С именем Пушкина. «ЕСТЬ ПАМЯТЬ ОБО МНЕ…»
- АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН (1799-1837) — ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ ПОЭТ, РОДОНАЧАЛЬНИК НОВОЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, СОЗДАТЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА. ОКОНЧИЛ ЦАРСКОСЕЛЬСКИЙ ЛИЦЕЙ, ДО КОНЦА ЖИЗНИ БЫЛ ПРЕДАН ДРУЖБЕ СО СВОИМИ ТОВАРИЩАМИ-ЛИЦЕИСТАМИ. ТАЛАНТ ПУШКИНА БЫЛ НАСТОЛЬКО МНОГОГРАННЫМ, ЧТО ПРАКТИЧЕСКИ ВО ВСЕХ СУЩЕСТВУЮЩИХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ЖАНРАХ ОН СУМЕЛ СОЗДАТЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ КЛАССИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, А В НЕКОТОРЫХ — НАСТОЯЩИЕ ШЕДЕВРЫ.
Пушкин в живописи И.Репин «Экзамен в Царском Селе»
Пушкин в работах И.Айвазовского
Пушкин и соратники по творчеству.
«Закатилось солнце русской поэзии…»
- СМЕРТЬ ПОЭТА
- Погиб поэт! — невольник чести —
- Пал, оклеветанный молвой,
- С свинцом в груди и жаждой мести,
- Поникнув гордой головой!..
- Не вынесла душа поэта
- Позора мелочных обид,
- Восстал он против мнений света
- Один как прежде... и убит!
- Убит!.. К чему теперь рыданья,
- Пустых похвал ненужный хор,
- И жалкий лепет оправданья:
- Судьбы свершился приговор.
- Не вы ль сперва так злобно гнали
- Его свободный, смелый дар
- И для потехи раздували
- Чуть затаившийся пожар?
- Что ж? веселитесь...— Он мучений
- Последних вынести не мог:
- Угас как светоч дивный гений,
- Увял торжественный венок.
- С ДЕТСТВА СОЧИНЯЛ СТИХИ. ВОСПРИНЯЛ И ТВОРЧЕСКИ ПЕРЕРАБОТАЛ В СВОЕМ ТВОРЧЕСТВЕ НАСЛЕДИЕ АНТИЧНОЙ, ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ И РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, А ТАКЖЕ РУССКОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. ЕГО РОМАН В СТИХАХ «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» БЫЛ НАЗВАН «ЭНЦИКЛОПЕДИЕЙ РУССКОЙ ЖИЗНИ», ГРАЖДАНСКАЯ И ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА — ОБРАЗЕЦ ПОЭЗИИ САМОЙ ВЫСОКОЙ ПРОБЫ; ПОЭМЫ «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА», «ПОЛТАВА», «МЕДНЫЙ ВСАДНИК», ЦИКЛ «МАЛЕНЬКИХ ТРАГЕДИЙ» ОТЛИЧАЮТСЯ СОВЕРШЕНСТВОМ ФОРМОЙ И СОДЕРЖАНИЯ; ТРАГЕДИЯ «БОРИС ГОДУНОВ» ЗАТРАГИВАЕТ САМЫЕ ЖИВОТРЕПЕЩУЩИЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОЙ ВЛАСТИ; В ПОВЕСТИ «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА» ХУДОЖЕСТВЕННО ПРЕЛОМЛЯЮТСЯ ТРАГИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ ВОССТАНИЯ ПУГАЧЕВА. САМАЯ ПЕРВАЯ КНИЖКА РЕБЕНКА, ДЛЯ КОТОРОГО РУССКИЙ ЯЗЫК ЯВЛЯЕТСЯ РОДНЫМ — ЭТО «СКАЗКИ ПУШКИНА»; УЖЕ СО ВТОРОГО ЧТЕНИЯ ОНИ ЛЕГКО ЗАПОМИНАЮТСЯ И УЖЕ НИКОГДА НЕ ЗАБУДУТСЯ. ТАКОВА СИЛА ТАЛАНТА ПУШКИНА.
