СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

С именем Пушкина. Жизнь и творчество

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«С именем Пушкина. Жизнь и творчество»

С именем Пушкина.   «ЕСТЬ ПАМЯТЬ ОБО МНЕ…» АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН (1799-1837) — ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ ПОЭТ, РОДОНАЧАЛЬНИК НОВОЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, СОЗДАТЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА. ОКОНЧИЛ ЦАРСКОСЕЛЬСКИЙ ЛИЦЕЙ, ДО КОНЦА ЖИЗНИ БЫЛ ПРЕДАН ДРУЖБЕ СО СВОИМИ ТОВАРИЩАМИ-ЛИЦЕИСТАМИ. ТАЛАНТ ПУШКИНА БЫЛ НАСТОЛЬКО МНОГОГРАННЫМ, ЧТО ПРАКТИЧЕСКИ ВО ВСЕХ СУЩЕСТВУЮЩИХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ЖАНРАХ ОН СУМЕЛ СОЗДАТЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ КЛАССИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, А В НЕКОТОРЫХ — НАСТОЯЩИЕ ШЕДЕВРЫ.

С именем Пушкина. «ЕСТЬ ПАМЯТЬ ОБО МНЕ…»

  • АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН (1799-1837) — ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ ПОЭТ, РОДОНАЧАЛЬНИК НОВОЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, СОЗДАТЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА. ОКОНЧИЛ ЦАРСКОСЕЛЬСКИЙ ЛИЦЕЙ, ДО КОНЦА ЖИЗНИ БЫЛ ПРЕДАН ДРУЖБЕ СО СВОИМИ ТОВАРИЩАМИ-ЛИЦЕИСТАМИ. ТАЛАНТ ПУШКИНА БЫЛ НАСТОЛЬКО МНОГОГРАННЫМ, ЧТО ПРАКТИЧЕСКИ ВО ВСЕХ СУЩЕСТВУЮЩИХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ЖАНРАХ ОН СУМЕЛ СОЗДАТЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ КЛАССИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, А В НЕКОТОРЫХ — НАСТОЯЩИЕ ШЕДЕВРЫ.
Пушкин в живописи  И.Репин «Экзамен в Царском Селе»

Пушкин в живописи И.Репин «Экзамен в Царском Селе»

Пушкин в работах И.Айвазовского

Пушкин в работах И.Айвазовского

Пушкин и соратники по творчеству.

Пушкин и соратники по творчеству.

«Закатилось солнце русской поэзии…»

«Закатилось солнце русской поэзии…»

СМЕРТЬ ПОЭТА  Погиб поэт! — невольник чести — Пал, оклеветанный молвой, С свинцом в груди и жаждой мести, Поникнув гордой головой!.. Не вынесла душа поэта Позора мелочных обид, Восстал он против мнений света Один как прежде... и убит! Убит!.. К чему теперь рыданья, Пустых похвал ненужный хор, И жалкий лепет оправданья: Судьбы свершился приговор. Не вы ль сперва так злобно гнали Его свободный, смелый дар И для потехи раздували Чуть затаившийся пожар? Что ж? веселитесь...— Он мучений Последних вынести не мог: Угас как светоч дивный гений, Увял торжественный венок.
  • СМЕРТЬ ПОЭТА
  • Погиб поэт! — невольник чести —
  • Пал, оклеветанный молвой,
  • С свинцом в груди и жаждой мести,
  • Поникнув гордой головой!..
  • Не вынесла душа поэта
  • Позора мелочных обид,
  • Восстал он против мнений света
  • Один как прежде... и убит!
  • Убит!.. К чему теперь рыданья,
  • Пустых похвал ненужный хор,
  • И жалкий лепет оправданья:
  • Судьбы свершился приговор.
  • Не вы ль сперва так злобно гнали
  • Его свободный, смелый дар
  • И для потехи раздували
  • Чуть затаившийся пожар?
  • Что ж? веселитесь...— Он мучений
  • Последних вынести не мог:
  • Угас как светоч дивный гений,
  • Увял торжественный венок.
С ДЕТСТВА СОЧИНЯЛ СТИХИ. ВОСПРИНЯЛ И ТВОРЧЕСКИ ПЕРЕРАБОТАЛ В СВОЕМ ТВОРЧЕСТВЕ НАСЛЕДИЕ АНТИЧНОЙ, ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ И РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, А ТАКЖЕ РУССКОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. ЕГО РОМАН В СТИХАХ «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» БЫЛ НАЗВАН «ЭНЦИКЛОПЕДИЕЙ РУССКОЙ ЖИЗНИ», ГРАЖДАНСКАЯ И ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА — ОБРАЗЕЦ ПОЭЗИИ САМОЙ ВЫСОКОЙ ПРОБЫ; ПОЭМЫ «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА», «ПОЛТАВА», «МЕДНЫЙ ВСАДНИК», ЦИКЛ «МАЛЕНЬКИХ ТРАГЕДИЙ» ОТЛИЧАЮТСЯ СОВЕРШЕНСТВОМ ФОРМОЙ И СОДЕРЖАНИЯ; ТРАГЕДИЯ «БОРИС ГОДУНОВ» ЗАТРАГИВАЕТ САМЫЕ ЖИВОТРЕПЕЩУЩИЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОЙ ВЛАСТИ; В ПОВЕСТИ «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА» ХУДОЖЕСТВЕННО ПРЕЛОМЛЯЮТСЯ ТРАГИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ ВОССТАНИЯ ПУГАЧЕВА. САМАЯ ПЕРВАЯ КНИЖКА РЕБЕНКА, ДЛЯ КОТОРОГО РУССКИЙ ЯЗЫК ЯВЛЯЕТСЯ РОДНЫМ — ЭТО «СКАЗКИ ПУШКИНА»; УЖЕ СО ВТОРОГО ЧТЕНИЯ ОНИ ЛЕГКО ЗАПОМИНАЮТСЯ И УЖЕ НИКОГДА НЕ ЗАБУДУТСЯ. ТАКОВА СИЛА ТАЛАНТА ПУШКИНА.
  • С ДЕТСТВА СОЧИНЯЛ СТИХИ. ВОСПРИНЯЛ И ТВОРЧЕСКИ ПЕРЕРАБОТАЛ В СВОЕМ ТВОРЧЕСТВЕ НАСЛЕДИЕ АНТИЧНОЙ, ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ И РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, А ТАКЖЕ РУССКОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. ЕГО РОМАН В СТИХАХ «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» БЫЛ НАЗВАН «ЭНЦИКЛОПЕДИЕЙ РУССКОЙ ЖИЗНИ», ГРАЖДАНСКАЯ И ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА — ОБРАЗЕЦ ПОЭЗИИ САМОЙ ВЫСОКОЙ ПРОБЫ; ПОЭМЫ «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА», «ПОЛТАВА», «МЕДНЫЙ ВСАДНИК», ЦИКЛ «МАЛЕНЬКИХ ТРАГЕДИЙ» ОТЛИЧАЮТСЯ СОВЕРШЕНСТВОМ ФОРМОЙ И СОДЕРЖАНИЯ; ТРАГЕДИЯ «БОРИС ГОДУНОВ» ЗАТРАГИВАЕТ САМЫЕ ЖИВОТРЕПЕЩУЩИЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОЙ ВЛАСТИ; В ПОВЕСТИ «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА» ХУДОЖЕСТВЕННО ПРЕЛОМЛЯЮТСЯ ТРАГИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ ВОССТАНИЯ ПУГАЧЕВА. САМАЯ ПЕРВАЯ КНИЖКА РЕБЕНКА, ДЛЯ КОТОРОГО РУССКИЙ ЯЗЫК ЯВЛЯЕТСЯ РОДНЫМ — ЭТО «СКАЗКИ ПУШКИНА»; УЖЕ СО ВТОРОГО ЧТЕНИЯ ОНИ ЛЕГКО ЗАПОМИНАЮТСЯ И УЖЕ НИКОГДА НЕ ЗАБУДУТСЯ. ТАКОВА СИЛА ТАЛАНТА ПУШКИНА.
УСАДЬБА В БОЛДИНО ПУШКИНСКИЕ ГОРЫ. ДОМИК НА ПОКЛОННОЙ ГОРЕ

