Самоанализ
педагогической деятельности учителя начальных классов
МКОУ «СОШ №10 им.А.И.Исмаилова» Г.Хасавюрта РД
Гюлметовой Разии Рашидовны
Я, Гюлметова Р.Р., 20.03.1966 года рождения, работаю учителем дагестанской литературы в МКОУ «СОШ №10 им.А.И.Исмаилова». Закончила Хасавюртовский педагогический колледж им.З.Батырмурзаева по специальности «Учитель начальных классов».
Педагогическую деятельность организую в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе УМК «Школа России», который направлен на обеспечение равных возможностей получения качественного начального общего образования всеми учащимися и обеспечивает достижение результатов освоения образовательной программы среднего общего образования МКОУ «СОШ №10 им.А.И.Исмаилова» «Учебно-методический комплекс направлен на формирование у учащихся универсальных учебных действий как основы умения учиться, на включение детей в учебную деятельность при изучении всех школьных предметов. Специальные задания формируют умения школьников самостоятельно формулировать учебную задачу к изучаемой теме, конкретному уроку. Много заданий и вопросов воспитывающего и занимательного характера, в том числе задания для работы в парах и группах, инициирующих деятельность младшего школьника, акцентирующих внимание ученика на собственное аргументированное суждение, раскрывающих связи учебного материала с реальной действительностью и другими школьными предметами на основе формирования УУД. В данном УМК присутствуют задания для формирования мотивации обучения, контрольно-оценочной деятельности младших школьников; задания на поиск и отбор информации, освоение компьютерной грамотности; рубрики: «Наши проекты», «Странички для любознательных», «Выскажи свое мнение», «Готовимся к олимпиаде», «Что узнали. Чему научились», «Проверим себя и оценим свои достижения» и др.Для работы по УМК «Школа России» я собрала дидактические и методические материалы. Это система учебников, дидактические учебные пособия, книги для чтения, методические поурочные разработки, демонстрационные таблицы по русскому языку, математики, окружающему миру, литературному чтению,контрольно – измерительные материалы. Весь материал систематизирован по классам, предметам и темам.
Учебный кабинет оснащён наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью и техническими средствами обучения. В кабинете имеются компьютер, через который имеется выход в сеть Интернет, мультимедийный проектор, экран, что позволяет в полной мере использовать электронные образовательные ресурсы: www.school.edu.ruwww.school-collection.edu.ru,http://www.nachalka, infowww.edu.ruhttp://festival.1september.ruhttp://www.uchportal.ruhttp://fcior.edu.ruhttp://www.nachalka.comи др.
Рабочие программы по всем предметам учебного плана разработаны в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе требований к результатам освоения образовательной программы среднего общего образования МКОУ «СОШ №10 им.А.И.Исмаилова»
В соответствии с ФГОС НОО системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы – рабочего Портфолио учащегося.
В связи с необходимостью развития грамотного письма я определила методическую тему самообразования «Применение инновационных технологий на уроках дагестанской литературы, воспитание любви к родному краю»».Работа с темой развивает умение систематизировать, анализировать собранный материал, презентовать субъективный опыт. Работа над темой выстроена на основе УМК «Школа России»; Цель моей работы: создание условий для формирования у учащихся базовых
навыков самообразования, самоорганизации, самоопределения,самовоспитания, обеспечивающих готовность к освоению содержания основного общего образования, раскрытие интеллектуальных и творческих возможностей личности через освоение фундаментальных основ начального образования; достижение планируемых результатов освоения образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС НОО и на основе УМК «Школа России».
В соответствии с ФГОС НОО осуществляется решение следующих задач:
формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в образовательной деятельности;
формирование общей культуры, духовно нравственного, гражданского, социального, личностного и интеллектуального развития учащихся;
создание условий, обеспечивающих не только качественное образование при получении начального общего образования, но и широкий перенос средств, освоенных в начальной школе, на следующие уровни образования и во внешкольную практику.
В своей педагогической деятельности применяю следующие образовательные технологии:
здоровьесберегающие технологии способствуют формированию здорового образа жизни. Во время уроков применяю эти технологии в виде физкультминуток, динамических пауз. На уроках окружающего мира формирую основы здорового образа жизни, используя темы из раздела: «Мы и наше здоровье». Во внеурочное время проводим следующие мероприятия: «День здоровья», «Весёлые старты», классные часы «Режим дня», «Как сохранить здоровье» и т.д. В классе работает спортивный сектор. Учащиеся под моим руководством подбирают информацию о различных видах спорта, находят интересные подвижные игры и проводят их на переменах. Составляю памятки о сохранении здоровья, о правильном питании и размещаю их на информационном стенде в классном уголке.