УСАДЬБА В БОЛДИНО
ПУШКИНСКИЕ ГОРЫ. ДОМИК НА ПОКЛОННОЙ ГОРЕ
АЛЛЕЯ В МИХАЙЛОВСКОМ
ВИДЫ БОЛДИНО
АЛЛЕЯ А.П.КЕРН
ВУЛЬФ, СОСЕДЕЙ А. С. ПУШКИНА
МИХАЙЛОВСКОЕ
МИХАЙЛОВСКОЕ. РОДОВАЯ УСАДЬБА ПУШКИНЫХ.
СВЯТОГОРСКИЙ МОНАСТЫРЬ
МОГИЛА А. С. ПУШКИНА
КОГДА УМЕР ПУШКИН, ЖУКОВСКИЙ СКАЗАЛ:
«ЗАКАТИЛОСЬ СОЛНЦЕ РУССКОЙ ПОЭЗИИ».
ТРИГОРСКОЕ. ИМЕНИЕ ОСИПОВЫХ-
- САНКТ-ПЕТЕРБУРГ ПАМЯТНИК А С. ПУШКИНУ. 1957 СКУЛЬПТОР М. К. АНИКУШИН
- МОСКВА. ПАМЯТНИК А.С.ПУШКИНУ 1880 СКУЛЬПТОР.. А.М.ОПЕКУШИН
- ПАМЯТНИК А.С.ПУШКИНУ В БОЛДИНО А. С. ПУШКИНУ УСТАНОВЛЕН В ЧЕСТЬ 200- ЛЕТИЯ ПОЭТА.
- ПАМЯТНИК А.С.ПУШКИНУ В ТВЕРИ
- ПАМЯТНИК А.С.ПУШКИНУ В ОДЕССЕ
- ПАМЯТНИК В ОДЕССЕ. НА ПУШКИНСКОЙ УЛИЦЕ
- АРИНА РОДИОНОВНА
- Е.К.ВОРОНЦОВА
- А.П.КЕРН
- М.Н.ВОЛКОНСКАЯ
- Н.Н.ГОНЧАРОВА
СКАЗКИ А.С.ПУШКИНА «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ»
- ИЛЛЮСТРАЦИЯ В. МИЛАШЕВСКОГО К «СКАЗКЕ О РЫБАКЕ И РЫБКЕ».
«ЖИЛ СТАРИК СО СВОЕЮ СТАРУХОЙ
У САМОГО СИНЕГО МОРЯ;
ОНИ ЖИЛИ В ВЕТХОЙ ЗЕМЛЯНКЕ
РОВНО ТРИДЦАТЬ ЛЕТ И ТРИ ГОДА.
СТАРИК ЛОВИЛ НЕВОДОМ РЫБУ,
СТАРУХА ПРЯЛА СВОЮ ПРЯЖУ».
«ВОРОТИЛСЯ СТАРИК КО СТАРУХЕ.
ЧТО Ж ОН ВИДИТ? ВЫСОКИЙ ТЕРЕМ.
НА КРЫЛЬЦЕ СТОИТ ЕГО СТАРУХА
В ДОРОГОЙ СОБОЛЬЕЙ ДУШЕГРЕЙКЕ,
ПАРЧОВАЯ НА МАКОВКЕ КИЧКА,
ЖЕМЧУГИ ОГРУЗИЛИ ШЕЮ,
НА РУКАХ ЗОЛОТЫЕ ПЕРСТНИ,
НА НОГАХ КРАСНЫЕ САПОЖКИ.
ПЕРЕД НЕЮ УСЕРДНЫЕ СЛУГИ;
ОНА БЬЕТ ИХ, ЗА ЧУПРУН ТАСКАЕТ».
«СКАЗКА О ЗОЛОТОМ ПЕТУШКЕ»
1. ЖИЛ-БЫЛ СЛАВНЫЙ ЦАРЬ ДАДОН.
