Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Ясли-сад комбинированного типа №272
города Донецка»
Конспект открытого занятия
по нравственно-патриотическому воспитанию
в старшей группе
Тема «С чего начинается Родина?»
Воспитатель:
Хазай Елена Владимировна
Донецк 2023 г.
Тема «С чего начинается Родина?»
Воспитатель: Хазай Елена Владимировна
Предварительная работа с детьми:
Беседа о Донецке, о профессиях людей живущих в городе.
Рассматривание альбомов: «Мой любимый Донецк», «Юзовка.100лет», «Шахтёры Донбасса».
«Экскурсия по Донецку».
Беседа о достопримечательностях города.
Рассматривание иллюстраций о городе Донецке, карты города, герба Донецка.
Изготовление лэпбука «Донецк»
Беседа с родителями на тему: «Что можно рассказать детям о нашем городе».
Рисунки детей на тему: «Мой город».
АННОТАЦИЯ. ООД «С чего начинается Родина?», был разработан и проведен в МДОУ «Ясли – сад комбинированного типа№ 272 города Донецка». Конспект направлен на культурно-патриотическое воспитание детей старшей группы, которое направленно на формирование и развития личности, воспитание любви к своей Родине.
Цель: Расширять и закреплять знания детей о городе, в котором они живут, достопримечательностях; развивать чувство патриотизма и любви к Родине; прививать интерес к истории родного края; воспитывать любовь к родным местам.
Задачи:
- формировать систему знаний об историческом прошлом города Донецка;
- развивать познавательную и творческую активность;
- уточнить и расширить знания о родном городе-Донецке, об основных
достопримечательностях родного города;
- формировать коммуникативные способности и умение вести диалог;
- развивать память, мышление, воображение, восприятие, внимание, связную речь;
- учить узнавать на фотографиях достопримечательности города.
- воспитывать чувство гордости за свою Родину, чувство сопричастности к её судьбе.
Оборудование и материалы: глобус, ноутбук, проектор, презентация, мяч, цветы розы.
Ход занятия:
1. Вступительная часть
Организационный момент. Звучит аудиозапись песни «С чего начинается Родина»
Воспитатель. Ребята, давайте встанем в круг, образуем хоровод.
Улыбнулись. Бодрость духа и хорошее настроение мы должны сохранить на протяжении всего занятия.
Давайте порадуемся солнцу и птицам,
(дети поднимают руки вверх)
А также порадуемся улыбчивым лицам
(Улыбаются друг другу)
И всем, кто живет на этой планете,
(разводят руками)
«Доброе утро!» скажем мы вместе
(берутся за руки)
«Доброе утро!» — нашим гостям
«Доброе утро!» — своим друзьям.
2. Сообщение темы занятия.
Воспитатель. Для того, чтобы узнать тему нашего занятия, вам нужно отгадать загадки.
Есть на Земле гигантский дом под крышей голубой,
Живут там солнце, дождь и снег, лес и речной прибой.
Живут в нём звери и кусты, задорный звон ручья,
Живем в том доме светлом мы и все наши друзья…
Что это? (Родина)
Город роз и угля,
Город добрых сердец.
Догадались, друзья?
Это наш любимый ... (Донецк.)
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас с вами будет необычное занятие, мы отправимся в путешествие по родному городу. Мы познакомимся с достопримечательностями нашего родного города-Донецка. Самое дорогое есть у человека–это Родина! Я предлагаю сегодня поговорить на тему: «С чего начинается Родина»
- Как вы понимаете слово «Родина»? Ответ детей (где мы родились и живём)
- Правильно. Это место, где человек родился и вырос, где живёт его семья, это родной город, страна, в которой мы живём.
- Я знаю, что ребята нам приготовили пословицы о Родине. Кто хочет рассказать?
«Человек без Родины – соловей без песни»,
«Кто за Родину горой, тот истинный герой»,
«Донбасс это я, Донбасс это ты, Донбасс это лучшие люди страны!»,
«Чужой земли не хотим, а своей не отдадим.»
- А как вы ребята думаете, с чего начинается Родина? Ответ детей (семья, мама, родной город)
Воспитатель: У каждого своё представление о Родине. Одно ясно, что Родина-это самое дорогое, что есть у человека, у гражданина. Родина-это наш родной Донбасс, земля, где мы родились и живем, где живут наши родители, где жили и живут наши бабушки, дедушки, прадедушки и прабабушки. Есть большая Родина, наша Донецкая народная республика, и есть маленькая родина - дом, родная семья: мама, папа и дети. Но мы любим их одинаково.
Посмотрите, какой интересный предмет я вам принесла.
- Что это? (это глобус.)
- Глобус-это уменьшенная модель нашей планеты Земля, где живут все люди.
- Как вы думаете, что обозначено, синим и голубым цветом? (реки, моря, океаны.)
- А желтым и коричневым? (горы и пустыни.)
- Еще на глобусе я вижу зеленые пятна, что это? (леса и долины.)
- Белый цвет, что же обозначает он? (ледники-Северный и Южный полюс.)
- Ребята, у нас, у всего человечества, одна большая крыша-это небо. У нас под ногами один общий пол-это земная поверхность. У нас одна на всех огромная лампа-это Солнце. Вот и выходит, что Земля, земной шар-это наш общий большой дом. На Земле очень много разных стран и республик. На глобусе наша республика находится примерно вот здесь.
