СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самоанализ 2014 года

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

МБОУ Никулинская СОШ

 

 

 

 

САМОАНАЛИЗ

профессиональной деятельности

учителя географии

первой квалификационной категории

 

бережинской людмилы васильевны

за 2013 – 2014 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Моя тема самообразования «Дифференцированный подход на уроках географии как условие развития личности школьника»

    Цель моей работы состоит в том, чтобы создать условия для успешной реализации дифференцированного подхода в обучении, позволяющего усвоить учебный материал в полном объеме, сформировать мыслительные операции, воспитать творческую личность с активной гражданской позицией.

   Для осуществления поставленной цели решаю следующие задачи:

• развивать и укреплять интерес к предмету через организацию учебно-    поисковой и исследовательской деятельности на уроках;

                • создавать ситуацию успеха каждому ученику на каждом уроке;

• разработать систему дифференцированных заданий, направленных на     формирование целостных систем знаний и практических умений;

• воспитать в них чувства патриотизма, гражданственности, коммуникативности.

Для реализации поставленных задач использую современные педагогические технологии, методики развивающего обучения. Планирую различные виды деятельности учащихся на уроке, что делает урок интересным. Обязательно на каждом уроке присутствует работа с рабочей тетрадью, учебником, атласом и контурной карте. На уроках географии учащиеся работают с настенными картами, картами атласа, контурными картами. Поддерживаю положительный эмоциональный настрой урока, а это способствует развитию познавательного интереса учеников к предмету. Использую в своей работе дифференцированный подход в обучении. Дифференцирую задания по степени оказания помощи ученику со стороны учителя, по степени самостоятельности учащихся при выполнении задания. Это особенно важно для слабых учеников. Работа организуется так, чтобы со временем степень самостоятельности школьников возрастала, а доза помощи снижалась. Для подобной дифференциации я накапливаю  дидактический материал с образцами выполнения заданий, памятки-опоры, памятки-алгоритмы. В 7 классе - составила памятки-опоры по географическому положению материка, страны, по составлению характеристик рек, природных зон и т. д. в этом году начала разрабатывать дифференцированные вопросы к зачетам. Ребятам раздаются вопросы в начале изучения темы, затем в конце изучения темы они сдают зачет. Создание положительной мотивации учения способствует формированию навыков самообразования, развивает у учащихся познавательную активность и самостоятельность. Учащиеся по моим предметам часто по своему желанию делают рефераты, сообщения к урокам, презентации. В этом году я не проводила неделю географии, но внеклассные мероприятия были проведены в 6 классе «Зарождение жизни на Земле», в 7 классе викторина «Это чудная Евразия», ответы на викторину  показали неплохой результат, а ребятами были сделаны презентации на темы «Самое, самое удивительное на материках Евразия, Северная Америка», «Рекорды Африки и Южной Америки». Возможности школьников различны, важно побудить мыслительный процесс ученика. Для этого использую в своей работе различные методы: исследовательский, поисковый, метод проблемных ситуаций, элементы критического мышления и опорных конспектов.  В 9, 11 классах по географии учащиеся выполняли проекты по темам «Экскурсия на Дальний Восток», «23 года без СССР», «Экологические проблемы мира» и оформляли их на компьютере в виде презентаций, изготовили буклеты. Считаю важным включение учащихся в познавательную деятельность на каждом этапе урока. А так как ученики имеют разный уровень познавательных способностей, разную степень обученности, подбираю рациональные виды работ, создаю ситуацию успеха, которая является важным условием для формирования мотивации и развития учащихся. Учитывая реальные возможности всех детей, организую продуктивную деятельность всего класса, осуществляя дифференцированное обучение на уроке.  Считаю, что основная проблема урока - повышение качества знаний учащихся. Поэтому на уроке учу детей выделять главное в излагаемом материале. Для реализации этой задачи анализирую содержание раздела «Основные знания и умения учащихся».

1. УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.  Качественный показатель по предмету составил 52%, что ниже  результата  прошлого года на 6%.    Высокий уровень качества знаний в 11 классе – 100%, в 7 классе – 67% и 67% - в 10 классе,  низкий – в 6 классе -0%.  В течение года учащиеся освоили программу на базовом уровне.

Качество обученности моих детей составляет:

Учебный год

2013-2014

1 чет

2 чет

3 чет

4 чет

год

Количество учащихся

 

 

 

 

21

24

21

25

25

На «4» и «5»

 

 

 

7 чел.