СМОЛОДУ БЫЛ ГРОЗЕН ОН
И СОСЕДЯМ ТО И ДЕЛО
НАНОСИЛ ОБИДЫ СМЕЛО;
НО ПОД СТАРОСТЬ ЗАХОТЕЛ
ОТДОХНУТЬ ОТ РАТНЫХ ДЕЛ
И ПОКОЙ СЕБЕ УСТРОИТЬ.
2. ИЛЛЮСТРАЦИЯ В. А. МИЛАШЕВСКОГО К «СКАЗКЕ О ЗОЛОТОМ ПЕТУШКЕ».
«ПЕТУШОК С ВЫСОКОЙ СПИЦЫ
СТАЛ СТЕРЕЧЬ ЕГО ГРАНИЦЫ.
ЧУТЬ ОПАСНОСТЬ ГДЕ ВИДНА,
ВЕРНЫЙ СТОРОЖ КАК СО СНА
ШЕВЕЛЬНЕТСЯ, ВСТРЕПЕНЕТСЯ,
К ТОЙ СТОРОНКЕ ОБЕРНЕТСЯ
И КРИЧИТ: "КИРИ-КУ-КУ.
ЦАРСТВУЙ, ЛЕЖА НА БОКУ!"
И СОСЕДИ ПРИСМИРЕЛИ,
ВОЕВАТЬ УЖЕ НЕ СМЕЛИ:
ТАКОВОЙ ИМ ЦАРЬ ДАДОН
ДАЛ ОТПОР СО ВСЕХ СТОРОН!»
Сказка о золотом петушке.
ВОЙСКО В ГОРЫ ЦАРЬ ПРИВОДИТ
И ПРОМЕЖ ВЫСОКИХ ГОР
ВИДИТ ШЁЛКОВЫЙ ШАТЁР.
Вдруг шатёр
Распахнулся... и девица,
Шамаханская царица,
Вся сияя как заря,
Тихо встретила царя.
Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка.
Царь к окошку, — ан на спице,
Видит, бьётся петушок,
Обратившись на восток.
«СКАЗКА О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И СЕМИ БОГАТЫРЯХ»
1. ИЛЛЮСТРАЦИЯ В. КОНАШЕВИЧА .
«И ЦАРЕВНА К НИМ СОШЛА,
ЧЕСТЬ ХОЗЯЯМ ОТДАЛА…»
2. ИЛЛЮСТРАЦИЯ В. МИЛАШЕВСКОГО.
«К КРАСНУ СОЛНЦУ НАКОНЕЦ
ОБРАТИЛСЯ МОЛОДЕЦ.
3. ИЛЛЮСТРАЦИЯ В. КОНАШЕВИЧА .
«СОТВОРИВ ОБРЯД ПЕЧАЛЬНЫЙ,
ВОТ ОНИ ВО ГРОБ ХРУСТАЛЬНЫЙ
ТРУП ЦАРЕВНЫ МОЛОДОЙ
ПОЛОЖИЛИ -- И ТОЛПОЙ
ПОНЕСЛИ В ПУСТУЮ ГОРУ,
И В ПОЛУНОЧНУЮ ПОРУ
ГРОБ ЕЕ К ШЕСТИ СТОЛБАМ
НА ЦЕПЯХ ЧУГУННЫХ ТАМ
ОСТОРОЖНО ПРИВИНТИЛИ,
И РЕШЕТКОЙ ОГРАДИЛИ...»
«СКАЗКА О ПОПЕ И РАБОТНИКЕ ЕГО БАЛДЕ»
- ИЛЛЮСТРАЦИЯ В. МИЛАШЕВСКОГО К «СКАЗКЕ О ПОПЕ И О РАБОТНИКЕ ЕГО БАЛДЕ».
«БАЛДА ГОВОРИТ: «БУДУ СЛУЖИТЬ ТЕБЕ СЛАВНО,
УСЕРДНО И ОЧЕНЬ ИСПРАВНО,
В ГОД ЗА ТРИ ЩЕЛКА ТЕБЕ ПО ЛБУ,
ЕСТЬ ЖЕ МНЕ ДАВАЙ ВАРЕНУЮ ПОЛБУ».
