Самоанализ открытого урока обществознания.
Класс: 5
Учитель: Слепченко Елена Михайловнаа
Дата проведения урока:15.02.2017.
Тема урока: «Современная семья».
Хороший урок – это слаженный, чётко работающий механизм. Не услышишь его пульса, не прислушаешься к нему, и урок не получится.
Этими словами я бы хотела начать самоанализ урока по теме «Современная семья», относящийся к разделу «Вечер в семейном кругу» курса «Обществознания» 5 класса.
При проектировании и проведении урока, при отборе учебного материала учитывала уровень обученности и реальные учебные возможности детей.
Для поддержания «тонуса» урока, темпа, насыщенности и эффективности работы, опиралась на возрастные особенности учащихся, выбирала и тип урока. Исходя из места урока в системе уроков по обществознанию, а также целей и функций урока, мною был выбран тип урока – комбинированный, форма урока – групповая.
Цель урока: коллективное решение главных вопросов, связанных с понятием семья, выяснить роль семьи в жизни человека, роль семьи в жизни общества.
1.Образовательные: познакомить учащихся с понятием «Семья»; показать роль семьи в жизни каждого отдельного человека и общества в целом;
2.Развивающие: развивать коммуникативные навыки и умения через групповую работу; ассоциативное мышление; творческие, мыслительные способности (анализ, суждение, рассуждения); учебно-исследовательские умения учащихся.
3.Личностные: понимать значение семьи в жизни человека, формировать нравственную культуру, развивать уважение к членам семьи; воспитывать чувство ответственности перед близкими людьми.
4. Метапредметные: формировать умение анализировать текст, работать с дополнительной литературой (словарь), объяснять свою точку зрения, выполнять проблемные задания.
5.Воспитательные: воспитывать чувство ответственности пере семьёй сегодня и чувства долга, перед семьёй будущего, способствовать нравственному воспитанию учащихся. Содействовать воспитанию гражданственности и патриотизма, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействии людей.
Формы организации познавательной деятельности (ФОПД):
- фронтальная (общеклассная);
Групповая (мини-группы).
Цель и задачи поставлены в соответствии с требованиями ФГОС, с учётом возрастных особенностей учащихся и психологических основ процесса усвоения новых знаний.
Основной используемый подход к реализации цели – личностно-ориентированный, предполагающий создание условий для развития учащегося с учётом биологических возможностей и социальных условий.
Опираясь на требования к современному уроку обществознания, структура урока была запланирована следующим образом: урок состоял из нескольких, логически связанных между собой этапов.
1.Организационный. На мой взгляд, в оргмоменте были обеспечены: доброжелательная обстановка, психологический настрой на предстоящее общение.
2.Целеполагания и мотивации. На данном этапе шла подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. Для формирования надпредметной компетенции не была названа тема урока, учащиеся смогли её сами сформулировать. Совместно с учителем учащиеся сформулировали и цели урока.
3.Усвоения новых знаний. На этом этапе использовались приёмы, усиливающие восприятие нового материала: анализ, обобщение, учебной презентацией, учебником, страницей из словаря Ожегова, обращение к социальному опыту учащихся. Изучение нового материала строилось в форме совместной деятельности учеников, учеников и учителя.
С целью формирования у школьников целостного представления о мире, я постаралась осуществлять межпредметные связи .
Широко использовались три вида общения: сотрудничество детей между собой, сотрудничество учащегося с учителем, сотрудничество школьника с самим собой.
6.Подведения итогов результативности учебной деятельности учеников и класса в целом.
7.Информирования о домашнем задании. Для того чтобы «усилить» положительный личностный смысл полученной учебной информации, школьникам предлагается творческое задание (по выбору) .
На уроке применялись различные методы учебной деятельности: объяснительно-иллюстративный, проблемный, .
Я использовала элементы современных технологий: краткосрочный мини-проект, критическое мышление(синквейн).
Использовала технологий деятельностного типа:
Проблемный диалог (проблемная ситуация, поиск решения, применение нового и др.);
Продуктивное чтение (работа с текстом до чтения, во время чтения, после чтения)
Оценивание учебных успехов (самооценка по алгоритму и др.)
Форма проведения урока способствовала развитию коммуникативных, творческих способностей учащихся.
Темп урока достаточно высокий. Объясняется насыщенностью изучаемого материала.
Использовались инновационные образовательные технологии: ИКТ, игровые технологии, интерактивные методы обучения: синквейн, метод рефлексии.
Применение ИКТ сделало урок более наглядным, насыщенным, интересным.
Использованные методы и приёмы обеспечили рациональное использование рабочего времени и предупреждение перегрузок учащихся.
Считаю, что мне удалось выдержать стиль общения с учащимися, и организовать их активную работу, решение задач занятия. План урока выполнен, задачи, и цели урока реализованы полностью.
Урок обогатил, меня на будущее тем, что я убедилась: система творческих заданий работает как технология, воспроизводимая в любом классе.