Комбинаторика – это раздел математики, в котором изучаются вопросы о том, сколько различных комбинаций, подчиненных тем или иным условиям, можно составить из заданных объектов.
- С комбинаторными задачами люди столкнулись в глубокой древности. В Древнем Китае увлекались составлением магических квадратов. В Древней Греции занимались теорией фигурных чисел.
- Комбинаторные задачи возникли и в связи с такими играми, как шашки, шахматы, домино, карты, кости и т.д.
- Комбинаторика становится наукой лишь в 18 в. – в период, когда возникла теория вероятности .
Значительный вклад в развитие комбинаторики внес Леонард Эйлер (1707-1783)
Он рассматривал задачи о разбиении чисел, о паросочетаниях, циклических расстановках, о построении магических и латинских квадратов, положил начало совершенно новой области исследований, выросшей впоследствии в большую и важную науку—топологию, которая изучает общие свойства пространства и фигур.
Методы решения комбинаторных задач
- Правило суммы.
- Правило произведения.
- Графы (деревья).
Правило суммы
- Если элемент А может быть выбран К1 способами, а элемент В – К2 способами, причем выборы А и В являются взаимно исключающими, то выбор «либо А, либо В» может быть осуществлен К1+К2 способами .
Задача 1. Сколько существует способов выбрать кратное двум или трем число из множества чисел : 2,3,4,15,16,20,21, 75,28 ?
Решение: К1=5 –кратное 2 (2,4,16,20,28),
К2=4 – кратное 3 (3,15,21,75)
К1+К2 = 5+4 = 9
Правило произведения
- Если элемент А может быть выбран К1 способами, а элемент В – К2 способами, то выбор «А и В» может быть осуществлен К1 х К2 способами .
Задача 2. а) Сколько различных двузначных чисел можно составить из цифр 1, 3, 5, 7, 9?
Решение: N= 5х5 = 25 ( Если не сказано, что элемент не повторяется, то выборка с повторениями)
б) Сколько среди них чисел, кратных 5?
Решение: Число кратно 5, если оканчивается цифрой 5 или 0. В нашем случае – 5.
На первой позиции фиксируем одну из пяти цифр, на второй – 5.
N= 5 х1 =5
в) Сколько среди них чисел, кратных 11?
Решение : Двузначное число кратно 11, если обе его цифры одинаковы. N= 5
г) Сколько среди них чисел, кратных 3?
Решение : Число кратно 3, если сумма его цифр делится на 3. Составим всевозможные пары:
1 – 1 3 – 3 5 – 5 7 – 7 9 – 9
1 – 3 3 – 5 5 – 7 7 – 9
1 – 5 3 – 7 5 – 9
1 – 7 3 – 9
1 – 9
Таких пар 15. Среди них 5 пар, сумма которых делится на 3, причем три пары допускают перестановку, т.е. могут образовать по два разных числа. Всего 5+3=8 различных двузначных чисел.
Задача 3 . Сколько существует способов занять 1-ое, 2-ое и 3-е места на чемпионате по футболу, в котором участвуют
а ) 10 команд?
Решение: N= 10х9х8=720
б ) 11 команд?
Решение: N= 11х10х9=990
Задача 4. Сколько различных двузначных чисел можно составить из цифр 0, 1,2,3,4 , если
а ) цифры не повторяются?
Решение: На первом месте одна из 4-х цифр ( 0 не может быть), на 2-ом – одна из оставшихся 4-х:
N= 4х4= 16
б ) цифры могут повторяться
Решение : На 1-ом месте может быть одна из 4-х цифр, на 2-ом – одна из 5 ( 0 входит):
N= 4х5= 20
Подсчет вариантов с помощью графов
При встрече каждый из друзей пожал другому руку. Сколько было рукопожатий, если друзей :
а) трое ; б) четверо ; в) пятеро?
N=3 N=6 N=10
Дерево вариантов
Сколько различных двухзначных чисел можно записать, используя цифры 2, 7, 9 если цифры в этих числах могут повторяться?
22 27 29 72 77 79 92 97 99
7
2
7
2
9
2
9
7
9
9
2
7
*