ПРИЗАДУМАЛСЯ ПОП,
СТАЛ СЕБЕ ПОЧЕСЫВАТЬ ЛОБ.
ЩЕЛК ЩЕЛКУ ВЕДЬ РОЗЬ.
ДА ПОНАДЕЯЛСЯ ОН НА РУССКИЙ АВОСЬ».
«СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ И СЫНЕ ЕГО ГВИДОНЕ»
- ВСЕ МЫ ЛЮБИМ НЕ ТОЛЬКО ЧИТАТЬ, НО И СМОТРЕТЬ СКАЗКИ ПУШКИНА, И В ЭТОМ НАМ ВСЕГДА ПОМОГАЮТ ХУДОЖНИКИ-МУЛЬТИПЛИКАТОРЫ. «СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ» ОЖИЛА БЛАГОДАРЯ ПРЕКРАСНОЙ РАБОТЕ РЕЖИССЕРА ИВАНА ИВАНОВА-ВАНО.
ИЛЛЮСТРАЦИЯ В. М. МИЛАШЕВСКОГО .
«ВОТ ОТКРЫЛ ЦАРЕВИЧ ОЧИ;
ОТРЯСАЯ ГРЕЗЫ НОЧИ
И ДИВЯСЬ, ПЕРЕД СОБОЙ
ВИДИТ ГОРОД ОН БОЛЬШОЙ,
СТЕНЫ С ЧАСТЫМИ ЗУБЦАМИ,
И ЗА БЕЛЫМИ СТЕНАМИ
БЛЕЩУТ МАКОВКИ ЦЕРКВЕЙ
И СВЯТЫХ МОНАСТЫРЕЙ».
"Кабы я была царица, —
Третья молвила сестрица, —
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря".
- ИЛЛЮСТРАЦИЯ И. Я. БИЛИБИНА .
«ОЙ ВЫ, ГОСТИ-ГОСПОДА,
ДОЛГО ЛЬ ЕЗДИЛИ? КУДА?
ЛАДНО ЛЬ ЗА МОРЕМ, ИЛЬ ХУДО?
И КАКОЕ В СВЕТЕ ЧУДО?
КОРАБЕЛЬЩИКИ В ОТВЕТ:
«МЫ ОБЪЕХАЛИ ВЕСЬ СВЕТ;
ЗА МОРЕМ ЖИТЬЕ НЕ ХУДО,
В СВЕТЕ Ж ВОТ КАКОЕ ЧУДО».
- ИЛЛЮСТРАЦИЯ В. А. МИЛАШЕВСКОГО .
«ЕЛЬ РАСТЕТ ПЕРЕД ДВОРЦОМ,
А ПОД НЕЙ ХРУСТАЛЬНЫЙ ДОМ;
БЕЛКА ТАМ ЖИВЕТ РУЧНАЯ,
ДА ЗАТЕЙНИЦА КАКАЯ!
БЕЛКА ПЕСЕНКИ ПОЕТ,
ДА ОРЕШКИ ВСЁ ГРЫЗЕТ,
А ОРЕШКИ НЕ ПРОСТЫЕ,
ВСЁ СКОРЛУПКИ ЗОЛОТЫЕ,
ЯДРА — ЧИСТЫЙ ИЗУМРУД;
СЛУГИ БЕЛКУ СТЕРЕГУТ».
- «СТАЛ ГЛЯДЕТЬ ОН; МОРЕ ВДРУГ
- ВСКОЛЫХАЛОСЯ ВОКРУГ,
- РАСПЛЕСКАЛОСЬ В ШУМНОМ БЕГЕ
- И ОСТАВИЛО НА БРЕГЕ
- ТРИДЦАТЬ ТРИ БОГАТЫРЯ;
- В ЧЕШУЕ, КАК ЖАР ГОРЯ,
- ИДУТ ВИТЯЗИ ЧЕТАМИ,
- И, БЛИСТАЯ СЕДИНАМИ,
- ДЯДЬКА ВПЕРЕДИ ИДЕТ
- И КО ГРАДУ ИХ ВЕДЕТ».
