СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

САГАЛОВА Л. Н. Статья "Технология метода проектов" (использование на уроках по изучению лирики М. Ю. Лермонтова) РЯиЛ 2019-7

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«САГАЛОВА Л. Н. Статья "Технология метода проектов" (использование на уроках по изучению лирики М. Ю. Лермонтова) РЯиЛ 2019-7»


Л. Н. Сагалова, учитель русского языка и литературы ГУО «Средняя школа 125 г. Минска

Технология метода проектов

Очевидно, что каждый учитель-словесник в последнее время сталкивается с массой проблем при организации процесса обучения по своему предмету. С каждым годом снижается количество читающих детей: жизнь в мире визуальной картинки вносит свои коррективы. Отмечается низкий уровень коммуникабельности современных школьников, неумение правильно и красиво излагать свои мысли, так как дети мало говорят, в том числе и на уроках. К сожалению, учитель не может на стандартном уроке включить каждого ученика в деятельность, соответствующую его возможностям, подготовлен! желаниям. Стандартный урок не всегда выполняет функцию развития интеллектуальной, творческой и нравственной личности, так как зачастую не даёт свободы вы возможности творчества, сводится к воздействию, но не к взаимодействию.

Актуальность использования метода проектов на уроках литературы определена необходимостью создать условия для реализации личностно ориентированного обучения с учётом возможностей и способностей каждого учащегося, заинтересованностью современного общества в человеке, который умеет думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы; обладает критическим и творческим мышлением; владеет богатым словарным запасом.

Урок-проект является, как правило, завершающим в рамках одной темы или раздела. Такая форма, на мой взгляд, лучше зачёта, контрольной работы или теста, где литературный текст не вызывает никаких чувств и эмоций.

Алгоритм работы над проектом

  1. Класс делится на группы по 4—5 человек (по желанию). Иногда группы остаются постоянными в течение 1—2 лет.

  2. За неделю до урока каждая группа получает задание. Если это урок по творчеству поэта (программа отводит 2-5 часов на знакомство с поэтом-классиком), то задание может быть примерно таким: определить, что является самым главным, важным и ярким в творчестве поэта, доказать это в своём выступлении, создать поэтический герб автора, подобрать девиз (желательно из произведений самого автора), найти стихотворение, наиболее точно совпадающее с вашим видением его поэтического кредо, и, подводя итог, ответить одной фразой на вопрос «Кто для нас...?».

  3. Учитель консультирует руководителей групп. Здесь важно не давить, не навязывать своё мнение, а направлять и помогать.

  4. На предыдущих уроках работал учитель, стараясь дать как можно больше информации, заинтересовать, заинтриговать. На уроке-проекте педагог говорит 1-2 минуты в самом начале урока и в конце, подводя итог. Весь урок говорят дети, защищая свою точку зрения, объясняя детали гербов, девизы, читают стихи.

  5. Часть урока отводится дискуссии. Каждая группа имеет право задать вопрос другой группе, чтобы уточнить какие-либо сведения, высказать свою точку зрения.

В процессе подготовки проекта учащиеся читают не только произведения, но и другую литературу по теме, анализируют, размышляют, учатся отбирать главное, находить образы, средства художественной выразительности, видеть глубину авторского замысла. Поэт, писатель перестаёт быть для них только человеком на портрете. Он становится живым со своими мыслями, чувствами, которые вылились в стихотворные строки.

Каждая группа, рассказав только об одной грани творчества писателя, «кладёт» свой кусочек в его портрет-мозаику. В конце урока вырисовывается общая картина. Её можно дополнять всю жизнь. Но главное — начало уже положено.

Как правило, после таких уроков нет домашних заданий. Можно предложить детям написать отзыв на самое любимое стихотворение.

Работа над проектом продолжается вне уроков. Так появились ученические исследования по творчеству В. Маяковского, А. Ахматовой, А. Блока, М. Цветаевой, С. Есенина, И. Бунина. Первое место на республиканской научно-практической конференции школьников заняла работа «Пророчества в поэзии Серебряного века».

Лермонтов?

Лермонтов!

Лермонтов...

Урок русской литературы в IX классе

Проблема. М. Ю. Лермонтов. Кто он в восприятии современного молодого читателя? Найдут ли общий язык Лермонтов и современный девятиклассник?

Противоречие. Сложность восприятия поэзии М. Ю. Лермонтова; противоречивость его личности; противоречивость суждений о Лермонтове.

