Самоанализ и самооценка учащихся
Процесс оценивания - один из самых важных в нашей работе. От правильного оценивания зависит отношение ученика к изучаемому предмету, взаимоотношения между учеником и учителем, между учениками внутри группы. Правильное оценивание - залог успешной работы, как ученика, так и учителя.
Я считаю, что оценивание на уроке может быть и процессом и результатом. Оценивание является процессом, т.к. учитель самостоятельно или совместно с учащимися разрабатывает различные критерии, по которым в дальнейшем будет оценивать работу учащихся.
Оценивание также является и результатом, показателем, насколько полно, правильно усвоены знания, какие умения приобретены, какие навыки развиты. Несомненно, оценивание может стимулировать учебный процесс. Через оценивание учащиеся видят свой прогресс, оценивание "подогревает" стремление узнать больше.
Методы и приемы, которые использует учитель для вовлечения учащихся в процесс оценивания, имеют универсальный характер и могут быть адаптированы к потребностям учеников разного возраста и к разным учебным ситуациям.
В своей работе я использую критериальные модели оценивания: самооценивание, взаимооценивание, рефлексию.
Начиная с января 1 класса, ученики в диалоге с учителем обучаются самостоятельно оценивать свои результаты по «Алгоритму самооценки».
1. Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы.)
2. Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью.)
3. Задание выполнено верно или не совсем верно? (Учимся находить и признавать ошибки.)
4. Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс.)
В начальной школе дети очень любят оценивать себя. Поэтому вместе с детьми разрабатываем критерии к разным видам деятельности. Мои ученики имеют лист самооценки (возможны разные варианты), который мы заполняем при работе дома и на уроке:
Критерии для самоанализа деятельности ученика на уроке и дома
Критерии оценки | На сколько баллов я оцениваю свою работу (от 1 до 5) | Оценка учителя |
1. готовясь к уроку дома, я поработал на … | | |
2. я выучил (повторил) необходимую лексику, грамматику на … | | |
3. я выполнил письменное задание на … | | |
4. я работал со словарём на … | | |
5. я использовал дополнительный материал на … | | |
6. я подготовил устное задание на … | | |
7. моё участие в работе на уроке можно оценить на … | | |
8. моя реальная отметка за урок | | |
9. какую отметку в журнал я бы сам себе поставил … | | |
Что я могу сделать, чтобы улучшить свой результат: |
1. быть внимательнее на уроке | | |
2. активнее работать на уроке | | |
3. сразу просить объяснить то, что непонятно | | |
4. получить консультацию учителя | | |
5. воспользоваться помощью товарищей | | |
6. увеличить количество времени на подготовку к уроку дома | | |
7. другое | | |
Лист самооценивания работы на уроке литературного чтения
Что делаем на уроке | Отметка о выполнении: «!» - всё верно, «+» - есть ошибки, « –» - не справились. | Дополнение учителя к оценке |
Скороговорка | | |
Игра «Составь слова» | | |
Работа с текстом. | | |
Вставь пропущенные слова и вспомни авторов произведений. | | |
6 . Общий итог по уроку. | | |
Следующий лист оценивания использую на разных этапах урока по математике. На листе указаны задания, которые взяты под контроль.
Лист оценивания работы обучающегося на уроке математики
Задание | Правильность выполнения | Оценка о выполнении (!, +, –) |
« Посчитай» | | | | | | |
«Реши задачу» | Кр. запись | Решение | Ответ | Схема | |
| | | | |
«Подумай и сравни» | | | | | | |
Оцени свою работу. Отметь нужное место на линейке знаком x.
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
На уроках русского языка часто использую листы самооценивания для проверки усвоения знаний как пройденного, так и нового материала.
Ф.И. |
Задание по русскому языку |
Проверяемое | Проверочное |
ед.ч. или мн. ч. | уменьш. – ласкательное | Другое однокоренное |
Л..сичка | | | |
Л…сной | | | |
Тр…ва | | | |
Р..ка | | | |
Оценка работы обучающегося | «!» - всё правильно «+» - есть ошибки, но сам исправил «-» - не выполнил задание | Оценка учителя |
Также прием самооценки применяю при работе с тестами на разных уроках. Выполненные тесты мои ученики проверяют сами по слайдам-ответам. Сами выставляют себе количество баллов, а потом я беру тетради на проверку и сравниваю оценку ученика со своей оценкой.
Использовать самооценку можно и во внеурочной деятельности.
Лист самооценки творческого дела
Ф.И. ученик ___________________
| Необыкновенный результат, его будет сложно повторить |
| Очень доволен, так как результат отличается от обычного |
| Доволен, похоже на то, что делаю обычно |
| Цель достигнута, но в следующий раз многое сделаю иначе |
Практикую на своих уроках взаимооценивание, так называемая взаимопроверка.
