Урок литературного чтения в 4 классе
Бабушкины сказки
С. А. Есенин
Речевая разминка
Ра-ра-ра- начинается… игра
Ре-ре-ре- носим воду мы в… ведре
Ри-ри-ри- сидят на ветке… снегири
Ры-ры-ры- у меня в руке… шары
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим,
И тихонечко сидим.
Задание:
Прочитайте записанные на слайде фамилии авторов. Составьте из них две группы. В каждой из них должны быть авторы, в творчестве которых преобладает один и тот же жанр.
А.С. Пушкин
В.В. Бианки
Е.А. Благинина
Н.Н. Носов
В.А. Осеева
А.А. Фет
Проверь себя
Поэты:
Писатели:
В.В. Бианки
А.С. Пушкин
2
3
1
В.А. Осеева
А.А. Фет
5
4
6
Е.А. Благинина
Н.Н. Носов
Они пишут рассказы
Они пишут стихи
Сергей
Александрович
Есенин
(1895 – 1925)
«Бабушкины сказки»
Какие образы (ассоциации) возникают у вас, когда вы слышите имя «Сергей Есенин»?
В этом имени – слово «есень».
Осень, ясень, осенний цвет.
Что – то есть в нем от русских песен –
Поднебесье, тихие веси, сень берёзы
И синь рассвет.
Что-то есть в нём и от весенней
Грусти, юности, чистоты…
Только скажут –
«Сергей Есенин»,
Всей России встают черты…
(Н.Браун)
Родина поэта — село Константиново расположено на холмистом берегу реки Оки, недалеко от старинного русского города Рязани.
Дом, в котором родился и жил поэт
Родители поэта
Мать – Татьяна
Федоровна
Есенина
Отец – Александр
Никитич
Есенин
Из автобиографии
«Стихи начал слагать рано. Толчки давала к этому бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад Стихи начал писать, подражая частушкам.»
«Дедушка пел мне песни старые, такие тягучие, заунывные. По субботам и воскресеньям он рассказывал мне библию и священную историю.»
Истоки поэзии Сергея Есенина
Бабушкины сказки
Жанр — лирическое стихотворение.
Тема стихотворения — воспоминания о детстве
План.
1. Возвращение детей домой.
2. Ребята слушают сказки.
3. Пора спать.
4. Дети хотят ещё сказок.
Средства художественной выразительности
использует
эпитеты : «разухабистой гурьбой», «скажет несмело».
большое количество глаголов: идём, бредём, садимся, притворимся, не слышим, загалдели, начинаем приставать и другие.
Словарная работа
По задворкам – задворки – часть крестьянского двора за домом, место за двором
Галдеть – шумно разговаривать
Разухабистый – весёлый, шумный
Гурьба – группа шумных ребят
Несмело - осторожно
Опостылеть – очень надоесть, устать от чего-то
Салазки – маленькие деревянные ручные санки
Как правильно читать стихотворение
1. Нужно представить в воображении картины, которые описал поэт
2. Произносить стихи в два раза медленнее, чем говоришь в жизни
3. Соблюдать знаки препинания
4. При чтении постараться передать настроение, чувства, эмоции с помощью силы голоса, смыслового ударения, мимики и жестов, интонации
Исполнение детским хором
Работа с рабочими листочками
Синквейн
1-я строчка – 1 имя существительное
2-я строчка – 2 имени прилагательных
3-я строчка – 3 глагола, которые характеризуют
действия предмета
4-я строка – фраза из 4 слов, основная мысль
5-я строчка – синоним к первому слову, другое
название
Итог урока
На уроке мы:
Познакомились со сведениями из биографии С.А. Есенина и с его произведением «Бабушкины сказки»
Учились выразительно читать стихотворение «Бабушкины сказки»
Учились анализировать стихотворный текст
Домашнее задание
«Бабушкины сказки» наизусть
- Найти другие стихи Есенина
- Нарисовать иллюстрации к этому
стихотворению Есенина
Спасибо за урок!