УСАДЬБА В БОЛДИНО

ПУШКИНСКИЕ ГОРЫ. ДОМИК НА ПОКЛОННОЙ ГОРЕ

АЛЛЕЯ В МИХАЙЛОВСКОМ ВИДЫ БОЛДИНО АЛЛЕЯ А.П.КЕРН

АЛЛЕЯ В МИХАЙЛОВСКОМ

ВИДЫ БОЛДИНО

АЛЛЕЯ А.П.КЕРН

ВУЛЬФ, СОСЕДЕЙ А. С. ПУШКИНА  МИХАЙЛОВСКОЕ МИХАЙЛОВСКОЕ. РОДОВАЯ УСАДЬБА ПУШКИНЫХ.  СВЯТОГОРСКИЙ МОНАСТЫРЬ  МОГИЛА А. С. ПУШКИНА  КОГДА УМЕР ПУШКИН, ЖУКОВСКИЙ СКАЗАЛ: «ЗАКАТИЛОСЬ СОЛНЦЕ РУССКОЙ ПОЭЗИИ».  ТРИГОРСКОЕ. ИМЕНИЕ ОСИПОВЫХ-

ВУЛЬФ, СОСЕДЕЙ А. С. ПУШКИНА

МИХАЙЛОВСКОЕ

МИХАЙЛОВСКОЕ. РОДОВАЯ УСАДЬБА ПУШКИНЫХ.

СВЯТОГОРСКИЙ МОНАСТЫРЬ

МОГИЛА А. С. ПУШКИНА

КОГДА УМЕР ПУШКИН, ЖУКОВСКИЙ СКАЗАЛ:

«ЗАКАТИЛОСЬ СОЛНЦЕ РУССКОЙ ПОЭЗИИ».

ТРИГОРСКОЕ. ИМЕНИЕ ОСИПОВЫХ-

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ ПАМЯТНИК А С. ПУШКИНУ. 1957 СКУЛЬПТОР М. К. АНИКУШИН МОСКВА. ПАМЯТНИК А.С.ПУШКИНУ 1880 СКУЛЬПТОР.. А.М.ОПЕКУШИН ПАМЯТНИК А.С.ПУШКИНУ В БОЛДИНО А. С. ПУШКИНУ УСТАНОВЛЕН В ЧЕСТЬ 200- ЛЕТИЯ ПОЭТА. ПАМЯТНИК А.С.ПУШКИНУ В ТВЕРИ
  • САНКТ-ПЕТЕРБУРГ ПАМЯТНИК А С. ПУШКИНУ. 1957 СКУЛЬПТОР М. К. АНИКУШИН
  • МОСКВА. ПАМЯТНИК А.С.ПУШКИНУ 1880 СКУЛЬПТОР.. А.М.ОПЕКУШИН
  • ПАМЯТНИК А.С.ПУШКИНУ В БОЛДИНО А. С. ПУШКИНУ УСТАНОВЛЕН В ЧЕСТЬ 200- ЛЕТИЯ ПОЭТА.
  • ПАМЯТНИК А.С.ПУШКИНУ В ТВЕРИ
ПАМЯТНИК А.С.ПУШКИНУ В ОДЕССЕ  ПАМЯТНИК В ОДЕССЕ. НА ПУШКИНСКОЙ УЛИЦЕ
  • ПАМЯТНИК А.С.ПУШКИНУ В ОДЕССЕ
  • ПАМЯТНИК В ОДЕССЕ. НА ПУШКИНСКОЙ УЛИЦЕ
АРИНА РОДИОНОВНА Е.К.ВОРОНЦОВА А.П.КЕРН М.Н.ВОЛКОНСКАЯ Н.Н.ГОНЧАРОВА
  • АРИНА РОДИОНОВНА
  • Е.К.ВОРОНЦОВА
  • А.П.КЕРН
  • М.Н.ВОЛКОНСКАЯ
  • Н.Н.ГОНЧАРОВА
СКАЗКИ А.С.ПУШКИНА  «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ» ИЛЛЮСТРАЦИЯ В. МИЛАШЕВСКОГО К «СКАЗКЕ О РЫБАКЕ И РЫБКЕ». «ЖИЛ СТАРИК СО СВОЕЮ СТАРУХОЙ У САМОГО СИНЕГО МОРЯ; ОНИ ЖИЛИ В ВЕТХОЙ ЗЕМЛЯНКЕ РОВНО ТРИДЦАТЬ ЛЕТ И ТРИ ГОДА. СТАРИК ЛОВИЛ НЕВОДОМ РЫБУ, СТАРУХА ПРЯЛА СВОЮ ПРЯЖУ».  «ВОРОТИЛСЯ СТАРИК КО СТАРУХЕ. ЧТО Ж ОН ВИДИТ? ВЫСОКИЙ ТЕРЕМ. НА КРЫЛЬЦЕ СТОИТ ЕГО СТАРУХА В ДОРОГОЙ СОБОЛЬЕЙ ДУШЕГРЕЙКЕ, ПАРЧОВАЯ НА МАКОВКЕ КИЧКА, ЖЕМЧУГИ ОГРУЗИЛИ ШЕЮ, НА РУКАХ ЗОЛОТЫЕ ПЕРСТНИ, НА НОГАХ КРАСНЫЕ САПОЖКИ. ПЕРЕД НЕЮ УСЕРДНЫЕ СЛУГИ; ОНА БЬЕТ ИХ, ЗА ЧУПРУН ТАСКАЕТ».

СКАЗКИ А.С.ПУШКИНА «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ»

  • ИЛЛЮСТРАЦИЯ В. МИЛАШЕВСКОГО К «СКАЗКЕ О РЫБАКЕ И РЫБКЕ».

«ЖИЛ СТАРИК СО СВОЕЮ СТАРУХОЙ

У САМОГО СИНЕГО МОРЯ;

ОНИ ЖИЛИ В ВЕТХОЙ ЗЕМЛЯНКЕ

РОВНО ТРИДЦАТЬ ЛЕТ И ТРИ ГОДА.

СТАРИК ЛОВИЛ НЕВОДОМ РЫБУ,

СТАРУХА ПРЯЛА СВОЮ ПРЯЖУ».

«ВОРОТИЛСЯ СТАРИК КО СТАРУХЕ.

ЧТО Ж ОН ВИДИТ? ВЫСОКИЙ ТЕРЕМ.

НА КРЫЛЬЦЕ СТОИТ ЕГО СТАРУХА

В ДОРОГОЙ СОБОЛЬЕЙ ДУШЕГРЕЙКЕ,

ПАРЧОВАЯ НА МАКОВКЕ КИЧКА,

ЖЕМЧУГИ ОГРУЗИЛИ ШЕЮ,

НА РУКАХ ЗОЛОТЫЕ ПЕРСТНИ,

НА НОГАХ КРАСНЫЕ САПОЖКИ.

ПЕРЕД НЕЮ УСЕРДНЫЕ СЛУГИ;

ОНА БЬЕТ ИХ, ЗА ЧУПРУН ТАСКАЕТ».

