Самоанализ открытого занятия « Пасхальная радость» педагогов дополнительного образования НФ « ДЕОЦ», учебный филиал « Челно- Вершинский»
Седовой А.А. , Кузьминой А.Б.
от 11.04.2017 г.
Данное открытое занятие соответствует календарно-тематическому плану. Обучение ведётся по рабочей программе, составленной на основе программы «Изостудия. Народные промыслы» Е.В. Андреевой. На предыдущих занятиях ребята были ознакомлены с традициями народного промысла « Гжель», основными её орнаментами. Дети освоили основные приёмы изображения гжельских узоров, узнали, что основные цвета гжельской росписи - белый и синий.
Занятие « Пасхальная радость» является органичным продолжением знакомства этого блока. В то же время православная тематика открытого занятия позволяет донести до воспитанников, что вера неотделима от радости творчества, что наш русский народ всегда стремился выразить это, и так возник самобытный промысел по традиции росписи и украшения пасхальных яиц. Презентация, знакомящая детей с разными вариантами украшения яиц на Пасху, позволила и самим детям самостоятельно сделать выбор, как они смогут украсить яйца.
Занятие объединило два творческих объединения художественной направленности - « Изостудия. Народные промыслы» ( педагог Седова А.А.), и «Флористика» (педагог Кузьмина А.Б.)
Тема занятия: « Пасхальная радость».
Украшение пасхального яйца. Традиция промысла украшения пасхальных яиц.
Цель: создание условий для формирования духовно– нравственных качеств, развития художественных и творческих способностей детей.
Задачи:
Обучающие задачи:
-продолжать знакомить детей с православными традициями празднования Пасхи;
- учить оформлять пасхальные яйца в различных техниках;
- познакомить с видами росписи пасхальных яиц
-« крашенки»
- « крапанки»
- « дряпанки»
- « писанки»
- « малёванки»;
Развивающие задачи:
-развивать интерес к народному творчеству,
- развивать воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
Воспитательные задачи:
- воспитывать благоговейное отношение к православным святыням, интерес и любовь к православным праздникам;
- сформировать осознанное стремление к общественно-полезному труду;
- воспитывать настойчивость в достижении положительных результатов, организованность, самостоятельность.
Также на занятии решались здоровьесберегающие задачи – сохранить здоровье детей путём чередования труда и активного отдыха, использования ТСО и средств наглядности, создания комфортной атмосферы на занятии. Все эти задачи, я считаю, достигнуты.
Форма занятия:
Методы: беседа, презентация, практическая работа, творческий поиск, взаимопроверка.
На занятии применялись такие методы и приёмы:
Словесные – рассказ о хохломской росписи, истории возникновения промысла. Беседа с детьми.
Наглядные – демонстрация презентации - фотографий пасхальных яиц, украшенных и расписанных в различных техниках; демонстрация выставки с
пасхальными поделками, рисунками и пасхальными яйцами, украшенными в техниках « декупаж», « квиллинг», расписаные в различных стилях, украшенные ленточками и бисером.
Практические - самостоятельные творческие работы воспитанников.
Роспись деревянных яиц в стиле народного промысла « гжель» и украшение пасхальных яиц в технике «декупаж» .
Все этапы занятия были направлены на выполнение поставленной цели и задач с учетом особенностей воспитанников данного творческого объединения.
Были также определены объем и форма самостоятельной работы с детьми. К занятию был подготовлен учебно-методический комплекс: раздаточный материал, презентация о традиции росписи пасхальных яиц, наглядный материал. Была продумана методика наиболее продуктивного использования применяемого наглядного материала.
Также было продумано использование здоровьесберегающих технологий, и то, в какой форме будет проведена физкультминутка.
По православной традиции занятие началось с молитвы « Отче наш». Также я напомнила детям, что мы занимаемся не в обычном кружке, а в объединении епархиального центра, который создал наш митрополит Сергий. Далее в игровой форме, с применением элементов театрализации и кукольного театра воспитанников подвели к определению темы занятия. Подготовленные воспитанники - Дина Галимова и Сидорчева Кристина рассказали стихи про Пасху, используя куклы-перчатки.
