не отец вам. Ибо Мерлин принёс вас ко мне, когда вы были маленьким ребёнком, и повелел мне воспитать вас как собственного сына.
Если так, если я действительно король, – сказал Артур, склоняя голову над мечом, который он держал как крест, – я сим обязуюсь служить богу и моему народу для искоренения несправедливости, для изгнания зла, для того, чтобы принести мир и изобилие моей стране… Добрый сэр, вы были мне как отец с тех пор, как я помню себя, будьте же подле меня с отцовской любовью и отцовским советом… Кей, мой молочный брат, будьте сенешалем над всеми моими землями и верным рыцарем моего двора.
6. “Дон-Кихот” Сервантеса как пародия на рыцарский роман.
“Уничтожить рыцарские романы” – эту цель Сервантес ставил перед собой, когда начинал писать свой знаменитый роман “Дон Кихот”. Чтобы понять, в чём смысл задачи, надо иметь в виду следующее. К концу 16 века рыцарские романы, ставшие чем-то вроде лубочных книг для народа, приобрели широкую известность. Вера в вымышленные и необычайные события, рассказанные в них, обретала накал, близкий к тому, что изображает Сервантес в своём “Дон-Кихоте”.
Но романтика уходила в прошлое и превращалась в бесплотную фантастику. Успех рыцарских романов был лишь одним из проявлений того, что героика прошлого ещё тяготела над умами людей. Сервантес выступил против прославления отживших идеалов, против авантюрного духа этих оторванных от жизни романов, а также против их литературной безвкусицы. Он решил написать незамысловатую и весёлую пародию – сатиру на пережившие свой век романы.
Герой книги – бедный идальго Алонсо Кихана с таким увлечением читал рыцарские романы, что помешался, решил стать странствующим рыцарем и отправиться искать приключений.
Навстречу рыцарю попадаются не замки и принцессы, а трактиры и купцы, разбогатевшие крестьяне, погонщики мулов и полицейские, наблюдающие за порядком. Дон-Кихот – комическая фигура. Он один не понимает того, что понимают все, не понимает, что рыцарство отжило свой век.
В феодально-рыцарскую эпоху всё строилось на основе кулачного права. И вот Дон-Кихот хочет, опираясь на силу своей руки, восстанавливать справедливость, защищать вдов и сирот, наказывать обидчиков.
На самом же деле он производит беспорядки, калечит и уродует людей, причиняет им зло и страдания. Он чуть не убил погонщика мулов за то, что тот хотел напоить своих животных и взял корыто, в которое Дон-Кихот положил своё вооружение. Он напал на мирную процессию, сопровождающую покойника, и, сбросив на землю одного бакалавра, искалечил его на всю жизнь.
Дон-Кихота бьют, сбивают на землю, топчут ногами. Он платится своими боками за то, что не понимает, что старые феодально-рыцарские порядки прошли, что они несовместимы с новыми общественными формами.
Став рыцарем, Дон-Кихот преследует благородные и гуманные цели. Хочет защищать бедных и обиженных и приводит свои намерения в исполнение.
Богатый крестьянин избивает мальчишку-пастуха. Дон-Кихот бросается защищать его. Он считает, что нельзя бить слабого. Дон-Кихот освобождает людей, которых ведут на каторгу. Человек свободен. Его нельзя заковывать в цепи. Дон-Кихот защищает пастушку Марселу, которая отстаивает свободу чувства и отвергает посягательства назойливого пастуха.
Дон-Кихот несравненно благороднее, чем окружающие его трактирщики, купцы, богатые крестьяне, корыстные представители буржуазного общества.
Дон-Кихот решил стать рыцарем в свой “железный век” для того, чтобы возродить “век золотой”. Понятие “рыцарь” расширяется в его устах, становится синонимом гуманности и справедливости. Он не только рыцарь, но и философ, моралист, мудрец. Дон-Кихот вспоминает “золотой век” потому, что тогда люди не знали слов “моё” и “твоё” и золото не играло для них никакой роли.
Но Дон-Кихот бессилен в своей борьбе против буржуазного мира, ибо он нападает на него с позиций прошлого. Он даже поднимает бунт, мятеж против этого мира. Однако роман кончается примирением героя. В конце романа Дон-Кихот превращается обратно в Алонсо Кихана – доброго, смиренного человека, который отказывается от своих бредней и умирает, оплакиваемый своими родственниками и друзьями.