«СКАЗКА О ЗОЛОТОМ ПЕТУШКЕ» 1. ЖИЛ-БЫЛ СЛАВНЫЙ ЦАРЬ ДАДОН. СМОЛОДУ БЫЛ ГРОЗЕН ОН И СОСЕДЯМ ТО И ДЕЛО НАНОСИЛ ОБИДЫ СМЕЛО; НО ПОД СТАРОСТЬ ЗАХОТЕЛ ОТДОХНУТЬ ОТ РАТНЫХ ДЕЛ И ПОКОЙ СЕБЕ УСТРОИТЬ.  2. ИЛЛЮСТРАЦИЯ В. А. МИЛАШЕВСКОГО К «СКАЗКЕ О ЗОЛОТОМ ПЕТУШКЕ». «ПЕТУШОК С ВЫСОКОЙ СПИЦЫ СТАЛ СТЕРЕЧЬ ЕГО ГРАНИЦЫ. ЧУТЬ ОПАСНОСТЬ ГДЕ ВИДНА, ВЕРНЫЙ СТОРОЖ КАК СО СНА ШЕВЕЛЬНЕТСЯ, ВСТРЕПЕНЕТСЯ, К ТОЙ СТОРОНКЕ ОБЕРНЕТСЯ И КРИЧИТ:

«СКАЗКА О ЗОЛОТОМ ПЕТУШКЕ»

1. ЖИЛ-БЫЛ СЛАВНЫЙ ЦАРЬ ДАДОН.

СМОЛОДУ БЫЛ ГРОЗЕН ОН

И СОСЕДЯМ ТО И ДЕЛО

НАНОСИЛ ОБИДЫ СМЕЛО;

НО ПОД СТАРОСТЬ ЗАХОТЕЛ

ОТДОХНУТЬ ОТ РАТНЫХ ДЕЛ

И ПОКОЙ СЕБЕ УСТРОИТЬ.

2. ИЛЛЮСТРАЦИЯ В. А. МИЛАШЕВСКОГО К «СКАЗКЕ О ЗОЛОТОМ ПЕТУШКЕ».

«ПЕТУШОК С ВЫСОКОЙ СПИЦЫ

СТАЛ СТЕРЕЧЬ ЕГО ГРАНИЦЫ.

ЧУТЬ ОПАСНОСТЬ ГДЕ ВИДНА,

ВЕРНЫЙ СТОРОЖ КАК СО СНА

ШЕВЕЛЬНЕТСЯ, ВСТРЕПЕНЕТСЯ,

К ТОЙ СТОРОНКЕ ОБЕРНЕТСЯ

И КРИЧИТ: "КИРИ-КУ-КУ.

ЦАРСТВУЙ, ЛЕЖА НА БОКУ!"

И СОСЕДИ ПРИСМИРЕЛИ,

ВОЕВАТЬ УЖЕ НЕ СМЕЛИ:

ТАКОВОЙ ИМ ЦАРЬ ДАДОН

ДАЛ ОТПОР СО ВСЕХ СТОРОН!»

Сказка о золотом петушке.  ВОЙСКО В ГОРЫ ЦАРЬ ПРИВОДИТ И ПРОМЕЖ ВЫСОКИХ ГОР ВИДИТ ШЁЛКОВЫЙ ШАТЁР.  Вдруг шатёр Распахнулся... и девица, Шамаханская царица, Вся сияя как заря, Тихо встретила царя. Вот мудрец перед Дадоном Стал и вынул из мешка Золотого петушка. Царь к окошку, — ан на спице, Видит, бьётся петушок, Обратившись на восток.

Сказка о золотом петушке.

ВОЙСКО В ГОРЫ ЦАРЬ ПРИВОДИТ

И ПРОМЕЖ ВЫСОКИХ ГОР

ВИДИТ ШЁЛКОВЫЙ ШАТЁР.

Вдруг шатёр

Распахнулся... и девица,

Шамаханская царица,

Вся сияя как заря,

Тихо встретила царя.

Вот мудрец перед Дадоном

Стал и вынул из мешка

Золотого петушка.

Царь к окошку, — ан на спице,

Видит, бьётся петушок,

Обратившись на восток.

«СКАЗКА О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И СЕМИ БОГАТЫРЯХ»  1. ИЛЛЮСТРАЦИЯ В. КОНАШЕВИЧА . «И ЦАРЕВНА К НИМ СОШЛА, ЧЕСТЬ ХОЗЯЯМ ОТДАЛА…» 2. ИЛЛЮСТРАЦИЯ В. МИЛАШЕВСКОГО. «К КРАСНУ СОЛНЦУ НАКОНЕЦ ОБРАТИЛСЯ МОЛОДЕЦ. 3. ИЛЛЮСТРАЦИЯ В. КОНАШЕВИЧА . «СОТВОРИВ ОБРЯД ПЕЧАЛЬНЫЙ, ВОТ ОНИ ВО ГРОБ ХРУСТАЛЬНЫЙ ТРУП ЦАРЕВНЫ МОЛОДОЙ ПОЛОЖИЛИ -- И ТОЛПОЙ ПОНЕСЛИ В ПУСТУЮ ГОРУ, И В ПОЛУНОЧНУЮ ПОРУ ГРОБ ЕЕ К ШЕСТИ СТОЛБАМ НА ЦЕПЯХ ЧУГУННЫХ ТАМ ОСТОРОЖНО ПРИВИНТИЛИ, И РЕШЕТКОЙ ОГРАДИЛИ...»

«СКАЗКА О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И СЕМИ БОГАТЫРЯХ»

1. ИЛЛЮСТРАЦИЯ В. КОНАШЕВИЧА .

«И ЦАРЕВНА К НИМ СОШЛА,

ЧЕСТЬ ХОЗЯЯМ ОТДАЛА…»

2. ИЛЛЮСТРАЦИЯ В. МИЛАШЕВСКОГО.

«К КРАСНУ СОЛНЦУ НАКОНЕЦ

ОБРАТИЛСЯ МОЛОДЕЦ.

3. ИЛЛЮСТРАЦИЯ В. КОНАШЕВИЧА .

«СОТВОРИВ ОБРЯД ПЕЧАЛЬНЫЙ,

ВОТ ОНИ ВО ГРОБ ХРУСТАЛЬНЫЙ

ТРУП ЦАРЕВНЫ МОЛОДОЙ

ПОЛОЖИЛИ -- И ТОЛПОЙ

ПОНЕСЛИ В ПУСТУЮ ГОРУ,

И В ПОЛУНОЧНУЮ ПОРУ

ГРОБ ЕЕ К ШЕСТИ СТОЛБАМ

НА ЦЕПЯХ ЧУГУННЫХ ТАМ

ОСТОРОЖНО ПРИВИНТИЛИ,

И РЕШЕТКОЙ ОГРАДИЛИ...»

 «СКАЗКА О ПОПЕ И РАБОТНИКЕ ЕГО БАЛДЕ» ИЛЛЮСТРАЦИЯ В. МИЛАШЕВСКОГО К «СКАЗКЕ О ПОПЕ И О РАБОТНИКЕ ЕГО БАЛДЕ». «БАЛДА ГОВОРИТ: «БУДУ СЛУЖИТЬ ТЕБЕ СЛАВНО, УСЕРДНО И ОЧЕНЬ ИСПРАВНО, В ГОД ЗА ТРИ ЩЕЛКА ТЕБЕ ПО ЛБУ, ЕСТЬ ЖЕ МНЕ ДАВАЙ ВАРЕНУЮ ПОЛБУ». ПРИЗАДУМАЛСЯ ПОП, СТАЛ СЕБЕ ПОЧЕСЫВАТЬ ЛОБ. ЩЕЛК ЩЕЛКУ ВЕДЬ РОЗЬ. ДА ПОНАДЕЯЛСЯ ОН НА РУССКИЙ АВОСЬ».