- «МЕСЯЦ ПОД КОСОЙ БЛЕСТИТ,
- А ВО ЛБУ ЗВЕЗДА ГОРИТ;
- А САМА-ТО ВЕЛИЧАВА,
- ВЫСТУПАЕТ, БУДТО ПАВА;
- А КАК РЕЧЬ-ТО ГОВОРИТ,
- СЛОВНО РЕЧЕНЬКА ЖУРЧИТ.
- КНЯЗЬ ЦАРЕВНУ ОБНИМАЕТ,
- К БЕЛОЙ ГРУДИ ПРИЖИМАЕТ
- И ВЕДЕТ ЕЕ СКОРЕЙ
- К МИЛОЙ МАТУШКЕ СВОЕЙ».
«РУСЛАН И ЛЮДМИЛА»
- МОЛОДОЙ СЛОВЕСНОСТЬЮ ПУШКИН ОСОЗНАЕТСЯ КАК ПРИЗНАННЫЙ ЛИДЕР. ИТОГОМ ЭТИХ ЛЕТ СТАЛА ПОЭМА «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА» (ОТДЕЛЬНЫМ ИЗДАНИЕМ ОПУБЛИКОВАНА В НАЧАЛЕ АВГУСТА 1820), ЯВИВШАЯСЯ ИСПОЛНЕНИЕМ ПОЭТИЧЕСКОГО ЗАКАЗА ЭПОХИ, НАД КОТОРЫМ ТЩЕТНО БИЛИСЬ ЖУКОВСКИЙ И БАТЮШКОВ.
- В ПОЭМЕ НЕПРИНУЖДЕННО СОЧЕТАЮТСЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕРОИКА, ЭЛЕГИЧЕСКАЯ МЕЛАНХОЛИЯ, ФРИВОЛЬНОСТЬ, НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОЛОРИТ, ФАНТАЗИЯ И ЮМОР; «МЕЛОЧЬ» КАРАМЗИНИСТОВ ОБРЕТАЕТ МАСШТАБЫ ЭПОСА, А «ПРОТЕИЧЕСКИЙ» ДАР ПОЗВОЛЯЕТ ВЕСТИ РАССКАЗ С НЕМЫСЛИМОЙ СТИЛИСТИЧЕСКОЙ СВОБОДОЙ. ЖУКОВСКИЙ СРАЗУ ПО ПРОЧТЕНИИ ПОЭМЫ ПРИЗНАЕТ В ПУШКИНЕ «ПОБЕДИТЕЛЯ-УЧЕНИКА», А ПРОЗВУЧАВШИЕ ПОЗДНЕЕ УПРЕКИ НЕ ОТМЕНЯЮТ ОГРОМНОГО УСПЕХА.
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Всё ходит по цепи кругом;
Идет направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несет богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идет, бредет сама собой;
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русской дух... там Русью пахнет!
И там я был, и мед я пил;
У моря видел дуб зеленый;
Под ним сидел, и кот ученый
Свои мне сказки говорил.
Одну я помню: сказку эту
Поведаю теперь я свету...
«ПОВЕСТИ И.П.БЕЛКИНА»
- ИЛЛЮСТРАЦИЯ В.А. МИЛАШЕВСКОГО К ПОВЕСТИ А.С. ПУШКИНА «МЕТЕЛЬ».
