СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

С.А. Есенин «Черемуха»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить детей с биографией Есенина, с его произведением «Черемуха».

 Развитие и обогащение речи учащихся через свободные высказывания, развитие внимания, творческого воображения.

 Воспитание интереса к предмету и культуры общения.

Просмотр содержимого документа
«С.А. Есенин «Черемуха»»

Конспект урока

Тема: С.А. Есенин «Черемуха»

Задачи:

1. Познакомить детей с биографией Есенина, с его произведением «Черемуха».

2. Развитие и обогащение речи учащихся через свободные высказывания, развитие внимания, творческого воображения.

3. Воспитание интереса к предмету и культуры общения.


Вид планируемых УУД

Формируемые УУД


Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД

1.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Личностные УУД

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.






Ход урока литературного чтения

Этап

Содержание урока


I

Организационный момент

-Присядьте те, кто любит красный цвет.

Присядьте те, кто пишет левой рукой.

Присядьте те, у кого светлые волосы.

Присядьте те, кто любит получать пятерки.

Присядьте те, кто не боится трудностей.

Дети по очереди садятся.


Речевая разминка

-Сейчас мы с вами проведем разминку, для того, чтобы на уроке вы читали выразительно, ваш речевой аппарат не уставал и вы могли правильно дышать при чтении.

-Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох.

-Теперь мы будем задувать свечи, для того, чтобы наше дыхание было ровным. Спинки прямо, сделали глубокий вдох.

- Задуйте свечу.

-Задуйте три свечи.

- Задуйте много маленьких именинных свечей.

Медвежата.

Представьте, что вы маленькие медвежата и просите у мамы – медведицы кушать. Слова нужно произносить протяжно, басом, четко произнося звук м.

«Мам, меду б нам»

-Теперь проведем разминку для речевого аппарата, чтобы произносить слова четко и внятно.

- Упражнение называется «трубочка — улыбка». Сначала вы извлекаете губы вперед, через 3 секунды начинаете улыбаться как можно шире. Сначала губы вперед, затем назад.

-Последнее упражнение: Укалывание щек языком. Начните колоть по очереди свои щеки языком. Сначала Вколите левую щеку, потом правую.

-Молодцы!


II

Проверка домашнего задания

-Что вам было задано на дом?

(прочитать/выучить стихотворение)

-Кто желает получить оценку?

Опрашиваются 5-6 учеников.

III

Подготовка к восприятию

Белая береза под моим окном

Принакрылась снегом точно серебром...

-Кем написаны эти строки?

(Сергей Есенин)

-Верно! Это первое его напечатанное стихотворение.

-Сейчас мы с вами немного вспомним его биографию. Слушайте внимательно, после того, как вы прослушайте, у вас будет не простое задание.

Биография

-Сергей Есенин родился в обычной крестьянской семье и с самых ранних лет обладал тонкой и ранимой душой и темпераментом. Его мать и отец жили в селе Константинова, но воспитанием его занимался дедушка по материнской линии. Именно он, являясь зажиточным и умным человеком, любящим книги, приучил еще совсем юного Есенина любить природу и искусство, которые в дальнейшем стали одними из главных тем его творческой деятельности.

Не смотря на огромный талант и умственные способности, Есенин, имел всего четыре класса образования сельского училища.

Сергей Есенин побывал во многих уголках не только своей родины, но и мира. За время своих путешествий создал многочисленное число произведений.

Биография Есенина удивительная, но довольно короткая, ведь она оборвалась, когда ему всего лишь было тридцать лет.

-Вот такая трагическая судьба была у известного нам поэта.

Ваша задача, задать вопрос любому из учащихся по биографии Есенина.

-Молодцы, вот в такой игровой форме мы с вами закрепили многие факты жизни Есенина.

Сл.2








Дети слушают биографию.













Дети задают друг другу вопросы по биографии Есенина.

IV

Знакомство с произведением

-Для того, чтобы узнать тему урока, разгадайте загадку.

Загадка:

Будто снежный шар бела,

По весне она цвела.

Нежный запах источала,

А когда пора настала,

Разом сделалась она

Вся от ягоды черна.

(черёмуха)

-Докажите, что это черемуха.

(ответы детей)

-Вы правы!

-В разгар весны, когда яркое, совсем уже тёплое солнце начинает согревать всё живое, распускается прекрасное дерево с белыми душистыми цветами. Это черёмуха. О ней сложено много песен и стихотворений. И это не случайно, поскольку черёмуха – дерево, которое отожествляют с юной, стройной невестой в белой фате.

-Сейчас послушайте стихотворение, написанное Сергеем Есениным, которое называется «Черемуха».



Сл.3











Сл.4








Видео-стихотворение.

V

Работа с произведением

Произведение:

Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черемуха душистая
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.

-Давайте поделимся своими мыслями о стихотворении. Какое настроение автора вы почувствовали: радостное, восторженное, весёлое, мечтательное?

(ответы детей)

-Объясните свой выбор.

-А какие чувства возникли в вашем сердце?

( радость, восхищение, восторг.)

-Прочитайте самостоятельно стихотворение.

-Нарисуйте мысленно картину, которая возникает при прочтении этих строк.

