Самоанализ
деятельности педагога дополнительного образования
структурного подразделения МПК «Ритм»
МБОУ ДОД центр «Юность» Калининского района
Рябова Владимира Александровича
Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню;
Дай сделать – и я пойму.
(Китайская притча)
Я, Рябов Владимир Александрович, работаю в системе дополнительного образования с 2011 года. Являюсь руководителем студии спортивного бального танца «Master-Dance» на базе МБОУ ДОД Центр «Юность», структурное подразделение МПК «Ритм» (Приложение № 1).
В 2015 году окончил Новосибирский Государственный Педагогический Университет. Стаж педагогической работы 4 года.
Студия спортивного бального танца «Master-Dance» была создана на базе МПК «Ритм» в 2003 году. Сейчас это динамично развивающий коллектив, известный не только в городе Новосибирске, но и далеко за его пределами. В студии работают 2 педагога и занимаются 85 обучающихся. В коллектив принимаются дети и подростки в возрасте 4-18 лет на добровольной основе без предъявления требований к базовым знаниям.
Для занятий коллектива силами администрации клуба и родителей был оборудован танцевальный зал общей площадью 132 кв.метра, приобретены телевизор, DVD – проигрыватель, музыкальный центр, костюмы и т.д.
Учебно-образовательный процесс в коллективе организуется согласно модифицированной программе «Танец. Индивидуальность. Творчество» (Приложение 2).
Цель программы: создание условий для развития индивидуальных способностей детей, их творческого самовыражения, сохранения и укрепления здоровья и профессионального самоопределения средствами хореографии.
При организации работы с детьми я ставлю образовательные, развивающие и воспитательные задачи.
Образовательные задачи:
познакомить с историей возникновения бальных танцев (история танцевального костюма, историко-бытовой танец);
освоить правила личной гигиены, требования к одежде и обуви танцора;
освоить основы актерского мастерства;
сформировать представления о музыкальном сопровождении танца;
овладеть основными танцевальными фигурами, утвержденными НОФСТ;
изучить танцы международной программы по классам «Е», «Д», «С» (по годам обучения);
подготовить обучающихся к выступлениям на конкурсах различного уровня.
Развивающие задачи:
развивать чувство ритма и музыкальность детей;
улучшать моторико-двигательную и логическую память;
формировать пространственное воображение;
вырабатывать спортивную осанку, подтянутость;
формировать художественный вкус и эстетические наклонности в выборе имиджа;
развивать коммуникативные умения и навыки.
Воспитательные задачи:
формировать у мальчиков и девочек доброту и отзывчивость друг к другу; культуру эмпатического общения;
формирование системы ранней профориентации с целью выработки ранней мотивации и получения востребованной информации на рынке труда профессий;
укреплять творческую инициативу и способность к самовыражению в танце;
формировать у подрастающего поколения ценности здорового образа жизни, укрепление физического и психического здоровья;
развивать способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая воспитанников в активную образовательную деятельность;
содействовать созданию благоприятного психологического климата в коллективе.
Отличительной особенностью программы «Танец. Индивидуальность. Творчество» является следующее:
- с целью формирования и развития танцевальной культуры личности обучающихся создаётся особая здоровьесберегающая среда творческого взаимодействия ребенка с образцами бальной хореографии, педагогом, детским коллективом и социокультурной средой;
- процесс освоения основ бальных танцев строится на основе проектирования индивидуального маршрута обучения бальной пары, включающего следующие компоненты: мотивационно-потребностный, когнитивный, эмоционально-волевой, деятельностно-результативный;
- отбор содержания программного материала ориентирован на использование образцов бальной хореографии, мировой и национальной культуры, процесс организации образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий.
Программа ориентирована на достижение личностных и предметных результатов, в том числе на развитие универсальных учебных действий, включающих формирование компетенций в области использования информационно-коммуникационных технологий, образовательно-исследовательской деятельности и проектам.
При решении задач и освоении содержания программы я опираюсь на хореографические принципы и методы, принципы дидактики
Хореографические принципы:
- принцип формирования у детей художественного восприятия через танец;
- принцип развития чувства ритма, темпа, музыкальной формы;
- принцип обучения владения культурой движения (гибкость, выворотность, пластичность).
Хореографические методы:
- метод разучивания по частям (движение делится на простые части, и каждая часть разучивается отдельно);
- целостный метод разучивания (заключается в разучивании движения целиком в замедленном темпе);
- метод временного упрощения движения (сложное упражнение сводится к простой структуре и разучивается в таком виде, затем движение постепенно усложняется, приближаясь к законченной форме).
Принципы дидактики:
- принцип сознательности и активности;
- принцип доступности;
- принцип наглядности;
- принцип систематичности.
Для реализации программы в работе с занимающимися применяются следующие методы:
- метод использования слова;
- метод наглядного восприятия;
- практический метод;
- игровой метод (на начальном этапе обучения).
