Русская литература
5ж класс.
Тип урока :
Открытие новых знаний .
Цели: ознакомить обучающихся со стихотворением С. Есенина «Черёмуха»,
• продолжить знакомство учащихся с биографией С. Есенина.
• формирование знаний об эпитете, олицетворении как образных средствах языка, формирование умения и навыков выразительного чтения стихов;
• развитие и обогащение речи учащихся через свободные высказывания,
развитие внимания, творческого воображения;
• учить понимать и чувствовать красоту родной природы, учиться выразительно читать стихотворение
• воспитание интереса к предмету и культуры общения; учить оценивать свои поступки и поступки окружающих в природе, воспитывать привычку заботиться о природе и ее обитателях.
Планируемые результаты: обучающиеся научатся отражать при чтении стихотворения его настроение, находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения.
Самое главное явление в жизни - это человеческая доброта. И я желаю, чтобы вы всегда помогали друг другу -И пусть этот урок принесёт нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами.- Подарите свои улыбки друг другу, улыбнитесь мне и нашим гостям.
. Речевая разминка. НА ДОСКЕ.
- Для чего проводим речевые разминки? -- Научиться правильно и чётко говорить.
Варя на проталинке промочила валенки,
Валенки у Вареньки сохнут на завалинке ..
Прота́лина — место, где ста́ял снег и открылась земля. Обычно проталины наблюдают весной.
– Давайте вспомним, какой раздел мы изучаем?
1.Дети, а кто пишет стихи - поэт или писатель?
-Кто такой поэт? + Поэт – автор стихотворений, поэм, басен.
2.Поэзия — это любое стихотворное произведение.
3. Кто такой писатель?
Писатель пишет рассказы, повести, романы.
4. Проза - всё, что не стихи. Прозу пишет писатель
Вспомним домашнее задание?
- На прошлом уроке мы познакомились с творчеством замечательного русского –поэта Афанасий Афанасьевич Фет Давайте вспомним
Карточки с вопросами
1 Вопрос в каком году родился А.Фет ?
2.А.Фет поэт или прозаик?
3.где родился А.Фет ?
4.какое образование он получил?
Выразительное чтение стихов поэта
5. Игра угадай четверостишье …. .
Новая тема : СЕРГЕЙ ЕСЕНИН стихи «Черемуха»
Сергей Есенин очень любил природу. Часами он мог сидеть у реки, смотреть на небо, на деревья и чувствовать силу и нежность окружающей природы. Своё восхищение картинами родной природы поэт передал в стихах. Его стихи как-то особенно светлы, чисты и мелодичны. Его называли певцом русской природы. Многие из его стихов стали песнями .
1. 21 сентября 1895 год ( год рождения С.Есенина )
2. Как связаны Есенин и такие понятия: Константиново, Рязань, Ока? ( Родина Сергея Есенин).
- А село Константиново на Рязанщине сейчас называется Есенино.
3. Титов Федор Андреевич. (Дед Сергея Есенина по матери, кому на воспитание был отдан Есенин с 2-х лет)
4. 9 лет. (В 9 лет Есенин начал писать стихи).
5. Берёза-картинка . ( Любимый пейзажный есенинский образ)
- Обратите ваше внимание на портрет Сергея Есенина. Что можно сказать об этом человеке?
- Умный
- Серезный
- Добрый
- Красивый
- Ребята, какое время года наступило?
- Каковы признаки весны в неживой природе?
- А какие душистые весенние деревья вам известны? (
- Ребята, как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока, с каким произведением мы познакомимся ?
Сегодня мы познакомимся со стихотворением Сергея Есенина «Черёмуха»,
Наша цель урока: Слайд 4.
- научимся выразительно читать это стихотворение;
- будем находить в нём образные средства;
- попробуем проникнуть во внутренний мир поэта, в его душу, мысли.
- и постараемся понять, с какой целью Есенин написал это стихотворение.
- Что вам известно о черёмухе? Слайд 5.
+ Аромат черёмухи убивает микробов. Поэтому, чтобы сделать питьевой не
слишком чистую воду, достаточно бросить в неё цветущую кисть черёмухи. Но в комнатах букеты черёмухи лучше не ставить: может разболеться голова. А вяжущие ягоды черёмухи помогают при расстройстве желудка.
Сергей Есенин Черемуха
Черемуха душистая С весною расцвела И ветки золотистые, Что кудри, завила. Кругом роса медвяная Сползает по коре, Под нею зелень пряная Сияет в серебре. А рядом, у проталинки, В траве, между корней, Бежит, струится маленький Серебряный ручей. Черемуха душистая Развесившись, стоит, А зелень золотистая На солнышке горит. Ручей волной гремучею Все ветки обдает И вкрадчиво под кручею Ей песенки поет.
Мне очень нравится это стихотворение своей красотой. Хочу, чтобы и вы почувствовали то же самое.
Какое настроение автора вы почувствовали?Выберите из предложенных вариантов:
-ликующее, - восторженное, -шутливое, -печальное, - веселое, -праздничное,
-радостное, - -спокойное, -мечтательное, -грустное?
Обоснуйте свой выбор.
«Черёмуха» - это лирическое стихотворение, оно отражает не событие, а душевные переживания поэта, его настроение.
Физкультминутка.
Руки подняли и покачали - это деревья в цвету.
Руки согнули, кисти встряхнули - с них ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем - это к нам птицы летят.
«Весна наступила! Весна наступила!"- радостно дети кричат
Ещё раз вспомним правила выразительного чтения:
-читайте медленно. Помните:
-после каждой строчки делайте паузу.
-постарайтесь прочитать так, чтобы передать настроение автора и одновременно выразить свои чувства.
-читаем вполголоса и отмечаем непонятные слова и выражения.
– Объясните значение выражений:
Роса медвяная – ароматная с запахом мёда;
Зелень пряная – с острым, ароматным запахом;
Проталинка – место, где растаял снег, и показалась земля;
Волна гремучая – шумная, издающая громкие звуки;
Обдаёт – окатывает водой, обливает сразу со всех сторон;
Вкрадчиво – осторожно, доверительно;
Под кручею – под обрывом.
-Какие чувства вызывают у вас это стихотворение?
Это стихотворение о любви девушки-черёмухи и юноши-ручья.
О том, что всё живое наполнено любовью: и природа и люди.
Как вы думаете, с какой целью автор написал это стихотворение:
- чтобы передать радость общения с природой;
- чтобы рассказать о том, что зацвела черёмуха;
- чтобы привлечь внимание к красоте русской природы;
- чтобы мы учились чувствовать, сопереживать.
Закончить наш урок мне хочется словами замечательного дагестанского поэта Расула Гамзатова: «Свой родной край, свою малую родину, свою необыкновенную красоту природы, своё село, свою школу, свой народ и СВОЙ РОДНОЙ ЯЗЫК мы должны – уважать, любить, беречь и охранять»!
Спасибо за внимания!