СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самоанализ и самооценка учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Процесс оценивания - один из самых важных в работе учителя. Правильное оценивание - залог успешной работы,как ученика, так и учителя.Таким образом, у учащихся формируется уровень метапредметных умений.

Просмотр содержимого документа
«Самоанализ и самооценка учащихся»


Самоанализ и самооценка учащихся

Процесс оценивания - один из самых важных в нашей работе. От правильного оценивания зависит отношение ученика к изучаемому предмету, взаимоотношения между учеником и учителем, между учениками внутри группы. Правильное оценивание - залог успешной работы, как ученика, так и учителя.

Я считаю, что оценивание на уроке может быть и процессом и результатом. Оценивание является процессом, т.к. учитель самостоятельно или совместно с учащимися разрабатывает различные критерии, по которым в дальнейшем будет оценивать работу учащихся.

Оценивание также является и результатом, показателем, насколько полно, правильно усвоены знания, какие умения приобретены, какие навыки развиты. Несомненно, оценивание может стимулировать учебный процесс. Через оценивание учащиеся видят свой прогресс, оценивание "подогревает" стремление узнать больше.

Методы и приемы, которые использует учитель для вовлечения учащихся в процесс оценивания, имеют универсальный характер и могут быть адаптированы к потребностям учеников разного возраста и к разным учебным ситуациям.

В своей работе я использую критериальные модели оценивания: самооценивание, взаимооценивание, рефлексию.

Начиная с января 1 класса, ученики в диалоге с учителем обучаются самостоятельно оценивать свои результаты по «Алгоритму самооценки».

1. Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы.)

2. Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью.)

3. Задание выполнено верно или не совсем верно? (Учимся находить и признавать ошибки.)

4. Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс.)

В начальной школе дети очень любят оценивать себя. Поэтому вместе с детьми разрабатываем критерии к разным видам деятельности. Мои ученики имеют лист самооценки (возможны разные варианты), который мы заполняем при работе дома и на уроке:


Критерии для самоанализа деятельности ученика на уроке и дома

Критерии оценки

На сколько баллов я оцениваю свою работу (от 1 до 5)

Оценка учителя

1. готовясь к уроку дома, я поработал на …



2. я выучил (повторил) необходимую лексику, грамматику на …



3. я выполнил письменное задание на …



4. я работал со словарём на …



5. я использовал дополнительный материал на …



6. я подготовил устное задание на …



7. моё участие в работе на уроке можно оценить на …



8. моя реальная отметка за урок



9. какую отметку в журнал я бы сам себе поставил …



Что я могу сделать, чтобы улучшить свой результат:

1. быть внимательнее на уроке



2. активнее работать на уроке



3. сразу просить объяснить то, что непонятно



4. получить консультацию учителя



5. воспользоваться помощью товарищей



6. увеличить количество времени на подготовку к уроку дома



7. другое




Лист самооценивания работы на уроке литературного чтения

Что делаем на уроке

Отметка о выполнении:

«!» - всё верно,

«+» - есть ошибки,

« –» - не справились.



Дополнение учителя

к оценке

  1. Скороговорка



  1. Игра «Составь слова»



  1. Работа с текстом.



  1. Вставь пропущенные слова и вспомни авторов произведений.



6 . Общий итог по уроку.






Следующий лист оценивания использую на разных этапах урока по математике. На листе указаны задания, которые взяты под контроль.


Лист оценивания работы обучающегося на уроке математики


Задание

Правильность выполнения

Оценка

о выполнении

(!, +, –)

« Посчитай»







«Реши задачу»


Кр. запись

Решение

Ответ

Схема







«Подумай и сравни»









Оцени свою работу. Отметь нужное место на линейке знаком x.



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

На уроках русского языка часто использую листы самооценивания для проверки усвоения знаний как пройденного, так и нового материала.


Ф.И.

Задание по русскому языку

Проверяемое

Проверочное

ед.ч. или мн. ч.

уменьш. – ласкательное

Другое однокоренное

Л..сичка




Л…сной




Тр…ва




Р..ка




Оценка работы

обучающегося

«!» - всё правильно

«+» - есть ошибки, но сам исправил

«-» - не выполнил задание


Оценка учителя


Также прием самооценки применяю при работе с тестами на разных уроках. Выполненные тесты мои ученики проверяют сами по слайдам-ответам. Сами выставляют себе количество баллов, а потом я беру тетради на проверку и сравниваю оценку ученика со своей оценкой.

Использовать самооценку можно и во внеурочной деятельности.



Лист самооценки творческого дела

Ф.И. ученик ___________________




Необыкновенный результат, его будет сложно повторить



Очень доволен, так как результат отличается от обычного



Доволен, похоже на то, что делаю обычно



Цель достигнута, но в следующий раз многое сделаю иначе









Практикую на своих уроках взаимооценивание, так называемая взаимопроверка.