«СКАЗКА О ПОПЕ И РАБОТНИКЕ ЕГО БАЛДЕ»

  • ИЛЛЮСТРАЦИЯ В. МИЛАШЕВСКОГО К «СКАЗКЕ О ПОПЕ И О РАБОТНИКЕ ЕГО БАЛДЕ».

«БАЛДА ГОВОРИТ: «БУДУ СЛУЖИТЬ ТЕБЕ СЛАВНО,

УСЕРДНО И ОЧЕНЬ ИСПРАВНО,

В ГОД ЗА ТРИ ЩЕЛКА ТЕБЕ ПО ЛБУ,

ЕСТЬ ЖЕ МНЕ ДАВАЙ ВАРЕНУЮ ПОЛБУ».

ПРИЗАДУМАЛСЯ ПОП,

СТАЛ СЕБЕ ПОЧЕСЫВАТЬ ЛОБ.

ЩЕЛК ЩЕЛКУ ВЕДЬ РОЗЬ.

ДА ПОНАДЕЯЛСЯ ОН НА РУССКИЙ АВОСЬ».

«СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ И СЫНЕ ЕГО ГВИДОНЕ»  ВСЕ МЫ ЛЮБИМ НЕ ТОЛЬКО ЧИТАТЬ, НО И СМОТРЕТЬ СКАЗКИ ПУШКИНА, И В ЭТОМ НАМ ВСЕГДА ПОМОГАЮТ ХУДОЖНИКИ-МУЛЬТИПЛИКАТОРЫ. «СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ» ОЖИЛА БЛАГОДАРЯ ПРЕКРАСНОЙ РАБОТЕ РЕЖИССЕРА ИВАНА ИВАНОВА-ВАНО.

«СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ И СЫНЕ ЕГО ГВИДОНЕ»

  • ВСЕ МЫ ЛЮБИМ НЕ ТОЛЬКО ЧИТАТЬ, НО И СМОТРЕТЬ СКАЗКИ ПУШКИНА, И В ЭТОМ НАМ ВСЕГДА ПОМОГАЮТ ХУДОЖНИКИ-МУЛЬТИПЛИКАТОРЫ. «СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ» ОЖИЛА БЛАГОДАРЯ ПРЕКРАСНОЙ РАБОТЕ РЕЖИССЕРА ИВАНА ИВАНОВА-ВАНО.
ИЛЛЮСТРАЦИЯ В. М. МИЛАШЕВСКОГО . «ВОТ ОТКРЫЛ ЦАРЕВИЧ ОЧИ; ОТРЯСАЯ ГРЕЗЫ НОЧИ И ДИВЯСЬ, ПЕРЕД СОБОЙ ВИДИТ ГОРОД ОН БОЛЬШОЙ, СТЕНЫ С ЧАСТЫМИ ЗУБЦАМИ, И ЗА БЕЛЫМИ СТЕНАМИ БЛЕЩУТ МАКОВКИ ЦЕРКВЕЙ И СВЯТЫХ МОНАСТЫРЕЙ».

ИЛЛЮСТРАЦИЯ В. М. МИЛАШЕВСКОГО .

«ВОТ ОТКРЫЛ ЦАРЕВИЧ ОЧИ;

ОТРЯСАЯ ГРЕЗЫ НОЧИ

И ДИВЯСЬ, ПЕРЕД СОБОЙ

ВИДИТ ГОРОД ОН БОЛЬШОЙ,

СТЕНЫ С ЧАСТЫМИ ЗУБЦАМИ,

И ЗА БЕЛЫМИ СТЕНАМИ

БЛЕЩУТ МАКОВКИ ЦЕРКВЕЙ

И СВЯТЫХ МОНАСТЫРЕЙ».

"Кабы я была царица, —

Третья молвила сестрица, —

Я б для батюшки-царя

Родила богатыря".

ИЛЛЮСТРАЦИЯ И. Я. БИЛИБИНА . «ОЙ ВЫ, ГОСТИ-ГОСПОДА, ДОЛГО ЛЬ ЕЗДИЛИ? КУДА? ЛАДНО ЛЬ ЗА МОРЕМ, ИЛЬ ХУДО? И КАКОЕ В СВЕТЕ ЧУДО? КОРАБЕЛЬЩИКИ В ОТВЕТ: «МЫ ОБЪЕХАЛИ ВЕСЬ СВЕТ; ЗА МОРЕМ ЖИТЬЕ НЕ ХУДО, В СВЕТЕ Ж ВОТ КАКОЕ ЧУДО».  ИЛЛЮСТРАЦИЯ В. А. МИЛАШЕВСКОГО . «ЕЛЬ РАСТЕТ ПЕРЕД ДВОРЦОМ, А ПОД НЕЙ ХРУСТАЛЬНЫЙ ДОМ; БЕЛКА ТАМ ЖИВЕТ РУЧНАЯ, ДА ЗАТЕЙНИЦА КАКАЯ! БЕЛКА ПЕСЕНКИ ПОЕТ, ДА ОРЕШКИ ВСЁ ГРЫЗЕТ, А ОРЕШКИ НЕ ПРОСТЫЕ, ВСЁ СКОРЛУПКИ ЗОЛОТЫЕ, ЯДРА — ЧИСТЫЙ ИЗУМРУД; СЛУГИ БЕЛКУ СТЕРЕГУТ».
  • ИЛЛЮСТРАЦИЯ И. Я. БИЛИБИНА .

«ОЙ ВЫ, ГОСТИ-ГОСПОДА,

ДОЛГО ЛЬ ЕЗДИЛИ? КУДА?

ЛАДНО ЛЬ ЗА МОРЕМ, ИЛЬ ХУДО?

И КАКОЕ В СВЕТЕ ЧУДО?

КОРАБЕЛЬЩИКИ В ОТВЕТ:

«МЫ ОБЪЕХАЛИ ВЕСЬ СВЕТ;

ЗА МОРЕМ ЖИТЬЕ НЕ ХУДО,

В СВЕТЕ Ж ВОТ КАКОЕ ЧУДО».

  • ИЛЛЮСТРАЦИЯ В. А. МИЛАШЕВСКОГО .

«ЕЛЬ РАСТЕТ ПЕРЕД ДВОРЦОМ,

А ПОД НЕЙ ХРУСТАЛЬНЫЙ ДОМ;

БЕЛКА ТАМ ЖИВЕТ РУЧНАЯ,

ДА ЗАТЕЙНИЦА КАКАЯ!

БЕЛКА ПЕСЕНКИ ПОЕТ,

ДА ОРЕШКИ ВСЁ ГРЫЗЕТ,

А ОРЕШКИ НЕ ПРОСТЫЕ,

ВСЁ СКОРЛУПКИ ЗОЛОТЫЕ,

ЯДРА — ЧИСТЫЙ ИЗУМРУД;

СЛУГИ БЕЛКУ СТЕРЕГУТ».