информационно - коммуникационные технологии активно использую в своей работе. Уроки провожу с использованием мультимедиа-презентаций. Учащиеся проявляют интерес и пытаются создать свои презентации. С помощью ИКТ дети узнают новые способы сбора материала и учатся пользоваться ими. Это расширяется их кругозор, повышается мотивация учения. Использую компьютер как средство наглядности образовательной деятельности.Мною разработаны уроки, таблицы по предметам, таблицы мониторинга достижений с использованием программы PowerPoint; созданы различные виды учебно-методических материалов (поурочное планирование, методические разработки, контрольные работы и другие виды работ).С помощью программы MicrosoftPublisher создаю материалы для оформления классного уголка, уголка безопасности в классе, информационные стенды для школьного пользования. Использую программу MovieMaker для создания учебных фильмов по предметам, небольших видеороликов по безопасности, для создания поздравительных видеороликов к праздникам.
проектные технологии применяю на уроках, во внеурочной деятельности и внеклассной работе. Темы проектов предусмотрены в УМК «Школа России» по каждому предмету. Проекты выполняют индивидуально, в парах, группой.В урочной и внеурочной деятельности реализовали долгосрочные проекты:создание сборника рассказов «Времена года», проект «Вместе весело на перемене», создание социального ролика «Безопасность в интернете», правила дорожного движения в стихах и др.Ученики в ходе работы над проектом удовлетворяют познавательный интерес, достигают определённого успеха. Они учатся взаимодействовать в группах, планировать совместную работу, представлять свой проект.
исследовательские технологии ценны тем, что в них могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и дети, которые испытывают трудности в обучении. Эти технологии дают возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и способностей. технология продуктивного чтения учит детей самостоятельно понимать текст, видеть скрытый смысл. Использование данной технологии помогает ребятам понять идею произведения, замысел его автора, и почувствовать эмоциональный настрой и красоту языка художественного произведения. В дальнейшем они применяют свои умения работать с текстом на уроках математики, русского языка, окружающего мира. Работаем с текстом до чтения
(ученики высказывают свои предположения о героях, теме, содержании), во время чтения (читают в режиме диалога с автором,задают вопросы, уточняют значение слов) и после чтения
технология проблемного диалога.В своей работе использую подводящий диалог, побуждающий диалог. При изучении новой темы создаю разные проблемные ситуации: даю невыполнимые задания, задания, которые вызывают удивление, задания с готовыми решениями. Ученики самостоятельно ищут новую информацию, самостоятельно работают с учебником, активно участвуют в работе, формулируют тему урока.
технология оценивания учебных достижений.Перед выполнением задания мы обговариваем критерии выполнения задания, в диалоге с учеником выясняем, какое было задание, справился или нет, самостоятельно выполнил или с помощью, какую оценку себе бы поставил. При формировании самооценки использую шкалу.
Сочетание описанных мной образовательных технологий, различных методов, приёмов и форм организации деятельности учащихся дают возможность учащимся приобретать знания, умения, навыки, осваивать способы самостоятельной работы, развивать творческий потенциал, познавательную активность, поддерживать высокую учебную мотивацию, и как результат этого способствовать повышению качества образования.
В своей деятельности особое значение придаю единству урочной и внеурочной деятельности. Являюсь классным руководителем. Не все дети посещали дошкольные учреждения, поэтому возникли трудности. Дети с трудом включались в групповую работу, не соблюдали правила поведения и общения, возникали проблемы с дисциплиной. Целью моей воспитательной работы является формирование классного коллектива. В урочной и внеурочной деятельности стараюсь организовать работу по созданию дружного детского коллектива, создавать благоприятные условия для воспитания и обучения детей, формировать навыки здорового образа жизни, воспитывать патриотические чувства.Для этого использую парную, групповую работу. провожу классные часы («Моё здоровье»,«Правила дружбы»,«Вместе весело шагать»,«Великие сыны Отечества», «Школа для всех», «Большой урок мира» и т.д.) В классе организую беседы, викторины, внеклассные мероприятия («День именинника», «День здоровья», «Праздник братиков и сестричек» и т.д.). Развиваю интеллектуальные, эмоциональные умения и навыки детей. В этом помогают такие внеклассные мероприятия, как «Праздник сказки», «Литературные викторины».
