СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

С чего все начиналось

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вашему вниманию предлагается конспект урока усвоения новых знаний, учебная цель которого сформировать представление об истории возникновения вычислительных устройств (от абака до нетбука).

На этапе психологического настроя на работу предлагается упражнение "Хвастовство". На этапе интеллектуальной разминки проводится работа за компьютером в ПМК GCompris. Изучение нового материала проводится с использованием демонстрации этапов развития вычислительных устройств и изложения исторического материала в виде путешествия по станциям. На этапе закрепления предлагается игра-турнир из трех упражнений «Группы устройств», «Хронологический порядок», «Назови изобретателя». В заключении урока представлены вопросы для подведения итогов урока и рефлексии.

Просмотр содержимого документа
«С чего все начиналось»

Тема урока: С чего все начиналось.

Цель урока:

Учебная: сформировать представление об истории возникновения вычислительных устройств (от абака до нетбука); развивающая: развивать воображение, мышление, умение находить аналогии; обогащать словарный запас; воспитательная: формировать позитивное отношение к обучению, интерес к историческому прошлому, воспитывать патриотические чувства; формирование навыков XXI века: способствовать открытости к новым перспективам.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Оборудование: компьютеры, презентация


Ход урока

  1. Подготовительный этап

1) Приветствие. Проверка готовности к уроку.

2) Психологический настрой на работу.

Упражнение «Хвастовство». Каждый должен похвастать перед классом своей чертой, умением.

3) Интеллектуальная разминка

Работа за компьютером.

Запуск программы Хронология из ПМК GCompris. Задача – расставить события, изображенные справа на рисунках справа, в хронологическом порядке. То есть сначала то, что было раньше, а затем то, что было позже. Все должны перетаскивать на место цифр, пользуясь мышью. Все помнят, как это делать? Посмотрите и вспомните.

Вам нужно выполнить 2 задания. Во время работы можете советоваться с соседями по парте.

Кто напомнит правила безопасной работы?


  1. Объявление темы урока и мотивация учебной деятельности

Вы знаете, что каждая вещь, которой мы пользуемся – это результат работы какого-то человека или целого коллектива людей. У нас есть любимые вещи. Наверное, я не ошибусь, если скажу, что большинству людей нравятся компьютеры, мобильные телефоны. Не правка ли? Но кода-то этих предметов вообще не было. Вам интересно узнать, с чего начиналась история наших любимых вещей, кто их придумал? Сегодня мы сможем это сделать, ведь тема нашего урока – «С чего все начиналось». Итак, начнем.


  1. Изучение нового материала.

Художественный рассказ с демонстрацией.

Сейчас нам трудно представить, как люди жили без калькулятора, мобильных телефонов, компьютеров, навигаторов и т.п. но так было, и еще совсем недавно…. Давайте вместе отправимся в путешествие в прошлое. Начнем с того времени, когда люди только учились считать. Мы будем делать остановки и внимательно рассматривать, что происходило на пути человечества к современным изобретениям. Нашим проводником в этом путешествии станет мальчик Информчик. Посмотрите, он уже здесь (изображение информчика на доске, на слайдах презентации «С чего все началось»). На каждой остановке, после рассказа вы можете задать Информчику вопросы – готовьте их.

Первая остановка

В древности люди использовали для счета то, с помощью чего маленькие дети показывают количество предметов или свой возраст. Как вы думаете, что это? (Пальцы рук). Действительно, это один из первых инструментов для счета, который человек не изготовил сам, а просто использовал – ведь руки всегда с нами. Но когда человеку понадобилось посчитать намного больше предметов, чем пальцев на руках, в разных уголках мира изобрели «свои» счетные устройства.

В Греции и Риме появился абак – счетная доска с камнями. Давайте вместе произнесем название этого устройства: АБАК. Запомните его. В других странах были похожие устройства (Демонстрация счета с помощью абака (натуральная или анимированная модель).)

Давайте прочитаем их названия : «суаньпань» (Китай), «соробан» (Япония).

А кто знает, как называется устройство для счета. Использовавшееся также в наших краях? (счеты)

Кто хочет задать Информчику вопрос о том, что мы узнали во время этой остановки?

Кибертошка прислал свои вопросы:

«Мне интересно узнать, как с помощью счет люди складывали числа, например 5+7» (Демонстрация счета на счетах).

А как же люди передавали сведения о количестве – например, о количестве увиденных зверей? (с помощью счет это сделать невозможно, поскольку, когда счеты переносили, камешки, бусинки передвигались. Интересный способ изобрели индейцы майя. Они завязывали узелки на веревках, при этом разные по размеру узелки означали разные числа).

Вторая остановка

Представьте, что мы переместились вперед во времени и остановились около 400-300 лет тому назад. Именно тогда были созданы механические вычислительные машины. Первую такую машину изобрел французский ученый Блез Паскаль. Созданная им машина называлась…: ПАСКАЛИНА. С помощью этой машины можно было только прибавлять (покрутив ручку). Однако людям требовалось выполнять много разных операций, кроме сложения.

Механическую машину, выполнявшую уже четыре операции, изобрел Готфрид Лейбниц. А называлась она… АРИФМОМЕТР.

Давайте на этой остановке мы будем «по цепочке» задавать вопросы друг другу о механических вычислительных машинах. Вопрос можно повторять, но не подряд. (Как называлась первая механическая машина? Кто изобрел первую механическую машину?)

Третья остановка.

Сделаем еще одну остановку во времени. Перелетаем в 20 век. Какое чудо! Примерно 70 лет назад появилась первая электронная вычислительная машина (сокращенно ЭВМ). Она была такая громоздкая! Совсем не похожа на все предыдущие устройства. Огромные металлические шкафы занимали целый спортивный зал… и все это одна машина»! ЭВМ могла выполнять миллион операций сложения в секунду. Первая ЭВМ называлась ЭНИАК, она была создана в США.

Вы знаете, в каком городе появилась первая ЭВМ в Европе? Прочитаем на стр. 81 учебника сведения о первой европейской ЭВМ.

Итак, первая ЭВМ была создана в Европе в Киеве под руководством Сергея Александровича Лебедева.

Возвращаемся в наше время. На сегодня путешествие в прошлое закончилось. Вам понравилось?


  1. Первичное закрепление нового материала

  1. Игра-турнр

В старину рыцари после путешествия демонстрировали полученное мастерство на различных турнирах. Наш турнир будет состоять из 3-х упражнений.

1. Упражнение «Группы устройств»

Распредели названия устройств на три группы: 1 – простые, 2 – механические, 3 – электронные: сорбан, арифмометр, Эниак,Паскалина, Абак

2. Упражнение «Хронологический порядок»

Расположите устройства в хронологическом порядке их возникновения: Паскалина, Абак, ЭВМ, Машина Беббиджа

3. Упражнение «Назови изобретателя»

Назовите автора-изобретателя каждого устройства: Паскалина (Паскаль), Арифмометр (Лйебниц), Первая ЭВМ в Европе (Лебедев).

Подведение итогов турнира.


  1. Подведение итогов, рефлексия

Что на сегодняшнем уроке вас удивило?

О чем вы хотели бы узнать подробнее?