Тема: С. Воронин «Моя Береза»
Цель: Развитие умения воспринимать образное содержание произведения, сопереживать с персонажами. Составление связного высказывания «Что значит быть природе другом?»
Задачи: формировать умение читать текст правильно, сознательно, выразительно, целыми словами с использованием интонации, соответствующей строению предложений:
- совершенствовать умение находить в тексте фразы, в которых заключается главная мысль произведения, объяснять смысл этих фраз;
- обогащать и активизировать словарь учащихся;
- развивать связную устную речь, используя приём словесного рисования, ответов на вопросы, а также пересказа содержания близко к тексту;
-воспитывать любовь к природе, стремление не только наблюдать и любоваться красотой, но охранять и приумножать её богатства.
Ход урока:
Орг. момент. Ты улыбкой как солнышком брызни,
Разве милы нам хмурые лица,
Иль чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
Я дарю свою улыбку всем вам,
а вы поделитесь своими улыбками друг с другом,
с нашими гостями.
Давайте с таким настроением и начнем наш урок.
Мне хотелось бы начать наш урок со слов известного французского писателя Ж.Ж. Руссо. Я буду читать, а вы мне поможете.
Чтобы разговаривать, надо выговаривать все правильно и внятно, чтоб было всем понятно. Для этого мы сделаем с вами речевую разминку. У вас на партах лежат скороговорки. Я даю вам 30 сек., чтобы вы отработали её чтение внятно и быстро. Кого мы можем похвалить за чёткое и быстрое произношение скороговорки.
Хорошо, а теперь посмотрите на это предложение(листва на березе засверкала). Ваша задача сейчас прочитать вслух это предложение с интонацией радости, восхищения, вопроса. А теперь задание гораздо сложнее, прочитайте это предложение по-японски.
Проверка д.з. Ребята, а скажите мне, пожалуйста, как называется раздел, над которым мы с вами работаем? (научно-познавательный)
Что характерно для произведений этого раздела? (в этом разделе содержаться рассказы в которых даются определенные знания)
Скажите, а какие научно-познавательные рассказы вы уже читали? (слон, попугай, береза)
С каким произведением мы с вами познакомились на прошлом уроке?
Является ли этот рассказ научно-познавательным? Почему?
Кто автор этого произведения?
Что вы можете рассказать о этом авторе?
С какой целью мы читаем рассказы? (чтобы узнать главную мысль, то о чем хотел рассказать нам автор)
Мы прочитали первую часть, мы можем назвать главную мысль произведения?
Что нужно сделать чтобы это узнать?
Давайте вспомним по каким критериям мы оцениваем пересказ.
Пересказ учениками первой части.
Физминутка.
Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с этим произведением. Будем рассматривать березу осенью.
В тексте вам встретятся такие слова как Моросящий дождь – очень мелкий дождь, зябко – холодно
Я буду читать рассказ, а вы, подумайте, как изменится природа осенью.
Так как же изменилась природа осенью?
Почему наутро осыпалась листва?
Бинарное чтение
Какие облака осенью прочитайте.
Какой видит поэт осень?
(приходит, идут, пошли, шелестели) все эти слова могут относиться к неживой природе? Значит, автор считает осень живым существом.
Как вы думаете почему всему растущему влага уже не нужна?
Как, автор описывает, для чего желтеет листва?
Когда наутро наступил заморозок, что случилось?
Как автор переживает этот момент. Какие чувства испытывает?
Как вы понимаете выражение «окостеневшие ветви»?
От чего они стали такими?
Давайте сравним какие чувства вызывала береза летом у автора.чем удивило писателя дерево?
А что даже произошло за период засухи?
Как она противостояла ветру в грозу?
Как вела себя береза во время ливня
Чему радовался автор? (ее силе и умению бороться за себя)
Автор сам посадил березу?
Почему автор не скосил маленькую березу?
Как он к ней относится? (как к живому существу)
Значит мы можем назвать автора другом природы, березы?
Вы смогли бы стать другом природы?
Как стать другом природы?
Как вы думаете, что будет зимой? Как вы думаете она переживет зиму?
Что может произойти весной?
Сейчас давайте составим синквейн по нашему рассказу.
С каким произведением мы сегодня продолжали работать? Кто его автор?
Рефлексия. Посадите березки у нас на доске. Зеленые – если все получалось, желтые – если было что-то трудно, красные – если ничего не получалось.