Автор работает как по учебнику под ред. В.В. Бабайцевой, так и по учебнику под ред. М.Т. Баранова.
Местоимение как часть речи
Урок 1
Урок 1
1. Вступительное слово учителя.
Я расскажу вам об одном очень маленьком, но очень нужном слове. Постучали в дверь, вы спрашиваете: «Кто?» А если бы не было этого слова? Вам бы долго пришлось спрашивать: «Это папа? мама? друг? дед? бабушка? и т.д.» Еще хуже, если бы в классе завелся озорник и что-то натворил. Тогда учителю пришлось бы спрашивать: «Это сделал Петя? Коля? Вася? и т.д.» Так какое же слово нужно вместо всех этих имен? Местоимение кто.
Каждое местоимение – загадка. За ним скрывается много слов. Он – это и папа, и брат, и друг, и дядя, идущий по тротуару, и сам тротуар, и даже город, где этот тротуар находится. Я загадаю вам загадку, а вы попробуйте угадать, кто это – он и кто это – она?
«Они не могли жить друг без друга. Он был трудяга и постоянно что-то делал, переделывал, создавал, расточая на эти труды всего себя и становясь все меньше и меньше. Она была ленива и неуклюжа, трудиться не любила, ничего не создавала, а чаще разрушала то, что сотворил он. От этого она не становилась меньше, а оставалась прежней. Но несмотря на то что они были такими непохожими, они были счастливы только тогда, когда были рядом».
(Карандаш и ластик)
2. Знакомство с новым материалом.
– Ответьте на вопрос: «Что я знаю о местоимении?»
– А потом запишите те вопросы, на которые вы хотели бы получить ответ.
Сам термин «местоимение» заимствован из старославянского языка, а в него он пришел из греческого. Лексическое значение этого грамматического термина вместо имени. Сейчас в слове местоимение выделяется только корень и окончание.
Местоимение – самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их. Местоимения составляют очень малую часть словарного запаса русского языка – всего 0,8%. Однако в речи они являются едва ли не самыми употребительными, помогая избегать неоправданных повторов одних и тех же слов и речевых ошибок, помогая делать нашу речь связной.
В зависимости от того, какую часть речи заменяют местоимения, они подразделяются на четыре группы:
1) местоимения-существительные указывают на лицо или предмет и связаны с другими словами в предложении как существительные, например, я, ты, мы, вы, что, нечто, кто-то и др.;
2) местоимения-прилагательные указывают на признак предмета, например, мой, твой, наш, этот, который, чей, некоторый и др. Они связываются с именами существительными и изменяются по родам, числам и падежам;
3) местоимения-числительные указывают на количество предметов: сколько, столько, несколько. Они связываются с существительными подобно количественным числительным и, как правило, изменяются по падежам;
4) местоимения-наречия обозначают признаки действия, например, где, куда, там, когда, так, потому и др. Эти местоимения не изменяются и связываются с глаголами так же, как наречия. Однако большинство ученых не считают эту группу местоимениями.
По значению местоимения делятся на следующие разряды:
1) Личные – заменяют лицо или предмет: я, ты, мы, вы, он, она, оно, они.
2) Возвратное местоимение себя.
3) Притяжательные – указывают на принадлежность: мой, твой, свой, наш, ваш, его, ее, их.
4) Вопросительные: кто, что, какой, чей, где, куда, когда, сколько, как, зачем и почему. Служат для построения вопросительных предложений: Кто сказал мяу?
5) Относительные – те же, что и вопросительные, но употребляются в функции союзных слов в сложноподчиненном предложении: Тем, кто дружен, не страшны тревоги.
6) Указательные: этот, тот, такой, так, туда, тогда и другие.
7) Неопределенные: некто, нечто, некоторый и другие.
8) Отрицательные: никто, ничто, никакой, никогда и другие.
9) Определительные: сам, самый, весь, всякий, всяческий, каждый, любой, иной и другой.
