СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Садоводство в Дагестане

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка ставит целью формироватьпредставления учащихся о садоводстве, как традиционной отрасли сельского хозяйства, и также дать характеристику «овощеводства» для сравнения на примере республики Дагестан.

Просмотр содержимого документа
«Садоводство в Дагестане»



Внеклассное мероприятие





«Садоводство в Дагестане»

на тему:





(5 «Г» класс)





Провела:

учитель технологии

Багомедова М.Г.









Цель: формирование представления учащихся о садоводстве, как традиционной отрасли сельского хозяйства, и также дать характеристику «овощеводства» для сравнения, - умение находить различия, их роли в Дагестане.



Задачи:

  1. Обучающие – сформировать представление, значение, различие понятий «садоводство» и «овощеводство», о фруктах и овощах в частности, об их витаминах и их пользе для человека.

  2. Развивающие – умение различать объекты, умение анализировать.

  3. Воспитательные – воспитывать уважение к разным профессиям, любовь к природе. Также воспитывать бережное отношение к своему здоровью.



Ресурсы: карточки, тесты, кроссворды.



Методы:

  1. Объяснительно-иллюстративный;

  2. Словесно-логически;

  3. Игровой.



Тип урока: комбинированный.



План урока:

  1. Организационный момент;

  2. Опрос прошлой темы;

  3. Сообщение новых знаний;

  4. Практическая часть – в виде игры, тестов, кроссворда;

  5. Закрепление знаний;

  6. Подведение итогов.







Ход урока:

  1. Вначале урока дети здороваются, навожу дисциплину в классе. Записываю тему урока, оглашаю цели.

  2. Далее спрашиваю у класса по прошлой теме «Растения» - проверка домашнего задания:

1) Из каких растений готовят муку?

2) Из каких растений получают крупы?

3) Что такое «бобовые растения»?

Растения: пшеница получают муку

гречка

овес получают крупы

кукуруза

Бобовые растения: фасоль, горох, чечевица, какао-бобы.

  1. – Молодцы, ребята. Ну, а сегодняшняя наша с вами тема называется: «Садоводство в Дагестане». Также мы коснемся и овощеводства. Мы разберемся с вами, ребята, в чем же суть, смысл и различия этих понятий, а что их объединяет. Эта тема у нас не случайна, так как 2015 год объявлен главой нашей республики годом садоводства в Дагестане. Ну, приступим, ребята. Ну-ка, как вы понимаете, что такое фрукты. (класс отвечает, каждый по-своему).

– Да, ребята, фрукты – это плоды деревьев, которые выращивают в саду.

А овощи?.. Овощи – это растения, которые выращивают в огороде.

– Ну, а сад? А огород? Даю возможность детям самим вначале отвечать на эти вопросы.

– Сад – это участок земли, посаженный деревьями, кустарниками, цветами (травянистыми растениями).

– Огород – это участок земельный под овощами, обычно вблизи дома.

– Что общего? – Что и в саду, и в огороде сажают, - посадка, рассадка. (Но, если огород достаточных размеров, можно и сажать деревья).

– Что различают? – В саду, в основном, только деревья; в огороде – овощи, и находится вблизи дома, а сад – на специально отведенном месте.

– Садоводство является традиционной отраслью сельского хозяйства и имеет важное значение для экономики РД. Наша республика, ребята, располагает благоприятными климатическими условиями для развития садоводства, особенно в южных и горных районах, где можно получить высокие урожаи плодовых культур.

– Еще чем славится, каким растительным видом сельского хозяйства у нас, в Дагестане, ребята? Да, это выращивание виноградников.

Теперь снова в Дагестане возрождают виноградники. Власти Дагестана разработали целую программу поддержки частных фермеров и больших совхозов. Планируется, что за несколько лет урожай винограда увеличат в 2 раза.

Весенне-полевые работы для многих жителей юного Дагестана – очень важная пора в году. Может, даже и у вас есть родственники, которые выезжают на виноградники. Ведь за этим нужно проследить, чтобы подрезать и подвешивать лозу, ремонтировать стойки, которые поддерживают эту лозу.

– А теперь поговорим о том, как правильно сажать плодовые деревья: яблоня, груша, слива. Большинство садоводов предпочитают весеннюю посадку деревьев, проходящую с середины апреля до середины мая. Это вполне оправдано, поскольку весной в почве больше влаги, что способствует быстрому приживанию растений.

Посадка яблони. Посадка саженцев яблони должна проходить на ровном месте, освещенном, вдали от влаги, низем и грунтовых вод. Лучшие почвы для яблони – черноземная и серая лесная. Никогда не сажайте яблоню

В чересчур кислую почву. Схема такая: Слаборослые – 4 х 6 м; среднерослые – 4 х 4 м; карликовые – 2,5 х 3 м.

