Разработала учитель высшей категории
Горловской ОШ №17 I –III ступени
Учитель начальных классов
Каплуновская Инна Александровна
Разработка 1 урока 01.09.2018год
«С чего начинается Родина …?»
( для 1 класса)
Тема урока: С чего начинается Родина …?
Цели урока: Создать условия для ознакомления учащихся с понятиями : Родина, ДНР; познакомить с символикой Республики; развивать любознательность, память, речь; воспитывать любовь к родному краю, желание хорошо учиться; способствовать адаптации ребёнка в классе и новом статусе.
Задачи: содействовать формированию УУД:
1. Личностных: способствовать полноценному восприятию изучаемого материала, умению выражать свои мысли, выработке позитивной самооценки, положительное отношение к занятиям, воспитанию любви к Родине.
2. Регулятивных: учить оценивать правильность выполнения своих действий, вносить необходимые коррективы, принимать позиции слушателя, в соответствии с поставленной задачей.
3. Познавательных: развивать способность к познанию, выполнять несложные логические действия работать с информацией.
4. Коммуникативных: использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления, понимать содержание вопросов и высказываний учителя и сверстников, уважать мнение собеседников, проявлять интерес к излагаемой информации.
Оборудование: ИКТ, презентация, плакат с символикой ДНР, цветочки разных цветов , заранее разложенные на партах, фотографии Горловки, Донбасса. Класс празднично украшен.
Ход урока
I Организация класса. Знакомство. Создание эмоционального фона урока.
Здравствуйте, ребята!
Здравствуйте, друзья!
В день осенний рада
Вас увидеть я!
Нарядные, парадные, такие ненаглядные
Причёсанные с бантиками девочки сидят.
И мальчики – отличные, такие симпатичные,
Такие аккуратные на нас сейчас глядят.
- Сегодня у нас большой праздник – День Знаний. Мы все собрались на первый школьный урок, чтобы познакомится со своей школой, со мной, вашей первой учительницей, и узнать своих одноклассников.
- Кто помнит как меня зову? (Хором: Инна Александровна).
-Да, я ваша учительница.
Мы с вами уже знакомы, но для тех, кто подзабыл, я напомню, меня зовут Инна Александровна.
Я передам вам, мои дорогие, все свои знания, чтобы вы выросли умными, добрыми, трудолюбивыми.
Я поздравляю вас с первым школьным днём и желаю хорошо учиться и хорошо трудиться.
II Знакомство с темой урока. Мотивация учебной деятельности.
Работа с презентацией. ( слайд 1)
- Посмотрите! Вы видите таких же, как и вы ребятишек. Они спешат в школу. А вот чья то мама. Школа, мама, дом, родная улица, родной город – это РОДИНА.
- Один поэт задумался: « Что же такое Родина? С чего она начинается?» И вот какие стихи у него получились. Послушайте. Михаил Матусовский.
( читает учитель…)
С чего начинается Родина?
С картинки в твоём букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать.
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот.
С той самой берёзки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растет.
А может, она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги просёлочной,
Которой не видно конца.
Вот и мы с вами сегодня задумаемся об этом и попробуем найти ответ …
- Что такое Родина? Какая Родина у нас? Как вы думаете? ( ответы первоклассников)
III Работа по теме урока. Основная часть.
Учитель: Наша Родина – Донецкая Народная Республика.
Знакомство с символами ДНР
В Донецкой Народной Республике есть государственные символы - свой герб и флаг. ( слайд и плакат на доске)
Кто знает, что обозначают цвета на флаге Республики?
– Чёрный цвет символизирует плодородную землю Малороссии и уголь Донбасса.
Синий цвет символизирует дух народа и воды Азовского моря.
Красный цвет символизирует кровь, пролитую за свободу народа.
А что же изображено на гербе ДНР?
– Герб Донецкой Народной Республики представляет собой серебряного двуглавого орла, поднявшего вверх распущенные крылья. На груди орла — в червлёном щите Святой Архистратиг Михаил в серебряном одеянии и вооружении и чёрной мантии, с лазоревым мечом и серебряным с золотыми краями щитом с золотым крестом. Он наш небесный защитник !
А сейчас давайте чуть поиграем и отдохнём! Встали!
Хорошо, что солнце светит? (изображают солнце)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо, что дует ветер? (изображают ветер)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо идти с друзьями? (шагают)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо прижаться к маме? (обнимают себя)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо в краю родном? (разводят руки в стороны)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо там, где наш дом? (изображают дом)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо кружиться в танце? (кружатся)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Республика наша находится на планете Земля! Земля – родина всех людей, наш большой, общий дом! И мы должны её любить и беречь. ( слайд )
Но трудно любить весь земной шар, если ты не сумел полюбить свою малую родину. Послушайте стихотворение «Родное» В. Орлова ( видео )
2 Виртуальная игра – путешествие по Горловке.
Вот и мы с вами сейчас отправимся в путешествие по нашей малой Родине - городу Горловке!
- Встали, «летим на вертолёте!» Что мы видим с высоты? ( слайды)
( панорамные съёмки города, терриконы) Вот как широко раскинулся наш город! А это терриконы – горы, которые создали люди, добывая из под земли наше чёрное золото – уголь!
- «Сели в автобус. Смотрим в окошки!» Что мы видим? ( слайды)
- Это памятник основателю города Петру Горлову. Это танк, экипаж которого первым ворвался в город, чтобы освободить его от немецких фашистов! А это театр кукол! Кинотеатр «Шахтёр»!
- «Поплыли на лодочке. Налегли на вёсла!» ( слайды) Видим пруды Горловки и родной наш Гуеновский ставок.
Вот какой красивый наш родной город!
- Сели за парты, мы «вернулись» в школу.
IV Закрепление изученного материала. Рефлексия.
Да, ребята, сегодня наша земля изранена войной. Давайте пока в наших мечтах, а потом обязательно уже и в наших делах – украсим её! Ведь мы так её любим! Любим наш родной Донбасс, наш город, нашу школу!
У вас у каждого на партах лежат цветочки. Выйдите к доске все дети, у кого – красненький ( голубенький, зелёненький, жёлтенький) цветочек! И украсьте им, приклеив к картинке, наш город! А перед тем, как приклеить цветочек – скажите, как вас зовут и что бы вы хотели пожелать нашей Родине!
( Дети группами по 4 – 5 человек выходят к доске, называют своё имя, фамилию, говорят пожелание Родине и прикрепляют цветочек к картинке с изображением родного города или школы.)
Повторение за учителем строк стихотворения.
1.Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.
2.Что мы Родиной зовем?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Теплый вечер за окном.
3.Что мы Родиной зовем?
Все, что в сердце бережем.
V Итог урока
Вот и закончился ваш первый в жизни урок! О чём самом важном мы с вами сегодня говорили? Правильно, о Родине! Ведь не зря гласит народная мудрость: Одна у человека мать – одна у него и Родина!
И все знания, которые вы получите в школе, я верю – отдадите для процветания своего родного края. И Родина ждёт, что из вас вырастут замечательные врачи, учителя, инженеры, лётчики, водители, повара и строители! А для этого вам нужно старательно учиться в школе и стать хорошими учениками!