СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

С.Алексеев "Рассказы о войне 1812 года. Бородино"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном конспекте урока  предоставлена технологическая карта образовательной деятельности  детей  с интеллектуальными нарушениями.

Просмотр содержимого документа
«С.Алексеев "Рассказы о войне 1812 года. Бородино"»

Технологическая карта образовательной деятельности детей с интеллектуальными нарушениями

Ф.И.О. учителя

Гайноченко Татьяна Владимировна

Населенный пункт

село Шабельское

Название образовательной организации

Государственное казенное общеобразовательное

учреждение Краснодарского края

специальная (коррекционная) школа-интернат с. Шабельского

Возрастная группа

5 класс

Форма организации, возраст

урок, 12 лет

Тема занятия

С.Алексеев. «Рассказы о войне1812 года. Бородино.»

Используемые технологии

Личностно-ориентированные, здоровьесберегающие, информационные

Цель занятия

Познакомить учащихся с событиями Отечественной войны 1812 года через рассказ С. Алексеева «Бородино»


Задачи

Коррекционно-образовательные:

-Ознакомить учащихся с содержанием рассказа С. Алексеева.

-Расширить знания о войне 1812 года и Бородинском сражении.

-Учить понимать текст, выделять главное.



Коррекционно-развивающие:

-Развивать слуховое внимание, память, связную речь.

-Формировать навыки чтения и пересказа.


Коррекционно-воспитательные:

-Воспитывать чувство патриотизма и уважение к защитникам Родины.

-Формировать интерес к истории России.


Словарная работа

Батальон, геройство, отступление, артиллерия.

Материал и оборудование

  • Портрет С. Алексеева.

  • Иллюстрации к Бородинскому сражению.

  • Презентация (слайд-шоу).

  • Аудиозапись/видеофрагмент (по возможности).

  • Карточки с заданиями.


Рекомендации по организации коррекционного занятия

Учет психофизических особенностей детей данной группы, соблюдение охранительного режима(динамические паузы), соблюдение санитарно-гигиенических требований

Этап занятия


Деятельность учителя


Деятельность учащихся

Формируемые БУД

Организационный.

Цель: создание положительного эмоционального настроя, организация внимания


Здравствуйте, ребята. Садитесь, настраивайтесь на урок. (обратить внимание на правильную осанку)

И начать я бы его хотела с маленького отрывка со стихотворения Ольги Масловой « Пусть будет мир»

Война – это боль, это смерть, это слезы,

На братских могилах тюльпаны и розы,

Над миром какое-то время лихое,

Где правит война, никому нет покоя.

- Что вы почувствовали, слушая эти строки?

-Какие образы возникли у вас в голове?




Приветствуют учителя, слушают отрывок стихотворения, отвечают на вопросы

Р: настрой на учебную деятельность, организация рабочего места

Речевая разминка

Цель: подготовка речевого аппарата к работе

Речевая разминка

- Начинаем урок, как обычно, с речевой разминки. Четко проговариваем скороговорку, которую выучили на прошлом уроке. Сначала шепотом, одними губами. А затем громко, как командиры.

Враг хотел пировать, а пришлось горевать.



Читают и проговаривают скороговорку

П: воспроизведение и систематизация знаний

Р. обогащение словарного запаса и развитие речи

К: уметь сотрудничать с учителем


Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

  • Цель: выявить, насколько ученик усвоил материал предыдущего урока и качество выполнения домашней работы.


-На прошлом уроке мы подробно разобрали смысл этой скороговорки. Давайте вспомним содержание рассказа О.Тихомирова « На поле Куликовом».

- Кто хотел захватить землю русскую и кому пришлось горько пожалеть об этом? ( Татары во главе с ханом Мамаем).

-Кто стоял во главе войска русского? (Князь Дмитрий Донской)

-Посмотрите на экран. Вот они, богатыри русские! Сколько их полегло на поле Куликовом! Найдите в тексте и прочитайте слова, которые сказал князь Дмитрий, прощаясь с погибшими воинами. И не забывайте про интонацию.



Актуализация знаний

Цель: подготовить учеников к восприятию нового материала, активизировать память и мышление.


Беседа:

-Что вы знаете о войне?

Еще раз посмотрите на картинку сражения на доске:

-Что на ней изображено?

-Сегодня мы с вами прочитаем один из рассказов С.Алексеева о войне 1812 года, который называется «Бородино». «Недаром помнит вся Россия про день Бородина». Так в своем знаменитом стихотворении напишет великий русский поэт М.Ю. Лермонтов о Бородинском сражении. Мы постараемся понять, почему этот день так памятен для нашей страны..