3. Основная часть
Рассказ воспитателя об истории родного города
Воспитатель: присаживайтесь поудобнее и послушайте рассказ о родном городе.
В 1869 году Джон Юз начал строительство металлургического завода. И эта дата стала официальной датой рождения нашего города. И город был назван Юзовкой. В ноябре 1961 года город был переименован в город Донецк. Свое название он получил от красивой, широкой и величественной реки Северский Донец.
Донецк-промышленный центр, шумный и суетливый, чудесный, гостеприимный город в нем много заводов, фабрик и шахт, в которых добывается каменный уголь; много кинотеатров; драматический, оперный и кукольный театры; цирк и красивейшие парки, благодаря которым Донецк называют «городом миллиона роз», библиотека имени Надежды Крупской. Здание хранительницы книг является ценным памятником архитектуры. Мы очень гордимся мемориальным комплексом Освободителям Донбасса в центре города, посвященном памяти тех, кто освобождал Донбасс во время Великой Отечественной войны.
А еще, дети, славится Донецк необычным деревом - пальмой, сделанной из куска железной рельсы мастером-кузнецом Алексеем Мерцаловым, поэтому пальму называют «пальмой Мерцалова». Это символ Донецка. По этой Пальме узнают наш город. Пальма Мерцалова - символ труда, прославивший наш край.
Донецкий край стал родиной для многих выдающихся деятелей культуры, спорта, медицины. Среди них Александр Захарченко – глава ДНР; Архип Куинджи – художник; Сергей Прокофьев – композитор; Георгий Береговой – космонавт; Леонид Быков – актер; Иосиф Кобзон - певец; Сергей Бубка - легкоатлет; и многие другие).
Физминутка «Родина»
Утром рано мы встаём,
(поднять руки вверх и опустить через стороны)
Город видим за окном.
(показать руками на окно)
Он проснулся, он живёт,
(руки на поясе, пружинки в обе стороны)
Нас на улицу зовёт.
(ходьба на месте)
Дома бывают разные:
Высокие и низкие,
(поднять руки вверх и опустить)
Далёкие и близкие,
(вытянуть руки и приблизить к себе)
Деревянные, панельные, кирпичные,
(передвигать одной рукой как будто бы считаем)
Вроде бы обычные.
(развести руками)
Мы живём, мы растём
В нашем городе родном.
(постепенно подняться на носки с поднятыми руками и принять и. п.)
Для кого-то - небольшой, - (показать руками маленький предмет)
А для нас - огромный.
(поднять руки вверх и опустить через стороны).
Игра с мячом «Я начну, а вы продолжите»
Наша страна называется? (Донецкая Народная Республика)
В нашей стране есть горы, озера? (Равнины, реки, моря)
Символом нашей страны являются? (Флаг, герб, гимн)
Как называется город, в котором мы живем? (Донецк)
Назовите памятник-символ города? (Памятник шахтеру)
Сколько театров в нашем городе? (3 театра)
Назовите центральную улицу нашего города? (Улица Артема)
Назовите площадь в центре нашего города? (Площадь Ленина)
Как называется наш детский сад? (Берёзка)
В каком районе он находится? (В Кировском районе)
На какой улице он расположен? (На улице Ермоловой)
Назовите улицу на которой вы живете.
- Какие вы молодцы, сколько всего вы знаете о нашей Родине.
Дидактическая игра «Угадай места-достопримечательности»
Картинки на проекторе которые надо отгадать. Главная магистраль Донецка - улица Артёма. Площадь Ленина. Драматический театр. Донецкий оперный театр. Царь-пушка. Донецкий ботанический сад. Пальма Мерцалова. Парк кованых скульптур. Храм святых Петра и Февронии. Аквапарк «Аквасфера». Железная дорога для детей. Планетарий.
Игра «Букет красивых слов»
- А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Букет красивых слов» Каждый из вас говорит по одному красивому слову и ставит в вазу.
(современный. трудолюбивый, харизматичный, ароматный, родной, любимый, гостеприимный, тёплый, добрый, зелёный и т.д )
4. Итог занятия.
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше занятие.
Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили:
- Как называется Республика, в которой мы живем?
- Что больше всего понравилось?
- Что показалось сложным?
- Кто из ребят был самым активным?
Воспитатель: Молодцы ребята, вы хорошо знаете свой город, его улицы и парки, знаменитых людей, достопримечательности своего края. И вас можно с полной уверенностью назвать настоящими дончанами. Родину надо беречь и защищать. Родиной надо гордиться. Родину свою надо просто любить и видеть в ней только прекрасное. Любите и берегите свою Родину-Донецкую Народную Республику. Послушайте в заключении нашего интересного занятия стихотворение Майи Литинской «Мой Донецк».
Майя Литинская «Мой Донецк»
Родился в донецких степях
Мой город заводов и шахт,
Каштанов, берез, тополей,
Красивых и гордых людей.
Люблю я тебя, мой Донецк.
Ты жизни и счастья творец,
Мой город мечтаний и грез,
Мой город тюльпанов и роз.
Тебя на дорогах войны
Бомбили, взрывали и жгли.
И в шахты бросали людей,
За проволоку лагерей.
Родился в донецких степях
Мой город заводов и шахт,
Каштанов, берез, тополей,
Красивых и гордых людей.
Тебя перепутья времен
Не сломят – ты в жизнь влюблен!
Воспрянув от боли и слёз,
Вновь станешь ты городом роз.