Личные местоимения обозначают лиц и предметы, о которых ведется речь. Возвратное местоимение обозначает, что выполняемое действие направлено на лицо, которое его выполняет.
Притяжательные местоимения указывают на принадлежность предмета либо говорящему, либо собеседнику, либо третьему лицу. Неопределенные местоимения служат для указания на неопределенность предмета, признака, количества. Отрицательные местоимения указывают на отсутствие предмета, признака и количества. Определительные местоимения выполняют функцию обобщенно-качественных определений.
– Ответы на возникшие вопросы.
3. Работа с материалом учебника.
– Давайте посмотрим, что нам говорит о местоимениях учебник.
– Обратимся к упражнению 406.
Весна на пороге. Скоро она (весна) вступит в свои права. А сейчас еще морозно. Такая (морозная) погода продержится недолго. Через несколько (пять – шесть) дней засияет настоящее солнце и начнется настоящая весна.
Задания.
– Прочитайте текст. Докажите, что это текст.
– Какова его тема? Озаглавьте. (Приближение весны. Такое название объединяет предложения в синтаксическое целое, которое начинается и замыкается словом весна).
– Определите, вместо каких частей речи используются местоимения и какую функцию они выполняют в тексте.
4. Построение шагов действий.
– Мы познакомились с местоимением как частью речи, умеем выделять местоимения в тексте, а теперь нам надо научиться различать разделы местоимений. Как вы думаете, какие шаги для этого надо предпринять?
1) Выделяем местоимение в тексте.
2) Определяем, указывает ли данное слово на предметы, их признаки или количество.
3) Определяем, изменяется ли данное слово по падежам (а также по родам и числам).
4) Определяем, является ли данное слово в предложении подлежащим, дополнением или определением.
5. Тренировочные упражнения.
Найдите местоимения, укажите разряд, определите их синтаксическую роль в стихотворении С.Я. Маршака «Пожелание друзьям».
Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути –
Главнейшее условье.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас.
А сердце умным будет.
Вам от души желаю я,
Друзья, всего хорошего.
А все хорошее, друзья,
Дается нам недешево.
– Как вы понимаете значение слова недешево в этом контексте?
6. Домашнее задание: учить разряды местоимений, упр. 408.
Личные местоимения
1. Проверочный тест по предыдущему уроку.
(Верным может быть от одного до трех вариантов)
1) К какой части речи относятся слова, которые в тексте могут заменяться местоимением:
а) существительные;
б) прилагательные;
в) глаголы;
г) числительные.
2) Какими членами предложения могут быть местоимения:
а) любыми, кроме сказуемого;
б) любыми;
в) только определениями и дополнениями;
г) только дополнениями и обстоятельствами.
3) Как изменяются местоимения:
а) только по падежам;
б) только по родам;
в) по падежам, родам и числам;
г) только по числам.
4) Для чего в тексте используется местоимение:
а) для замены часто повторяющихся слов;
б) для связи предложений и абзацев;
в) для разделения предложений и абзацев;
г) для обогащения словарного запаса.
5) К какому разряду относится местоимение себя:
а) личное;
б) вопросительное;
в) отрицательное;
г) возвратное.
6) К какому разряду относится слово всякий:
а) притяжательное;
б) указательное;
в) определительное;
г) относительное.
7) Какое слово в ряду его, их, тех, меня, тебе является лишним:
а) тебе;
б) их;
в) меня;
г) тех.
8) В какой строке все местоимения относятся к отрицательным:
а) нечто, незачем, кое-как;
б) свой, наш, ваш;
в) ничей, никто, ничего;
г) другой, такой, самый.
9) Сколько разрядов местоимений существует:
а) 1;
б) 8;
в) 9;
г) 10.
Ключ к тесту:
1) – а, б, г; 2) – бг; 3) – в;
4) – а, б; 5) – г; 6) – в;
7) – г; 8) – в; 9) – в.
2. Объяснение нового материала.
– Прослушайте сообщение и сделайте его конспект.
К личным местоимениям относятся местоимения-существительные я, ты, мы, вы, он, она, оно, они. Местоимение я обозначает говорящего, ты – собеседника, к которому говорящий обращается с речью; местоимения он, она, оно, они указывают на лица или предметы, о которых ведется речь. Местоимения мы и вы обозначают несколько лиц, в число которых входит говорящий или собеседник. Местоимение Вы используется также как форма вежливости при обращении к одному лицу.
Личные местоимения изменяются по падежам, при этом изменяется все слово (см. таблицу в конце страницы).
В косвенных падежах к местоимениям он, она, оно, они после предлогов прибавляется буква н: у него, к ним, с ней.
Говорим правильно!
Грущу по вам.
Тоскуешь по нам.
Скучает по вам.
И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п. | я мен-я мн-е мен-я мн-ой (-ою) обо мн-е | ты теб-я теб-е теб-я тоб-ой (-ою) о теб-е | м-ы н-ас н-ам н-ас н-ами о н-ас | в-ы в-ас в-ам в-ас в-ами о в-ас |
3. Работа с материалом учебника, упражнения на закрепление.
4. Употребление местоимений в речи.
Замена существительных личными местоимениями. Наблюдение за языковым материалом.
– Как вы думаете, о ком идет речь в следующих строках?
(1) …Его глаза сияют./ Лик его ужасен./ Движенья быстры. Он прекрасен,/ Он весь, как божия гроза.
(2) …Одиноко он стоит,/ задумался глубоко./
И тихонько плачет он в пустыне.
– Первый пример взят из поэмы А.С. Пушкина «Полтава». Если восстановить первое предложение этого отрывка Выходит Петр, то становится ясно, о ком идет речь, кто это он. Восстановим пропущенные строки во втором примере из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Утес»: Но остался влажный след в морщине / Старого утеса.
– Как видно из примеров, местоимения не называют, а лишь обозначают лицо или указывают на предмет. Но чтобы смысл был понятен, в первом предложении обязательно должно быть существительное.
Это первый вывод об употреблении местоимений в речи.
Задание. Неправильное употребление личных местоимений.
– Прочитайте предложения. Все ли в них вас устраивает? (Предложения можно спроецировать на интерактивную доску.)
1. Когда отец ушел на фронт, ему (отцу или его сыну?) было всего шесть лет. 2. Когда Дубровский убил медведя, Троекуров на него не обиделся, а велел содрать с него шкуру.
3. Мальчик снял шляпу с головы и подбросил ее вверх.
4. Я вытащил рыбу из корзины и передал ее отцу.
– Исправьте предложения, в которых неправильно или неудачно употреблены местоимения.
Сделайте выводы.
Возможные варианты правки:
1. Когда отец ушел на фронт, его сыну было всего шесть лет. 2. Когда Дубровский убил медведя, Троекуров велел содрать шкуру с убитого зверя. 3. Мальчик снял свою шляпу и подбросил ее вверх. 4. Я передал рыбу отцу, вытащив ее из корзины.
Второй вывод: местоимения требуют правильного построения всей фразы.
5. Выборочный диктант.
– Выпишите личные местоимения, определите их падеж и синтаксическую роль в предложении.
1. Печален я: со мною друга нет… (А.Пушкин)
2. Из темного леса навстречу ему идет вдохновенный кудесник. (А.Пушкин)
3. Здесь тучи смиренно идут подо мной;
Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады;
Под ними утесов нагие громады… (А.Пушкин)
4. Ты для себя лишь хочешь воли. (А.Пушкин)
5. Я пришел к тебе с приветом.
Рассказать, что солнце встало... (А.Фет)
6. Ласточка с весною в сени к нам летит.
(А.Плещеев)
Возвратное местоимение себя
Урок 31. Проверочная работа по предыдущей теме.
– Прочитайте стихотворение А.Пушкина. Выпишите личные местоимения, укажите их падеж и синтаксическую роль.
О каких местоимениях в этом тексте вы ничего не можете сказать с уверенностью?
Ты и вы
Пустое «вы» сердечным «ты»
Она, обмолвясь, заменила,
И все счастливые мечты
В душе влюбленной возбудила.
Пред ней задумчиво стою,
Свести очей с нее нет силы;
Я говорю ей: «Как вы милы!»
И мыслю: «Как тебя люблю!»
Ответ:
Местоимения ты и вы в первой строке употреблены в начальной форме – но, в сущности, выступают в роли существительного в вин. и тв. падеже. Отметим необычность такого употребления.
Она – и.п., подлежащее.
Пред ней – т.п., дополнение.
С нее – р.п., дополнение.
Я – и.п., подлежащее,
ей – д.п., дополнение,
вы – и.п., подлежащее.
Тебя – в.п., дополнение.
2. Сообщение о возвратном местоимении себя.
– Прочитайте текст. Если у вас возникли вопросы, задайте их.
Возвратное местоимение себя относится к группе местоимений-существительных. Но оно не имеет рода, числа и именительного падежа.
Оно никогда не бывает подлежащим. В качестве дополнения местоимение себя относится к подлежащему или дополнению, поэтому оно может иметь значение любого лица, числа и рода.
Например: Ты на себя понадеялся. Она на себя понадеялась. Мы на себя понадеялись. Мне хотелось испытать себя.
В форме себе местоимение употребляется при глаголе в качестве частицы, придавая значение независимости, самостоятельности, например: Смотри, уж ты хрипишь, а он себе (частица) идет и лая твоего совсем не замечает.
(И.Крылов)
Возвратное местоимение себя изменяется только по падежам.
3. Работа с учебником: упр. 411, 413, 415.
4. Лексическая работа с фразеологизмами. Упражнение 403.
Задание. Замените выделенные слова фразеологизмами.
Этот человек хитрый и скрытный.
Все устроилось без особых усилий.
Читай молча (не вслух).
После болезни мальчик плохо выглядит.
Наездник не скоро опомнился после того, как упал с лошади.
Для справки: пришел в себя, себе на уме, само собой, про себя, на себя не похож.
– Какой из фразеологических оборотов отрицательно характеризует человека? (Себе на уме).
– Если вы затрудняетесь, не можете объяснить значение фразеологического оборота, что вы сделаете? (Обращаемся к фразеологическому словарю)
Задание. Определите значение фразеологических оборотов по словарю:
1) уйти в себя – замкнуться; 2) как у себя дома – чувствовать себя раскованно; 3) мы сами с усами – опытные; 4) рвать на себе волосы – отчаиваться; 5) не видать как своих ушей – навсегда расстаться с надеждами; 6) заруби себе на носу – запомни.
5. Творческий диктант.
Послушайте словосочетания и запомните их. Используя данные словосочетания, напишите, каким должен быть руководитель (кружка, организации, предприятия).
Быть требовательным к себе, брать ответственность на себя, поставить перед собой цель, винить в неудачах прежде всего себя, меньше всего думать о себе, следить за собой, отдавать себе отчет в своих поступках, владеть собой.
6. Самостоятельная работа.
Задание. Поставьте возвратное местоимение себя в нужном падеже.
(1) Вернулся Иван-царевич домой на коне златогривом, привез отцу своему Жар-птицу, а (…) – невесту, Елену Прекрасную. (Себе – д.п.) (2) Иван-царевич лег спать, а лягушка прыгнула на крыльцо, сбросила с (…) лягушачью кожу и обернулась Василисой Премудрой, такой красавицей, что и в сказке не расскажешь. (Себя – р.п.) (3) «Сколько ни держать при (…) , – думает царь, – а отдавать надобно: дело неминучее!» (Себе – п.п.) (4) – Не за перстнем ты здесь: отдал тебя отец морскому царю. Выйдет морской царь и возьмет тебя с (…) в подземное царство. (Собою – т.п.)
Журнал "Русский язык" ИД "Первое сентября" (http://1september.ru).
Подписка по каталогу "Почта России". Индексы: 79119 (бумажная версия), 12751 (электронная версия)