В работе я активно использую следующие информационно-коммуникативные технологии: поиск музыкального материала на музыкальных сайтах, видео с мастер-классами и открытыми занятиями, поиск информации о конкурсах, о современных танцевальных тенденциях. Освоение компьютерных технологий очень упрощает работу: я могу сделать видео-обзор или презентацию о поездках и выступлениях и показать на родительских собраниях родителям, чьи дети еще не принимали участия и заинтересовать их, чтобы был стимул или устроить видео-просмотр для самих детей с целью обсуждения выступления и исправления недостатков.
Используя личностно-ориентированный подход и развивающие технологии, я стараюсь, чтобы каждый ребенок вышел на сцену, почувствовал себя артистом (для этого ставятся массовые номера с большим охватом детей). Занятия в моем коллективе способствуют желанию детей больше посвящать себя танцу.
Основой всей моей педагогической деятельности стала необходимость в постоянном самосовершенствовании и самообразовании. Я постоянно работаю над собой. Посещаю мастер-классы и семинары ведущих специалистов в области спортивных бальных танцев. Так в 2012 году принимал участие в семинаре «Основы исполнения танго» (Эндрю Симкинсон, г. Новосибирск); в 2013 году – «Техника исполнения европейских танцев» (С. Бекмаметов, Н.Урбан, г. Москва); 2015 год - Семинар «Джайв», (Чемпион мира, 3-х кратный чемпион России по латиноамериканскому секвею, Чемпион Москвы 2015 года по латиноамериканской программе - Федор Полянский) и др.
Принимаю активное участие в работе методических объединений, делюсь педагогическим опытом на открытых занятиях и мастер-классах.
Являюсь автором методических пособий «Правила спортивного костюма Федерации танцевального спорта России» и «Основные танцевальные движения» (Приложение 3).
Систематически принимаю участие в социально-значимых акциях и проектах (Приложение 4).
Когда ребенок видит перед собой умного, грамотного, успешного, оптимистического, любящего свое дело, уважаемого наставника, то вероятность успеха возрастает. Стиль и манеры педагога, внешний вид, умение вести себя – тоже играют большую роль в воспитании обучающихся.
Своим воспитанникам я стараюсь создать все условия для успешного творчества. Ведущую роль в моей деятельности занимает позиция руководства. Моя работа сопряжена с постоянным участием в ней администрации нашего центра. По поводу моей работы высказываются пожелания, отмечаются положительные и отрицательные моменты моего коллектива, оказывается моральная и материальная поддержка. Для более плодотворной работы – активно сотрудничаю и привлекаю родителей. Работая с родителями в тесном контакте, я понял, что на формирование гармонично развитой личности огромное влияние оказывают семейные традиции, формирующиеся в течении многих лет. На протяжении всего периода моей профессиональной деятельности , родители обучающихся оказывают большую помощь нашему коллективу. Они активно участвуют в организации и проведении как внутриколлективных, так и общеклубных мероприятий; помогают в пошиве костюмов, в оформлении зала и клуба к праздникам. Родительский комитет организует чаепития, закупку подарков, дежурства по сопровождению детей на конкурсы и соревнования.
За период моей работы сформировалась определенная система мероприятий, позволяющая активно вовлекать воспитанников во внеурочную деятельность, что позволяет мне найти более эффективные способы взаимодействия с каждым ребёнком.
Мой коллектив «Master-Dance» занесён в «Золотой фонд города Новосибирска»;является Лауреатом районного фестиваля детского и юношеского творчества «Палитра весны», городского турнира по спортивным танцам «Кубок ТСК «Триумф», областного традиционного турнира по спортивным танцам «Black&White» (г. Омск), межрегионального турнира по спортивным танцам «Азбука танца» (г. Кемерово), российских соревнований по спортивным танцам «Сибирь – Урал» (г.Тюмень), российского турнира по танцевальному спорту «Кубок Губернатора Кемеровской области» (г. Кемерово) и др. (Приложение 5).
В последние годы в работе студии появилось еще одно направление — создание ансамблевых постановок на основе бальных танцев. Ансамбль, состоящий из 6 пар занял третье место в своей номинации, получив кубок и диплом на фестивале детского и юношеского творчества «Палитра весны» (Приложение 7).
Этой же весной, в Новосибирске, обучающиеся выступили на региональном фестивале-конкурсе «Путеводная звезда» и получили диплом II степени.
В нашей студии есть свои традиции:
проведение отчетных концертов для родителей (4 раза в год);
участие в концертах и мероприятиях Центра «Юность»;
наставничество старших воспитанников;
выступления на конкурсах бального танца;
совместные праздничные вечера с детьми и их родителями;
поздравление выпускников программы «Танец. Индивидуальность. Творчество» и т.д. (Приложение 7).
Систематически занимаюсь самообразованием (Приложение 8).
Сегодня студия спортивного бального танца «Master-Dance» продолжает свое развитие. Появляются новые, перспективные танцоры, такие, как Савва Сергей, Макаренко Карина, Решетнёва Полина, Красюк Андрей и др.
Перспективу я вижу в обмене опытом с другими коллективами, в более тщательной отделке и шлифовке танцевальных элементов, в помощи детям глубже постичь и осознать традиции спортивного бального танца. Не отставать от событий происходящих в нашей стране, то есть еще глубже осваивать современные образовательные ресурсы.
Рябов Владимир Александрович