Мы узнаем, как солдаты защищали Родину и почему этот бой так важен для истории России.


Отвечают на вопросы учителя, рассматривают иллюстрацию, знакомятся с темой урока.

П: воспроизведение и систематизация знаний;

К: уметь с достаточной полнотой выражать свои мысли, сотрудничать с учителем

Л: оценивать свои результаты

Объяснение нового материала

Цель: познакомить с автором и содержанием отрывка из повести; развивать понимание текста.


И прежде чем мы начнем работу с рассказом, хотелось бы познакомить вас с автором произведения.

1.Краткий рассказ учителя о писателе:

С. П. Алексеев — известный русский писатель. Он много писал о прошлом нашей страны, о героях, о войне. Его рассказы написаны просто, чтобы дети легко могли их понять.

2Показ портрета и краткий рассказ о детстве писателя.

Сергей Петрович Алексеев родился 1 апреля 1922 года в большом селе Плисков, которое сейчас находится на территории Украины. Его папа был врачом, а мама — медицинской сестрой. Когда Серёже было десять лет, его семья переехала в Москву. В детстве Сергей очень любил историю и мечтал стать летчиком. Он посещал аэроклуб и учился летать на маленьком самолёте.

В 1940 году, после окончания школы, он поступил в авиационное училище. Во время Великой Отечественной войны Сергей учился в летном училище и помогал готовить будущих летчиков. После войны он окончил исторический факультет педагогического института и стал писать книги для детей. Сергей Петрович много путешествовал, изучал историю России и рассказывал о ней в своих книгах. Он очень любил свою Родину и хотел, чтобы дети знали и гордились её историей.

За свою жизнь Сергей Алексеев написал более тридцати книг, многие из которых рассказывают о важных событиях в истории России, в том числе о войне 1812 года и Великой Отечественной войне. Его книги помогают детям лучше понимать прошлое и учиться быть настоящими патриотами.

Сергей Петрович Алексеев умер в 2008 году, но его книги до сих пор читают и любят дети по всей стране

Слушают рассказ учителя, рассматривают портрет писателя, осмысливают все услышанное.

К: слушать и понимать речь учителя и других.

Л: ориентироваться в системе своих знаний

Знакомство с текстом

Цель: познакомить с рассказом С. Алексеева о Бородино





Физкультминутка

Цель: снять напряжение, активизировать внимание.


Учитель включает мультимедийную презентацию с иллюстрациями битвы про Бородино на интерактивной доске. Читает рассказ.


-Послушайте внимательно, а затем мы поработаем со словарём и обсудим содержание.


Шли солдаты на войну (маршируем)

Защищать свою страну.

Левой-раз, правой – раз!

Посмотрите все на нас.

Наши пушки метко бьют (боксирующие движения руками).

Русской армии салют! ( подпрыгнуть, вскинуть руки вверх)


Дети рассматривают презентацию, внимательно слушают текст рассказа, делают пометки непонятных слов и выражений.


У детей идет первичное восприятие текста



Выполняют двигательные упражнения под слова из стихотворения


П: восприятие и осмысление текста;

Эмоционально-ценностные: эмоциональное сопереживание






П: и К: уметь соотносить речь с движением, слушать и понимать речь других

Р: действовать по предложенному плану

Л: ориентироваться в собственной системе знаний

Работа со словарём и содержанием текста
Цель: расширить словарный запас, понять смысл рассказа

  • Вернемся к работе. Ребята, как вы понимаете значение следующих слов. (Учитель показывает слова на карточках и по ходу объясняет значение каждого слова.)

  • Батальон — воинское подразделение, состоящее из нескольких рот.

  • Артиллерия — войска, вооружённые пушками и другими орудиями

  • Геройство — проявление мужества и отваги

  • Отступление — движение назад, уход с позиции.

  • Затем задаёт вопросы по содержанию:

  • -Кто главный герой рассказа?

  • -Почему битва при Бородино была важна для России?

  • - Кто с кем сражался?

  • -Почему русские солдаты не отступали?

  • -Какие чувства испытывали солдаты во время боя?

Повторяют новые слова, участвуют в лексическом разборе, отвечают на вопросы, обсуждают содержание текста.

П: работа с лексикой, развитие понимания текста;

К: уметь с достаточной полнотой выражать свои мысли, сотрудничать с учителем


Аналитическое чтение по частям.

