СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

С.Есенин "Черемуха"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сергей Есенин "Черемуха " 

Просмотр содержимого документа
«С.Есенин "Черемуха"»

Русская литература 5ж класс. Тип урока : Открытие новых знаний .

Русская литература

5ж класс.

Тип урока :

Открытие новых знаний .

Цели: ознакомить обучающихся со стихотворением С. Есенина «Черёмуха», •  продолжить знакомство учащихся с биографией С. Есенина. •  формирование знаний об эпитете, олицетворении как образных средствах языка, формирование умения и навыков выразительного чтения стихов; •  развитие и обогащение речи учащихся через свободные высказывания, развитие внимания, творческого воображения; •  учить понимать и чувствовать красоту родной природы, учиться выразительно читать стихотворение •  воспитание интереса к предмету и культуры общения; учить оценивать свои поступки и поступки окружающих в природе, воспитывать привычку заботиться о природе и ее обитателях. Планируемые результаты: обучающиеся научатся отражать при чтении стихотворения его настроение, находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения.

Цели: ознакомить обучающихся со стихотворением С. Есенина «Черёмуха»,

продолжить знакомство учащихся с биографией С. Есенина.

формирование знаний об эпитете, олицетворении как образных средствах языка, формирование умения и навыков выразительного чтения стихов;

развитие и обогащение речи учащихся через свободные высказывания,

развитие внимания, творческого воображения;

учить понимать и чувствовать красоту родной природы, учиться выразительно читать стихотворение

воспитание интереса к предмету и культуры общения; учить оценивать свои поступки и поступки окружающих в природе, воспитывать привычку заботиться о природе и ее обитателях.

Планируемые результаты: обучающиеся научатся отражать при чтении стихотворения его настроение, находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения.

Самое главное явление в жизни - это человеческая доброта. И я желаю, чтобы вы всегда помогали друг другу -И пусть этот урок принесёт нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами.- Подарите свои улыбки друг другу, улыбнитесь мне и нашим гостям.

Самое главное явление в жизни - это человеческая доброта. И я желаю, чтобы вы всегда помогали друг другу -И пусть этот урок принесёт нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами.- Подарите свои улыбки друг другу, улыбнитесь мне и нашим гостям.

. Речевая разминка. НА ДОСКЕ. - Для чего проводим речевые разминки? -- Научиться правильно и чётко говорить. Варя  на проталинке  промочила валенки, Валенки у Вареньки сохнут на завалинке ..   Прота́лина  — место, где ста́ял снег и открылась земля. Обычно  проталины  наблюдают весной.  

. Речевая разминка. НА ДОСКЕ.

- Для чего проводим речевые разминки? -- Научиться правильно и чётко говорить.

Варя  на проталинке  промочила валенки,

Валенки у Вареньки сохнут на завалинке ..

 

Прота́лина  — место, где ста́ял снег и открылась земля. Обычно  проталины  наблюдают весной.  

– Давайте вспомним, какой раздел мы изучаем? 1.Дети, а кто пишет стихи - поэт или писатель?  -Кто такой поэт? + Поэт – автор стихотворений, поэм, басен. 2.Поэзия — это любое стихотворное произведение. 3. Кто такой писатель?  Писатель пишет рассказы, повести, романы. 4. Проза - всё, что не стихи. Прозу пишет писатель  Вспомним домашнее задание?

Давайте вспомним, какой раздел мы изучаем?

1.Дети, а кто пишет стихи - поэт или писатель?

-Кто такой поэт? + Поэт – автор стихотворений, поэм, басен.

2.Поэзия — это любое стихотворное произведение.

3. Кто такой писатель?

Писатель пишет рассказы, повести, романы.

4. Проза - всё, что не стихи. Прозу пишет писатель

Вспомним домашнее задание?

- На прошлом уроке мы познакомились с творчеством замечательного русского –поэта Афанасий Афанасьевич Фет Давайте вспомним Карточки с вопросами 1 Вопрос в каком году родился А.Фет ?  2.А.Фет поэт или прозаик? 3.где родился А.Фет ?  4.какое образование он получил?  Выразительное чтение стихов поэта 5. Игра угадай четверостишье …. .

- На прошлом уроке мы познакомились с творчеством замечательного русского –поэта Афанасий Афанасьевич Фет Давайте вспомним

Карточки с вопросами

1 Вопрос в каком году родился А.Фет ?

2.А.Фет поэт или прозаик?

3.где родился А.Фет ?

4.какое образование он получил?

Выразительное чтение стихов поэта

5. Игра угадай четверостишье …. .