Посадка груши. Грушу сажают на ровную, сухую и освещённую площадку. Почва для груши должна быть богата питательными веществами, рыхлой, хорошо проницаемой. Груша не любит переизбыток влаги в нижних слоях грунта, зато недостаток в верхних перенесет, быть может, даже лучше других растений. Схема такая: Сильнорослые сорта с объемной кроной на площади – 3-4 м; современные сорта на слаборослых подвоях – 2-3 м.

Посадка вишни и сливы. Саженцам вишни и сливы необходима прогреваемая, возвышенная, хорошо освещенная площадка. Почва должна быть легкой, косточковые растения будут плохо расти при близком (до 1.5м) расположении грунтовых вод. При посадке необходимо оставлять между растениями 2-3 м. Рядом со сливой не сажайте яблоню, лучше если площадь между ними будет не менее 4 м.



Важно! Не заглубляйте саженцы, так как их рост замедлится, со временем появятся разные заболевания, а цветение и плодоношение будет слабым. Приступать к посадке саженцев плодовых деревьев необходимо тогда, когда почва не будет прилипать к лопате.



Правила посадок:

  1. Сначала необходимо сделать ямку в почве глубиной до 60 см., шириной около 1 м. Вынутую землю из верхней части ямки (3/4) смешайте с перегноем (12кг.) и 2,5-3 стаканами древесной золы, и насыпьте в только что выкопанную яму.

  2. Саженец поставьте на холмик, расправьте у него корни и присыпьте землей, добавляя ее постепенно и аккуратно уплотняя. При этом следите за тем, чтобы корневая шейка была на уровне почвы, но никак не выше.

  3. После посадки возьмите 2-3 ведра воды и полейте саженец.

  4. Почву вокруг саженца удобряйте торфом.

– Вот так вот. А вы знаете, ребята, наши дагестанские праздники? (Дети перечисляют: Ураза-Байрам, Курбан-Байрам)

– А вы знаете про такой праздник, как Навруз-Байрам? С древних времен жители Дагестана широко отмечали праздник весны и первой борозд – Навруз-Байрам. Это праздник весеннего равноденствия, его еще называют Персидским новым годом. Его принято отмечать 21 марта, 22 марта. «Навруз» в переводе с персидского языка означает «Новый день», ознаменовывается, считается началом первых полевых работ. В этот день принято готовить лучшие национальные блюда. На праздничном столе должно быть не менее 7 блюд, среди которых яичные курзе, плов, курзе из крапивы, голубцы, хлеб, испеченный в национальной печи. На праздник выпекают и особый хлеб, по форме напоминающий фигурки животных, птиц, людей. В готовую фигурку из теста втыкают грецкие орехи, изюм, курагу, в таком виде и отправляют хлеб в печь.

Атрибутом Навруза является наличие на каждом праздничном столе проросшей пшеницы, символизирующей начало новой жизни.

В день праздника принято ходить друг к другу в гости, петь песни и прыгать через разведенные костры.

Навруз отмечается более 3-х тысяч лет. Этот праздник наиболее распространен в селах. Но и в городах, хоть и реже. Есть те, немногие жители Махачкалы, которые также разводят костры в центре дворов многоэтажек. Но через костры в этот день они не прыгают, а праздничный стол в этот день они готовят обязательно.

Обычно в этот день ходят в гости к самым старшим представителям рода.

Навруз-Байрам символизирует обновление и пробуждение природы. Смысл праздника, суть – праздник первой борозды традиционно считается началом нового земледельческого сезона. Согласно преданию, как его отметить, таким и будет урожай. Если зима была холодной, снежная – значит пахота тоже начнется поздно.

Этот праздник до сих пор широко отмечается в южном Дагестане, особенно у табасаранцев, лезгин, татов, также и у азербайджанцев.

Что интересно, этот праздник считается общегородским праздником в Москве, и отмечали его 22 марта в Лужниках. Его уже в Москве отмечали 8 раз. Праздничные мероприятия открывались 14:00ч гала-концертом и до позднего вечера. Завершались этно-дискотекой. Предусмотрены были выставки, ярмарки национального прикладного искусства, дегустация национальных блюд, а также выступления творческих коллективов Москвы.

  1. – Ну, вот, ребята, узнали вы и про этот праздник. Теперь давайте поиграем.

1-я игра.

На классной доске заранее прикрепила плакат с кроссвордом. Класс делится на 2 команды.

1 команда: Агасиев А., Джаватов, Курбанов Д., Зугумов, Телеев, Байзиев.

2 команда: Мустафаев, Магомедов Х., Магомедов А., даудов, Косипов, Маллаев.

Кроссворды про овощи.

Кто первый с команды ответит, тому засчитываю 5 баллов.

После кроссворда спрашиваю у детей, для чего нужно есть овощи и фрукты.

– Для здоровья, чтобы организм человека получал все необходимые витамины и полезные вещества. Если в организме не будет витамина С, то это грозится таким заболеванием, как цинга – выпадение зубов, волос, десны будут кровоточить, иммунитета не будет у человека совсем.

– Витамин С – это иммунитет, а иммунитет – это защитные свойства, силы организма, то есть устойчивость, противостояние организма к внешним вредным воздействиям, заболеваниям.

