Работа с произведением -Найдите слова, которые вам не понятны. -Объясните значение выражений. – На какие картины можно разделить это стихотворение? -Нарисуйте словами картины, которые вы увидели. (1-ая картина: Большой куст цветущей черемухи. Ветки похожи на кудри, в ветках отражаются лучи восходящего солнца. Роса не падает, а сползает не с листа, а по коре черемухи. 2-ая картина: Нарисуем место, где частично растаял снег, и оголилась земля. Около корней черемухи журчит серебряный ручей. 3-я картина: У черёмухи зелень золотистая на солнышке горит. Этот цвет – цвет золота. 4-ая картина: Ручей тоже набрался силы, его напитали вешние воды.) Давайте прочитаем отрывок к первой картине. – При помощи каких слов автор описал черемуху? (Черемуха душистая, ветки золотистые, роса медвяная, зелень пряная). – Каким понятием можно объединить эти слова? (Эпитеты) Что такое эпитет? -Сделаем вывод об эпитетах в данном стихотворении. (употребление эпитетов делает нашу речь более яркой, точной, красочной и выразительной) -Какие эпитеты вы придумаете к слову черемуха? (пушистая, белоснежная, веселая, весенняя) -Спасибо! -Черемуха душистая. Какое значение вкладывает поэт в этот эпитет? -Верно, цветущая черемуха не только распространяет приятный и сильный аромат, но и еще говорит о том, что весна по–настоящему вступила в свои права. -С чем автор сравнил ветки черемухи? (с девушкой) -О ком ещё можно сказать такие слова: расцвела, завила, стоит? Конечно, о девушке. Черёмуха олицетворяет образ девушки. Как вы думаете, а какой образ олицетворяет ручей? (юноша) – Подумайте и скажите, только ли о природе это стихотворение? (это стихотворение о любви девушки-черёмухи и юноши-ручья, о природе, о том, что всё живое наполнено любовью: и природа, и люди) – Изменилась ли черемуха? Какого цвета она была и какая стала? (зелень золотистая, желтого цвета на солнышке горит. Этот цвет – цвет золота) – Почему она так изменилась? (прошло время, черемуха распустилась, расцвела) – Произошли ли изменения с ручьем? (ручей тоже набрался силы, его напитали вешние воды). – На что стал похож он, если у него появилась волна? - Мы отметили, что черемуха и ручей меняется. Что еще хотел автор нам показать этим стихотворением, что происходит в природе? (ответы детей) – Загадка этого стихотворения в том, что в нём две картины, разделённые во времени, развитие сюжета показано в движении. -Мы с вами уже говорили о том, что автор как бы чередует картины: сначала показывает нам черёмуху, потом мы видим ручей. Затем снова черёмуху, и опять ручей. Можно представить, что между ними идёт тёплый, душевный разговор. Сейчас один ученик будет читать строки о черёмухе, а второй ученик – о ручье. -Как будем читать данное стихотворение: быстро или медленно, неторопливо? (неторопливо, с любованием) – Какие строки, по-вашему мнению, можно читать чуть быстрее? ("А рядом у проталинки…серебряный ручей"). - Перед этими словами и после них необходимо сделать паузу. - Сейчас мы с вами прочувствовали все то, что чувствует природа. Скажите пожалуйста, какая же была главная цель Сергея Есенина при написании этого стихотворения? Ведь он мог просто написать стихотворение. Но нет. Он хотел что-то до нас донести! (природа все чувствует так же, как и люди) -Верно ребята! Мне кажется, своим стихотворением Сергей Есенин призывает людей к бережному отношению к природе. | Роса медвяная – ароматная с запахом мёда; Зелень пряная – с острым, ароматным запахом; Проталинка – место, где растаял снег и показалась земля; Волна гремучая – шумная, издающая громкие звуки; Обдаёт – окатывает водой, обливает сразу со всех сторон; Вкрадчиво – осторожно, доверительно; Под кручею – под обрывом (круча – крутой спуск, обрыв) Сл.6 Эпитет – художественное определение, придающее выражению образность и эмоциональность. Олицетворение-художественное средство, когда неживым предметам приписываются качества живых существ |