Лист взаимооценки выразительного чтения
Критерии чтения | Я как исполнитель | Мнение слушателя |
Названы автор и заглавие произведения | | |
Передано настроение автора и героя | | |
Голосом выделены ключевые слова каждой смысловой части | | |
Соблюдены паузы внутри и в конце высказываний | | |
Выбран необходимый темп чтения | | |
Текст прочитан с необходимой громкостью | | |
Удачно нарисован голосом словесный образ…. | | |
Слушателям понятно то, о чём было прочитано | | |
Критерии оценивания использую и при групповой работе. Учащиеся оценивают себя и друг друга при выполнении задания по весу участия каждого в групповой работе.
Лист оценки работы в группе над проектом
По каждому пункту ученикам предлагается выставить баллы от 0 до 5.
| Критерии самооценки |
| | | | | |
1 | Мы тщательно изучили тему проекта | | | | | | |
2 | Мы ознакомились с критериями оценивания проектной работы | | | | | | |
3 | Мы распределили обязанности участников проекта | | | | | | |
4 | Мы провели исследование по теме проекта | | | | | | |
5 | Каждый участник команды участвовал в сборе информации | | | | | | |
6 | Мы умеем работать в группе | | | | | | |
7 | Мы подобрали необходимый изобразительный и музыкальный ряд для презентации проекта | | | | | | |
8 | Мы правильно распределили время работы над проектом | | | | | | |
9 | Мы научились анализировать свои действия | | | | | | |
10 | Мы научились представлять результаты своего труда | | | | | | |
11 | Мы научились создавать презентации для представления проекта | | | | | | |
12 | Мы умеем употреблять в речи изученную лексику по теме проекта | | | | | | |
13 | Мы умеем работать с информационными ресурсами в сети Интернет | | | | | | |
14 | Мы научились защищать свой проект перед аудиторией | | | | | | |
| Итого (балл) | | | | | | |
В процессе работы учащиеся пытаются оценить качество своего проекта, сверяясь с критериями и получая комментарии от учителя. Ученик видит, где он не достиг нужного результата и корректирует свою деятельность. Конечно, учащиеся не всегда объективны, поэтому отметки учителя и учеников могут отличаться.
Организуя групповую работу, часто предлагаю своим ученикам подобные карточки. В данном случае школьники читали мини-тексты по теме «Домашние и дикие животные», а затем высказывали свое мнение по данной проблеме.
Карточка взаимооценивания результатов работы в группе
Оцените работу всех членов группы, запишите результаты в таблицу, сдайте карточку учителю.
| Задание 1: соотнеси тексты и их заголовки | Задание 2: задай 3 вопроса по содержанию текста | Задание 3: ответь на вопросы одноклас- сников | Задание 4: выскажи свое мнение по данному вопросу |
| текст1 | текст2 | текст3 | вопрос1 | вопрос2 | вопрос3 | количество правильных ответов | задание выполнено + задание не выполнено - |
ученик 1 | + | - | + | + | + | - | + + | + |
ученик 2 | + | + | - | + | - | - | + + + | + |
ученик 3 | + | - | + | + | - | + | + | - |
1 «+» = 1 балл
9-10 баллов - отметка «5»
7-8 баллов – отметка «4»
5-6 баллов – отметка «3»
менее 5 баллов – Отметка «2»
В начальной школе дети очень любят участвовать в оценке других детей.
Я люблю применять критериальные оценки, так как они дают возможность предусмотреть заранее все аспекты работы ученика, дают возможность самому ученику правильно построить свою работу, работать на результат. В любой момент ученик может улучшить свои достижения.
Зная заранее критерии оценивания, ученики более осознанно подходят к выполнению заданий и объективно оценивают свои собственные достижения, а также достижения своих одноклассников.
В конце урока обучащиеся проводят самооценку собственной деятельности или так называемую рефлексию. Каждый отмечает для себя уровень сложности материала, свою активность на уроке и свой личностный рост.
Рассмотрим варианты рефлексивных заданий, которые я использую на своих уроках.
«Лесенка успеха»
1-я ступенька – ученик не понял новое знание, ничего не запомнил, у него осталось много вопросов; с самостоятельной работой на уроке не справился;
2-я и 3-я ступеньки – у ученика остались вопросы по новой теме, в самостоятельной работе были допущены ошибки;
4-я ступенька – ученик хорошо усвоил новое знание и может его рассказать, в самостоятельной работе ошибок не допустил;
Оценочная деятельность ученика способствует формированию его коммуникативных навыков, умения обосновывать свое решение, отстаивать свою точку зрения, развивает критическое мышление, приводит к повышению мотивации учебной деятельности.
С какими же трудностями могут столкнуться учителя при вовлечении школьников в процесс оценивания?
Самая главная проблема - заниженная и завышенная самооценка учащихся. Также приходиться сталкиваться с необъективностью оценки: ученики могут завысить или занизить оценку в зависимости от симпатий к тому или иному однокласснику.
Только постоянная и регулярная кропотливая работа помогает привести все оценки к единому "знаменателю".
Конечно, проблемы с процессом оценивания есть у всех. В первую очередь, это нехватка времени на уроке. Однако, мы не можем увеличить продолжительность урока и уменьшить количество учеников, но сообща искать наиболее эффективные методы и приемы оценивания, пополнять свой методический багаж - вполне в наших силах.