 «СТАЛ ГЛЯДЕТЬ ОН; МОРЕ ВДРУГ ВСКОЛЫХАЛОСЯ ВОКРУГ, РАСПЛЕСКАЛОСЬ В ШУМНОМ БЕГЕ И ОСТАВИЛО НА БРЕГЕ ТРИДЦАТЬ ТРИ БОГАТЫРЯ; В ЧЕШУЕ, КАК ЖАР ГОРЯ, ИДУТ ВИТЯЗИ ЧЕТАМИ, И, БЛИСТАЯ СЕДИНАМИ, ДЯДЬКА ВПЕРЕДИ ИДЕТ И КО ГРАДУ ИХ ВЕДЕТ».  «МЕСЯЦ ПОД КОСОЙ БЛЕСТИТ, А ВО ЛБУ ЗВЕЗДА ГОРИТ; А САМА-ТО ВЕЛИЧАВА, ВЫСТУПАЕТ, БУДТО ПАВА; А КАК РЕЧЬ-ТО ГОВОРИТ, СЛОВНО РЕЧЕНЬКА ЖУРЧИТ. КНЯЗЬ ЦАРЕВНУ ОБНИМАЕТ, К БЕЛОЙ ГРУДИ ПРИЖИМАЕТ И ВЕДЕТ ЕЕ СКОРЕЙ К МИЛОЙ МАТУШКЕ СВОЕЙ».
  • «СТАЛ ГЛЯДЕТЬ ОН; МОРЕ ВДРУГ
  • ВСКОЛЫХАЛОСЯ ВОКРУГ,
  • РАСПЛЕСКАЛОСЬ В ШУМНОМ БЕГЕ
  • И ОСТАВИЛО НА БРЕГЕ
  • ТРИДЦАТЬ ТРИ БОГАТЫРЯ;
  • В ЧЕШУЕ, КАК ЖАР ГОРЯ,
  • ИДУТ ВИТЯЗИ ЧЕТАМИ,
  • И, БЛИСТАЯ СЕДИНАМИ,
  • ДЯДЬКА ВПЕРЕДИ ИДЕТ
  • И КО ГРАДУ ИХ ВЕДЕТ».
  • «МЕСЯЦ ПОД КОСОЙ БЛЕСТИТ,
  • А ВО ЛБУ ЗВЕЗДА ГОРИТ;
  • А САМА-ТО ВЕЛИЧАВА,
  • ВЫСТУПАЕТ, БУДТО ПАВА;
  • А КАК РЕЧЬ-ТО ГОВОРИТ,
  • СЛОВНО РЕЧЕНЬКА ЖУРЧИТ.
  • КНЯЗЬ ЦАРЕВНУ ОБНИМАЕТ,
  • К БЕЛОЙ ГРУДИ ПРИЖИМАЕТ
  • И ВЕДЕТ ЕЕ СКОРЕЙ
  • К МИЛОЙ МАТУШКЕ СВОЕЙ».
«РУСЛАН И ЛЮДМИЛА»  МОЛОДОЙ СЛОВЕСНОСТЬЮ ПУШКИН ОСОЗНАЕТСЯ КАК ПРИЗНАННЫЙ ЛИДЕР. ИТОГОМ ЭТИХ ЛЕТ СТАЛА ПОЭМА «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА» (ОТДЕЛЬНЫМ ИЗДАНИЕМ ОПУБЛИКОВАНА В НАЧАЛЕ АВГУСТА 1820), ЯВИВШАЯСЯ ИСПОЛНЕНИЕМ ПОЭТИЧЕСКОГО ЗАКАЗА ЭПОХИ, НАД КОТОРЫМ ТЩЕТНО БИЛИСЬ ЖУКОВСКИЙ И БАТЮШКОВ. В ПОЭМЕ НЕПРИНУЖДЕННО СОЧЕТАЮТСЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕРОИКА, ЭЛЕГИЧЕСКАЯ МЕЛАНХОЛИЯ, ФРИВОЛЬНОСТЬ, НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОЛОРИТ, ФАНТАЗИЯ И ЮМОР; «МЕЛОЧЬ» КАРАМЗИНИСТОВ ОБРЕТАЕТ МАСШТАБЫ ЭПОСА, А «ПРОТЕИЧЕСКИЙ» ДАР ПОЗВОЛЯЕТ ВЕСТИ РАССКАЗ С НЕМЫСЛИМОЙ СТИЛИСТИЧЕСКОЙ СВОБОДОЙ. ЖУКОВСКИЙ СРАЗУ ПО ПРОЧТЕНИИ ПОЭМЫ ПРИЗНАЕТ В ПУШКИНЕ «ПОБЕДИТЕЛЯ-УЧЕНИКА», А ПРОЗВУЧАВШИЕ ПОЗДНЕЕ УПРЕКИ НЕ ОТМЕНЯЮТ ОГРОМНОГО УСПЕХА.

«РУСЛАН И ЛЮДМИЛА»

  • МОЛОДОЙ СЛОВЕСНОСТЬЮ ПУШКИН ОСОЗНАЕТСЯ КАК ПРИЗНАННЫЙ ЛИДЕР. ИТОГОМ ЭТИХ ЛЕТ СТАЛА ПОЭМА «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА» (ОТДЕЛЬНЫМ ИЗДАНИЕМ ОПУБЛИКОВАНА В НАЧАЛЕ АВГУСТА 1820), ЯВИВШАЯСЯ ИСПОЛНЕНИЕМ ПОЭТИЧЕСКОГО ЗАКАЗА ЭПОХИ, НАД КОТОРЫМ ТЩЕТНО БИЛИСЬ ЖУКОВСКИЙ И БАТЮШКОВ.
  • В ПОЭМЕ НЕПРИНУЖДЕННО СОЧЕТАЮТСЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕРОИКА, ЭЛЕГИЧЕСКАЯ МЕЛАНХОЛИЯ, ФРИВОЛЬНОСТЬ, НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОЛОРИТ, ФАНТАЗИЯ И ЮМОР; «МЕЛОЧЬ» КАРАМЗИНИСТОВ ОБРЕТАЕТ МАСШТАБЫ ЭПОСА, А «ПРОТЕИЧЕСКИЙ» ДАР ПОЗВОЛЯЕТ ВЕСТИ РАССКАЗ С НЕМЫСЛИМОЙ СТИЛИСТИЧЕСКОЙ СВОБОДОЙ. ЖУКОВСКИЙ СРАЗУ ПО ПРОЧТЕНИИ ПОЭМЫ ПРИЗНАЕТ В ПУШКИНЕ «ПОБЕДИТЕЛЯ-УЧЕНИКА», А ПРОЗВУЧАВШИЕ ПОЗДНЕЕ УПРЕКИ НЕ ОТМЕНЯЮТ ОГРОМНОГО УСПЕХА.
У лукоморья дуб зеленый; Златая цепь на дубе том: И днем и ночью кот ученый Всё ходит по цепи кругом; Идет направо — песнь заводит, Налево — сказку говорит.  Там чудеса: там леший бродит, Русалка на ветвях сидит; Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей; Избушка там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей; Там лес и дол видений полны; Там о заре прихлынут волны На брег песчаный и пустой, И тридцать витязей прекрасных Чредой из вод выходят ясных, И с ними дядька их морской;  Там королевич мимоходом Пленяет грозного царя; Там в облаках перед народом Через леса, через моря Колдун несет богатыря; В темнице там царевна тужит, А бурый волк ей верно служит; Там ступа с Бабою Ягой Идет, бредет сама собой; Там царь Кащей над златом чахнет; Там русской дух... там Русью пахнет! И там я был, и мед я пил; У моря видел дуб зеленый; Под ним сидел, и кот ученый Свои мне сказки говорил. Одну я помню: сказку эту Поведаю теперь я свету...

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Всё ходит по цепи кругом;

Идет направо — песнь заводит,

Налево — сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей;

Там лес и дол видений полны;

Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской;

Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя;

Там в облаках перед народом

Через леса, через моря

Колдун несет богатыря;

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит;

Там ступа с Бабою Ягой

Идет, бредет сама собой;

Там царь Кащей над златом чахнет;

Там русской дух... там Русью пахнет!