- «ВОРОТА ЗАСКРЫПЕЛИ; ПАРЕНЬ ВЫШЕЛ С ДУБИНОЮ, И ПОШЕЛ ВПЕРЕД ТО УКАЗЫВАЯ, ТО ОТЫСКИВАЯ ДОРОГУ, ЗАНЕСЕННУЮ СНЕГОВЫМИ СУГРОБАМИ. «КОТОРЫЙ ЧАС?», — СПРОСИЛ ЕГО ВЛАДИМИР. «ДА УЖ СКОРО РАССВЕНЕТ», — ОТВЕЧАЛ МОЛОДОЙ МУЖИК. ВЛАДИМИР НЕ ГОВОРИЛ УЖЕ НИ СЛОВА. ПЕЛИ ПЕТУХИ И БЫЛО УЖЕ СВЕТЛО, КАК ДОСТИГЛИ ОНИ ЖАДРИНА. ЦЕРКОВЬ БЫЛА ЗАПЕРТА».
- ИЛЛЮСТРАЦИЯ В.А. МИЛАШЕВСКОГО К ПОВЕСТИ А.С. ПУШКИНА «ГРОБОВЩИК».
- ИЛЛЮСТРАЦИЯ В.А. МИЛАШЕВСКОГО К ПОВЕСТИ А.С. ПУШКИНА «СТАНЦИОННЫЙ СМОТРИТЕЛЬ».
- «БЕДНЫЙ СМОТРИТЕЛЬ НЕ ПОНИМАЛ, КАКИМ ОБРАЗОМ МОГ ОН САМ ПОЗВОЛИТЬ СВОЕЙ ДУНЕ ЕХАТЬ ВМЕСТЕ С ГУСАРОМ, КАК НАШЛО НА НЕГО ОСЛЕПЛЕНИЕ, И ЧТО ТОГДА БЫЛО С ЕГО РАЗУМОМ».
- ИЛЛЮСТРАЦИЯ В.А. МИЛАШЕВСКОГО К ПОВЕСТИ А. С. ПУШКИНА «ВЫСТРЕЛ».
- «ГЛАВНОЕ УПРАЖНЕНИЕ ЕГО СОСТОЯЛО В СТРЕЛЬБЕ ИЗ ПИСТОЛЕТА. СТЕНЫ ЕГО КОМНАТЫ БЫЛИ ВСЕ ИСТОЧЕНЫ ПУЛЯМИ, ВСЕ В СКВАЖИНАХ, КАК СОТЫ ПЧЕЛИНЫЕ. БОГАТОЕ СОБРАНИЕ ПИСТОЛЕТОВ БЫЛО ЕДИНСТВЕННОЙ РОСКОШЬЮ БЕДНОЙ МАЗАНКИ, ГДЕ ОН ЖИЛ».
«Маленькие трагедии»
- В цикл «Маленькие трагедии» входят драматические произведения Пушкина «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы». Психологические, исторические или философские проблемы развиваются в этих произведениях во всей трагической противоречивости.
- В «маленьких трагедиях», созданных в 1830 («Моцарт и Сальери», «Каменный гость», опубликованы в 1839, «Скупой рыцарь», опубликован в 1836, и др.), постоянные для пушкинской поэзии темы «дружества», любви, поэзии жизни, творческого призвания и воспоминаний дополняются обостренной постановкой коренных вопросов: смысла и оправдания бытия, смерти и бессмертия, душевного спасения, нравственного очищения и «милости».
«Медный всадник»
- ИЛЛЮСТРАЦИЯ А. Н. БЕНУА .
«И ОН ПО ПЛОЩАДИ ПУСТОЙ
БЕЖИТ И СЛЫШИТ ЗА СОБОЙ —
КАК БУДТО ГРОМА ГРОХОТАНЬЕ —
ТЯЖЕЛО-ЗВОНКОЕ СКАКАНЬЕ
ПО ПОТРЯСЕННОЙ МОСТОВОЙ.
И, ОЗАРЕН ЛУНОЮ БЛЕДНОЙ,
ПРОСТЕРШИ РУКУ В ВЫШИНЕ,
ЗА НИМ НЕСЕТСЯ ВСАДНИК МЕДНЫЙ
НА ЗВОНКО-СКАЧУЩЕМ КОНЕ;
И ВО ВСЮ НОЧЬ БЕЗУМЕЦ БЕДНЫЙ,
КУДА СТОПЫ НИ ОБРАЩАЛ,
ЗА НИМ ПОВСЮДУ ВСАДНИК МЕДНЫЙ
С ТЯЖЕЛЫМ ТОПОТОМ СКАКАЛ».