Дети выхолят поочередно рассказать про витамины.



2-я игра.

Далее я ставлю на стол ящик с разнообразными фруктами и овощами. С каждой команды по 3 человека с завязанными глазами поочередно начинают брать в руки овощ, фрукт и на ощупь угадывают его. Кто правильно отвечает – еще по 5 баллов команде.



Затем приступаем к следующей игре.

3-я игра.

По 2 ученика с каждой команды с ложкой в зубах, а в ложке – шарик (вместо фрукта, для сложности), должны пройти некоторое расстояние с препятствиями (на пути – стульчики). И так пройти на скорость, чтобы шарик не выпал с ложки.

Тем, кто справился блестяще, ставим по 5 баллов.

Потом, по окончании игры, дети успокаиваются. Я загадываю им загадки.

Загадки

Вступление:

Каждый год письмо такое

Пишет дача нам с любовью:

«Приезжайте! Приезжайте!

Сажайте, поливайте,

Ухаживайте, знайте:

Сначала нужно потрудиться,

Потом можно насладиться

Овощами с грядки,

Ягодами сладкими.

Будут витамины,

Будет и здоровье!

А за труды большие –

Вам поклон с любовью!»

С уважением, Ваша Дача.


Что еще на даче есть?

Можно просто перечесть,

Можно поступить иначе:

Погулять по нашей даче,

И не просто погулять,

А загадки отгадать!

Ну а если ваша дача

Каждый год вас просит, плача,

Сделать новые дорожки,

Чтобы чай попить с соседкой,

Чтоб гулять, не пачкать ножки

А еще к весне – теплицу

Нужно с дачей согласиться!

Только делать это

Лучше теплым летом.

Скажет дача: «Вам спасибо!

Живите счастливо, красиво!»

В землю желтой головой,

На улицу зеленой ботвой.

Посадил ее дедка,

Выросла что? – Большая (репка)


Кто листочками прикрылся

И в тенечке притаился?

Зеленые червячки –

В огороде … (кабачки)


Что за солнышко на ножке,

Листья в бархатной одежке?

Головой кивает, а как поспевает –

Так семечки теряет! Это - … (подсолнух)


Локоны зеленые у зеленой дамы,

Деточек-горошинок полные карманы.

Дома романтична, как девушка Ассоль,

Очень музыкальна,

А имя как? (фасоль)


В зеленом садочке

Из желтых цветочков

Родились сын и дочка –

Пупырчатые зеленцы.

Кто такие? (огурцы)


Кому так хорошо живется,

Когда дождик с неба льется,

Когда солнышко печет?

Кто расти не устает?

Щеки дует как сеньор,

Спеет красный … (помидор)


Что за мячик кусты прячут?

А он прятаться и рад!

Этот мячик, между прочим,

Красный спеленький (томат)


Резкий запах, жгучий вкус,

Но его я не боюсь.

Дольку в день хотя б разок,

Что я кушал? (чеснок)


Его не ругайте, к столу приглашайте,

Горечь, слезы прощайте:

Золотистый овощ-друг!
Что полезно кушать? (лук)


Урожай собираем –

Грузовик вызываем!

Грузи зеленые шары,

Сахарные внутри –

Урожай нам не обуза,

Любим кушать мы … (арбузы)


Тут же у детей спрашиваю, чем по им мнению является арбуз – овощ, ягода или фрукт? (ягода).


Словно рыжая лиса,

В парке прячется краса,

Только хвост на улице

Солнышком любуется.

Кто в земле зарылся ловко?

Витаминная … (морковка)



Что за солнышко упало,

В грядке златом засияло?

Горький воздух от полыни

Сладким стал от спелой … (дыни)


Был он овощ неприметный,

Но июльским днем согретый

В фиолетовый кафтан

Кто оделся? (баклажан)


Что же варят, что же квасят,

Чем любой стол украсим?

Наслаждаться будем хрустом

Свежесрезанной … (капусты)


На классной доске пишу слово для 2-х команд (отдельно каждой).


4-я игра. «Садоводство»

И в вертикаль после каждой буквы в этом слове дети должны записать, дописать слова (кто быстрее из команд). Выходят по 2 участника с каждой команды и по одному слово пишут (и так дальше по цепочке).


с

а

д

о

в

о

д

с

т

в

о

а

р

е

в

е

г

а

о

е

и

г

д

б

р

о

т

о

ч

р

п

ш

у


у

е

щ

к

р

а

н

л

н

р


з

в


а

о


я

и

я

е



о



д


к

ц


ц









а





5. – Ну, вот, поиграли вдоволь, ребята. Теперь давайте-ка поговорим о том, что нового мы сегодня узнали.

Провожу закрепление темы. Класс отвечает. Подвожу итоги, то есть в данном случае объявляю победившую команду.

6. И в конце – подведение итогов сего урока в целом. Задаю вопросы, понравилось ли все детям.

Все дети довольны весь урок проводился в форме игры, игровые моменты присутствовали.













г. Избербаш, 2015