 Новая тема : СЕРГЕЙ ЕСЕНИН стихи «Черемуха»   Сергей Есенин очень любил природу. Часами он мог сидеть у реки, смотреть на небо, на деревья и чувствовать силу и нежность окружающей природы. Своё восхищение картинами родной природы поэт передал в стихах. Его стихи как-то особенно светлы, чисты и мелодичны. Его называли певцом русской природы. Многие из его стихов стали песнями .  

Новая тема : СЕРГЕЙ ЕСЕНИН стихи «Черемуха»

Сергей Есенин очень любил природу. Часами он мог сидеть у реки, смотреть на небо, на деревья и чувствовать силу и нежность окружающей природы. Своё восхищение картинами родной природы поэт передал в стихах. Его стихи как-то особенно светлы, чисты и мелодичны. Его называли певцом русской природы. Многие из его стихов стали песнями .  

1. 21 сентября 1895 год ( год рождения С.Есенина ) 2. Как связаны Есенин и такие понятия: Константиново, Рязань, Ока? ( Родина Сергея Есенин). -  А село Константиново на Рязанщине сейчас называется Есенино. 3. Титов Федор Андреевич.  (Дед Сергея Есенина по матери, кому на воспитание был отдан Есенин с 2-х лет) 4.  9 лет.  (В 9 лет Есенин начал писать стихи). 5. Берёза-картинка . ( Любимый пейзажный есенинский образ)

1. 21 сентября 1895 год ( год рождения С.Есенина )

2. Как связаны Есенин и такие понятия: Константиново, Рязань, Ока? ( Родина Сергея Есенин).

А село Константиново на Рязанщине сейчас называется Есенино.

3. Титов Федор Андреевич.  (Дед Сергея Есенина по матери, кому на воспитание был отдан Есенин с 2-х лет)

4.  9 лет.  (В 9 лет Есенин начал писать стихи).

5. Берёза-картинка . ( Любимый пейзажный есенинский образ)

Обратите ваше внимание на портрет Сергея Есенина. Что можно сказать об этом человеке? Умный Серезный Добрый Красивый
  • Обратите ваше внимание на портрет Сергея Есенина. Что можно сказать об этом человеке?
  • Умный
  • Серезный
  • Добрый
  • Красивый
- Ребята, какое время года наступило? - Каковы признаки весны в неживой природе?  - А какие душистые весенние деревья вам известны? ( - Ребята, как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока, с каким произведением мы познакомимся ?

- Ребята, какое время года наступило?

- Каковы признаки весны в неживой природе? 

- А какие душистые весенние деревья вам известны? (

- Ребята, как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока, с каким произведением мы познакомимся ?

Сегодня мы познакомимся со стихотворением Сергея Есенина «Черёмуха», Наша цель урока: Слайд 4. -  научимся выразительно читать это стихотворение; - будем находить в нём образные средства; - попробуем проникнуть во внутренний мир поэта, в его душу, мысли. - и постараемся понять, с какой целью Есенин написал это стихотворение.

Сегодня мы познакомимся со стихотворением Сергея Есенина «Черёмуха»,

Наша цель урока: Слайд 4.

научимся выразительно читать это стихотворение;

- будем находить в нём образные средства;

- попробуем проникнуть во внутренний мир поэта, в его душу, мысли.

- и постараемся понять, с какой целью Есенин написал это стихотворение.

- Что вам известно о черёмухе? Слайд 5. + Аромат черёмухи убивает микробов. Поэтому, чтобы сделать питьевой не слишком чистую воду, достаточно бросить в неё цветущую кисть черёмухи. Но в комнатах букеты черёмухи лучше не ставить: может разболеться голова. А вяжущие ягоды черёмухи помогают при расстройстве желудка.

- Что вам известно о черёмухе? Слайд 5.

+ Аромат черёмухи убивает микробов. Поэтому, чтобы сделать питьевой не

слишком чистую воду, достаточно бросить в неё цветущую кисть черёмухи. Но в комнатах букеты черёмухи лучше не ставить: может разболеться голова. А вяжущие ягоды черёмухи помогают при расстройстве желудка.

Сергей Есенин Черемуха Черемуха душистая  С весною расцвела  И ветки золотистые,  Что кудри, завила.  Кругом роса медвяная  Сползает по коре,  Под нею зелень пряная  Сияет в серебре.  А рядом, у проталинки,  В траве, между корней,  Бежит, струится маленький  Серебряный ручей.  Черемуха душистая  Развесившись, стоит,  А зелень золотистая  На солнышке горит.  Ручей волной гремучею  Все ветки обдает  И вкрадчиво под кручею  Ей песенки поет.