И там я был, и мед я пил;

У моря видел дуб зеленый;

Под ним сидел, и кот ученый

Свои мне сказки говорил.

Одну я помню: сказку эту

Поведаю теперь я свету...

 «ПОВЕСТИ И.П.БЕЛКИНА»  ИЛЛЮСТРАЦИЯ В.А. МИЛАШЕВСКОГО К ПОВЕСТИ А.С. ПУШКИНА «МЕТЕЛЬ».  «ВОРОТА ЗАСКРЫПЕЛИ; ПАРЕНЬ ВЫШЕЛ С ДУБИНОЮ, И ПОШЕЛ ВПЕРЕД ТО УКАЗЫВАЯ, ТО ОТЫСКИВАЯ ДОРОГУ, ЗАНЕСЕННУЮ СНЕГОВЫМИ СУГРОБАМИ. «КОТОРЫЙ ЧАС?», — СПРОСИЛ ЕГО ВЛАДИМИР. «ДА УЖ СКОРО РАССВЕНЕТ», — ОТВЕЧАЛ МОЛОДОЙ МУЖИК. ВЛАДИМИР НЕ ГОВОРИЛ УЖЕ НИ СЛОВА. ПЕЛИ ПЕТУХИ И БЫЛО УЖЕ СВЕТЛО, КАК ДОСТИГЛИ ОНИ ЖАДРИНА. ЦЕРКОВЬ БЫЛА ЗАПЕРТА».  ИЛЛЮСТРАЦИЯ В.А. МИЛАШЕВСКОГО К ПОВЕСТИ А.С. ПУШКИНА «ГРОБОВЩИК».

«ПОВЕСТИ И.П.БЕЛКИНА»

  • ИЛЛЮСТРАЦИЯ В.А. МИЛАШЕВСКОГО К ПОВЕСТИ А.С. ПУШКИНА «МЕТЕЛЬ».
  • «ВОРОТА ЗАСКРЫПЕЛИ; ПАРЕНЬ ВЫШЕЛ С ДУБИНОЮ, И ПОШЕЛ ВПЕРЕД ТО УКАЗЫВАЯ, ТО ОТЫСКИВАЯ ДОРОГУ, ЗАНЕСЕННУЮ СНЕГОВЫМИ СУГРОБАМИ. «КОТОРЫЙ ЧАС?», — СПРОСИЛ ЕГО ВЛАДИМИР. «ДА УЖ СКОРО РАССВЕНЕТ», — ОТВЕЧАЛ МОЛОДОЙ МУЖИК. ВЛАДИМИР НЕ ГОВОРИЛ УЖЕ НИ СЛОВА. ПЕЛИ ПЕТУХИ И БЫЛО УЖЕ СВЕТЛО, КАК ДОСТИГЛИ ОНИ ЖАДРИНА. ЦЕРКОВЬ БЫЛА ЗАПЕРТА».
  • ИЛЛЮСТРАЦИЯ В.А. МИЛАШЕВСКОГО К ПОВЕСТИ А.С. ПУШКИНА «ГРОБОВЩИК».
ИЛЛЮСТРАЦИЯ В.А. МИЛАШЕВСКОГО К ПОВЕСТИ А.С. ПУШКИНА «СТАНЦИОННЫЙ СМОТРИТЕЛЬ».  «БЕДНЫЙ СМОТРИТЕЛЬ НЕ ПОНИМАЛ, КАКИМ ОБРАЗОМ МОГ ОН САМ ПОЗВОЛИТЬ СВОЕЙ ДУНЕ ЕХАТЬ ВМЕСТЕ С ГУСАРОМ, КАК НАШЛО НА НЕГО ОСЛЕПЛЕНИЕ, И ЧТО ТОГДА БЫЛО С ЕГО РАЗУМОМ».   ИЛЛЮСТРАЦИЯ В.А. МИЛАШЕВСКОГО К ПОВЕСТИ А. С. ПУШКИНА «ВЫСТРЕЛ».  «ГЛАВНОЕ УПРАЖНЕНИЕ ЕГО СОСТОЯЛО В СТРЕЛЬБЕ ИЗ ПИСТОЛЕТА. СТЕНЫ ЕГО КОМНАТЫ БЫЛИ ВСЕ ИСТОЧЕНЫ ПУЛЯМИ, ВСЕ В СКВАЖИНАХ, КАК СОТЫ ПЧЕЛИНЫЕ. БОГАТОЕ СОБРАНИЕ ПИСТОЛЕТОВ БЫЛО ЕДИНСТВЕННОЙ РОСКОШЬЮ БЕДНОЙ МАЗАНКИ, ГДЕ ОН ЖИЛ».
  • ИЛЛЮСТРАЦИЯ В.А. МИЛАШЕВСКОГО К ПОВЕСТИ А.С. ПУШКИНА «СТАНЦИОННЫЙ СМОТРИТЕЛЬ».
  • «БЕДНЫЙ СМОТРИТЕЛЬ НЕ ПОНИМАЛ, КАКИМ ОБРАЗОМ МОГ ОН САМ ПОЗВОЛИТЬ СВОЕЙ ДУНЕ ЕХАТЬ ВМЕСТЕ С ГУСАРОМ, КАК НАШЛО НА НЕГО ОСЛЕПЛЕНИЕ, И ЧТО ТОГДА БЫЛО С ЕГО РАЗУМОМ».
  • ИЛЛЮСТРАЦИЯ В.А. МИЛАШЕВСКОГО К ПОВЕСТИ А. С. ПУШКИНА «ВЫСТРЕЛ».
  • «ГЛАВНОЕ УПРАЖНЕНИЕ ЕГО СОСТОЯЛО В СТРЕЛЬБЕ ИЗ ПИСТОЛЕТА. СТЕНЫ ЕГО КОМНАТЫ БЫЛИ ВСЕ ИСТОЧЕНЫ ПУЛЯМИ, ВСЕ В СКВАЖИНАХ, КАК СОТЫ ПЧЕЛИНЫЕ. БОГАТОЕ СОБРАНИЕ ПИСТОЛЕТОВ БЫЛО ЕДИНСТВЕННОЙ РОСКОШЬЮ БЕДНОЙ МАЗАНКИ, ГДЕ ОН ЖИЛ».
«Маленькие трагедии» В цикл «Маленькие трагедии» входят драматические произведения Пушкина «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы». Психологические, исторические или философские проблемы развиваются в этих произведениях во всей трагической противоречивости. В «маленьких трагедиях», созданных в 1830 («Моцарт и Сальери», «Каменный гость», опубликованы в 1839, «Скупой рыцарь», опубликован в 1836, и др.), постоянные для пушкинской поэзии темы «дружества», любви, поэзии жизни, творческого призвания и воспоминаний дополняются обостренной постановкой коренных вопросов: смысла и оправдания бытия, смерти и бессмертия, душевного спасения, нравственного очищения и «милости».