Лист взаимооценки выразительного чтения


Критерии чтения

Я как исполнитель

Мнение слушателя

Названы автор и заглавие произведения



Передано настроение автора и героя



Голосом выделены ключевые слова каждой смысловой части



Соблюдены паузы внутри и в конце высказываний



Выбран необходимый темп чтения



Текст прочитан с необходимой громкостью



Удачно нарисован голосом словесный образ….



Слушателям понятно то, о чём было прочитано




Критерии оценивания использую и при групповой работе. Учащиеся оценивают себя и друг друга при  выполнении задания по весу участия каждого в групповой работе.


Лист оценки работы в группе над проектом

По каждому пункту ученикам предлагается выставить баллы от 0 до 5.


Критерии самооценки













1

Мы тщательно изучили тему проекта







2

Мы ознакомились с критериями оценивания проектной работы







3

Мы распределили обязанности участников проекта







4

Мы провели исследование по теме проекта







5

Каждый участник команды участвовал в сборе информации







6

Мы умеем работать в группе







7

Мы подобрали необходимый изобразительный и музыкальный ряд для презентации проекта 







8

Мы правильно распределили время работы над проектом







9

Мы научились анализировать свои действия







10

Мы научились представлять результаты своего труда







11

Мы научились создавать презентации для представления проекта







12

Мы умеем употреблять в речи изученную лексику по теме проекта







13

Мы умеем работать с информационными ресурсами в сети Интернет







14

Мы научились защищать свой проект перед аудиторией








Итого (балл)








В процессе работы учащиеся пытаются оценить качество своего проекта, сверяясь с критериями и получая комментарии от учителя. Ученик видит, где он не достиг нужного результата и корректирует свою деятельность. Конечно, учащиеся не всегда объективны, поэтому отметки учителя и учеников могут отличаться.

Организуя групповую работу, часто предлагаю своим ученикам подобные карточки. В данном случае школьники читали мини-тексты по теме «Домашние и дикие животные», а затем высказывали свое мнение по данной проблеме.


Карточка взаимооценивания результатов работы в группе

Оцените работу всех членов группы, запишите результаты в таблицу, сдайте карточку учителю.




Задание 1:

соотнеси тексты и их заголовки


Задание 2:

задай 3 вопроса по содержанию текста


Задание 3:

ответь на вопросы одноклас-

сников

Задание 4:

выскажи свое мнение по данному вопросу



текст1


текст2


текст3


вопрос1


вопрос2


вопрос3


количество правильных ответов

задание

выполнено +

задание не выполнено -



ученик 1



+


-



+


+


+


-


+ +


+


ученик 2



+


+


-


+


-


-


+ + +


+


ученик 3


+

-

+

+

-

+

+

-

1 «+» = 1 балл

9-10 баллов - отметка «5»

7-8 баллов – отметка «4»

5-6 баллов – отметка «3»

менее 5 баллов – Отметка «2»



В начальной школе дети очень любят участвовать в оценке других детей.

Я люблю применять критериальные оценки, так как они дают возможность предусмотреть заранее все аспекты работы ученика, дают возможность самому ученику правильно построить свою работу, работать на результат. В любой момент ученик может улучшить свои достижения.

Зная заранее критерии оценивания, ученики более осознанно подходят к выполнению заданий и объективно оценивают свои собственные  достижения, а также достижения своих  одноклассников.

В конце урока обучащиеся проводят самооценку собственной деятельности или так называемую рефлексию. Каждый отмечает для себя уровень сложности материала, свою активность на уроке и свой личностный рост.

Рассмотрим варианты рефлексивных заданий, которые я использую на своих уроках.






«Лесенка успеха»

                                     









1-я ступенька – ученик не понял новое знание, ничего не запомнил, у него осталось много вопросов; с самостоятельной работой на уроке не справился;

2-я и 3-я ступеньки – у ученика остались вопросы по новой теме, в самостоятельной работе были допущены ошибки;

4-я ступенька – ученик хорошо усвоил новое знание и может его рассказать, в самостоятельной работе ошибок не допустил;














Оценочная деятельность ученика способствует формированию его коммуникативных навыков, умения обосновывать свое решение, отстаивать свою точку зрения, развивает критическое мышление, приводит к повышению мотивации учебной деятельности.

С какими же трудностями могут столкнуться учителя при вовлечении школьников в процесс оценивания?

Самая главная проблема - заниженная и завышенная самооценка учащихся. Также приходиться сталкиваться с необъективностью оценки: ученики могут завысить или занизить оценку в зависимости от симпатий к тому или иному однокласснику.

Только постоянная и регулярная кропотливая работа помогает привести все оценки к единому "знаменателю".

Конечно, проблемы с процессом оценивания есть у всех. В первую очередь, это нехватка времени на уроке. Однако, мы не можем увеличить продолжительность урока и уменьшить количество учеников, но сообща искать наиболее эффективные методы и приемы оценивания, пополнять свой методический багаж - вполне в наших силах.