Сергей Есенин Черемуха

Черемуха душистая С весною расцвела И ветки золотистые, Что кудри, завила. Кругом роса медвяная Сползает по коре, Под нею зелень пряная Сияет в серебре. А рядом, у проталинки, В траве, между корней, Бежит, струится маленький Серебряный ручей. Черемуха душистая Развесившись, стоит, А зелень золотистая На солнышке горит. Ручей волной гремучею Все ветки обдает И вкрадчиво под кручею Ей песенки поет.

Мне очень нравится это стихотворение своей красотой. Хочу, чтобы и вы почувствовали то же самое.   Какое настроение автора вы почувствовали?Выберите из предложенных вариантов: -ликующее, - восторженное, -шутливое, -печальное, - веселое, -праздничное, -радостное, - -спокойное, -мечтательное, -грустное? Обоснуйте свой выбор.

Мне очень нравится это стихотворение своей красотой. Хочу, чтобы и вы почувствовали то же самое.

  Какое настроение автора вы почувствовали?Выберите из предложенных вариантов:

-ликующее, - восторженное, -шутливое, -печальное, - веселое, -праздничное,

-радостное, - -спокойное, -мечтательное, -грустное?

Обоснуйте свой выбор.

«Черёмуха» - это лирическое стихотворение, оно отражает не событие, а душевные переживания поэта, его настроение.  Физкультминутка.        Руки подняли и покачали - это деревья в цвету.        Руки согнули, кисти встряхнули - с них ветер сбивает росу.       В стороны руки, плавно помашем - это к нам птицы летят.       «Весна наступила! Весна наступила!

«Черёмуха» - это лирическое стихотворение, оно отражает не событие, а душевные переживания поэта, его настроение.

Физкультминутка.

       Руки подняли и покачали - это деревья в цвету.

       Руки согнули, кисти встряхнули - с них ветер сбивает росу.

      В стороны руки, плавно помашем - это к нам птицы летят.

      «Весна наступила! Весна наступила!"- радостно дети кричат

Ещё раз вспомним  правила выразительного чтения: -читайте медленно. Помните: -после каждой строчки делайте паузу. -постарайтесь прочитать так, чтобы передать настроение автора и одновременно выразить свои чувства. -читаем вполголоса и отмечаем непонятные слова и выражения.

Ещё раз вспомним  правила выразительного чтения:

-читайте медленно. Помните:

-после каждой строчки делайте паузу.

-постарайтесь прочитать так, чтобы передать настроение автора и одновременно выразить свои чувства.

-читаем вполголоса и отмечаем непонятные слова и выражения.

– Объясните значение выражений: Роса медвяная – ароматная с запахом мёда; Зелень пряная – с острым, ароматным запахом; Проталинка – место, где растаял снег, и показалась земля; Волна гремучая – шумная, издающая громкие звуки; Обдаёт – окатывает водой, обливает сразу со всех сторон; Вкрадчиво – осторожно, доверительно; Под кручею – под обрывом. -Какие чувства вызывают у вас это стихотворение?

Объясните значение выражений:

Роса медвяная – ароматная с запахом мёда;

Зелень пряная – с острым, ароматным запахом;

Проталинка – место, где растаял снег, и показалась земля;

Волна гремучая – шумная, издающая громкие звуки;

Обдаёт – окатывает водой, обливает сразу со всех сторон;

Вкрадчиво – осторожно, доверительно;

Под кручею – под обрывом.

-Какие чувства вызывают у вас это стихотворение?

Это стихотворение о любви девушки-черёмухи и юноши-ручья.  О том, что всё живое наполнено любовью: и природа и люди. Как вы думаете, с какой целью автор написал это стихотворение:  - чтобы передать радость общения с природой; - чтобы рассказать о том, что зацвела черёмуха; - чтобы привлечь внимание к красоте русской природы; - чтобы мы учились чувствовать, сопереживать.

Это стихотворение о любви девушки-черёмухи и юноши-ручья.

О том, что всё живое наполнено любовью: и природа и люди.

Как вы думаете, с какой целью автор написал это стихотворение: 

- чтобы передать радость общения с природой;

- чтобы рассказать о том, что зацвела черёмуха;

- чтобы привлечь внимание к красоте русской природы;

- чтобы мы учились чувствовать, сопереживать.

Закончить наш урок мне хочется словами замечательного дагестанского поэта Расула Гамзатова: «Свой родной край, свою малую родину, свою необыкновенную красоту природы, своё село, свою школу, свой народ и СВОЙ РОДНОЙ ЯЗЫК мы должны – уважать, любить, беречь и охранять»!

Закончить наш урок мне хочется словами замечательного дагестанского поэта Расула Гамзатова: «Свой родной край, свою малую родину, свою необыкновенную красоту природы, своё село, свою школу, свой народ и СВОЙ РОДНОЙ ЯЗЫК мы должны – уважать, любить, беречь и охранять»!

Спасибо за внимания!

Спасибо за внимания!