 Цель: учиться анализировать художественный текст, выявлять его основную идею, средства художественной выразительности и эмоциональное воздействие;

Сейчас будем читать рассказ по отрывкам. (после каждого прочтенного отрывка учитель останавливает ребенка)

А)После чтения учеником первого отрывка вопросы по содержанию:

- С какими мыслями Наполеон шел на Россию?

- Как ответили русские на нашествие французских завоевателей?

Б)Вопросы по содержанию после чтения второго отрывка :

- Где произошло решающее сражение?

- Как вы понимаете выражение «Великая слава России крепла на этих полях»?

В)Чтение третьего отрывка и вопросы к нему:

- Что может означать выражение «Стоят солдаты России, не солдаты-стальная стена»?

- Как закончилась Бородинская битва?

Г)Чтение четвертого отрывка и вопросы по содержанию:

-Почему Кутузов решил оставить Москву?

-Какая в армии главная ценность?



Дети читают рассказ по отрывкам и отвечают на вопросы к каждому отрывку.

Л: ориентироваться в собственной системе знаний

П: уметь выстраивать логические цепочки рассуждений

Р: принимать учебную задачу, действовать по плану.

Закрепление материала

Цель: закрепить знания через игру и творческую деятельность

Перед игрой раздать картинки со знаками, обозначающими верно, неверно каждому ученику.

Сейчас проверим , какими вы были внимательными на уроке и поиграем.

Игра «Верно — неверно» (дети поднимают картинку ✅-верно, ❌ - неверно, в ответ на утверждение):

1.Бородино — это город в Германии. ❌

2.Русские солдаты сражались мужественно. ✅

3.Французы напали на Россию. ✅

4.Начало войны – июнь 1812 год. ✅

5.Французская армия не отступила. ❌

6. Война закончилась победой России. ✅

- Молодцы, все очень быстро справились с заданием.


Следующее задание. На каждой парте лежит конверт с иллюстрациями, одна из которых подходит событиям из рассказа. Работать будем в парах. Задание: найти и показать иллюстрацию, которая относится к Бородинскому сражению.




- Отлично!

- Есть еще и стихотворение «Бородино» М.Ю. Лермонтова, на его строки была положена одноименная русская солдатская песня . В художественном фильме «Война и мир» кадры Бородинского сражения сопровождаются этой песней. Давайте посмотрим как ярко передали авторы фильма масштаб сражения (2 минуты).

https://youtu.be/B-NPQPrPl_E?si=1L9l0rIo5jCH7-S6

Все эти произведения мы будем изучать в старших классах.


Участвуют в игре, отвечают на вопросы, выполняют творческое задание, закрепляют основные понятия и события, обсуждают свои работы с учителем и классом.





Планируют собственную деятельность, под руководством учителя.






Дети работают с картинками















































Дети смотрят фрагмент из фильма «Война и мир».














Л: ориентироваться в собственной системе знаний

П: уметь выстраивать логические цепочки рассуждений, анализ и применение знаний;


Р: принимать учебную задачу, действовать по плану.

Итог.

Цель: подвести итоги, закрепить результат, создать положительное завершение урока

-Ну а теперь проверим, насколько внимательными вы были.

Вопросы по содержанию урока

-Дайте правильный ответ.


Есть под Москвой одно село

Известно каждому оно.

Здесь обернулось поражением

Французов с русскими сражение.

Как называется оно?

Это село…(Бородино).


Разгромом армии французов

Командовал герой …(Кутузов)


Он мир хотел завоевать,

Но русских нужно было знать!

Француз, не знавший поражения,

В России проиграл сражение.

Теперь вы знаете кто он.

Его зовут …(Наполеон).

- Наполеон назовет это сражение самым ужасным. А русскую армию непобедимой!

- Как вы думаете, почему русская армия победила французов? (Русская армия защищала свою землю).

Сегодня мы узнали об одном из величайших подвигов русского народа. Его стойкость и мужество являются предметом нашей национальной гордости. А я хочу поблагодарить вас за совместную работу и кратко ответить на два вопроса.

Отвечают на вопросы. Делают выводы.

Дети отвечают на вопросы.

Л: ориентироваться в собственной системе знаний

П: уметь выстраивать логические цепочки рассуждений

Р: принимать учебную задачу, действовать по плану.

Рефлексия.

Цель: вспомнить, проанализировать свою работу







  1. Мне было интересно узнать, что….

  2. Я бы хотел(а) отметить работу таких ребят, как…


Дети отвечают на вопросы и дописывают их.