Затем педагог Седова А.А. напомнила детям, что сейчас у нас Страстная Седмица, и скоро весь православный мир будет праздновать Воскресение Христово. Поэтому тему занятия сформулировали - « Пасхальная радость». Детей пригласили полюбоваться на пасхальную выставку, где они могли увидеть, как замечательно можно украсить яйца.
На выставке были представлены работы, выполненные в самых различных стилях и техниках. Художественное объединение « Изостудия. Народные промыслы» расписали деревянные объёмные и плоские пасхальные яйца, в стилях « гжель», « хохлома». Также этим же объединением были представлены яйца « писанки», « малёванки», « крапанки». Кроме того, воспитанники расписали объёмных и плоских матрёшек пасхальным сюжетом.
Художественное объединение « Изобразительное искусство» представило вниманию зрителей рисунки, посвящённые Пасхе Красной.
Объединение « Самарянка. Вышивка» подготовили для выставки замечательные вышивки крестиком, ленточками, бисером, работы в технике « валяние».
Но самыми красивыми были большие пасхальные яйца, украшенные фломираном ( художественное объединение «Флористика»).
Полюбовавшись на изделия, выставленные на выставке, детей пригласили на презентацию, на которой воспитанники узнали о традиции промысла росписи и украшения пасхальных яиц.
Для того, чтобы дети отдохнули, перед практической частью занятия была проведена полюбившаяся детям физкультминутка с элементами театрализации
« Маленький гном». Проводить её помогала Дина Галимова ( 8 лет).
После дети прошли на рабочие места.
Кабинет предварительно был подготовлен к занятию. На столах расстелены специальные моющиеся скатерти, разложены салфетки, кисточки, ёмкости с клеем, стаканчики с водой, яйца из пенопласта. На доске был размещён демонстрационный материал, соответствующий теме занятия.
Несмотря на то, что наглядного материала было в достаточном количестве, внимание детей не было перегружено, всё пространство было органично организовано.
Высокая работоспособность на занятии обеспечивалась за счёт использования игровых моментов, смены деятельности, введения элементов театрализации во время физкультминутки.
В связи с тем, что яйца, предоставленные для занятия, изготовлены из пенопласта, пришлось адаптировать приёмы украшения яиц. Пенопласт - материал, практически непригодный для росписи красками.
Зато прекрасно можно украсить его в технике « декупаж», фоамираном, фетром, бисером. Поэтому мы решили использовать для украшения бумажные салфетки с гжельскими узорами.
Тем более это особенное занятие, общее для художественных объединений « Изостудия. Народные промыслы» и « Флористика». Построенное таким образом занятие органично вписалось в программу обоих объединений. Дети закрепили знания о гжельской росписи. Яйца украшались элементами этой росписи - гжельская роза « агашка» была центром композиции. Также воспитанники попрактиковались в оформлении пасхальных яиц в технике « декупаж».
Дети на занятии чувствовали себя свободно, обстановка была доброжелательной, дружелюбной. Педагоги Седова А.А. и Кузьмина А.Б. уже давно работают в тандеме, и такое общее занятие стало логическим продолжением их совместной работы.
Занятие получилось увлекательным и интересным. Атмосфера на занятии была творческая, педагоги осуществили психолого - педагогическую поддержку обучающихся.
Педагог Кузьмина Антонина Борисовна продемонстрировала приём оформления яйца в технике « декупаж».
В основном все дети на занятии справились с заданием самостоятельно. Тем, кому было трудно, педагоги помогали индивидуально.
Также детям было предложено самим поставить оценку занятию с помощью смайликов. Дети очень любят подведение итогов занятия, когда они берут кружочки и рисуют на них улыбающиеся рожицы. Все дети высоко оценили занятие, нарисовав улыбающиеся смайлики.
По православной традиции в конце занятия мы поблагодарили Господа и спели молитву Пресвятой Богородице « Достойно есть».