-Как вы думаете, с какой целью автор написал это стихотворение?

(чтобы передать радость общения с природой, чтобы рассказать о том, что зацвела черёмуха, чтобы привлечь внимание к красоте русской природы, чтобы мы учились чувствовать, сопереживать)

Сл.4


Физминутка

-Встаньте прямо, сделали глубокий вдох, выдох (повторяем 4 раза); наклоны вперед, назад. Приседания (8 раз). Наклоны головой вперед, назад, вправо, влево.

-Садитесь.


VI

Работа с произведением

-Найдите слова, которые вам не понятны.

-Объясните значение выражений.

– На какие картины можно разделить это стихотворение?

-Нарисуйте словами картины, которые вы увидели.

(1-ая картина: Большой куст цветущей черемухи. Ветки похожи на кудри, в ветках отражаются лучи восходящего солнца. Роса не падает, а сползает не с листа, а по коре черемухи.

2-ая картина: Нарисуем место, где частично растаял снег, и оголилась земля. Около корней черемухи журчит серебряный ручей.

3-я картина: У черёмухи зелень золотистая на солнышке горит. Этот цвет – цвет золота.

4-ая картина: Ручей тоже набрался силы, его напитали вешние воды.)

Давайте прочитаем отрывок к первой картине.

– При помощи каких слов автор описал черемуху? (Черемуха душистая, ветки

золотистые, роса медвяная, зелень пряная).

– Каким понятием можно объединить эти слова?

(Эпитеты)

Что такое эпитет?

-Сделаем вывод об эпитетах в данном стихотворении.

(употребление эпитетов делает нашу речь более яркой, точной, красочной и выразительной)

-Какие эпитеты вы придумаете к слову черемуха?

(пушистая, белоснежная, веселая, весенняя)

-Спасибо!

-Черемуха душистая. Какое значение вкладывает поэт в этот эпитет?

-Верно, цветущая черемуха не только распространяет приятный и сильный аромат, но и еще говорит о том, что весна по–настоящему вступила в свои права.

-С чем автор сравнил ветки черемухи?
(с девушкой)

-О ком ещё можно сказать такие слова: расцвела, завила, стоит? Конечно, о девушке. Черёмуха олицетворяет образ девушки.

Как вы думаете, а какой образ олицетворяет ручей?

(юноша)

– Подумайте и скажите, только ли о природе это стихотворение?

(это стихотворение о любви девушки-черёмухи и юноши-ручья, о природе, о том, что всё живое наполнено любовью: и природа, и люди)

– Изменилась ли черемуха? Какого цвета она была и какая стала?

(зелень золотистая, желтого цвета на солнышке горит. Этот цвет – цвет золота)

– Почему она так изменилась?

(прошло время, черемуха распустилась, расцвела)

– Произошли ли изменения с ручьем?

(ручей тоже набрался силы, его напитали вешние воды).

– На что стал похож он, если у него появилась волна?

- Мы отметили, что черемуха и ручей меняется. Что еще хотел автор нам показать этим стихотворением, что происходит в природе?

(ответы детей)

– Загадка этого стихотворения в том, что в нём две картины, разделённые во времени, развитие сюжета показано в движении.

-Мы с вами уже говорили о том, что автор как бы чередует картины: сначала показывает нам черёмуху, потом мы видим ручей. Затем снова черёмуху, и опять ручей. Можно представить, что между ними идёт тёплый, душевный разговор. Сейчас один ученик будет читать строки о черёмухе, а второй ученик – о ручье.

-Как будем читать данное стихотворение: быстро или медленно, неторопливо?

(неторопливо, с любованием)

– Какие строки, по-вашему мнению, можно читать чуть быстрее?

("А рядом у проталинки…серебряный ручей").

- Перед этими словами и после них необходимо сделать паузу.

- Сейчас мы с вами прочувствовали все то, что чувствует природа. Скажите пожалуйста, какая же была главная цель Сергея Есенина при написании этого стихотворения? Ведь он мог просто написать стихотворение. Но нет. Он хотел что-то до нас донести!

(природа все чувствует так же, как и люди)

-Верно ребята! Мне кажется, своим стихотворением Сергей Есенин призывает людей к бережному отношению к природе.

Роса медвяная – ароматная с запахом мёда;

Зелень пряная – с острым, ароматным запахом;

Проталинка – место, где растаял снег и показалась земля;

Волна гремучая – шумная, издающая громкие звуки;

Обдаёт – окатывает водой, обливает сразу со всех сторон;

Вкрадчиво – осторожно, доверительно;

Под кручею – под обрывом (круча – крутой спуск, обрыв)























Сл.6

Эпитет – художественное определение, придающее выражению образность и эмоциональность.











































Олицетворение-художественное средство, когда неживым предметам приписываются качества живых существ

VII

Итог урока

– С каким произведением вы познакомились на уроке?

– Кто автор? Какое настроение возникло у вас при чтении стихотворении?

– С какой целью автор написал это стихотворение?

(Это было нужно для того, чтобы передать свою радость, чтобы привлечь внимание читателя к красоте природы и вызвать сопереживание.)

-Спасибо за урок. Запишите Д/З