- В поэме «Медный всадник» (1833) поэт с потрясающей силой обобщения поднял тему государства и личности, истории и отдельной судьбы.
- Трагедия А.С. Пушкина «Борис Годунов» посвящена историческим событиям начала 17 века. Работая над трагедией, Пушкин использовал в качастве источника «Историю государства Российского» Н.М. Карамзина.
«Полтава»
- Поэма великого русского поэта А.С. Пушкина «Полтава» (1828) посвящена славному подвигу российского оружия в Полтавской битве. В поэме красочно представлены образы Петра I и гетмана Мазепы. Произведение начинается как романтическая поэма, а завершается как исторический эпос.
Песнь о вещем Олеге.
- Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хозарам,
Их селы и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам;
С дружиной своей, в цареградской броне,
Князь по полю едет на верном коне.
С коня он слезает, угрюмый;
И верного друга прощальной рукой
И гладит и треплет по шее крутой.
"Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,
Расстаться настало нам время;
Теперь отдыхай! уж не ступит нога
В твое позлащенное стремя.
Прощай, утешайся - да помни меня…
И видят - на холме, у брега Днепра,
Лежат благородные кости…
Князь тихо на череп коня наступил
И молвил: "Спи, друг одинокой!
Твой старый хозяин тебя пережил:
На тризне, уже недалекой,
Не ты под секирой ковыль обагришь
И жаркою кровью мой прах напоишь!
Так вот где таилась погибель моя!
Мне смертию кость угрожала!"
«Капитанская дочка»
- В 1833 году у Пушкина возник замысел романа о пугачевском восстании, главным героем которого должен был стать Михаил Александрович Шванвич — офицер, перешедший на сторону Пугачева, впоследствии сосланный в Сибирь. Роман был закончен осенью 1836 года. За это время замысел повести существенно трансформировался. В работе над «Капитанской дочкой» Пушкин широко использовал собранные им исторические и фольклорные материалы, собранные им во время поездки в Оренбургский край.
«История пугачевского бунта»
Пушкин глубоко и верно раскрыл причины, ход и характер крестьянских восстаний. Неоднократно вспыхивавших в Поволжье и на юге Урала и приведших к крестьянской войне 1773-1775 г. Причину этих восстаний автор справедливо видит в крепостном гнете, жестокостях и самовластии правителей края и в политике царского правительства.
Пушкин отчетливо показывает социальный и национальный состав пугачевцев: это крепостные крестьяне, рядовые казаки, башкиры, чуваши, татары, рабочие уральских заводов. Поэтому, где бы не появлялся Пугачев, его всегда встречают с радостью.
Повесть «Пиковая дама» была написана осенью 1833 в Болдине. Впервые напечатана в «Библиотеке для чтения» в 1834. Прототипами старухи графини в повести послужили аристократки
Наталья Петровна Голицына и Наталья Кирилловна Загряжская.
- Во время южной ссылки, в Кишиневе был начат «Евгений Онегин» — «роман в стихах», рассчитанный на долгие годы писания, свободный и не боящийся противоречий рассказ не только о современных героях, но и о духовно-интеллектуальной эволюции автора.
ОНЕГИН, ДОБРЫЙ МОЙ ПРИЯТЕЛЬ
ДЕРЕВНЯ, ГДЕ СКУЧАЛ ЕВГЕНИЙ, БЫЛА ПРЕЛЕСТНЫЙ УГОЛОК
НАПРАСНЫ ВАШИ СОВЕРШЕНСТВА: ИХ ВОВСЕ НЕДОСТОИН Я.
Я К ВАМ ПИШУ - ЧЕГО ЖЕ БОЛЕ?
