
Тема урока: С.А. Есенин «Бабушкины сказки»
Цели:
1. Познакомить со стихотворением Есенина «Бабушкины сказки»
2. Развивать навык выразительного чтения стихотворения.
3. Воспитывать любовь и уважение к старшим.
Оборудование: портрет С.А. Есенина, запись песни «Тихо струится роса серебристая», выставка детских книг.
Ход урока:
Проверка домашнего задания: выразительное чтение, чтение наизусть Брюсов «Детская», стр.143
Вступительное слово учителя.
Фамилию автора стихотворения, которое мы будем сегодня читать, вы узнаете, если решите правильно кроссворд:

1.Черемуха душистая
С весною …(расцвела)
2.Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей … поет (песенки)
3.Поет зима – аукает,
Мохнатый … баюкает (лес)
4.Воробышки игривые,
как детки сиротливые,
прижались у…(окно)
5.Ночь. Вокруг тишина.
В природе все спит,
Своим блеском луна
Все вокруг…(серебрит)
6.Белая береза
Под моим…(окном)
Учитель: прочитайте фамилию поэта.
I.Музыкальное вступление.(аудиозапись) Песня на стихи С. Есенина «Тихо струится роса серебристая».
II. С.А. Есенин… Он был «нежно болен воспоминаньем детства». И в радости, и в печали, куда бы поэта ни забрасывала судьба, его сердце неизменно тянулось к отчему порогу, к родным «рязанским раздольям». Так вышло и в последний год его жизни, когда перед мысленным взором поэта вновь ожили впечатленья далеких дней.
Изба крестьянская.
Хомутный запах дегтя.
Божница старая,
Лампады кроткий свет.
Как хорошо,
Что я сберег те
Все ощущенья детских лет.
Это о селе, где родился и рос он, «мальчик... желтоволосый, с голубыми глазами...». О нём, о своём детстве, о дедушке и бабушке С.А. Есенин вспомнит в октябре 1925 года, последнего года своей жизни, в художественной автобиографии «О себе»:
Родился в 1895 году, 21 сентября, в Рязанской губернии, Рязанского уезда, Кузьминской волости, в селе Константинове.
С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти все мое детство. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку. Потом меня учили плавать. Один дядя (дядя Саша) брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду. Я неумело и испуганно плескал руками, и, пока не захлебывался, только тогда он вытаскивал меня из воды. После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавал по озерам за подстреленными утками. Очень хорошо лазил по деревьям. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах. За озорство меня ругала только одна бабка, а дедушка иногда сам подзадоривал на кулачную. Бабушка любила меня из всей мочи, и нежности ее не было границ. По субботам меня мыли, стригли ногти и гарным маслом гофрили голову, потому что ни один гребень не брал кудрявых волос. Но и масло мало помогало. Всегда я орал благим матом и даже теперь какое-то неприятное чувство имею к субботе.
III. Анализ, восприятие, интерпретация стихотворения С. Есенина «Бабушкины сказки».
Подготовка к восприятию стихотворения.
Внимательно вчитываясь в стихи поэта, в его автобиографические заметки, можно представить удивительнейшие картины его детства, юности, взрослой жизни.
В полутемной горнице — смиренные, все в черном, монашки. Слепцы с посохами в руках. То приглушенно, то отчетливее звучат духовные стихи о прекрасном рае, о сладчайшем Исусе, о светлом госте из града неведомого...
Субботний день. Дедушка с иконописным лицом, одетый по-праздничному, усаживает рядом с собой внука и певучим, чуть с хрипотцой голосом произносит первые слова священной истории...
Лес. Канавистая дорога, отороченная по краям лопухами да пыреем. Где-то там, за высокими деревьями —Радовецкий монастырь. Бабушка ведет малолетнего внука па поклон «перед ликом спасителя». Мальчик, держась за ее палку, едва не падает от усталости, а бабушка приговаривает:
— Иди, иди, ягодка, бог счастье даст.
( Картинка с изображением: бабушка идёт по дороге с маленьким мальчиком)
Чтение стихотворения учителем.
Сегодня мы на уроке познакомимся со стихотворением С. Есенина «Бабушкины сказки». В стихотворении вам встретятся трудные слова:
задворки - /место за дворами, позади изб/
разухабистый - /слишком вольный, развязный/
гурьба - /шумливая группа, ватага /
опостылеть - /очень надоесть/
салазки - /маленькие санки/
А теперь послушаем стихотворение С. Есенина «Бабушкины сказки». Но, слушая, постарайтесь увидеть картины детских лет поэта, которые он нарисовал в стихотворении. А потом вы обязательно расскажете о том, что вам удалось увидеть.(картинка к стихотворению)
БАБУШКИНЫ СКАЗКИ
В зимний вечер по задворкам
Разухабистой гурьбой
По сугробам, по пригоркам
Мы идем, бредем домой.
