СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

С. Козлов Лисички

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«С. Козлов Лисички»

Предмет: литературное чтение

Класс:5

Тема урока: «Сергей Козлов «Лисичка».

Цели урока: познакомиться со сказкой «Лисичка».

Планируемые результаты

  • предметные: уметь наблюдать за развитием сюжета, поступками персонажей; уметь анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения; отстаивать её с помощью текста.

  • личностные: формировать положительную мотивацию к учению, уважительное отношение к учителю и сверстникам, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной работой.

Тип урока: УИПЗЗ

Оборудование: презентация

Этап урока. Методы и приёмы.

Хро

номет

раж

Содержание урока. Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

Орг.момент

≈1

Приветствие учителя.

Приветствовать учителя, настраиваться на работу.

Р: настраиваться на работу.

Постановка учебной задачи и её решение



Словесн.: ответы на вопросы.













Словесн.: формулировка темы и цели урока.

≈5

- Ребята, какую сказку называют авторской? (это сказка, созданная автором)

- Какие сказки вам знакомы? («Аленький цветочек», Шарль Перро «Красная шапочка», Александр Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» и другие).

- Сегодня мы познакомимся с новой для вас авторской сказкой.

- Откройте хрестоматию на странице 53.

- Прочитайте фамилию автора. Вам знаком он?

- Сергей Козлов считал, что с детьми можно поговорить всерьёз, о чём и с взрослыми – о доверии, о радости жизни, о доброте, о хрупкости красоты.

- А теперь представьте сказочный лес… Там каждый зверёк живёт в своем доме, запасает еду и дрова, топит печку, смотрит на огонь, слушает дождь и ветер. Зверьки ходят друг к другу в гости, угощают друг друга яблоками, чаем с мёдом. В лесу медленно и чудесно сменяются времена года.

- Прочитайте название сказки.

- Как вы думаете, о чём или о ком она? (например, о животном лисичке, о хитром человеке, о грибе лисичке)

- Попробуйте определить тему и цель урока.









Отвечать на вопросы.











Определять тему и цель урока.

Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Р: учитывать установленные правила в планировании и контроле, способе решения.

Р: целеполагание.


Решение частных задач


Практич.: чтение сказки.










Словесн.: анализ сказки.













Практич.: выборочное чтение.






Словесн.: ответы на вопросы.














Практич.: чтение по ролям.


Практич.: оценка.

≈30

- Теперь давайте прочитаем эту сказку по цепочке.

- О чём же эта сказка?

- Как вы думаете, почему своё произведение Сергей Козлов назвал «Лисичка»? Разве оно о лисичке?

- Кто главный герой? (Ёжик и Медвежонок)

- Ребята, тогда попробуйте придумать своё более подходящее название (например, «Ёжик и Медвежонок», «Жизнь зверят», «Ёжик и золотой гриб», «Друзья» «В волшебном лесу», «Чудесная история» и т.д)

- Почему плакал Медвежонок? (его поразила красота)

- А разве от радости плачут? Подтвердите словами текста.

- Чего бы хотелось Медвежонку, хотя он и понимает, что это невозможно? (остановить время)

- Вспомните, а с вами когда-нибудь было что-то подобное: когда настолько красиво, что плакать хотелось?

- О чём говорил Медвежонок, успокаивая Ёжика? (завтра снова будет солнце… А как красиво зимой!)

- А что бы вы сказали Медвежонку, чтобы он больше не плакал?

- А теперь найдите и зачитайте описание пути Ёжика и Медвежонка на гору.

- Что они увидели? (старую сломанную берёзу, сгнивший мостик, срубленную осину, горелые пни)

- Зачем автор перечисляет все эти страшные для жизни леса подробности? (автор подтверждает тревожные опасения Медвежонка – да, всё проходит: проходит осень, улетают птицы, стареет берёзка, состарился мостик. К сожалению, всё прекрасное со временем стареет и разрушается).

- Но что увидел Медвежонок после такой мрачной картины? Прочитайте (маленький золотой гриб, поджав коленки, в сумерках сидел во мху)

- Мрачные картины леса – прекрасный маленький золотой гриб.

Какой приём использует автор, показывая после такой картины лисичку? (приём контраста)

- О чём Ёжик пытается сказать Медвежонку, показывая гриб?

- Ёжик показывает, что Медвежонок счастливее той же лисички – она совершенно одна, а у медвежонка есть – Ёжик.

- «Поджав коленки, в сумерках сидел во мху».

- Что значит «поджав коленки»? (Может ему холодно? Неудобно? Тяжело?)

- В сумерках – это когда? (когда темнеет)

- Что можно сказать о Ёжике? (Ёжик – настоящий друг)

- Как автор относится к грибку? (с уважением)

- Какой фразой вы можете это подтвердить? («Маленький золотой гриб»).

- Что вы можете сказать о лисичке? (лисичка - стойкая, выносливая, смелая)

- В жизни настоящие грибы лисички также выносливые и умеют постоять за себя. Эти удивительные грибы не поддаются гниению. Они не мнутся после сбора в рюкзаках, долго сохраняют свежий вид.

- Почему же рассказ назван «Лисичка»?

- А теперь, ребята, попробуем прочитать это произведение по ролям.

- Подумайте в парах, кто за какую роль будет нести ответственность. - Покажите голосом настроение героев.

- Давайте оценим чтение.

Читать сказку «Лисичка» по цепочке.




Рассуждать и правильно формулировать свой ответ.







Отвечать на вопросы.







Анализировать сказку.






Читать и анализировать отрывок из сказки.








Отвечать на вопросы, рассуждать.












Читать по ролям.



Оценивать чтение одноклассников.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, в сотрудничестве с учителем.

П: дополняют и расширяют знания.

Р: осмысляют учебный материал.

П.: выполнение действий по алгоритму; осознанное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений, доказательств.



















П: развитие художественной образной речи, логического мышления; умение наблюдать, слушать, делать выводы, прогнозировать, высказывать своё мнение, вести диалог, осознавать свою учебную задачу; обогащение своего словарного запаса; умение выразительно, осмысленно читать, размышлять над происходящими событиями, сопоставлять различные виды искусства; наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения, отстаивать её с помощью текста;

Итог урока. Рефлексия

Словесн.: ответы на вопросы, подведение итогов, слово учителя.



≈4

- Какие чувства и эмоции у вас сегодня вызвало чтение этой сказки?

- Время неподвластно никому. Идёт время, бегут минуты. Меняется мир, но вы не грустите. На долгом пути вас обязательно удивит красота, порадует дружба, не покинет мужество, а в вашем сердце пусть всегда живёт солнце!

- Спасибо за урок!

Отвечать на вопросы, подводить итоги, слушать учителя.

Р: понимание причин успехов в учебе, осуществляют итоговый контроль по результатам работы.