“ Дон-Кихот” был написан как пародияна рыцарский роман. Но он стал последним рыцарским романом мировой литературы. И когда нужно назвать имя рыцаря, называют имя Дон-Кихота.
7. Заключение
Наши пропагандисты и историки любят поносить средневековье и изображают его в самых тёмных красках. Конечно, средневековье было временем тяжёлого гнёта и эксплуатации, грабежей и насилий, темноты и невежества. Но были у средних веков и другие черты.
Одним из высоких завоеваний средневековья было создание рыцарства. Феодал и рыцарь не одно и то же. Первоначально рыцарь – это воин на коне. Каждый, кто мог явится по призыву сеньора на коне и в тяжёлом вооружении, именовался рыцарем. В 11-12 веках рыцарство не было замкнутым сословием. В ряды рыцарей допускались и крестьяне, имеющие заслуги. Но крестьянам экономически было не под силу иметь то, что должен был иметь рыцарь. И постепенно рыцарство стало пополняться только дворянами.
Феодал-рыцарь в период раннего средневековья был грубым и жестоким. Постепенно облик его смягчается. Большую роль играла в этом христианская религия. Но взаимоотношения рыцарства и католической церкви не так просты.
Церковь упрочила своё влияние во время крестовых походов. Папа встал в это время над светской властью. Церковь постепенно развращалась, прониклась корыстолюбием и жадностью. Против развращения церкви выступали и рыцарские ордена, которые были носителями высоких нравственных принципов. У рыцарей были заповеди, которые следовало безоговорочно выполнять, – мужество, щедрость, благоразумие, честь, общительность, утончённость. Он должен был защищать слабых и помогать обиженным.
Рыцарство было в то время представителем утончённой культуры. Доступ к искусству трубадуров был открыт всем. Среди них были короли и бароны, но были и выходцы из крестьян. В рыцарской поэзии возникла и получила отражение рыцарская форма любви, высокое и благородное служение даме. В разрушении этой прекрасной рыцарской культуры большую роль сыграла католическая церковь и сам римский папа.
Рыцарство погибло. Это была гибель людей, обладавших кодексом представления о мире, далёком от буржуазного своекорыстия и торгашества. И нельзя вновь не обратиться к образу Дон-Кихота. В романе о нём Сервантес осмеивал рыцарство. Но он необычайно ярко воплотил в нём рыцарский идеал.
Образ Дон-Кихота сливается с самыми высокими представлениями о рыцарстве.
Создавая роман “Идиот”, Достоевский не только наделил своего положительно прекрасного человека князя Мышкина чертами Дон-Кихота, но и взял эпиграфом к роману стихи А.С. Пушкина:
Жил на свете рыцарь бедный,
Молчаливый и простой,
С виду сумрачный и бледный,
Духом смелый и прямой.
Не надо быть Дон-Кихотом. Надо опираться на жизнь, знать, где друзья, где враги, и не воевать с ветряными мельницами.
Но идеал рыцаря, рыцаря слова и дела, непоколебимо стоящего на страже гуманности, готового бескорыстно защищать её, был и остаётся украшением человечества.
Викторина
по итогам беседы “Рыцарство как образ жизни в средние века и его отражение в литературе”
С каким периодом истории связано возникновение рыцарства?
Какие цели преследовало рыцарство в период расцвета?
Что обозначает слово рыцарь?
Назовите европейские государства, где зародилось рыцарство.
К какому сословию принадлежали рыцари?
Что такое “куртуазная литература”?
Назовите первые литературные произведения о рыцарях?
Что включало в себя рыцарское воспитание?
Кто автор романа “Дон-Кихот”?
Рыцарское поведение сегодня. Какими вы его себе представляете?
Литература
Брук К. Путь к истине, Киев: Христианское братство, 1992
Ле Гофр Ж. Цивилизация Средневекового Запада, М.: Прогресс-Академия, 1992
Грин Р.Л. Приключения короля Артура и рыцарей Круглого Стола, М.: Молодая гвардия, 1981
Картов К.М. Зарубежная литература в школе, М.: Просвещение, 1976
Руа Ж.Ж. История рыцарства, М.: Алейтейа, 1996
Штейн А. На вершинах мировой литературы, М.: Художественная литература, 1977