33%

 

 

10 чел.

42%

10чел.

48%

13чел. – 52%

13чел. – 52%

 

 

На «3»

14чел

67%

14чел

58%

11чел

52%

12чел. – 48%

12чел. – 48%

Неуспевающие

 

 

-

-

-

-

-

Абсолютная успеваемость

100%

100%

100%

100%

100%

Качественная успеваемость

33%

42%

48%

52%

52%

 

Качество обученности  детей в классах составляет:

№ п/п

четверть

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

10 класс

11 класс

1.

1 четверть

0%

56%

50%

17%

-

-

2.

2 четверть

0%

56%

50%

50%

0%

100%

3.

3 четверть

0%

67%

50%

50%

-

-

4.

4 четверть

0%

67%

50%

50%

67%

100%

5.

годовая

0%

67%

50%

50%

67%

100%

 

При изучении нового материала использую приемы и методы, способствующие развитию памяти, внимания и мышления - эвристические, исследовательские. Для более подготовленных учащихся применяю карточки-инструкции, для слабоуспевающих - тесты с выбором ответа, яркие слайды, неоднократные повторения, игровые моменты. Развитию учащихся способствуют и применяемые мною формы организации обучения. Основной формой является урок. Важным для себя считаю его структурирование. Не отвергая традиционного метода построения урока, применяю и нетрадиционные формы. Урок формирования новых знаний -это урок-исследование, урок-путешествие. Уроки проверки знаний – зачеты, викторины, КВН.  Применяю разные формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальную, групповую, фронтальную. Групповая работа используется мною нечасто, так как наполняемость классов в школе маленькая. Применение таких уроков на практике способствует заинтересованности в предмете, они дают возможность проявить способности, быть активным участником учебного процесса, не бояться высказать свое мнение. Зачеты в форме тестовых заданий психологически настраивают на сдачу ГИА, воспитывают ответственность за формирование знаний и умений. Использовать тесты в качестве контроля знаний я начинаю с 6 класса. Изучив технологию составления тестов, я сама составляю тесты по своим предметам. С целью закрепления знаний использую на уроках опорные конспекты, схемы,  обобщающие таблицы. Немаловажное значение для учащихся имеет итог урока, который отражается в памяти ученика. А если одновременно включается не один вид памяти, а затем идет закрепление с помощью практических действий, то знания остаются надолго. Именно с этой целью закрепления знаний использую на уроке карточки-тесты.

На своих уроках использую компьютер (но не всегда, так как в классе нет компьютера), он выполняет на уроке роль источника информации, выступает в качестве средства оценки, учета и регистрации знаний учащихся. На уроках я применяю мультимедийные диски. Это позволило мне повысить интерес школьников к предмету. Дети с удовольствием работают на таких уроках. Реализация данных задач позволяет мне развивать личность ученика в соответствии с его способностями, интересами и возможностями. В своей работе учитываю образовательные потребности детей, их индивидуальные способности. Обучение на уроке стараюсь организовать в атмосфере доброжелательности и устремленности. На моих уроках всегда присутствует взаимопонимание, уважение. Как итог этого – развития самостоятельности, любознательности и стремления достичь большего. 

                В системе работы накапливаю собственный методический пакет контрольно- измерительных материалов. Наиболее востребованной и методически обоснованной системой контроля результатов учебно-познавательной деятельности учащихся является  тестирование. Для тематической проверки знаний учащихся в процессе контроля и для итоговой проверки знаний и умений мною используются тесты, причем в заданиях используются различные типы тестов, что позволяет стимулировать различные интеллектуальные умения школьников. В своей работе успешно применяю педагогическую технологию сотрудничества, цель которой усвоение знаний, умений с учетом потребностей и возможностей развития ученика. Необходимо дать каждому ученику всестороннее и гармоническое развитие, создать условия для самореализации личности.

Стараясь следить за качеством усвоения программного материала, применяю различные виды контроля знаний учащихся тестирование, контрольные и самостоятельные работы, зачеты, вводные и итоговые контрольные задания. В этом году начала вести мониторинг качества знаний учащихся в течении учебного года (создана папка).

Я как педагог, не останавливаюсь на достигнутом. Постоянно совершенствую свои знания, свою работу. Постоянно ищу новые пути и методы обучения и воспитания детей повышаю свой профессиональный уровень, изучая различную литературу.