Театральный кружок.
«Маленький театрал»
Воспитатели:
Бровякова Т.Г., Ковалёва Е.П.
Пояснительная записка.
Актуальность кружка:
Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, которых каждый ребёнок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причём не только в обычном разговоре, но и публично не стесняясь присутствия посторонних слушателей. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные игры.
Воспитательные возможности театральной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик, персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй.
Театральные игры развивают эмоциональную сферу ребёнка, позволяют формировать социально-нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.).
Таким образом, театральные игры помогают всесторонне развивать ребёнка.
Цель: развивать интонационную выразительность речи. Развивать способность воспринимать художественный образ литературного произведения и творчески воспроизвести его в сценках, театральных действиях.
Задачи:
1. Развивать у детей интонационную выразительность речи.
2. Развивать умение чувствовать характер литературного произведения.
3. Развивать у детей выразительность жестов, мимики.
4. Развивать умение различать жанры: потешка, сказка, рассказ, выделять положительные и отрицательные качества персонажей.
5. Развивать умение оценивать поступки героев, ситуации, чувствовать юмор.
6. Развивать умение детей принимать участие в инсценировках по сюжетам знакомых художественных произведений.
7. Поощрять инициативу, творчество.
8. Развивать умение чисто и чётко проговаривать все звуки; согласовывать слова в предложениях.
9. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Организация:
Проводится: четыре занятия в месяц во второй половине дня.
Среда – 1 – 3 неделя;
Четверг – 2 – 3 неделя.
Продолжительность – 25 минут
Средства:
Чтение художественных произведений, рассматривание иллюстраций к сказкам;
Разные виды театров; фланелеграф, пальчиковый, настольный театр ложек, театр кружек, теневой театр, театр кукольный би-ба-бо, театр марионеток.
Технология проведения:
Сущность состоит в конструировании творческого процесса по модели субъект-субъектного взаимодействия с ребёнком через раскрытие творческого потенциала в речевых умениях, в использовании жестов, мимики. Структура занятий представлена: играми с пальчиками, этюдами, применением инсценировок, изготовлением атрибутики и варьируется в зависимости от темы.
Список детей.
Тематический план.
Месяцы | Содержание занятий |
Сентябрь | Составление плана, подбор репертуара. |
Октябрь | «СКАЖИ ПО-РАЗНОМУ» Игры с пальчиками «Дружная семья», «Дружные дети». (см. приложение) Разучить потешку «Вороны» Этюды с куклами би-ба-бо, «У медведя во бору» (Русская народная песня) (см. приложение) Игра «Скажи по-разному». (проговаривание диалога с различными интонациями) Ребёнок: Мёд в лесу медведь нашел. Медведь: Мало мёду много пчёл. ПРОИГРЫВАНИЕ ЭТЮДОВ Киска. Хозяйка: Здравствуй, Киска, как дела? Что же ты от нас ушла? Киска: Не могу я с вами жить, Хвостик негде положить. Ходите, зеваете На хвостик наступаете. Проговаривание чистоговорок (см. приложение) Этюды на театральной ширме, разыгрываемые куклами би-ба-бо. |
Ноябрь | СПЕКТАКЛЬ «ТРИ МЕДВЕДЯ» Рассказ сказки «Три медведя». (фланелеграф) Беседа по содержанию сказки. Распределение ролей. Этюды на театральной ширме, разыгрываемые куклами би-ба-бо. (диалог Настасьи Петровны с Михайло Ивановичем; Настасьи Петровны с Мишуткой; ) Игры с пальчиками «Пальчиковая гимнастика». Этюды на театральной ширме, разыгрываемые куклами би-ба-бо. (разучивание слов девочки Машеньки.) Изготовление атрибутов к сказке «Три медведя». Показ спектакля, с участием кукол би-ба-бо «Три медведя», детям младшей группы |
Декабрь | НАСТОЛЬНЫЙ ТЕАТР «РУКОВИЧКА» С показом настольного театра. Вопросы по содержанию сказки. Рассматривание картинок к сказке с обсуждением характерных особенностей персонажей. Ведение диалога детьми в процессе рассказывания сказки «Рукавичка». Проговаривание чистоговорок (см. приложение) Этюд на выразительность жеста «Ох, ох, что за гром?» |
Январь | ДРАМАТИЗАЦИЯ СКАЗКИ «РУКОВИЧКА» Ведение диалога детьми в процессе рассказывания сказки «Рукавичка». Изготовление атрибутов к сказке «Рукавичка» Драматизация сказки «Рукавичка» (младшей и подготовительной группе) |
Февраль | ТЕНЕВОЙ ТЕАТР «ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ» Проговаривание чистоговорок (см. приложение) Игры с пальчиками «Мизинчик» (см. приложение) Знакомство с теневым театром, показ сказки «Волк и семеро козлят». Этюд на сопоставление различных эмоций «Ты мороз, мороз, мороз» |
Март | СКАЗКА НА ФЛАНЕЛЕГРАФЕ «ЛИСА, ЗАЯЦ, ПЕТУХ» Игра – пантомима по стихотворению К.И. Чуковского «Черепаха» Показ сказки на фланелеграфе «Лиса, заяц и петух» Рассматривание картинок к сказке с обсуждением характерных особенностей персонажей. Распределение ролей. Этюд на сопоставление различных эмоций «Шерсть чесать – рука болит» |
Апрель | СПЕКТАКЛЬ «ЛИСА, ЗАЯЦ И ПЕТУХ» Этюд на выразительность жеста «Пошла Маня на базар» Этюды на театральной ширме, разыгрываемые куклами би-ба-бо. Изготовление атрибутов к сказке «Лиса, заяц и петух». Показ спектакля, с участием кукол би-ба-бо, «Лиса, заяц и петух», детям младшей и подготовительной группы. |
Май | ТЕАТР ЛОЖЕК «КОЛОБОК» Этюд на выражение основных эмоций «Уж ты, серенький коток»; «Дождик, дождик, лей, лей». ТЕАТР КРУЖЕК «НЕТ КОЗЫ С ОРЕХАМИ» |
Критерии
отслеживания результативности работы кружка заключаются в уровнях освоения: высокий, средний и низкий.
Высокий:
Знает виды театров;
Владеет интонационной выразительностью речи;
Владеет выразительностью жестов и мимики;
Имеет навыки кукловождения;
Умеет оценивать поступки героев;
Проявляет инициативу и творчество.
Средний уровень:
Знает виды театров;
Интонационная выразительность речи недостаточно выражена;
Владеет выразительностью жестов и мимики;
Имеет навыки кукловождения;
Умеет оценивать поступки героев;
Проявляет творчество, но недостаточно инициативен.
Низкий уровень:
Знает виды театров;
Слабо выражена интонационная выразительность речи;
Недостаточно владеет выразительностью жестов и мимики;
Имеет навыки кукловождения;
Умеет оценивать поступки героев;
Не проявляет творчество, недостаточно инициативен.
Список детей.