САМОАНАЛИЗ УРОКА
Класс 8
Предмет: литература
Урок проводила учитель русского языка и литературы Зайпулаева И.И.
Дата проведения: 24.11.2022.
Тема урока: Н. В. Гоголь. «Н. В. Гоголь. «Ревизор» как сатира на чиновничью Россию»
Цель урока: углубить представление о сатире и ее средствах; развивать навыки анализа текста, характеристики героев, выразительного чтения; закрепить знания литературоведческих терминов, относящихся к драматическому роду литературы, видам комического и средствам создания комического, умение пользоваться ими; развивать творческие способности учеников и вырабатывать гражданскую позицию.
Оборудование урока: учебник, рабочие тетради по литературе, видеофильм спектакля «Ревизор», видеоролик, записи на доске (закон несоответствия, социальные пороки: казнокрадство, самоуправство, произвол властей, безнаказанность, мошенничество).
Данный урок по литературе в 8 классе является вторым в системе уроков по творчеству Н.В. Гоголя. Урок представляет звено цепи уроков, раскрывающих особенности комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» в единстве содержания и формы.
Тема урока: «Н. В. Гоголь. «Ревизор» как сатира на чиновничью Россию».
Для данного урока была определены цели: углубить представление о сатире и ее средствах; развивать навыки анализа текста, характеристики героев, выразительного чтения; закрепить знания литературоведческих терминов, относящихся к драматическому роду литературы, видам комического и средствам создания комического, умение пользоваться ими; развивать творческие способности учеников и вырабатывать гражданскую позицию.
Поставлены следующие задачи:
Обучающая: отрабатывать у обучающихся умение работать с художественным текстом, анализировать и систематизировать материал; анализировать драматическое произведение в единстве содержания и формы, характеризовать образы героев, характеризовать литературного героя с использованием цитат из текста произведения.
Развивающая: развивать аналитические умения и навыки, творческие способности обучающихся;
Воспитательная: формировать положительные нравственные ориентиры, воспитывать уважительное отношение к творческому наследию писателя.
Задачи, которые решались на уроке, были взаимосвязаны, в них были учтены особенности класса.
В результате проведенного урока были получены следующие результаты:
Личностные: обучающиеся смогли оценить писательский талант Н.В. Гоголя на примере комедии «Ревизор», смогли уяснить для себя некоторые уроки нравственности после прочтения данного произведения;
Метапредметные: обучающиеся смогли усовершенствовать читательские умения и культуру речи, а также навыки анализа и систематизации материала;
Предметные: обучающимися были сформулированы понятия «порок» и «сатира».
Коммуникативные: обучающиеся смогли отработать навык полно и точно формулировать монологические высказывания.
Тип урока: комбинированный
Он включал в себя следующие этапы.
1.Этап мотивации к учебной деятельности ( разминка на знание текста произведения)
2.Постановка учебной задачи, цели (обращение к эпиграфу урока)
3.Работа над темой урока. Актуализация опорных знаний учащихся ( заранее подготовленные сообщения о Николаевской России времен Гоголя)
4.Чтение отрывка произведения с целью постановки и разрешения проблемного вопроса
4.Просмотр отрывка кинофильма « Инкогнито из Петербурга»( с целью сравнения разных видов искусств)
5.Устная речевая характеристика персонажей пьесы (Городничий, судья Ляпкин-Тяпкин, попечитель богоугодных заведений Земляника)
6.Заполнение идентификационных листов « Кто есть кто» ,зачитывание результатов наблюдений , в процессе которого учащиеся отвечают на проблемный вопрос урока.
6.Этап рефлексии учебной деятельности.
7.Домашнее задание.
Выбранная структура была рациональна для решения поставленных задач, правильно распределено время между этапами урока. Все этапы урока логично связаны, переходы от одного вида деятельности к другому плавные, обоснованные.
При проведении урока я использовала современные образовательные технологии в соответствии с требованиями ФГОС:
1.Использование ИКТ (мультимедийной презентации) способствовало повышению мотивации обучения, созданию положительного настроя, активизации самостоятельной деятельности учащихся. Кластер, облако слов.
3. Технология проблемного обучения на этапе постановки учебной задачи, способствовало развитию познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности учащихся.
4.Технология опережающего вопроса была использована на этапе постановки учебной задачи, что позволило на уроке подключить всех учеников, приковывая внимание к анализируемому тексту, к проблеме как интриге, которую необходимо разрешить в конце урока. Решение данного вопроса стало актом эмоционального и интеллектуального наслаждения. Данная технология позволила придать уроку структурную четкость и завершенность.
В ходе урока была организована индивидуальная, фронтальная работа учащихся.
Данный урок в соответствии с ФГОС был построен на основе системно-деятельностного подхода, который заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
Была, прежде всего, усилена мотивация учеников к познанию литературы путем демонстрации того, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Структура данного урока динамичная, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. На протяжении всего урока я старалась поддерживать инициативу учеников в нужном направлении, и обеспечивать приоритет их деятельности по отношению к своей собственной, так как ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности.