СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

С.Михалков "Новогодняя быль"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данной разработкой урока могут пользоваться учителя начальных классов.

Просмотр содержимого документа
«С.Михалков "Новогодняя быль"»

Тема: С. Михалков «Новогодняя быль»

Цели: создать условия для развития интереса к литературному творчеству и чтению речевых умений, фонематического слуха, памяти и мышления; познакомить учащихся с произведением С. Михалкова «Новогодняя быль», совершенствовать умения работать с иллюстрациями.

Тип урока: постановка и решение учебной задачи.

Планируемые результаты образования:

Предметные: умение выразительно читать и пересказывать произведение, используя соответствующую лексику.

Личностные: интерес к учебному труду; умение оценивать свои поступки и знания; внимание к переживаниям других людей; чувство сопереживания.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: умение анализировать и сравнивать произведения и героев.

Регулятивные: умение самостоятельно оценивать правильность выполнения действий; планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей.

Коммуникативные: умение высказывать своё отношение к литературным произведениям и героям, ориентироваться на позицию партнёра, вырабатывая общую позицию.

Формы и методы обучения: групповая, индивидуальная

Мотивация учебной деятельности.

Личностные УУД: положительное отношение и интерес к урокам литературного чтения.

Регулятивные УУ

Д: принимать и сохранять учебную задачу; уметь вносить коррективы в действие после его завершения на основе оценки учителя.

Коммуникативные УУД: уметь строить монологическое высказывание по теме урока, получать нужную информацию, задавая вопросы учителю и сопоставляя его ответы.


Ход урока.

I. Орг. момент.

Снежок порхает, кружится,

На улице бело.

И превратились лужицы

В холодное стекло.

(Н. Некрасов)

- Что вы почувствовали, услышав эти строки? (Обобщить ответы детей).

II.Проверка д/з. Вопрос 6 стр.148.


III. Работа над развитием речевого аппарата.

1. Речевая разминка.

Ок – ок - ок - падает снежок.

Ип - ип - ип - слышу снега скрип.

Ре - ре - ре - горы в снежном серебре.


- Прочитайте шёпотом и медленно.

Ель на ежика похожа:

Еж в иголках, елка тоже

- Начните читать шёпотом и постепенно усиливайте голос, читать медленно и постепенно ускоряя темп.

- А теперь прочтите громко и весело.

- Прочитайте конец 1 предложения с вопросительной интонацией.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством очень известного детского писателя Сергея Владимировича Михалкова.

- Чтобы узнать название произведения, с которым мы сегодня познакомимся, расшифруйте анаграмму:

НОГОВОДНЯЯ ЛЫБЬ

- Что у вас получилось? ("Новогодняя быль".)

- Прочитайте название еще раз. Как вы думаете, о чем пойдет речь в произведении? Когда будут происходить события?

- Сегодня мы познакомимся с творчеством Сергея Владимировича Михалкова, прочитаем его произведение “Новогодняя быль”.

IV. Работа над темой урока

1. Знакомство с биографией С. В. Михалкова.(Карпова София)

С.В. Михалков родился 13 марта 1913 года в городе Москве. Прожил С. В. Михалков 96 лет.

В школу Сережа Михалков пошел учиться с 4-го класса. Первоначальное образование получил дома. С 10 лет начал сочинять стихи и выпускать рукописный литературный журнал.

С. В. Михалков - известен как поэт, писатель, баснописец, журналист и автор слов гимна Российской Федерации.

Его книги мы знаем и любим с самого детства.


2. Слушание сказки С.В. Михалкова "Новогодняя быль".

Прослушайте аудиозапись сказки С.Михалкова «Новогодняя быль». Слушаем внимательно.

Физкультминутка "Елочки-пенечки".

V. Закрепление изученного.

- К какому жанру относится это произведение? Почему?

- Что в этой сказке реально, а что вымышлено?

- Что вам понравилось в этой истории?

- От чьего лица ведётся рассказ? (лесника)

- Где происходили события?

- Почему слово Ёлочка написано в тексте с большой буквы?

- Ёлочку-дерево автор наделил человеческими чертами.

- Вспомните, как называется этот приём в литературе? (Олицетворение.)


1.Чтение "Цепочкой".

- Перед тем, как читать сказку «цепочкой», давайте обратим внимание на трудные слова и их правильное произношение:

по-лю-бо-вать-ся

рас-ка-чи-вать-ся

чувст-во-ва-ла

про-стре-ко-та-ла

Чтение «цепочкой»


- Ребята, когда отмечают Новый год? Как вы думаете, всегда ли так было?

2. Сообщение подготовленного ученика.(Куркин Михаил)

В давние времена Новый год отмечали сначала 1 марта (начало весны, пробуждение природы), потом стали встречать Новый год 1 сентября (когда заканчивалась уборка урожая с полей, и только 300 лет назад царь Пётр I приказал отмечать Новый год с 31 декабря на 1 января. На Новый год принято дарить подарки, радоваться, веселиться, и говорить с “Новым годом!”, “С новым счастьем!” и конечно же - украшать елку. Этот обычай ввел Петр I, который вернувшись из путешествий по Европе, повелел на Новый год дома и улицы украшать хвойными ветками в праздничном одеянии.

3.Работа над текстом.

- Куда, недолго думая, села Сорока?

- Как вы думаете слово «макушка» однозначное или многозначное? Макушка – это не только верхняя оконечность чего-либо (дерева, горы), но и верхняя часть головы.

- Дотроньтесь до своей макушки.

- Подумайте, когда говорят «ушки на макушке» (человек насторожен)?

4. Расширение кругозора.

- Вспомните, чем стихи отличаются от прозы?

- Знаете ли вы, что эту же историю С. Михалков записал в стихах. Послушайте, что у него получилось.

(Чтение стихотворения подготовленным учащимся.)(Серая Виктория)

С.В.Михалков «Событие»

В снегу стояла елочка –

Зелененькая челочка,

Смолистая,

Здоровая,

Полутораметровая.


Произошло событие

В один из зимних дней:

Лесник решил срубить её –

Так показалось ей.


Она была замечена,

Была окружена…

И только поздно вечером

Пришла в себя она.


Какое чувство странное!

Исчез куда-то страх…

Фонарики стеклянные

Горят в её ветвях.


Сверкают украшения –

Какой нарядный вид!

При этом, без сомнения,

Она в лесу стоит.


Несрубленная! Целая!

Красива и крепка!..

Кто спас, кто разодел её?

Сынишка лесника!

- Понравилось вам стихотворение?

5. Экологическая беседа.

- Чему учит нас С. Михалков в сказке "Новогодняя быль" и в стихотворении "Событие".

- С наступлением Нового года каждый хочет видеть в своем доме украшенную новогоднюю елочку. Сейчас очень много красивых искусственных елочек. Они ничем ни уступают их лесным сестрам, при этом помогают беречь человеку окружающую среду. Послушайте стихотворение, об искусственной красавице.

(Чтение стихотворения подготовленным учащимся.)(Абрамов Кирилл)

И. Токмакова. Живи, ёлочка!

Мне елку купили! Мне елку купили!

В лесу на опушке ее не рубили.

А сделали елку на добром заводе

Хорошие дяди, веселые тети.


Скорей приходите, скорей поглядите

На елку из тонких серебряных нитей:

Вся в хвое мохнатой, блестящей и пышной,

Задень - и она зазвенит еле слышно.


А елка лесная осталась живая,

Стоит на опушке,

Макушкой кивая. Кому? Никому!

Просто — ветру, метели,

Такой же красивой неспиленной ели!


- Подумайте, а что ещё может сделать человек, для того, чтобы не рубили ели?

- Для того чтобы сохранить животных и растения люди создают заповедники – это место, где запрещается рубить, рвать растения, убивать животных.

- Ребята, а к каким видам растений относится ель? (Хвойные.)

- А какие хвойные растения вы еще знаете? Как отличить ель от сосны? Кто сможет соотнести изображение хвойного дерева с иллюстрацией?

6. Работа в группах

Дети работают над тестом в группах

1. Кто автор сказки?

а) С.Маршак;

б) С.Михалков; (+)

в) Н.Сладков.

2. Недалеко от чего росла ёлочка?

а) от леса;

б) от города;

в) от дома лесника.(+)

3. С кем она однажды познакомилась?

а) с зайцем;(+)

б) с лисой;

в) с волком.

4. Кто рассказал ёлочке про Новый год?

а) ворона;

б) сорока;(+)

в) сова.

5. В страхе и беспокойстве ёлочка прожила:

а) весну и лето;

б) лето и осень;(+)

в) осень и зиму.

6. Когда нашли Ёлочку?

а) 30 декабря;

б) 31 декабря;(+)

в) 1 января.


7. Чтение отрывка по ролям.


Хвойные леса особенны.

Кедр – в старину называли живицей. Если помазать резаную рану смолой кедра, то она не загноится и заживет.

Сосна - дерево, указывающее путь. Соснами раньше отмечали проезжие дороги. Сосна - символ света. В темноте сосна выглядит светлее других деревьев.

Если походить по хвойному лесу, подышать этим воздухом, то не заболеешь простудными заболеваниями. Беречь хвойные леса нужно еще и потому, что растут они очень медленно. За год растение вырастает лишь на 10-15 см.

VI. Рефлексия.

-На столе лежат зелёные елочки и шарики трех цветов. Наклейте, пожалуйста, шарик желтого цвета, если вы довольны своей работой, оранжевый-несовсем доволен работой, мог работать лучше, голубой – недоволен.


VII. Итог.

Как называется сказка, с которой мы познакомились? А кто автор? Сказка понравилась? Так какую же елку вы хотите видеть у себя дома на празднике?


- Домашнее задание.

Читать сказку стр.149-151, ответить на вопросы.