ОНА ЕГО НЕ ПОДЫМАЕТ И, НЕ СВОДЯ С НЕГО ОЧЕЙ, ОТ ЖАДНЫХ УСТ НЕ ОТЫМАЕТ БЕСЧУВСТВЕННОЙ РУКИ СВОЕЙ...
АХ, ОН ЛЮБИЛ, КАК В НАШИ ЛЕТАУЖЕ НЕ ЛЮБЯТ
В.Г.Белинский о романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
- Признаемся: не без некоторой робости приступаем мы к критическому рассмотрению такой поэмы, как "Евгений Онегин". И эта робость оправдывается многими причинами. "Онегин" есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии, и можно указать слишком на немногие творения, в которых личность поэта отразилась бы с такою полнотою, светло и ясно, как отразилась в "Онегине" личность Пушкина. Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства, понятия, идеалы. Оценить такое произведение - значит оценить самого поэта во всем объеме его творческой деятельности.
О художественном своеобразии романа.
- Прежде всего в "Онегине" мы видим поэтически воспроизведенную картину русского общества, взятого в одном из интереснейших моментов его развития. С этой точки зрения "Евгений Онегин" есть поэма историческая в полном смысле слова, хотя в числе ее героев нет ни одного исторического лица. Историческое достоинство этой поэмы тем выше, что она была на Руси и первым блистательным опытом в этом роде. В ней Пушкин является не просто поэтом только, но и представителем впервые пробудившегося общественного самосознания: заслуга безмерная!
- Онегин - не Мельмот, не Чайльд-Гарольд, не демон, не пародия, не модная причуда, не гений, не великий человек, а просто - "добрый малой, как вы да я, как целый свет". Поэт справедливо называет "обветшалою модою" везде находить или везде искать всё гениев да необыкновенных людей. Повторяем: Онегин - добрый малой, но при этом недюжинный человек. Он не годится в гении, не лезет в великие люди, но бездеятельность и пошлость жизни душат его; он даже не знает, чего ему надо, чего ему хочется; но он знает и очень хорошо знает, что ему не надо, что ему не хочется того, чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность.
Об Онегине
- Онегин не холодный, не сухой, не бездушный человек, но мы до сих пор избегали слова эгоист, - и так как избыток чувства, потребность изящного не исключают эгоизма, то мы скажем теперь, что Онегин - страдающий эгоист.
- Его можно назвать эгоистом поневоле; в его эгоизме должно видеть то, что древние называли "fatum". Благая, благотворная, полезная деятельность! Зачем не предался ей Онегин? Зачем не искал он в ней своего удовлетворения? Зачем? зачем? - Затем, милостивые государи, что пустым людям легче спрашивать, нежели дельным отвечать...
Об Онегине
- И чем естественнее, проще страдание Онегина, чем дальше оно от всякой эффектности, тем оно менее могло быть понято и оценено большинством публики. В двадцать шесть лет так много пережить, не вкусив жизни, так изнемочь, устать, ничего не сделав, дойти до такого безусловного отрицания, не перейдя ни через какие убеждения: это смерть! Но Онегину не суждено было умереть, не отведав из чаши жизни; страсть сильная и глубокая не замедлила возбудить дремавшие в тоске силы его духа. Встретив Татьяну на бале, в Петербурге, Онегин едва мог узнать ее; так переменилась она! Онегин - характер действительный, в том смысле, что в нем нет ничего мечтательного, фантастического, что он мог быть счастлив или несчастлив только в действительности и через действительность. В Ленском Пушкин изобразил характер, совершенно противоположный характеру Онегина, характер совершенно отвлеченный, совершенно чуждый действительности. Тогда это было совершенно новое явление, и люди такого рода тогда действительно начали появляться в русском обществе.
- Ленский был романтик и по натуре и по духу времени. Нет нужды говорить, что это было существо, доступное всему прекрасному, высокому, душа чистая и благородная. Но в то же время "он сердцем милый был невежда", вечно толкуя о жизни, никогда не знал ее. Действительность на него не имела влияния: его радости и печали были созданием его фантазии.