Воспитательная работа строится на коллективной творческой деятельности. Воспитательный план составляю на учебный год, в нём прописываю мероприятия, которые планирую провести в классе (поездки в театры, экскурсии и т.д.). Опираясь на индивидуальную подготовку учащихся и учитывая их интересы, способности и возрастные возможности я планирую и провожу воспитательные мероприятия, которые расширяют кругозор учащихся, увеличивают познавательные возможности, развивают самостоятельность и активность.
Учащиеся участвуют в школьных мероприятиях (ежегодный фестиваль патриотической песни, тематические выставки рисунков и поделок).В классе ведётся работа секторов: учебного, спортивного, художественного. Каждый сектор выполняет свою роль. Ребята, с моей помощью, готовятся к праздникам и мероприятиям, подбирают конкурсы, стихотворения, занимаются оформлением. Участвуя в мероприятиях, дети сближаются, становятся дружнее, растёт их мастерство общения. В своей воспитательной работе уделяю внимание гражданско-патриотическому направлению: воспитываю уважение к символам и атрибутам Российского государства, прививаю любовь к Малой Родине, к родной школе. На классных часах организовала изучение государственной символики России, порядка официального использования государственного флага, герба и гимна Российской Федерации. Через внеклассные мероприятия осуществляется знакомство с историей своей семьи, села. Ежегодно принимаем участие в конкурсе рисунков «День победы!»
В своей работе я предусматриваю реализацию основных направлений работы
1. Диагностика психологических особенностей школьников с помощью специальных методик. Выявление учащихся, склонных к различным видам деятельности, определение уровня развития мыслительных операций, памяти, речи учащихся.
2. Игры на развитие психических процессов. Формирование более высокого уровня развития через систему специальных упражнений.,
3. Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках путём усложнения содержания задания. Развитие познавательных способностей к длительной интеллектуальной деятельности, обучение рациональным приемам самостоятельной работы.
4. Развитие речи учащихся средством внеклассного чтения. Развитие активного словарного запаса, обогащение мировоззрения.
5. Организация совместной деятельности учащихся на уроке через организацию групповых форм работы. Каждый ученик получает возможность на уроке говорить, доказывать, объяснять
6 .Система дополнительных творческих заданий. Развитие умения организовывать самостоятельную деятельность, работать с дополнительными источниками информации, в том числе и Интернет.
7. Индивидуальная работа с одаренными учащимися по направлениям. Заинтересованность в более глубоком изучении предмета, участие в олимпиадах и конкурсах
8. Участие в проектно-исследовательской работе. Заложить основы исследовательской деятельности, участие в научно-практических конференциях и олимпиадах, создание проектов.
Эффективность обучения и воспитания в школе во многом зависит от взаимодействия учителя с родителями учащихся, их поддержки и помощи. Систематически привлекаю родителей учащихся к организации интересной и разнообразной жизни класса. У нас проходят мероприятия, в которых родители принимают активное участие («Семейные посиделки», «Праздник мам и бабушек», «Проектирование клумбы у школы», «Весёлые старты», «Новогодний праздник»).Благодаря этой работе многие родители стали проявлять инициативу при организации досуга учащихся. В совместных конкурсах, соревнованиях, эстафетах взрослые и дети учатся лучше понимать друг друга, а родители имеют возможность понаблюдать за общением своего ребенка с другими
В классе появились свои малые традиции: поздравление именинников, конкурсные игровые программы, чаепитие. Результаты наблюдения показали, что в классе существует взаимопомощь, ученики доброжелательно относятся к поддержке одноклассников. Многие по собственной инициативе предлагают помощь. В основном отношения между ребятами доброжелательные, но иногда отмечались случаи, когда ребята нарушают дисциплину. Считаю, что необходимо продолжать работу по формированию классного коллектива, формированию навыков доброжелательного и заботливого отношение друг к другу.
Как классный руководитель посещаю семьи детей с проблемами в поведении. Регулярно провожу мониторинг посещения занятий, выясняю причину пропуска. Считаю, что эта работа имеет положительный результат. Ребята моего класса пропускают уроки только по уважительной причине.
2