Цели урока: на основании знакомства с творчеством Лермонтова в предыдущих классах, материале пяти уроков по роману «Герой нашего времени» и любовной лирике, самостоятельной исследовательской и творческой работе учащихся в группах создать литературный проект «Лермонтов? Лермонтов! Лермонтов...»; способствовать развитию у школьников речи, мышления, умений выступать, отстаивать свою точку зрения, спорить, систематизировать и анализировать материал; воспитывать умного, вдумчивого, творческого читателя.

Оформление: портрет М. Ю. Лермонтова; таблички «Лермонтов?», «Лермонтов!», «Лермонтов...»; графический материал, подготовленный учащимися к выступлениям; эпиграф.

Ход урока

  1. Слово учителя.

На доске-табличка «Лермонтов?».

— Более 200 лет назад на землю пришёл Лермонтов. Ярко, как комета, стремительно промчался по жизни и ушёл, оставив после себя стихи, прозу, пьесы, сказки и толки, догадки, сплетни, слухи и вопросы.

Вы уже читали стихи Лермонтова раньше. Взрослели вы, взрослели и они. Этот урок — маленький итог вашего общения с поэтом.

Каким его вы увидели, прочитав то, что он написал? Что главное и важное в его творчестве? Что и кто для вас Лермонтов сейчас? Что он рассказал о себе самом и о своём мире?

В начале XX века Валерий Брюсов писал:

....угрюмо

Ты затаил, о чём томилась дума,

И вышел к нам с усмешкой на устах.

И мы тебя, поэт, не разгадали,

Не поняли младенческой печали

В твоих как будто кованых стихах!

Таинственность и страстность, яркость, младенческая печаль и высота «кованых» строк... Может быть, вам удастся хоть немного приоткрыть завесу тайны и поэт станет нам ближе и понятнее.

Итак, ваше слово, новое поколение.

  1. Выступление групп.

  1. я группа. М. Ю. Лермонтов — это одинокая романтическая личность «с сердцем вольным и пламенными страстями».

«В уме своём я создал мир иной».

  1. я группа. М. Ю. Лермонтов — поэт свободы и гордого одиночества.

«...Кто близ небес, тот не сражён земным».

  1. я группа. М. Ю. Лермонтов — поэт русской души.

«Люблю отчизну я, но странною любовью...»

  1. я группа. М. Ю. Лермонтов — отчуждённый от жизни герой, которому, однако, она далеко не безразлична, философ одиночества.

«Покоя, мира и забвения не надо мне...»

  1. я группа. М. Ю. Лермонтов — поэт неразделённой любви.

«Люблю тебя нездешней страстью,

Как полюбить не можешь ты,

Всем упоением, всей властью

Бессмертной мысли и мечты...»

Ш. Дискуссия.

  1. Слово учителя.

  • К вашим выступлениям добавлю своё. В понимании Лермонтова я во многом согласна с Дмитрием Мережковским: «Пушкин, и Гоголь, и Достоевский, и Толстой — все смирялись, один Лермонтов не смирился». Лермонтов для меня — это некий вариант сверхчеловека, которому было открыто и понятно значительно больше, чем обычному человеку, который знал, откуда он, и мучительно искал свой дальнейший путь.

Опальный ангел, с небом разлучённый,

Узывный демон, разлюбивший ад,

Ветров и бурь бездомных странный брат,

Душой внимавший песне звёзд всезвонной.

К. Бальмонт

  1. Обобщение.

  • Теперь, услышав строчки, прочитав новые стихи поэта, вы узнаете автора и воскликните: «Лермонтов!»

На доску прикрепляется табличка - Лермонтов!».

  • Пусть у каждого из вас будет свой Лермонтов. Возможно, вы откроете в поэте ещё одну грань, потом ещё и ещё. Ведь всю свою жизнь мы познаём, открываем, разгадываем себя и других.

Предузнавший свой жребий, свой конец: «кровавая меня могила ждёт, могила без молитв и без креста», грустный, мучающийся, таящий свои мысли, переживания от толпы, создававший стихи, подобные музыке, умевший слушать, как звезда с звездою говорит, видевший, как «спит Земля в сиянье голубом», безумно храбрый, искавший родной души, космически одинокий, соединивший в себе священное с порочным, шедший к Богу и отвергавший Бога, опальный ангел или так и не смирившийся демон...

Тайна...

Загадка...

Лермонтов...

На доску прикрепляется табличка «Лермонтов...»

  • Мы пытались и пытаемся его осмысливать.

Но Лермонтов — всё Лермонтов...

Как жизнь и вечность...