Опостылеют салазки,
И садимся в два рядка
Слушать бабушкины сказки
Про Ивана-дурака.
И сидим мы, еле дышим.
Время к полночи идет.
Притворимся, что не слышим,
Если мама спать зовет.
Сказки все. Пора в постели...
Но а как теперь уж спать?
И опять мы загалдели,
Начинаем приставать.
Скажет бабушка несмело:
«Что ж сидеть-то до зари?»
Ну, а нам какое дело,—
Говори да говори.
(1915)
3. Устное рисование-восприятие стихотворения учащимися, сопровождаемое выразительным чтением соответствующих строк.
Учитель. Что увидел ты?
– Зима… Морозный закат. Заснеженная деревня. Маленький Сергей с деревенскими ребятишками «разухабистой гурьбой» бредёт домой. Ребята устали! Ещё бы: с обеда пропадать на горке. В руках у них санки. Они теперь такие тяжёлые.
Учитель. – А как в стихотворении об этом сказано? Найдём эти строки и прочтём.
В зимний вечер по задворкам
Разухабистой гурьбой
По сугробам, по пригоркам
Мы идем, бредем домой.
– Как должны звучать эти строки? (Весело, задорно: на это указывают слова «разухабистой гурьбой», «по сугробам, по пригоркам».) Давайте ещё раз прочтём эти весёлые строки о возвращении детей с зимних забав.
Учитель. – Теперь послушаем. Что … увидел, слушая стихотворение?
– А дома Серёжу встречает строгая, но такая добрая, ласковая бабушка. Как много она знает сказок! И как здорово их рассказывает. Вот и сейчас бабушка села поудобнее и тихим, задушевным голосом начинает: «В некотором царстве, в некотором государстве…». А перед нею слушатели сидят «в два рядка» и еле дышат.
Учитель. – Найдите, дети, строки, которые нарисовал …:
Опостылеют салазки,
И садимся в два рядка
Слушать бабушкины сказки
Про Ивана-дурака.
Учитель. – Что ещё вы, ребята, увидели, слушая стихотворение?
– Время к полночи… Мама Серёжи, Татьяна Фёдоровна, вспомнила о времени, что уже поздно, зовёт спать. Но дети притворяются, что не слышат. Им очень интересно слушать и нисколько не хочется в постель.
Учитель. – Это, не правда ли, озорные строчки? Но и самые тихие! Какие слова говорят нам об этом? («еле дышим», «притворимся, что не слышим»).
И сидим мы, еле дышим.
Время к полночи идет.
Притворимся, что не слышим,
Если мама спать зовет.
Учитель. – А что же бабушка? Она, наверно, тоже не хочет в постель, потому что любит детей и любит сказывать им сказки.
А бабушка говорит, что все сказки она уже рассказала. Но никому спать не хочется, а хочется сказку. Все просят бабушку, а она, добрая, неумело сопротивляется: «Что ж сидеть-то до зари?»
Учитель. – Сказки все. Пора в постели. В конце этой строки отточие. Так обозначается умолчание, то есть многозначительный пропуск; с его помощью несказанное приобретает большую значимость, чем если бы это было открыто сказано. Что хотелось поэту, что бы вы додумали и сказали сами? (Все понимают, что уже поздно, нужно отправляться и отправлять детей спать. Но ведь сказка удерживает и детей и взрослых. Поэтому взрослые так снисходительны к непослушанию детей.)
Учитель. – При чтении всё это, что вы додумали, обозначается продолжительной паузой. Пауза, приглашает как бы и слушателя к сотворчеству, т. е. к додумыванию: «Сказки все. Пора в постели…» А после паузы – вопрос, в котором содержится утверждение, ответ. Его недоуменно задают герои стихотворения каждый себе: «Но а как теперь уж спать?» А следующие две строчки – шумные, потому что в них шумные слова: загалдели, начинаем приставать: «И опять мы загалдели,//Начинаем приставать». Они сменяются бабушкиной «несмелой» отговоркой: «Что ж сидеть-то до зари?» Это тоже вопрос. Но в нём не утверждение, а отрицание. Две последние строчки озорные, весёлые: детям, очевидно, удалось уговорить бабушку рассказать ещё одну последнюю сказку: «Ну, а нам какое дело, – Говори да говори».
Прочитаем заключительные строки стихотворения, как мы условились их читать (читают 1 – 2 ученика):
Сказки все. Пора в постели...
Но а как теперь уж спать?
И опять мы загалдели,
Начинаем приставать.
Скажет бабушка несмело:
«Что ж сидеть-то до зари?»
Ну, а нам какое дело,—
Говори да говори.
Учитель. – А теперь послушаем стихотворение полностью. (3-4 ученика)
Обзор выставки (эти книги вы можете взять в школьной библиотеки и познакомиться с другими стихами С.Есенина)
Итог урока. Дети дают самооценку работе на уроке.
7