«Маленькие трагедии»

  • В цикл «Маленькие трагедии» входят драматические произведения Пушкина «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы». Психологические, исторические или философские проблемы развиваются в этих произведениях во всей трагической противоречивости.
  • В «маленьких трагедиях», созданных в 1830 («Моцарт и Сальери», «Каменный гость», опубликованы в 1839, «Скупой рыцарь», опубликован в 1836, и др.), постоянные для пушкинской поэзии темы «дружества», любви, поэзии жизни, творческого призвания и воспоминаний дополняются обостренной постановкой коренных вопросов: смысла и оправдания бытия, смерти и бессмертия, душевного спасения, нравственного очищения и «милости».
«Медный всадник» ИЛЛЮСТРАЦИЯ А. Н. БЕНУА . «И ОН ПО ПЛОЩАДИ ПУСТОЙ БЕЖИТ И СЛЫШИТ ЗА СОБОЙ — КАК БУДТО ГРОМА ГРОХОТАНЬЕ — ТЯЖЕЛО-ЗВОНКОЕ СКАКАНЬЕ ПО ПОТРЯСЕННОЙ МОСТОВОЙ. И, ОЗАРЕН ЛУНОЮ БЛЕДНОЙ, ПРОСТЕРШИ РУКУ В ВЫШИНЕ, ЗА НИМ НЕСЕТСЯ ВСАДНИК МЕДНЫЙ НА ЗВОНКО-СКАЧУЩЕМ КОНЕ; И ВО ВСЮ НОЧЬ БЕЗУМЕЦ БЕДНЫЙ, КУДА СТОПЫ НИ ОБРАЩАЛ, ЗА НИМ ПОВСЮДУ ВСАДНИК МЕДНЫЙ С ТЯЖЕЛЫМ ТОПОТОМ СКАКАЛ». В поэме «Медный всадник» (1833) поэт с потрясающей силой обобщения поднял тему государства и личности, истории и отдельной судьбы.

«Медный всадник»

  • ИЛЛЮСТРАЦИЯ А. Н. БЕНУА .

«И ОН ПО ПЛОЩАДИ ПУСТОЙ

БЕЖИТ И СЛЫШИТ ЗА СОБОЙ —

КАК БУДТО ГРОМА ГРОХОТАНЬЕ —

ТЯЖЕЛО-ЗВОНКОЕ СКАКАНЬЕ

ПО ПОТРЯСЕННОЙ МОСТОВОЙ.

И, ОЗАРЕН ЛУНОЮ БЛЕДНОЙ,

ПРОСТЕРШИ РУКУ В ВЫШИНЕ,

ЗА НИМ НЕСЕТСЯ ВСАДНИК МЕДНЫЙ

НА ЗВОНКО-СКАЧУЩЕМ КОНЕ;

И ВО ВСЮ НОЧЬ БЕЗУМЕЦ БЕДНЫЙ,

КУДА СТОПЫ НИ ОБРАЩАЛ,

ЗА НИМ ПОВСЮДУ ВСАДНИК МЕДНЫЙ

С ТЯЖЕЛЫМ ТОПОТОМ СКАКАЛ».

  • В поэме «Медный всадник» (1833) поэт с потрясающей силой обобщения поднял тему государства и личности, истории и отдельной судьбы.
Трагедия А.С. Пушкина «Борис Годунов» посвящена историческим событиям начала 17 века. Работая над трагедией, Пушкин использовал в качастве источника «Историю государства Российского» Н.М. Карамзина.
  • Трагедия А.С. Пушкина «Борис Годунов» посвящена историческим событиям начала 17 века. Работая над трагедией, Пушкин использовал в качастве источника «Историю государства Российского» Н.М. Карамзина.
«Полтава» Поэма великого русского поэта А.С. Пушкина «Полтава» (1828) посвящена славному подвигу российского оружия в Полтавской битве. В поэме красочно представлены образы Петра I и гетмана Мазепы. Произведение начинается как романтическая поэма, а завершается как исторический эпос.

«Полтава»

  • Поэма великого русского поэта А.С. Пушкина «Полтава» (1828) посвящена славному подвигу российского оружия в Полтавской битве. В поэме красочно представлены образы Петра I и гетмана Мазепы. Произведение начинается как романтическая поэма, а завершается как исторический эпос.
Песнь о вещем Олеге. Как ныне сбирается вещий Олег  Отмстить неразумным хозарам, Их селы и нивы за буйный набег  Обрек он мечам и пожарам; С дружиной своей, в цареградской броне, Князь по полю едет на верном коне. С коня он слезает, угрюмый; И верного друга прощальной рукой И гладит и треплет по шее крутой.

Песнь о вещем Олеге.

  • Как ныне сбирается вещий Олег

Отмстить неразумным хозарам,

Их селы и нивы за буйный набег

Обрек он мечам и пожарам;

С дружиной своей, в цареградской броне,

Князь по полю едет на верном коне.

С коня он слезает, угрюмый;

И верного друга прощальной рукой

И гладит и треплет по шее крутой.

"Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,

Расстаться настало нам время;

Теперь отдыхай! уж не ступит нога

В твое позлащенное стремя.

Прощай, утешайся - да помни меня…

И видят - на холме, у брега Днепра,

Лежат благородные кости…

Князь тихо на череп коня наступил

И молвил: "Спи, друг одинокой!

Твой старый хозяин тебя пережил:

На тризне, уже недалекой,

Не ты под секирой ковыль обагришь

И жаркою кровью мой прах напоишь!

Так вот где таилась погибель моя!

Мне смертию кость угрожала!"

«Капитанская дочка» В 1833 году у Пушкина возник замысел романа о пугачевском восстании, главным героем которого должен был стать Михаил Александрович Шванвич — офицер, перешедший на сторону Пугачева, впоследствии сосланный в Сибирь. Роман был закончен осенью 1836 года. За это время замысел повести существенно трансформировался. В работе над «Капитанской дочкой» Пушкин широко использовал собранные им исторические и фольклорные материалы, собранные им во время поездки в Оренбургский край.

«Капитанская дочка»

  • В 1833 году у Пушкина возник замысел романа о пугачевском восстании, главным героем которого должен был стать Михаил Александрович Шванвич — офицер, перешедший на сторону Пугачева, впоследствии сосланный в Сибирь. Роман был закончен осенью 1836 года. За это время замысел повести существенно трансформировался. В работе над «Капитанской дочкой» Пушкин широко использовал собранные им исторические и фольклорные материалы, собранные им во время поездки в Оренбургский край.
«История пугачевского бунта» Пушкин глубоко и верно раскрыл причины, ход и характер крестьянских восстаний. Неоднократно вспыхивавших в Поволжье и на юге Урала и приведших к крестьянской войне 1773-1775 г. Причину этих восстаний автор справедливо видит в крепостном гнете, жестокостях и самовластии правителей края и в политике царского правительства.  Пушкин отчетливо показывает социальный и национальный состав пугачевцев: это крепостные крестьяне, рядовые казаки, башкиры, чуваши, татары, рабочие уральских заводов. Поэтому, где бы не появлялся Пугачев, его всегда встречают с радостью.

«История пугачевского бунта»

Пушкин глубоко и верно раскрыл причины, ход и характер крестьянских восстаний. Неоднократно вспыхивавших в Поволжье и на юге Урала и приведших к крестьянской войне 1773-1775 г. Причину этих восстаний автор справедливо видит в крепостном гнете, жестокостях и самовластии правителей края и в политике царского правительства.

Пушкин отчетливо показывает социальный и национальный состав пугачевцев: это крепостные крестьяне, рядовые казаки, башкиры, чуваши, татары, рабочие уральских заводов. Поэтому, где бы не появлялся Пугачев, его всегда встречают с радостью.

Повесть «Пиковая дама» была написана осенью 1833 в Болдине. Впервые напечатана в «Библиотеке для чтения» в 1834. Прототипами старухи графини в повести послужили аристократки Наталья Петровна Голицына и Наталья Кирилловна Загряжская.

Повесть «Пиковая дама» была написана осенью 1833 в Болдине. Впервые напечатана в «Библиотеке для чтения» в 1834. Прототипами старухи графини в повести послужили аристократки

Наталья Петровна Голицына и Наталья Кирилловна Загряжская.

Во время южной ссылки, в Кишиневе был начат «Евгений Онегин» — «роман в стихах», рассчитанный на долгие годы писания, свободный и не боящийся противоречий рассказ не только о современных героях, но и о духовно-интеллектуальной эволюции автора.
  • Во время южной ссылки, в Кишиневе был начат «Евгений Онегин» — «роман в стихах», рассчитанный на долгие годы писания, свободный и не боящийся противоречий рассказ не только о современных героях, но и о духовно-интеллектуальной эволюции автора.
ОНЕГИН, ДОБРЫЙ МОЙ ПРИЯТЕЛЬ ДЕРЕВНЯ, ГДЕ СКУЧАЛ ЕВГЕНИЙ, БЫЛА ПРЕЛЕСТНЫЙ УГОЛОК

ОНЕГИН, ДОБРЫЙ МОЙ ПРИЯТЕЛЬ

ДЕРЕВНЯ, ГДЕ СКУЧАЛ ЕВГЕНИЙ, БЫЛА ПРЕЛЕСТНЫЙ УГОЛОК

НАПРАСНЫ ВАШИ СОВЕРШЕНСТВА:  ИХ ВОВСЕ НЕДОСТОИН Я.    Я К ВАМ ПИШУ - ЧЕГО ЖЕ БОЛЕ?

НАПРАСНЫ ВАШИ СОВЕРШЕНСТВА: ИХ ВОВСЕ НЕДОСТОИН Я.

Я К ВАМ ПИШУ - ЧЕГО ЖЕ БОЛЕ?

 ОНА ЕГО НЕ ПОДЫМАЕТ  И, НЕ СВОДЯ С НЕГО ОЧЕЙ,  ОТ ЖАДНЫХ УСТ НЕ ОТЫМАЕТ  БЕСЧУВСТВЕННОЙ РУКИ СВОЕЙ... АХ, ОН ЛЮБИЛ, КАК В НАШИ ЛЕТАУЖЕ НЕ ЛЮБЯТ

ОНА ЕГО НЕ ПОДЫМАЕТ И, НЕ СВОДЯ С НЕГО ОЧЕЙ, ОТ ЖАДНЫХ УСТ НЕ ОТЫМАЕТ БЕСЧУВСТВЕННОЙ РУКИ СВОЕЙ...

АХ, ОН ЛЮБИЛ, КАК В НАШИ ЛЕТАУЖЕ НЕ ЛЮБЯТ

В.Г.Белинский о романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Признаемся: не без некоторой робости приступаем мы к критическому рассмотрению такой поэмы, как

В.Г.Белинский о романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

  • Признаемся: не без некоторой робости приступаем мы к критическому рассмотрению такой поэмы, как "Евгений Онегин". И эта робость оправдывается многими причинами. "Онегин" есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии, и можно указать слишком на немногие творения, в которых личность поэта отразилась бы с такою полнотою, светло и ясно, как отразилась в "Онегине" личность Пушкина. Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства, понятия, идеалы. Оценить такое произведение - значит оценить самого поэта во всем объеме его творческой деятельности.
О художественном своеобразии романа. Прежде всего в

О художественном своеобразии романа.

  • Прежде всего в "Онегине" мы видим поэтически воспроизведенную картину русского общества, взятого в одном из интереснейших моментов его развития. С этой точки зрения "Евгений Онегин" есть поэма историческая в полном смысле слова, хотя в числе ее героев нет ни одного исторического лица. Историческое достоинство этой поэмы тем выше, что она была на Руси и первым блистательным опытом в этом роде. В ней Пушкин является не просто поэтом только, но и представителем впервые пробудившегося общественного самосознания: заслуга безмерная!
Онегин - не Мельмот, не Чайльд-Гарольд, не демон, не пародия, не модная причуда, не гений, не великий человек, а просто -
  • Онегин - не Мельмот, не Чайльд-Гарольд, не демон, не пародия, не модная причуда, не гений, не великий человек, а просто - "добрый малой, как вы да я, как целый свет". Поэт справедливо называет "обветшалою модою" везде находить или везде искать всё гениев да необыкновенных людей. Повторяем: Онегин - добрый малой, но при этом недюжинный человек. Он не годится в гении, не лезет в великие люди, но бездеятельность и пошлость жизни душат его; он даже не знает, чего ему надо, чего ему хочется; но он знает и очень хорошо знает, что ему не надо, что ему не хочется того, чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность.
Об Онегине Онегин не холодный, не сухой, не бездушный человек, но мы до сих пор избегали слова эгоист, - и так как избыток чувства, потребность изящного не исключают эгоизма, то мы скажем теперь, что Онегин - страдающий эгоист. Его можно назвать эгоистом поневоле; в его эгоизме должно видеть то, что древние называли

Об Онегине

  • Онегин не холодный, не сухой, не бездушный человек, но мы до сих пор избегали слова эгоист, - и так как избыток чувства, потребность изящного не исключают эгоизма, то мы скажем теперь, что Онегин - страдающий эгоист.
  • Его можно назвать эгоистом поневоле; в его эгоизме должно видеть то, что древние называли "fatum". Благая, благотворная, полезная деятельность! Зачем не предался ей Онегин? Зачем не искал он в ней своего удовлетворения? Зачем? зачем? - Затем, милостивые государи, что пустым людям легче спрашивать, нежели дельным отвечать...
Об Онегине И чем естественнее, проще страдание Онегина, чем дальше оно от всякой эффектности, тем оно менее могло быть понято и оценено большинством публики. В двадцать шесть лет так много пережить, не вкусив жизни, так изнемочь, устать, ничего не сделав, дойти до такого безусловного отрицания, не перейдя ни через какие убеждения: это смерть! Но Онегину не суждено было умереть, не отведав из чаши жизни; страсть сильная и глубокая не замедлила возбудить дремавшие в тоске силы его духа. Встретив Татьяну на бале, в Петербурге, Онегин едва мог узнать ее; так переменилась она!  Онегин - характер действительный, в том смысле, что в нем нет ничего мечтательного, фантастического, что он мог быть счастлив или несчастлив только в действительности и через действительность. В Ленском Пушкин изобразил характер, совершенно противоположный характеру Онегина, характер совершенно отвлеченный, совершенно чуждый действительности. Тогда это было совершенно новое явление, и люди такого рода тогда действительно начали появляться в русском обществе.

Об Онегине

  • И чем естественнее, проще страдание Онегина, чем дальше оно от всякой эффектности, тем оно менее могло быть понято и оценено большинством публики. В двадцать шесть лет так много пережить, не вкусив жизни, так изнемочь, устать, ничего не сделав, дойти до такого безусловного отрицания, не перейдя ни через какие убеждения: это смерть! Но Онегину не суждено было умереть, не отведав из чаши жизни; страсть сильная и глубокая не замедлила возбудить дремавшие в тоске силы его духа. Встретив Татьяну на бале, в Петербурге, Онегин едва мог узнать ее; так переменилась она! Онегин - характер действительный, в том смысле, что в нем нет ничего мечтательного, фантастического, что он мог быть счастлив или несчастлив только в действительности и через действительность. В Ленском Пушкин изобразил характер, совершенно противоположный характеру Онегина, характер совершенно отвлеченный, совершенно чуждый действительности. Тогда это было совершенно новое явление, и люди такого рода тогда действительно начали появляться в русском обществе.
Ленский был романтик и по натуре и по духу времени. Нет нужды говорить, что это было существо, доступное всему прекрасному, высокому, душа чистая и благородная. Но в то же время
  • Ленский был романтик и по натуре и по духу времени. Нет нужды говорить, что это было существо, доступное всему прекрасному, высокому, душа чистая и благородная. Но в то же время "он сердцем милый был невежда", вечно толкуя о жизни, никогда не знал ее. Действительность на него не имела влияния: его радости и печали были созданием его фантазии.